Смирнова Наталья
Проект по познавательно-речевому развитию «Разноцветный мир космоса» для детей старшего дошкольного возраста
Название педагогического проекта: «Разноцветный мир космоса»
Доминирующий вид деятельности: информационно - творческий
Продолжительность проекта: среднесрочный
Срок реализации проекта: февраль - апрель
Участники проекта: воспитатели, учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители, инструктор по физической культуре.
По количеству участников: групповой
Проблема: результаты исследования показывают, что у некоторых детей отмечается низкий уровень знаний об освоении человеком космического про-
Публикация «Проект по познавательно-речевому развитию „Разноцветный мир космоса“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
странства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле.
Актуальность проблемы:
«Человечество не останется вечно на земле,но,в погоне за светом и пространством,сначала робко проникнет за пределы атмосферы,а затем завоюет себе все околосолнечное пространство»
К. Циалковский
Загадки вселенной бударажат воображение всегда. Солнце, луна, звезды - это одновременно так близко, но в то же время так далеко.
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа - герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы.
Цель проекта:
Формирование представлений о космосе и роли человека в изучении космического пространства.
Задачи проекта:
Образовательные:
Расширять представления детей о строении солнечной системы, ее планетах, о космических полетах, о фактах и событиях космоса. Обогащать словарный запас.
Развивающие:
Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей, их творческий потенциал, фантазию, интерес к космосу, умение распределять обязанности, договариваться в процессе совместной работы, достигать поставленной цели.
Воспитательные:
Воспитывать умение ценностно относиться к людям, работа которых связана с освоением космоса и их труду. Гордость за таких людей и свою Родину. Воспитывать бережное отношение к тому, что есть на нашей планете.
Ожидаемый результат:
Реализация проекта позволит сформировать у детей более точные представления о космосе. Дети узнают об ученых и исследователях в области космологии, строении солнечной системы, космонавтах; развить творческую активность детей и родителей, воспитать нравственно-патриотические чувства у дошкольников. Пополнить словарный запас, развивающую предметно-пространственную среду. Заинтересованность детей темой о космосе проявит их познавательную активность.
Этапы проекта:
I. Подготовительный этап (февраль 2018 г.)
1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
2. Сбор и анализ методической литературы.
3. Подборка художественной литературы, иллюстраций, картин, слайдов, аудио и видеоматериала по темам занятий.
4. Информация для родителей о предстоящей деятельности
5. Подготовка материала для изобразительной деятельности.
6. Просмотр видеоматериала.
7. Подборка дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр
8. Подготовка материала о музее в Люберцах
9. Подборка материала для выставки «Мир космоса».
10. Разработка конспектов организационной образовательной деятельности и сценариев праздников и досугов.
11. Посещение библиотеки «Бригантина»
II. Основной этап работы (проблемно - деятельностный) (март-апрель 2018 г.)
Познавательное развитие:
Беседы:
• «Что такое космос?»
• «Первый космонавт»
• «Космическое пространство»
• «Голубая планета-Земля»
• «Семья планет»
• «Луна-спутник Земли»
• «Солнце-источник жизни на Земле»
• «Первый полет в космос»
• «Герои космоса»
• «Что случится с нашей планетой,если.» (безопасность)
• «Поможем жителям грустной планеты» (безопасность)
Речевое развитие:
Развитие связной речи:
• Рассказ по картинке на тему: «Космическая техника»
• Рассказ по картинке на тему: «Родоначальники космологии»
• Рассказ по картинке на тему: «Женщины-космонавты»
• Рассказ по картинке на тему: «Выход в открытый космос»
• Организованная образовательная деятельность «Загадочный космос»
Обогащение словарного запаса.
Чтение художественной литературы:
• А. Хайт «По порядку все планеты»
• А. Хайт «На Луне жил звездочет»
• Р. Алдонин «Комета»
• Г. Сапгир «Раскинув свой огнистый хвост.»
• О. Ахметова «В космосе так здорово!»
• Н. Носов «Незнайка на Луне»
• В. Бороздин «Первый в космосе»
• В. Степанов «Юрий Гагарин»
• М. Баранова «Тяпа, Борька и ракета»
• Ю. А. Гагарин «Вижу землю»
• А. Барто «Веревочка»
• Ю. Усачев «Один день в космосе»
• В. Васильева «Как я летал в космос»
• И. Левченко «Улыбка Гагарина»
• Разучивание стихотворений
• Загадки о космосе
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование:
• «Дорога к звездам»
• «Лунный пейзаж»
• «Инопланетяне»
• «Звездное небо»
• «Солнышко гуляет»
• «Кометы»
• «Космос -это здорово» (в технике «граттаж»0
• Коллективная работа “Мы на другой планете”
• Коллективная работа «Нам сверху видно все»
Аппликация:
• «Полет на Луну»
• «В космос»
• «Космонавт»
• Коллективная работаё «Космические аппараты»
• Коллективная работа «Звездное небо»
Лепка:
• «Космонавт в скафандре»
• «Луноход»
• «Планеты-крошки»
• «Луна»
• Коллективная работа «Я и космос» (пластилинография)
Музыка:
• Прослушивание песен о космосе («Мы в космос улетаем на работу», «Я- Земля», «Знаете, каким он парнем был», «И на Марсе будут яблони цвести»)
• Разучивание песен ко дню космонавтики
Конструирование:
• «Космонавт у ракеты» (из природного материала)
• «Космический шлем» (оригами)
• «Ракета». Конструирование из бумаги
• «Солнце». Конструирование из бумаги
• «Летающая тарелка»
Социально – коммуникативное развитие:
Дидактические игры:
• «Летает, плавает,ездит»
• «Восстанови порядок в солнечной системе»,
• «Найди лишний предмет»
• «Космос»
• «Помоги космонавту найти свою ракету»
• «Ребусы»
• «Найди отличия»»
• «От одного до пяти»»
• «Чей,чья,чье,чьи?»
• «Что ближе,что дальше»
• «Что исчезло с солнечной системы?»
• «Звездный путь»
• «Карта звездного неба»
• Составление кроссворда
• Собирание пазлов
Сюжетно - ролевые игры:
• «Полет в космос»»
• «Космическое путешествие»»
• «Полет на Луну”
• “Уроки звездочета”
• “Путешествие к неизвестной планете”
Театрализованные игры:
• по рассказу Н. Носова «Незнайка на Луне»
Физическое развитие:
Космическая зарядка
Игры – эстафеты
Физкультминутки
Подвижные игры:
«Летим на Луну»
«Догони мою планету»
«Невесомость»
«Космические салки»
«Лови-бросай»
«Ждут нас быстрые ракеты»
«Ракетодром»
«Лабиринт»
Спортивный праздник «К полету готов!»
Организованная деятельность в режимных моментах:
• Просмотр «Шишкина школа: «Солнечная система», «Планеты- гиганты», «Плутон и комета», «Фазы Луны»
• Развивающие мультфильмы «Какие есть планеты», «Какие бывают космические аппараты», «Увлекательное путешествие в космос»
• Видеоматериал «Как научиться видеть созвездия»
• Космические мультфильмы: «Полет на луну», «Новеллы о космосе», «Космические пришельцы», «В тридесятом веке», «Хозяева Геоны», «Контакт», «Амба»
• Опытно-экспериментальная деятельность: «Метеориты и метеоритные кратеры», «Солнечная система»
Сотрудничество с родителями:
Подготовка к спортивному празднику «К полету-готов!»
Посещение музея Люберецкого техникума имени Героя Советского Союза,летчика-космонавта Ю. А. Гагарина.
Консультация на тему: «Надо ли знакомить детей с космосом»
«Это интересно» История развития космонавтики
Организация выставки рисунков и поделок о космосе.
Составление кроссворда «Космос»
III. Заключительный этап (апрель 2018 г.)
Продукт проекта:
• Обогащение предметно – развивающей среды.
• Спортивный праздник «К полету-готов!»
• Организация выставки детских рисунков и поделок совместно с родителями «Разноцветный мир космоса».
Рефлексия.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу,то занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов. Родители стали проявлять больший интерес и участие в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду.
Методическое и дидактическое обеспечение проекта
1. О. А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение космоса» М. изд. «Скрипторий 2000»,2005;
2. Т. А. Шорыгина «О космосе» М. «Книголюб»,2005;
3. Л. Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса» информационно-деловое оснащение ДОУ изд. «Детство-Пресс» 2015;
4. Н. А. Кнушевицкая «Стихи и речевые упражнения по теме «Космос» изд. «Гном» 2017;
5. Г. Юрмин,А. Дитрих «Потомучка. Веселая энциклопедия» изд. «Нарвская застава» АСТ 2007;
6. В. Калашников «О звездах и планетах» изд. «Белый город» 2006;
7. И. А. Лыкова «Звезды зовут.» (азбука аппликации) издательский дом «Карапуз» 2012;
8. Наглядно-дидактическое пособие «Космос» М-Мозаика-Синтез 2009;
9. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2016.