Рита Ахтямова
Проект по ПДД «Моя заботливая мама»
▼ Скачать + Заказать документы
«Моя заботливая мама»
во второй младшей группе
«Кояшкай»
Подготовила: воспитатели
Ахтямова Рита Салаватовна
Нуриева Алина Фаиловна
Ишимбай, 2020-2021 гг.
Пояснительная записка
Тема проекта : «Моя заботливая мама»
Тип: тематический
Вид: игровой
Продолжительность проекта : с 18.01.2021 г. по 22.01.2021 г.
Публикация «Проект по ПДД „Моя заботливая мама“» размещена в разделах
Участники проекта : дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность проекта
Данный проект очень актуален потому что, в современном мире психология ребенка непосредственно связана с тем, что его окружает. К сожалению, многие дети воспитываются на телевизоре. Сейчас очень много мультфильмов, где главные герои это транспорт, который превращается в роботов. Детям это очень интересно. И в своих играх они копируют робота – трансформера, или другого героя. Дети переносят ситуации с мультфильмов в свои игры в настоящей жизни. Наблюдая за игрой детей часто можно увидеть, что дети целенаправленно создают аварийные ситуации или сбивают какой-то предмет, и для них это интересно и радостно. Но в настоящей жизни не все так сказочно как в мультфильмах.
Очень часто причиной ДТП являются именно дети. Приводят к этому элементарные незнания основ ПДД и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
От нас, воспитателей, требуется не столько обучение детей ПДД, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице.
Дети должны знать о возможной опасности на дорогах, но в то же время не испытывать боязни на улице, т. к. чувство страха в момент опасности парализует способность правильно ориентироваться в обстановке.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо формировать навыки детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и соблюдать ПДД.
Реализация данного проекта позволит сформировать у детей необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах, на дорогах и в транспорте. Будет создана предметно-развивающая среда, подобрана методическая литература, подготовлены атрибуты к играм. Дети будут знать дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно дети» и т. д. Будут знать: кто такие пешеходы; профессии: шофера и инспектора ДПС; чем различается проезжая часть от тротуара.
Проект создавался со следующими целями:
ЦЕЛЬ для детей:
Главной целью нашего проекта мы считаем формировать у детей дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, знаний правил дорожного движения.
ЦЕЛЬ для родителей:
Вызвать интерес у родителей к проблеме обучения детей ПДД, привлечь родителей к участию в мероприятиях детского сада.
Задачи проекта :
1) Образовательные:
– дать необходимый минимум знаний правил дорожного движения и дорожных знаков детям дошкольного возраста;
– формировать у детей первоначальные представления о правилах перехода улицы при наличии или отсутствии светофора или пешеходного перехода;
– закреплять понятие «пешеход», тренироваться в применении знаний на практике;
– совершенствовать знания детей с помощью игр.
2) Развивающие:
– расширить и активизировать словарный запас детей;
– развивать наблюдательность, внимательность и ответственность.
3) Воспитательные:
– воспитывать ответственность отношения к своему здоровью и к своей жизни;
– воспитывать чувство осторожности и чувство уважения ко всем участникам дорожного движения.
Проект создавался, потому что существует данная проблема
На сегодняшний день сильно увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является реб нок. Часто это связано с несоблюдением правил дорожного движения, их незнанием.
Всем известно, что привычки закреплены в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому изучение правил дорожного движения является одной из главных задач для воспитателей на сегодняшний день.
Были проделаны следующие этапы работы над проектом :
1 ЭТАП Подготовительный:
1)Постановка цели и задач;
2) Подбор материала по ПДД;
3) Подбор рисунков, фотографий о дорожных ситуациях;
4) Подбор художественной литературы по теме;
5) Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
6) Создание картотеки подвижных и дидактических игр по теме.
2 ЭТАП Основной
В ходе этапа был проведен ряд мероприятий с детьми и родителями воспитанников:
1) Тематическое занятие:
А) «Что такое пешеходный переход?»;
Б) «Зачем нужны дорожные знаки?»;
В) «Правила пешехода».
Беседы:
«Как переходить улицу», «Правила поведения на дороге», «Какие бывают машины», «Машины на улицах города», «Виды транспорта», «Как вести себя в транспорте».
2) Чтение художественной литературы по теме:
– Чтение и подбор художественной литературы:
С. Маршак «Мяч», «Светофор»,
В. Берестов «Про машину»,
А. Барто «Грузовик»,
В. Семерин «Держись дорожных правил строго»,
В. Арбеков «Про умных зверушек».
– Чтение музыкальной книги о правилах дорожного движения.
– Загадки и стихи о транспорте.
3) Аппликация «Светофор»;
4) Рисование (работа на дому с родителями).
5) Лепка «Разноцветный светофор».
6) Рассматривание дорожных знаков, тематических картинок, иллюстраций транспорта.
7) Совместная игровая деятельность по теме ПДД:
А) Дидактические игры:
– «Один-много», «Назови машину», «Собери светофор», «Обведи по контуру круг», «Подумай – отгадай», «Дорожные знаки», «Разрешено – запрещено».
–ПДД на макете. Тренинг «Помоги Незнайке перейти дорогу».
Б) Сюжетно-ролевые игры:
– «Гаражи и автомобили»;
– «Автомобили и светофор»;
В) Подвижные игры:
– «Дорожные знаки и пешеход»;
– «Светофор»;
– «Красный, желтый, зел ный»;
–«Воробушки и автомобиль».
Г) Ситуации общения: «Даже если торопишься, ты на светофор обязательно посмотри», «Автомобили и пешеходы на дороге».
8) Работа с родителями:
– Оформление памяток;
– Проведение консультаций;
– Выставка творческих работ по теме ПДД.
– Папка-передвижка «Обучение детей ПДД», «Формирование у детей навыков поведения на улице»;
– Беседа «Начните с себя!»;
– Рекомендации «Обучение детей правилам безопасного поведения в процессе пешего движения, в автомобиле».
Возрастная группа: вторая младшая группа 3-4 года.
3) ЭТАП
Заключительный:
1) Результаты для детей: к окончанию проекта у детей сформированы определенные знания правил дорожного движения и безопасного поведения на дороге и транспорте:
– Что обозначают дорожные знаки;
– Обозначение светофора и каждого его цвета;
– Правила поведения на проезжей части дороги;
– Правила перехода улицы.
2) Результаты для родителей: повышение интереса у родителей к проблеме развития у детей основ безопасного поведения на дорогах; Выставка художественной литературы по теме ПДД.
Ожидаемый результат:
1. У детей сформированы первоначальные знания правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге и на улице. Заинтересованность детей темой.
2. Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; проявляют творчество, активность и детальность в работе.
3. С удовольствием рисуют, лепят, играют в разные игры.
4. Участие в совместной деятельности родителей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. А набаева Ф. ., Иман олова Л. М., М х м тй рова А. Т. Баш ортостан – Г лб стан. М кт пк с й шт ге баллалар с н Башкортостан Республика ын йр не программа ына хрестоматия. – ф : Китап, 2017. – 272 б.
2. Алексеев А. П. Правила дорожного движения с иллюстрациями. – М. : Эксмо, 2016. – 160 с.
3. Алексеев А. П. Правила дорожного движения 2019 с иллюстрациями. – М. : Эксмо, 2018. – 288 с.
4. Воронкова Я. О. Правила дорожного движения для малышей. – Рн/ Д: Феникс, 2018. – 352 с.
5. Саулина Т. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 112 с.
6. Ситди ова Г. Р. олонса – ар ыма булыр бер са. – ф : Китап, 2014. – 156 б.
7. Старцева Ю. А. Школа дорожных наук. Дошкольникам о правилах дорожного движения. – М. : Творческий центр Сфера, 2016. – 64 с.
8. Субботина Е. А. Правила дорожного движения: книжка-гармошка. – Рн/ Д: Феникс, 2018. – 144 с.
7. Финкель А. Е. Правила дорожного движения в рисунках: редакция 2019 г. – М. : Эксмо, 2018. – 448 с.
9. Информационный ресурс: Энциклопедия дорожного движения https://deti.gibdd.ru/encyclopedia/;
10. Информационный ресурс: https://infourok.ru/opit-raboti-akciya-po-pdd-mi-za-zhizn-po-pravilam-1336261.html;
11. Информационный ресурс: Дошкольник. РФ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обучающие карточки «Дорожные знаки»
Занятия с карточками помогают познакомить детей с окружающим
миром, развить речевые умения; научить сравнивать, классифицировать, обобщать.
После изучения с детьми дорожных знаков, играем для закрепления материала:
– «Угадай-ка» :
Один ребенок описывает внешний вид дорожного знака, другой отгадывает – называет знак и находит карточку;
Один показывает знак, другой объясняет значение и рассказывает, в каких местах он располагается;
Один ребенок определяет значение знака, другой – называет и находит карточку.
–Четвертый лишний ( из четырех карточек: три на одну тему и одна на другую, ребенок выбирает лишнюю и объясняет свой выбор).
Набор обучающих карточек «Машины на дороге»
Когда ребенок знакомится с транспортом, разнообразным по величине, форме, цвету, конструкции, назначению, надо формировать навыки его видеть в автобусе, трамвае, грузовой машине нечто общее. Сначала ребенок только «узнает в лицо» отдельности каждую машину. Поэтому важно рассмотреть, сделать анализ этих предметов. Задача педагога – выделить их существенные признаки. В данном случае это не цвет и величина, а назначение предмета и способ его движения. Анализируя эти признаки, можно сформировать их общее определение – «транспорт». Зная этот термин, дошкольники получают опору для восприятия предметов категориями и начинают относить новые предметы и образования к тем или иным понятиям.
Помимо этого в работе с карточками мы используем беседы. Этот метод используется, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт дошкольников, они подводятся с помощью вопросов к пониманию нового материала, углубляются и развиваются их знания, умения и навыки.
Если умело ставить вопрос, он побуждает детей вспоминать известные им знания о транспорте путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. В основе беседы – диалог между мной и дошкольниками, он активизирует их мышление.
В беседе необходимо поддерживать постоянный контакт с дошкольниками. Для этого их ответы и вопросы следует внимательно выслушивать. Правильные ответы одобрять похвалой, неправильные, неполные – комментировать, поправлять. Можно предложить каждому ребенку самому найти неточности и ошибки в ответе. И лишь когда тот не сумеет этого сделать, надо призвать на помощь других детей.
Книжки – раскраски по правилам дорожного движения.
Раскраски по правилам дорожного движения – незаменимая находка для родителей и педагогов. Ведь играя, дети отлично запоминают правила. А эти правила спасают жизнь. Семь раз скажи, один раскрась. Реб нок запомнит, что правильно обходить транспорт важно. Понимать пешеходные и автомобильные светофоры ещ важней, так как бывает, что работает только один. Раскрашивая иллюстрированные ситуации, дети вместе с героями раскраски по правилам дорожного движения переживают, и помогают найти им правильный выход. Будут помнить, что игра на дороге недопустима, а он не зайчики, ножки не пришьют. Для более любознательных деток предлагается раскрасить и выучить знаки дорожного движения. Раскрашиваем, запоминаем, повторяем и применяем на дороге.
Художественная литература - средство ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на дороге
Большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности. Кроме того, в последнее время появляются современные рассказы и сказки, которые в доступной и увлекательной форме знакомят детей с правилами безопасности жизнедеятельности.
Исходя из общих требований к отбору литературы (Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова, можно выделить ряд произведений, в которых наиболее ярко описаны правила безопасного поведения на улице. К ним относятся: «Волшебный мяч» (Т. А. Шорыгина, «Как неразлучные друзья дорогу переходили» (А. Иванов, «Марта и Чичи идут в парк» (Т. А. Шорыгина, «Как Стобед качался на качелях» (Д. Орлова, «Огнехвостик» (В. Ардов, «Законы улиц и дорог» (И. Серяков). Поэтические произведения: «Дядя Степа – милиционер» (С. Михалков, «Если бы.» (О. Бедарев, «Посмотрите, постовой» (Я. Пишумов, «Самый лучший переход» (Я. Пишумов).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Конспект ООД
по образовательной области «Художественно-эстетическому развитию»
Лепка «Светофор» (младшая группа)
Цель: Продолжить знакомить детей с сигналами светофора.
Задачи: закрепление знаний и умений детей в лепке предмета, состоящего из нескольких частей, используя прямое и круговое раскатывание изображать три цвета сигналов, путём прикладывания;
развитие внимания, мелкой моторики кистей рук;
воспитывать аккуратность в работе.
Материал: макет светофора, пешеходный переход, игрушка Карлсон, пластилин, дощечки.
Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок, беседа о светофоре, экскурсия к перекрёстку – наблюдение за светофором.
Ход занятия.
Мы сегодня с вами отправимся в гости к Карлсону. А дом у него находится на другой стороне.
Кто-то палочки рассыпал
По дороге поперек
Чтобы каждый из прохожих
Перейти дорогу смог.
Про что это стихотворение? Правильно, это пешеходный переход. (дети подходят к переходу).
А это кто стоит?
Три разноцветных круга
Моргают друг за другом,
Светятся, моргают-
Людям помогают. (Светофор)
Правильно, это светофор. (читаю стихотворение)
Загорелся красный глаз,
Задержать он хочет нас.
Если красный – нет пути,
Красный свет – нельзя идти.
Желтый свет – не очень строгий,
Жди, нам нет пока дороги.
Ярко-желтый глаз горит
Все движение стоит.
Наконец, зеленый глаз
Открывает путь для нас.
Полосатый переход
Пешеходов юных ждет!
А теперь мы будем переходить дорогу. Мы и пришли, а вот и Карлсон. Что-то мастерит из пластилина. Это же светофор. Давайте тоже слепим светофорчики и сделаем выставку для мамочек.
Садитесь, за столы. Давайте сначала рассмотрим наш светофор внимательно.
– Какого цвета корпус светофора? Чёрного,
– А форма? Напоминает прямоугольник.
– А какого цвета огоньки? - Верно, красный, жёлтый и зелёный.
– По форме похожи на шарики огоньки.
Приступаем к работе.
– Сначала мы возьмём чёрный комок, разогреваем его в руках и на дощечке прямыми движениями ладони раскатываем небольшую колбаску, формируем в форме цилиндра (показываю детям).
–Теперь лепим огоньки из комочков цветного пластилина круговыми движениями ладоней (показываю детям).
– Сначала вверху прикрепляем красный шарик, потом – жёлтый, ниже крепим зелёный шарик. Молодцы, все справились.
– Карлсону очень понравились ваши светофорики.
А давайте, ещё раз вспомним, что же означает красный, жёлтый и зелёный сигнал светофора?
– Молодцы ребята, Карлсон говорит, что ваши светофорики будут радовать ваших мам, потому что вы знаете правила дорожного движения.
– Давайте скажем Карлсону до свидания!
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Конспект ООД
по образовательной области «Художественно-эстетическому развитию» Аппликация «Светофор» во второй младшей группе
Цель: Развитие коммуникативных навыков, мелкой моторики рук; расширение знаний детей о светофоре, о значении его сигналов.
Задачи:
1. Образовательные: формировать навыки детей наклеивать круги на прямоугольник, соблюдая очередность наклеивания цветов (красный, желтый, зеленый); формировать представления о безопасности пешеходов на дороге; закреплять знания об основных цветах (красный, желтый, зеленый).
2. Развивающие: развивать умение выкладывать детали и составлять целый образ.
3. Воспитательные: воспитывать желание помогать окружающим и вызывать положительные эмоции от творческой деятельности.
Материал: тарелочки с тремя кружочками (красный, желтый, зеленый) и прямоугольником, альбомного листа, клей, кисточки, салфетки, музыка для работы.
Предварительная работа: чтение художественной литературы: сказка Г. Юрмина «Любопытный мышонок», стихотворение И. Лешкевич «Светофор», наблюдение за машинами, беседа о правилах дорожного движения, слушание песенки «Веселые путешественники» (А. Старокадомский).
Словарная работа: «светофор»,»сигнал», «пешеход».
Ход занятия:
К детям приходит испуганный гость – Мишутка.
– Здравствуй Мишка, что случилось? Почему такой испуганный?
– Ребята, когда я переходил дорогу, на пути мне встретилось ужасное чудовище с тремя светящимися глазами, я испугался и прибежал к вам в детский сад. Вы не знаете, что это?
– Мишка, какое чудовище?
– А-а-а вон это чудовище!
– Это чудовище? Ребята, скажите, а вы знаете что это?
– Правильно – это светофор.
– Мишутка, не бойся присаживайся и послушай, что это такое светофор.
Рассказ на тему «Светофор»
Показывает макет светофора, рассказывает:
– На дороге командует светофор. У него три огонька: красный, желтый, зеленый. Каждый свет светофора горит по очереди!
Вот зажигается красный свет. Красный цвет – дороги нет! Значит стой на месте. Переходить дорогу запрещено! Машины едут по дороги. Выходить на дорогу опасно.
– Вот светофор зажигает желтый свет. Желтый – подожди чуть-чуть. Это сигнал «внимание!»
Все машины начинают тормозить, чтобы остановится вовремя. А пешеходы готовятся к переходу. Еще не идут, а только собираются идти.
– Наконец зажигается зеленый свет. Зеленый – снова в путь! Теперь можно спокойно переходить дорогу. Все машины остановились!
– Мишка, ты запомнил?
– Давайте теперь поиграем в игру «Светофор».
Описание игры. Дети образуют круг. Педагог встаёт в его центр. В руках педагога 3 кружка красного, желтого и зеленого цвета. По сигналу педагога (свисток) дети начинают движение по кругу друг за другом, наблюдая за действиями педагога. Когда педагог поднимает кружок красного цвета, группа останавливается, желтого цвета – шагает на месте, зелёного цвета – дети идут по кругу друг за другом. Если ребенок ошибся при выполнении задания, он отходит в сторону от играющих. Побеждает 1-2 самых внимательных ребенка.
– Ребята, а давайте сделаем светофор для Мишкиных друзей, чтоб он смог им тоже показать и рассказать про него.
Аппликация на тему «Огни светофора»
Я приготовила для вас, вот такой светофор.
– Он прямоугольный, на нем три огонька. – Какого цвета огоньки? (перечисление цветов) формы эти огоньки? (Круглые)
Первый огонек – красный, второй – желтый, третий – зеленый.
– Чтобы сделать светофор, нужно приклеить на прямоугольник три разноцветных кружочка. А чтобы он заработал, нужно приклеить детали правильно, не путая огоньки.
– Сначала разложим кружочки правильно. Вверху будет кружок какого цвета? Внизу? А посередине?
– Начнём с красного кружочка. Возьмём красный круг, поворачиваем его белой стороной вверх. Повернули? – Воспитатель берет кисточку:
– Возьмите кисточки у основания. Макните кисточку в клей. Клеем промазываем весь белый кружок, кисточку положили на подставку. Вверху приклеим кружок. Салфеткой разглаживаем кружок.
– Берем желтый круг, повернем белой стороной, промажем клеем, кисточку кладем на подставку. Приклеим желтый круг прямо в серединку прямоугольника. Салфеткой разглаживаем кружок. Воспитатель показывает, как нужно протереть салфеткой круг и в случае необходимости помогает детям проделать работу.
– Берем последний кружок, какого цвета, кто подскажет? (ответы детей).
– Правильно кружок зеленого цвета. Промажем белую сторону клеем, аккуратно наклеим в самый низ прямоугольника, кисточку кладем на подставку. Салфеткой разглаживаем кружок.
– Молодцы! Закончили!
– Давайте Мишке покажем, какие получились у нас светофоры.
Анализ работ
– Спасибо, ребята, сделали мы светофоры для Мишкиных друзей. Они теперь тоже узнают, что такое светофор и не испугаются его если встретят.
Итог занятия
– Скажите для чего нужен светофор?
– Итак, на какой сигнал нужно переходить дорогу? (Ответ детей)
– Ребята, повторите:
«Красный цвет – дороги нет,
Желтый – подожди чуть-чуть,
А зеленый – снова в путь!»