Татьяна Миронова
Проект по познавательному развитию «Моя дружная и счастливая семья»
Проект по познавательному развитию на тему :
«Моя дружная и счастливая семья»
Проблема: Мир семьи рассматривается как сообщество людей, для которых важны не только родственные связи, но и нравственные ценности, определяющие бытовые отношения, деятельность и поведение всех его членов. В наше время родители больше времени уделяют работе и решению бытовых проблем и всё реже занимаются детьми, с радостью оставляя их за компьютером или перед телевизором.
Публикация «Проект по познавательному развитию „Моя дружная и счастливая семья“» размещена в разделах
Введение: Все мы знаем, что главными воспитателями своих детей являются родители. Семья — это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.
Семья воспринимает и передает своим воспитанникам культурные и моральные ценности. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Родители - это первые люди, с которыми ребёнок встречается в жизни. Можно утверждать, что если ребёнок в силу ряда обстоятельств был обделён любовью родителей или даже одного из них, то потом ему будет очень трудно научиться её дарить и понимать.
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его личности. Семья – источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая малая Родина.
Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Только семья способна создать для ребенка атмосферу душевного благополучия, дать почувствовать уверенность в себе, научить его по доброму относиться к своим близкими окружающим его людям.
Актуальность: Беседуя с детьми о семье, её членах, о совместном время препровождении, мы видим, что дети недостаточно знают о своей семье, как зовут бабушек и дедушек, а некоторые дети даже затрудняются назвать имя мамы и папы. Ребята затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Объект проекта : воспитание у детей любви к семье.
Предмет проекта : выражение положительных чувств, испытываемых к членам семьи.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 месяц - октябрь).
Продукт проекта :
Оформление альбома "Моя семья"
Выставка рисунков «Мама, папа, я - дружная семья»
Цель проекта : формировать у детей понятие "Семья". Расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.
Задачи:
• Углублять у детей представления о семье, профессии родителей.
• Формировать представление о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
• Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
• Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Ожидаемые результаты:
В работе с детьми.
1. Обогащение знаний детей о семье, через совместную игровую и продуктивную деятельность.
2. Закрепили имена, отчества своих родителей;
3. Узнали больше о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
4. Обогащение знаний детей о профессиях родителей и других родственников;
5. Улучшились и укрепились отношения в семье.
В работе с родителями.
• Укрепление родительско - детских отношений в семье.
• Родители заинтересованы в необходимости взаимодействия со своими детьми.
• Родители активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению с взрослыми, через совместные игры.
Развивающая предметно-пространственная среда проекта :
- Дидактические игры;
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
- Художественная литература;
- Материалы для художественного творчества детей;
- Сюжетные картины на тему "Семья".
Этапы реализации:
1 этап: Подготовительный:
1. Подобрать методическую, художественную литературу, пособия, наглядный материал
2. Составить план мероприятий
3. Вовлечь родителей в образовательный процесс:
- Консультация для родителей "Мама, папа, я - счастливая семья"
- Проведение анкетирования родителей “Моя семья”
2 этап: Практический.
Работа с детьми:
Беседы:
"Наши семейные традиции"
"Как я помогаю дома"
"Что такое древо моей семьи"
"Бабушки и дедушки"
Рассматривание сюжетных картин "Семья"
Дидактические игры:
"Раз, два, три, четыре, пять про кого хочу сказать"
"Сложи картинку"
"Закончи предложение"
"Родственные отношения"
Сюжетно-ролевые игры:
"Семья",
"Магазин",
"Больница"
Разучивание пословиц и поговорок
Отгадывание загадок о семье
Составление описательных рассказов на тему
"Моя семья"
"Мои бабушки и дедушки"
Чтение художественной литературы:
русские народные сказки: "Сестрица Аленушка и братец Иванушка",
"Гуси-лебеди";
И. Демьянов "В детский сад пришел я с мамой"
К. Паустовский "Теплый хлеб",
С. Маршак "Сказка об умном мышонке",
Е. Пермяк "Мамина работа",
И. Гурина "Про бабушек",
Л. Н. Толстой Отец и сыновья;
Продуктивная деятельность:
раскрашивание картинок "Семья"
рисование "Платье для мамы", "Ежиха с ежатами".
Аппликация "Платок для бабушки"
Конструирование "Дом, в котором живет моя семья"
Подвижные игры:
"Бегите к маме",
"Дедушка сапожник",
"Бабушка Маланья"
"Назови ласково (всех членов семьи)".
Пальчиковая игра "Семья"
"Кто живет у нас в квартире"
"Гномики"
Работа с родителями:
- Консультация "Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной", "Как можно интересно, весело и с пользой провести выходные с семьёй"
- Мастер-класс "Во что поиграть с ребенком дома".
- Семинар-практикум: "Весело проведем выходные дни с семьей".
- Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр:
- Подбор фотографий для оформления альбома.
3 этап: Заключительный
- Изготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
- Оформлен альбом "Моя семья"
- Организована выставка детско-взрослых работ «Мама, папа, я - дружная семья»
Список используемой литературы
1. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
2. Виноградова, Н. А., Позднякова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников: практическое пособие[Текст] / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. -3-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2009.
3. Голицына Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Издательство Скрипторий 2003, 2014г.
4. Комплексные занятия по программе под редакцией Веракса Н. Е. Средняя группа. - Волгоград: Учитель, 2017.
5. Ушакова О. С. Развитие речи детей 4-5 лет. - М. : Сфера, 2008
6. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: – М. : Сфера, 2004