Ольга Квичастая
Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Огород на столе» по сюжету сказки «Вершки и корешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Огород на окне»
Название проекта: «Огород на столе».
Автор: Квичастая О. В.
Руководитель: Бондяева Е. В.
Кадры: родители
Красноглинский р-он, г. Самара.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Тип проекта: краткосрочный (февраль-апрель).
Цель проекта:
Формирование экологической культуры у детей и их родителей, развивать интерес к познавательно-исследовательской работе в области растениеводства.
Участники проекта: дети 2-ой младшей группы, воспитатели группы, помощник воспитателя, родители.
Публикация «Проект по познавательно-исследовательской деятельности „Огород на столе“ по сюжету сказки „Вершки и корешки“» размещена в разделах
- Вершки и корешки
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Овощи. Проекты
- Огород. Конспекты занятий
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Возраст детей: 2-я младшая группа (3-4 года).
Форма проведения: групповая
Актуальность проекта:
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. Недостаточно развит у детей интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть воспринята детьми.
Интеграция образовательных областей: «Познавательно-исследовательская», «Художественно-эстетическое развитие», «Восприятие (художественной литературы и фольклора)», «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи проекта:
1) Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
2) Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
3) Активизировать внимание, развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно следственные связи, делать обобщения;
4) Учить ребенка оформлять результаты наблюдений в творческо-продуктивной деятельности;
5) Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
6) Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа – подготовительный;
- исследовательский;
- заключительный.
Тема: «Мы посадили укроп, петрушку, лук, редис, свеклу и цветы».
Цель: формировать у детей познавательный интерес к укропу, петрушке, луку, редису, свекле, цветам через проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Задачи:
Обучающие.
1) Сформировать представление о жизни овощей и цветов как живых существ (они растут, могут быть здоровыми и больными);
2) Влияние света, воды, температурного режима для растений.
Воспитывающие:
1) Воспитывать бережное отношение к природе;
2) Формировать чувство ответственности при уходе за огородными растениями: вовремя полить, рыхлить почву.
3) Вызвать у детей интерес к растениям через беседы, загадки, стихи, сказки, проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивную деятельность.
Работа над проектом с родителями:
Привлечь родителей к организации и реализации проекта - обсуждение темы проекта;
Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.
Работа над проектом с детьми:
Рассматривание семян растений;
Участие в посадке растений, наблюдение за первыми всходами;
Консультация о пользе лука;
Практическая часть;
Выращивание лука разными способами (вода, земля);
Наблюдение и уход за растениями;
Оформление лука из картона «Дополни образ» (игра с прищепками);
Оформление выставки «Мир растений глазами детей».
Предполагаемый результат для детей:
Расширение знаний о строении растений и роли овощей в жизни человека;
Формирование навыков бережного отношения к растительному миру;
Развитие наблюдательности;
Активизация словарного запаса.
Предполагаемый результат для родителей:
Повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании;
Укрепление детско-родительских отношений.
Для педагога:
Повышение профессионализма;
Самореализация.
Формы реализации проекта
Формы работы с детьми:
Наблюдения;
Эксперименты;
Беседы с рассматриванием иллюстраций;
Чтение художественной литературы;
Продуктивная деятельность;
Оформление выставки.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы;
Рекомендации;
Наглядные информационные материалы;
Выполнение творческих заданий.
Оборудование и материалы:
Ящики с землей, семена растений, лейки с водой, грабельки, лопатки, таблички с надписями растений.
Планирование мероприятий по реализации проекта:
I этап – подготовительный
1) Определение цели и задач проекта;
2) Подбор художественной литературы-стихи, сказки, загадки, поговорки об овощах, цветах;
3) Изготовление таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки).
II этап – исследовательский
1) Рассматривание семян и луковицы (укропа, петрушки, редиса, свеклы, лука, цветов);
2) Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных растений: подготовка почвы, посадка семян, луковицы лука, полив, рыхление; оформление огорода на столе; наблюдение за растениями и исследования с последующим рассматриванием и фиксации рисунков.
3) Установление связи: растения – земля, растения – вода, растения – человек.
III этап – заключительный
1) Анализ и обобщение полученных результатов;
2) Изготовление выставки рисунков детей.
План реализации проекта
Подготовительный этап:
1) Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, потешки, сказки;
2) Анкетирование, беседы, рекомендации для родителей. Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, семена);
3) Изготовление табличек – указателей с названиями растений;
4) Посадка семян укропа, петрушки, редиса, свеклы, луковицы лука Исследовательский этап:
1) Рассматривание семян, луковицы (укропа, петрушки, редиса, свеклы, лука, посадка семян и лука;
2) Познавательно-исследовательская деятельность: Строение растений, условия необходимые для жизни растений, рост, развитие растений;
3) Занятия с детьми: «Посадка репчатого лука», «Знакомство с комнатными растениями»
4) Проведение настольных игр: «Лото», «Домино»;
5) Разучивание с детьми стихов, чтение сказок, загадок, поговорок, пословиц о растениях;
6) Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по форме, размеру, по цвету);
7) Беседы о пользе овощей и трав;
8) Беседы с детьми «Витаминная семья», «Терпение и труд все перетрут»;
9) Проведение игры «Вершки и корешки»;
10) Творческо-продуктивная деятельность: рисование «Мир растений глазами детей»;
Заключительный этап:
1) Подведение итогов реализации проекта;
2) Выставка рисунков детей «Мир растений глазами детей».
План экспериментальной деятельности
Земля: Название мероприятия- «Узнаем какая земля».
Цель: Выявить свойства земли (земля черного цвета, сыпется)
Материал и оборудование: земля в контейнерах.
Вода: Название мероприятия- «Вода и растения».
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений.
Материал и оборудование: два контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливают совсем).
Солнце: Название мероприятия-«Солнце и растения».
Цель: Определить роль солнца в жизни растений.
Материал и оборудование: два контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату).
Человек: Название мероприятия-«Человек и растения».
Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека.
Материал и оборудование: два контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место.
Тепло: Название мероприятия-«Тепло и растения».
Цель: Выявить потребности растений в тепле.
Материал и оборудование: два контейнера с землей и ростками (один контейнер поставили в теплое место, другой в холодное место).
Прежде чем придет весна, заготовим семена.
Что посеешь, то пожнешь и конечно – соберешь.
Проявить должны заботу, видно по труду работу
И тогда наш огород расцветет и оживет!
Мы ребята, малыши любим мы трудиться.
Вот посадим огород будем им гордиться.
Пойдем с тобою в огород, не мало там у нас забот!
Польем лучок из лейки, и сядем на скамейки.
Вот зеленая стрела к свету, к солнышку взошла.
Мы ее положим в суп, ведь приправа эта – лук.
– Ну-ка, девица редиска полезай скорее в миску!
Здесь уже твои сестрички. Видишь хвостики – косички?
– Нет, я в миску не спешу, лучше в грядке посижу!
(Марина Дружинина)
Посадили мы цветы, посмотрите,
Как они уже хороши.
Пока растения наши подрастают
Мы с тобой немножко поиграем,
И много нового узнаем.
Не ленись, моя лопатка, будет вскопанная грядка.
Грядку граблями прогладим, все комочки разобьем.
Огород наш просто диво! Как нарядно, как красиво.
И редиска, и свекла, и укроп с петрушкой
Сидят на грядке близко - близко
Наша витаминная семья!
НАША ВЫСТАВКА РИСУНКОВ
Литература:
1) Т. А. Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении» 2007г.
2) Т. А. Шорыгина «Безопасные сказки» 2014г.
3) Л. Н. Вахрушева «Познавательные сказки для детей 4-7 лет»2011г.
4) С. Н. Николаева «Юный эколог» 2010г.