Маргарита Лебедева
Проект по познавательному развитию «Времена года» для детей среднего и старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект по познавательному развитию
для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Разработала: воспитатель Лебедева М. А.
Актуальность проекта
Публикация «Проект по познавательному развитию „Времена года“ для детей среднего и старшего возраста» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Учитывая рекомендации ФГОС по подготовке дошкольников к школьному обучению очень важно комплексно и качественно подготовить детей к школе.
Создать условия для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Укрепление связь ДОУ с семьей.
Развивать мелкую и крупную моторику рук.
В результате развивающих занятий научить детей логическому мышлению, способности к анализу, знакомить с устройством окружающего мира и научать общаться между собой.
Данный проект помогает развивать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года. Воспитывать экологическую культуру.
Вид проекта : практико-ориентированный
Срок реализации: октябрь 2020 г. по март 2021 г.
Цель проекта : Развитие знаний детей о временах года.
Задачи проекта :
• Формировать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
• Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, отражать в рисунках признаки природы в разные времена года, используя различные методы рисования, познакомить с нетрадиционными техниками рисования.
• Закрепить умение самостоятельно сочинять экологические сказки, составлять загадки, придумывать небылицы.
• Развивать внимание, память, мышление, эстетический вкус.
• Воспитывать у детей любовь к природе и бережное к ней отношение.
Участники проекта : Воспитатели.
Музыкальный руководитель.
Дети средней и старшей группы.
Родители группы.
Предполагаемый результат
Сформированы:
Умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Становление ребенка как личности.
Положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
Результаты работы с родителями:
Повышена педагогическая компетентность родителей.
Установлено деловое взаимодействие.
Этапы проекта
I этап. Подготовительный:
Разработка проекта;
Подбор методического материала и литературы;
Оформление экологического уголка;
Оформление дидактических игр, лепбука, картотеки и консультаций для родителей по теме «Времена года»;
Проведение стартовой диагностики с детьми;
Проведение родительского собрания и анкетирования по проекту.
II этап. Основной, реализация проекта :
Работа с детьми;
Работа с родителями.
III этап. Заключительный.
Анализ результатов реализации проекта;
Показ открытого занятия;
Совместные итоговые выставки творческих работ;
Презентация проекта;
Размещение информации в СМИ.
Результаты. Выводы.
Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения, сравнивают, анализируют, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи.
Пополнился запас знаний о родном крае, об общечеловеческих ценностях.
Повысилась экологическая культура, как детей, так и взрослых.
Улучшились отношения детей друг с другом.
Установлено деловое взаимодействие с родителями.
Осенью посадили деревья.
Сделали кормушки и скворечники для птиц.
Принимали активное участие в конкурсе рисунков и поделок.
Составляли рассказы, загадки и небылицы и оформили книги.
Перспективный план
Осень
Речевое развитие :
Беседа с детьми на тему: «Как природа рисует красками".
Чтение художественной литературы (сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц, потешек, примет.
Заучивание стихов и потешек.
Речевые игры: «Придумай загадку», «Подбери предмет по признакам», «Да или нет», «Бывает не бывает», «Когда так бывает», «Закончи предложение», «Доскажи слово», «Скажи одним словом», «Один много», «Погода осенью», «Осенние слова».
Составление описательных рассказов.
Разучивание осенних месяцев.
НОД: «Осенний урожай».
Социально- коммуникативное развитие :
Рассматривание иллюстраций художников: «Осень наступала», «Осенний день» Шишкина и Левитана.
Просмотр презентаций: «Осень», «Что нам осень принесла», «Птицы», «Как животные готовятся к зиме».
Экскурсии в лесополосу.
Дидактические игры: "Времена года", "Когда это бывает?", "Сложи картинку", «С какого дерева этот листочек?", «Узнай по описанию», «Назови детенышей», «Сварим суп, компот и варенье»
Труд- посадка деревьев и сбор семян цветов с клумбы.
Сюжетно- ролевые игры: «Магазин» (продаем овощи и фрукты, «Приготовим обед».
Художественно- эстетическое развитие :
Прослушивание аудиозаписи "Осень" А. Вивальди из цикла "Времена года"; П. Чайковский «Осенняя песня» "Октябрь".
НОД:
Рисование с помощью нетрадиционных техник: «Осень золотая», «Волшебные краски осени», «Ветка рябины»- рисование пальчиками, отпечаток сухими листьями. «Грибочки в лукошке», «Дары осени»- отпечаток сырой картошкой, грушей, яблоком.
Аппликации из природного материала.
Лепка «Ежик» с использованием семечек.
Познавательное развитие :
НОД: «Золотая осень», «Дикие животные осенью», «Дары осени», «В гости к осени», «Грибы».
Осенние эксперименты: «Яблочная гравитация», «Дыхание листьев», «Рисование по листьям», «Охотники за деревьями», «Осень на ощупь», «Почему листья меняют цвет осенью».
Осенние опыты: «Зеленые и желтые листья», «Большие и маленькие листья клена», «Холодный воздух».
ФЕМП «Сосчитай сколько листочков».
Физическое развитие :
Подвижные игры: «Подбеги к дереву», «Веселый хоровод», «Кто быстрее соберет».
Физминутка «Листочки».
Пальчиковая гимнастика «Ежик».
Игры- забавы: «Листопад», «Изображаем животных», «Мы птицы».
Игры- считалочки с проговариванием.
Дыхательная гимнастика: «Сдуй листок», «Как дует ветер осенью».
Взаимодействие с семьё й:
1. Выставка поделок из природного материала.
2. Выставку совместных работ по рисованию «Дары Осени».
3. Фотовыставка «Осенний калейдоскоп».
4. Консультации для родителей: «Осенние поделки», «Одежда детей осенью», «Витамины детям осенью», «Осенние прогулки и наблюдения», «Осеннее творчество».
Памятка «Бережем природу».
5. Родительское собрание, анкетирование по проекту.
Зима
Речевое развитие :
Чтение художественной литературы (сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц, поговорок, примет о зиме. Заучивание стихотворений о зиме.
Чтение и заучивание чистоговорок о зиме.
Заучивание зимних месяцев.
Составление описательных рассказов.
Речевые игры: «Зимние слова», «Да или нет», «Бывает не бывает», «Когда так бывает», «Придумай загадку», «Закончи предложение», «Доскажи слово», «Подбери слово», «Скажи ласково».
НОД: «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.
Социально- коммуникативное развитие :
Экскурсии.
Наблюдение на прогулке за паром изо рта.
Рассматривание открыток.
Дидактические игры: «Сложи картинки, назови кто изображен», «Без чего не бывает зимы», «Исправь ошибку», «Времена года», «Узнай по описанию», «Кто лишний», «Назови и опиши», «Какая это птица», «Кто живет в лесу», «Какие животные спят и не спят зимой?».
Просмотр презентаций: «Зима», «Как зимуют животные», «Птицы».
Рассматривание репродукций картин по теме "3има" «Русская зима» И. Шишкина.
НОД: на прогулке «Поможем зимующим птицам», «Как правильно подкармливать птиц зимой».
Художественно- эстетическое развитие :
Прослушивание аудиозаписей П. Чайковского "Декабрь-Святки", Шаинского "Снежинки", «Метель».
НОД:
Рисоване с помощью нетрадиционных техник: «Волшебница зима», «Мои волшебные снежинки», «Первый снег» Рисование пальчиками, ватными палочками, техника «Набрызгивание» и отпечаток губкой.
«Моё любимое дерево зимой» (гуашь).
Аппликация «Зимний пейзаж» (ватные диски).
Изготовление елочной игрушки.
Изготовление кормушки совместно с детьми.
Познавательное развитие :
НОД: «Что такое снег?», «Зимние виды спорта», «Зимние забавы», «Чьи следы», «Путешествие по времени года зима», «Зимние явления», «Чем похожи и чем отличаются зимующие птицы?», «Как зимуют животные», «Какую пользу приносит снег».
ФЕМП «Сосчитай сколько снежинок».
Продуктивная деятельность на прогулке «Снежные пирожные».
Опыты и эксперименты со снегом и льдом: «Куда пропал снег?», «Какой снег растает быстрее, плотный или рыхлый?», «Сне и его свойства», «Что тяжелее снег или песок?», «Почему снег греет», «Чистый лед», «Изготовление цветных льдинок», «Как согреть руки», «Нужен ли зимой растениям снег», «Замерзание жидкостей», «Когда снег лепится и почему», «Таяние льда в воде».
Физическое развитие :
Подвижные игры: «Поймай снежинку», «Снежинки», «Кто быстрее», «Кто сильнее», «Самый меткий», «Синицы и снегири».
Дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку».
Физминутки: «Белый снег», «Снег идет», «Зимняя прогулка».
Пальчиковая гимнастика: «Зима», «Вышел зайчик».
Игры- забавы: «Салки», «Снежный ангел», «Самый большой ком», «Снежки», «Взятие снежной крепости», «Два мороза», «Царь горы», «Рисуем на снегу», «Кто кого перетянет», «Протоптаем дорожку»., «Перебежки с ведерками», «Рукавичка».
Игра- развлечение в группе «Найди подарок», «Волшебный мешок».
Взаимодействие с семьёй.
1. Фотовыставка «Зимние забавы».
2. Украшение группы.
3. Изготовление кормушек для птиц.
4. Консультации для родителей: «Безопасность зимой», «Зимние забавы», «Прогулки и наблюдения», «Здоровье детей в зимний период».
Памятка «Безопасное поведение зимой», «Как помочь птицам пережить зиму», «Семейный досуг зимой».
Весна
Речевое развитие :
Чтение художественной литературы, стихов, загадок, потешек, примет.
Разучивание стихов: Ф. Тютчев "Весенние Воды", «Зима недаром злится», А. Плещеев «Весна», И. Белоусов «Весенняя гостя», А. Барто «Апрель», С. Есенин «Черемуха».
Разучивание весенних месяцев.
Составление рассказов.
Речевые игры: «Придумай загадку», «Бывает не бывает».
Социально- коммуникативное развитие :
Экскурсии в лесополосу.
Наблюдение за срезанными веточками в группе.
Дидактические игры: «Весенние слова», "Времена года", «Сложи картинку», «Узнай по описанию», «Кто, где живёт?», «Чей голосок?».
Рассматривание фотографий о весне.
Рассматривание открыток.
Просмотр презентаций: «Весна», «Птицы», «Насекомые», «Как пробуждаются животные», «Цветы».
Труд- посадка цветов.
Художественно- эстетическое развитие :
Прослушивание песен о весне.
Игра- танец «Хоровод друзей».
Аудиозаписи: «Кто так поет?», «Кто так кричит?».
НОД: Рисование с помощью нетрадиционных техник:
Рисование вилкой «Цветы». «Божья коровка» пальчиками. «Дерево весной» оттиск мятой бумагой. «Весенняя капель» кляксография или набрызгивание. «В гостях у солнышка», «Красивые цветы» ладошкой.
Объемная аппликация «Весна».
Лепка «Весенний пейзаж» с помощью семечек и семян. «Веточка вербы». «Весенние цветы» с помощью бусин и пуговиц.
Познавательное развитие :
НОД: «Встреча весны с домовенком Кузей», «Помощники весны», «Путешествие в мир весны», «Деревья», «Изучаем насекомых», «Из чего птицы строят свои гнезда», «Мир природы», «времена года».
ФЕМП «Сколько птичек».
Опыты и эксперименты: «Лук растет без воды», «Эксперимент с семенами фасоли», «Можно ли пить талую воду», «Эффект радуги», «Солнечная лаборатория», «Разноцветные растения», «Ветер», «Какими бывают камни», «Растения пьют воду», «Волшебный кораблик», «Привет солнечный зайчик», «Определи на ощупь».
Физическое развитие :
Подвижные игры: «Раз, два, три к дереву беги", «Птицы», «Бабочки», «Найди пару», «Найди растение», «Рыбаки и рыбки».
Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик».
Игры- забаваы: «Веснянка», «Изобрази животное», «Плыви кораблик», «Что это было», «Лети пузырик».
Дыхательная гимнастика «Дует ветерок».
Взаимодействие с семьёй.
1. Изготовление скворечников для птиц.
2. Выставка совместных рисунков Природа России (Времена года).
3. Родительское собрание по проекту.
4. Консультации: «Весенний авитаминоз», «Весенние прогулки для юных следопытов».
Памятка «Поговорим о весне», «Игры весной», «Весна в лесу».
Список литературы:
«Юный эколог» С. Н. Николаева.
«Как знакомить дошкольников с природой» Т. Саморукова.
Методика работы по развитию речи образной речи у старших дошкольников. В. Н. Макарова.
Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста.
Голодовикова Д. Б. Форма общения со взрослыми как фактор развития познавательной активности ребенка. Формирование познавательной активности.
Голицин В. Б. Познавательная активность дошкольников.
Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей.
Денисенкова Н. С. Особенности познавательной активности детей среднего возраста.
Елкина Н. В. 1000 загадок.
Лисина М. И. Развитие познавательной активности.
Фролов А. А. Развитие познавательной активности у дошкольников.
Щукина Г. И. Проблема познавательных интересов.