Получи документы

Проект по ПДД «Моя заботливая мама» (4 фото)

Рита Ахтямова
Проект по ПДД «Моя заботливая мама»
▼ Скачать + Заказать документы

проектная деятельность

«Моя заботливая мама»

во второй младшей группе

«Кояшкай»

Подготовила: воспитатели

Ахтямова Рита Салаватовна

Нуриева Алина Фаиловна

Ишимбай, 2020-2021 гг.

Пояснительная записка

Тема проекта : «Моя заботливая мама»

Тип: тематический

Вид: игровой

Продолжительность проекта : с 18.01.2021 г. по 22.01.2021 г.

Публикация «Проект по ПДД „Моя заботливая мама“» размещена в разделах

Участники проекта : дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность проекта

Данный проект очень актуален потому что, в современном мире психология ребенка непосредственно связана с тем, что его окружает. К сожалению, многие дети воспитываются на телевизоре. Сейчас очень много мультфильмов, где главные герои это транспорт, который превращается в роботов. Детям это очень интересно. И в своих играх они копируют робота – трансформера, или другого героя. Дети переносят ситуации с мультфильмов в свои игры в настоящей жизни. Наблюдая за игрой детей часто можно увидеть, что дети целенаправленно создают аварийные ситуации или сбивают какой-то предмет, и для них это интересно и радостно. Но в настоящей жизни не все так сказочно как в мультфильмах.

Очень часто причиной ДТП являются именно дети. Приводят к этому элементарные незнания основ ПДД и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

От нас, воспитателей, требуется не столько обучение детей ПДД, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице.

Дети должны знать о возможной опасности на дорогах, но в то же время не испытывать боязни на улице, т. к. чувство страха в момент опасности парализует способность правильно ориентироваться в обстановке.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо формировать навыки детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и соблюдать ПДД.

Реализация данного проекта позволит сформировать у детей необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах, на дорогах и в транспорте. Будет создана предметно-развивающая среда, подобрана методическая литература, подготовлены атрибуты к играм. Дети будут знать дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно дети» и т. д. Будут знать: кто такие пешеходы; профессии: шофера и инспектора ДПС; чем различается проезжая часть от тротуара.

Проект создавался со следующими целями:

ЦЕЛЬ для детей:

Главной целью нашего проекта мы считаем формировать у детей дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, знаний правил дорожного движения.

ЦЕЛЬ для родителей:

Вызвать интерес у родителей к проблеме обучения детей ПДД, привлечь родителей к участию в мероприятиях детского сада.

Задачи проекта :

1) Образовательные:

– дать необходимый минимум знаний правил дорожного движения и дорожных знаков детям дошкольного возраста;

– формировать у детей первоначальные представления о правилах перехода улицы при наличии или отсутствии светофора или пешеходного перехода;

– закреплять понятие «пешеход», тренироваться в применении знаний на практике;

– совершенствовать знания детей с помощью игр.

2) Развивающие:

– расширить и активизировать словарный запас детей;

– развивать наблюдательность, внимательность и ответственность.

3) Воспитательные:

– воспитывать ответственность отношения к своему здоровью и к своей жизни;

– воспитывать чувство осторожности и чувство уважения ко всем участникам дорожного движения.

Проект создавался, потому что существует данная проблема

На сегодняшний день сильно увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является реб нок. Часто это связано с несоблюдением правил дорожного движения, их незнанием.

Всем известно, что привычки закреплены в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому изучение правил дорожного движения является одной из главных задач для воспитателей на сегодняшний день.

Были проделаны следующие этапы работы над проектом :

1 ЭТАП Подготовительный:

1)Постановка цели и задач;

2) Подбор материала по ПДД;

3) Подбор рисунков, фотографий о дорожных ситуациях;

4) Подбор художественной литературы по теме;

5) Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;

6) Создание картотеки подвижных и дидактических игр по теме.

2 ЭТАП Основной

В ходе этапа был проведен ряд мероприятий с детьми и родителями воспитанников:

1) Тематическое занятие:

А) «Что такое пешеходный переход?»;

Б) «Зачем нужны дорожные знаки?»;

В) «Правила пешехода».

Беседы:

«Как переходить улицу», «Правила поведения на дороге», «Какие бывают машины», «Машины на улицах города», «Виды транспорта», «Как вести себя в транспорте».

2) Чтение художественной литературы по теме:

Чтение и подбор художественной литературы:

С. Маршак «Мяч», «Светофор»,

В. Берестов «Про машину»,

А. Барто «Грузовик»,

В. Семерин «Держись дорожных правил строго»,

В. Арбеков «Про умных зверушек».

– Чтение музыкальной книги о правилах дорожного движения.

– Загадки и стихи о транспорте.

3) Аппликация «Светофор»;

4) Рисование (работа на дому с родителями).

5) Лепка «Разноцветный светофор».

6) Рассматривание дорожных знаков, тематических картинок, иллюстраций транспорта.

7) Совместная игровая деятельность по теме ПДД:

А) Дидактические игры:

«Один-много», «Назови машину», «Собери светофор», «Обведи по контуру круг», «Подумай – отгадай», «Дорожные знаки», «Разрешено – запрещено».

–ПДД на макете. Тренинг «Помоги Незнайке перейти дорогу».

Б) Сюжетно-ролевые игры:

«Гаражи и автомобили»;

«Автомобили и светофор»;

В) Подвижные игры:

«Дорожные знаки и пешеход»;

«Светофор»;

«Красный, желтый, зел ный»;

«Воробушки и автомобиль».

Г) Ситуации общения: «Даже если торопишься, ты на светофор обязательно посмотри», «Автомобили и пешеходы на дороге».

8) Работа с родителями:

– Оформление памяток;

– Проведение консультаций;

– Выставка творческих работ по теме ПДД.

– Папка-передвижка «Обучение детей ПДД», «Формирование у детей навыков поведения на улице»;

– Беседа «Начните с себя!»;

– Рекомендации «Обучение детей правилам безопасного поведения в процессе пешего движения, в автомобиле».

Возрастная группа: вторая младшая группа 3-4 года.

3) ЭТАП

Заключительный:

1) Результаты для детей: к окончанию проекта у детей сформированы определенные знания правил дорожного движения и безопасного поведения на дороге и транспорте:

– Что обозначают дорожные знаки;

– Обозначение светофора и каждого его цвета;

– Правила поведения на проезжей части дороги;

– Правила перехода улицы.

2) Результаты для родителей: повышение интереса у родителей к проблеме развития у детей основ безопасного поведения на дорогах; Выставка художественной литературы по теме ПДД.

Ожидаемый результат:

1. У детей сформированы первоначальные знания правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге и на улице. Заинтересованность детей темой.

2. Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; проявляют творчество, активность и детальность в работе.

3. С удовольствием рисуют, лепят, играют в разные игры.

4. Участие в совместной деятельности родителей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. А набаева Ф. ., Иман олова Л. М., М х м тй рова А. Т. Баш ортостан – Г лб стан. М кт пк с й шт ге баллалар с н Башкортостан Республика ын йр не программа ына хрестоматия. – ф : Китап, 2017. – 272 б.

2. Алексеев А. П. Правила дорожного движения с иллюстрациями. – М. : Эксмо, 2016. – 160 с.

3. Алексеев А. П. Правила дорожного движения 2019 с иллюстрациями. – М. : Эксмо, 2018. – 288 с.

4. Воронкова Я. О. Правила дорожного движения для малышей. – Рн/ Д: Феникс, 2018. – 352 с.

5. Саулина Т. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 112 с.

6. Ситди ова Г. Р. олонса – ар ыма булыр бер са. – ф : Китап, 2014. – 156 б.

7. Старцева Ю. А. Школа дорожных наук. Дошкольникам о правилах дорожного движения. – М. : Творческий центр Сфера, 2016. – 64 с.

8. Субботина Е. А. Правила дорожного движения: книжка-гармошка. – Рн/ Д: Феникс, 2018. – 144 с.

7. Финкель А. Е. Правила дорожного движения в рисунках: редакция 2019 г. – М. : Эксмо, 2018. – 448 с.

9. Информационный ресурс: Энциклопедия дорожного движения https://deti.gibdd.ru/encyclopedia/;

10. Информационный ресурс: https://infourok.ru/opit-raboti-akciya-po-pdd-mi-za-zhizn-po-pravilam-1336261.html;

11. Информационный ресурс: Дошкольник. РФ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Обучающие карточки «Дорожные знаки»

Занятия с карточками помогают познакомить детей с окружающим

миром, развить речевые умения; научить сравнивать, классифицировать, обобщать.

После изучения с детьми дорожных знаков, играем для закрепления материала:

«Угадай-ка» :

Один ребенок описывает внешний вид дорожного знака, другой отгадывает – называет знак и находит карточку;

Один показывает знак, другой объясняет значение и рассказывает, в каких местах он располагается;

Один ребенок определяет значение знака, другой – называет и находит карточку.

–Четвертый лишний ( из четырех карточек: три на одну тему и одна на другую, ребенок выбирает лишнюю и объясняет свой выбор).

Набор обучающих карточек «Машины на дороге»

Когда ребенок знакомится с транспортом, разнообразным по величине, форме, цвету, конструкции, назначению, надо формировать навыки его видеть в автобусе, трамвае, грузовой машине нечто общее. Сначала ребенок только «узнает в лицо» отдельности каждую машину. Поэтому важно рассмотреть, сделать анализ этих предметов. Задача педагога – выделить их существенные признаки. В данном случае это не цвет и величина, а назначение предмета и способ его движения. Анализируя эти признаки, можно сформировать их общее определение – «транспорт». Зная этот термин, дошкольники получают опору для восприятия предметов категориями и начинают относить новые предметы и образования к тем или иным понятиям.

Помимо этого в работе с карточками мы используем беседы. Этот метод используется, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт дошкольников, они подводятся с помощью вопросов к пониманию нового материала, углубляются и развиваются их знания, умения и навыки.

Если умело ставить вопрос, он побуждает детей вспоминать известные им знания о транспорте путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. В основе беседы – диалог между мной и дошкольниками, он активизирует их мышление.

В беседе необходимо поддерживать постоянный контакт с дошкольниками. Для этого их ответы и вопросы следует внимательно выслушивать. Правильные ответы одобрять похвалой, неправильные, неполные – комментировать, поправлять. Можно предложить каждому ребенку самому найти неточности и ошибки в ответе. И лишь когда тот не сумеет этого сделать, надо призвать на помощь других детей.

Книжки – раскраски по правилам дорожного движения.

Раскраски по правилам дорожного движения – незаменимая находка для родителей и педагогов. Ведь играя, дети отлично запоминают правила. А эти правила спасают жизнь. Семь раз скажи, один раскрась. Реб нок запомнит, что правильно обходить транспорт важно. Понимать пешеходные и автомобильные светофоры ещ важней, так как бывает, что работает только один. Раскрашивая иллюстрированные ситуации, дети вместе с героями раскраски по правилам дорожного движения переживают, и помогают найти им правильный выход. Будут помнить, что игра на дороге недопустима, а он не зайчики, ножки не пришьют. Для более любознательных деток предлагается раскрасить и выучить знаки дорожного движения. Раскрашиваем, запоминаем, повторяем и применяем на дороге.

Художественная литература - средство ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на дороге

Большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности. Кроме того, в последнее время появляются современные рассказы и сказки, которые в доступной и увлекательной форме знакомят детей с правилами безопасности жизнедеятельности.

Исходя из общих требований к отбору литературы (Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова, можно выделить ряд произведений, в которых наиболее ярко описаны правила безопасного поведения на улице. К ним относятся: «Волшебный мяч» (Т. А. Шорыгина, «Как неразлучные друзья дорогу переходили» (А. Иванов, «Марта и Чичи идут в парк» (Т. А. Шорыгина, «Как Стобед качался на качелях» (Д. Орлова, «Огнехвостик» (В. Ардов, «Законы улиц и дорог» (И. Серяков). Поэтические произведения: «Дядя Степа – милиционер» (С. Михалков, «Если бы.» (О. Бедарев, «Посмотрите, постовой» (Я. Пишумов, «Самый лучший переход» (Я. Пишумов).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Конспект ООД

по образовательной области «Художественно-эстетическому развитию»

Лепка «Светофор» (младшая группа)

Цель: Продолжить знакомить детей с сигналами светофора.

Задачи: закрепление знаний и умений детей в лепке предмета, состоящего из нескольких частей, используя прямое и круговое раскатывание изображать три цвета сигналов, путём прикладывания;

развитие внимания, мелкой моторики кистей рук;

воспитывать аккуратность в работе.

Материал: макет светофора, пешеходный переход, игрушка Карлсон, пластилин, дощечки.

Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок, беседа о светофоре, экскурсия к перекрёстку – наблюдение за светофором.

Ход занятия.

Мы сегодня с вами отправимся в гости к Карлсону. А дом у него находится на другой стороне.

Кто-то палочки рассыпал

По дороге поперек

Чтобы каждый из прохожих

Перейти дорогу смог.

Про что это стихотворение? Правильно, это пешеходный переход. (дети подходят к переходу).

А это кто стоит?

Три разноцветных круга

Моргают друг за другом,

Светятся, моргают-

Людям помогают. (Светофор)

Правильно, это светофор. (читаю стихотворение)

Загорелся красный глаз,

Задержать он хочет нас.

Если красный – нет пути,

Красный свет – нельзя идти.

Желтый свет – не очень строгий,

Жди, нам нет пока дороги.

Ярко-желтый глаз горит

Все движение стоит.

Наконец, зеленый глаз

Открывает путь для нас.

Полосатый переход

Пешеходов юных ждет!

А теперь мы будем переходить дорогу. Мы и пришли, а вот и Карлсон. Что-то мастерит из пластилина. Это же светофор. Давайте тоже слепим светофорчики и сделаем выставку для мамочек.

Садитесь, за столы. Давайте сначала рассмотрим наш светофор внимательно.

– Какого цвета корпус светофора? Чёрного,

– А форма? Напоминает прямоугольник.

– А какого цвета огоньки? - Верно, красный, жёлтый и зелёный.

– По форме похожи на шарики огоньки.

Приступаем к работе.

– Сначала мы возьмём чёрный комок, разогреваем его в руках и на дощечке прямыми движениями ладони раскатываем небольшую колбаску, формируем в форме цилиндра (показываю детям).

–Теперь лепим огоньки из комочков цветного пластилина круговыми движениями ладоней (показываю детям).

– Сначала вверху прикрепляем красный шарик, потом – жёлтый, ниже крепим зелёный шарик. Молодцы, все справились.

– Карлсону очень понравились ваши светофорики.

А давайте, ещё раз вспомним, что же означает красный, жёлтый и зелёный сигнал светофора?

– Молодцы ребята, Карлсон говорит, что ваши светофорики будут радовать ваших мам, потому что вы знаете правила дорожного движения.

– Давайте скажем Карлсону до свидания!

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Конспект ООД

по образовательной области «Художественно-эстетическому развитию» Аппликация «Светофор» во второй младшей группе

Цель: Развитие коммуникативных навыков, мелкой моторики рук; расширение знаний детей о светофоре, о значении его сигналов.

Задачи:

1. Образовательные: формировать навыки детей наклеивать круги на прямоугольник, соблюдая очередность наклеивания цветов (красный, желтый, зеленый); формировать представления о безопасности пешеходов на дороге; закреплять знания об основных цветах (красный, желтый, зеленый).

2. Развивающие: развивать умение выкладывать детали и составлять целый образ.

3. Воспитательные: воспитывать желание помогать окружающим и вызывать положительные эмоции от творческой деятельности.

Материал: тарелочки с тремя кружочками (красный, желтый, зеленый) и прямоугольником, альбомного листа, клей, кисточки, салфетки, музыка для работы.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: сказка Г. Юрмина «Любопытный мышонок», стихотворение И. Лешкевич «Светофор», наблюдение за машинами, беседа о правилах дорожного движения, слушание песенки «Веселые путешественники» (А. Старокадомский).

Словарная работа: «светофор»,»сигнал», «пешеход».

Ход занятия:

К детям приходит испуганный гость – Мишутка.

– Здравствуй Мишка, что случилось? Почему такой испуганный?

– Ребята, когда я переходил дорогу, на пути мне встретилось ужасное чудовище с тремя светящимися глазами, я испугался и прибежал к вам в детский сад. Вы не знаете, что это?

– Мишка, какое чудовище?

– А-а-а вон это чудовище!

– Это чудовище? Ребята, скажите, а вы знаете что это?

– Правильно – это светофор.

– Мишутка, не бойся присаживайся и послушай, что это такое светофор.

Рассказ на тему «Светофор»

Показывает макет светофора, рассказывает:

– На дороге командует светофор. У него три огонька: красный, желтый, зеленый. Каждый свет светофора горит по очереди!

Вот зажигается красный свет. Красный цвет – дороги нет! Значит стой на месте. Переходить дорогу запрещено! Машины едут по дороги. Выходить на дорогу опасно.

– Вот светофор зажигает желтый свет. Желтый – подожди чуть-чуть. Это сигнал «внимание!»

Все машины начинают тормозить, чтобы остановится вовремя. А пешеходы готовятся к переходу. Еще не идут, а только собираются идти.

– Наконец зажигается зеленый свет. Зеленый – снова в путь! Теперь можно спокойно переходить дорогу. Все машины остановились!

– Мишка, ты запомнил?

– Давайте теперь поиграем в игру «Светофор».

Описание игры. Дети образуют круг. Педагог встаёт в его центр. В руках педагога 3 кружка красного, желтого и зеленого цвета. По сигналу педагога (свисток) дети начинают движение по кругу друг за другом, наблюдая за действиями педагога. Когда педагог поднимает кружок красного цвета, группа останавливается, желтого цвета – шагает на месте, зелёного цвета – дети идут по кругу друг за другом. Если ребенок ошибся при выполнении задания, он отходит в сторону от играющих. Побеждает 1-2 самых внимательных ребенка.

– Ребята, а давайте сделаем светофор для Мишкиных друзей, чтоб он смог им тоже показать и рассказать про него.

Аппликация на тему «Огни светофора»

Я приготовила для вас, вот такой светофор.

– Он прямоугольный, на нем три огонька. – Какого цвета огоньки? (перечисление цветов) формы эти огоньки? (Круглые)

Первый огонек – красный, второй – желтый, третий – зеленый.

– Чтобы сделать светофор, нужно приклеить на прямоугольник три разноцветных кружочка. А чтобы он заработал, нужно приклеить детали правильно, не путая огоньки.

– Сначала разложим кружочки правильно. Вверху будет кружок какого цвета? Внизу? А посередине?

– Начнём с красного кружочка. Возьмём красный круг, поворачиваем его белой стороной вверх. Повернули? – Воспитатель берет кисточку:

– Возьмите кисточки у основания. Макните кисточку в клей. Клеем промазываем весь белый кружок, кисточку положили на подставку. Вверху приклеим кружок. Салфеткой разглаживаем кружок.

– Берем желтый круг, повернем белой стороной, промажем клеем, кисточку кладем на подставку. Приклеим желтый круг прямо в серединку прямоугольника. Салфеткой разглаживаем кружок. Воспитатель показывает, как нужно протереть салфеткой круг и в случае необходимости помогает детям проделать работу.

– Берем последний кружок, какого цвета, кто подскажет? (ответы детей).

– Правильно кружок зеленого цвета. Промажем белую сторону клеем, аккуратно наклеим в самый низ прямоугольника, кисточку кладем на подставку. Салфеткой разглаживаем кружок.

– Молодцы! Закончили!

– Давайте Мишке покажем, какие получились у нас светофоры.

Анализ работ

– Спасибо, ребята, сделали мы светофоры для Мишкиных друзей. Они теперь тоже узнают, что такое светофор и не испугаются его если встретят.

Итог занятия

– Скажите для чего нужен светофор?

– Итак, на какой сигнал нужно переходить дорогу? (Ответ детей)

– Ребята, повторите:

«Красный цвет – дороги нет,

Желтый – подожди чуть-чуть,

А зеленый – снова в путь!»

Проект по ПДД «Моя заботливая мама»
Файл не найден!
Фото «Моя заботливая мама»
Проект по ПДД - фото
Фото №1 Проектная деятельность проектная деятельность Моя заботливая мама во второй младшей группе Кояшкай Подготовила воспитатели Ахтямова Рита Салаватовна Нуриева Алина Фаиловна Ишимбай гг
Публикации по теме:

Краткосрочный проект «Мама»Краткосрочный проект «Мама» Проект в средней группе «День матери» Паспорт проекта Тип проекта: творческий. Сроки реализации: краткосрочный проект (со 2.11.2020 по.

Фотоотчет «Педагогический проект «Мама — солнышко моё!»Фотоотчет «Педагогический проект «Мама — солнышко моё!» На прошлой неделе у нас в детском саду в подготовительной группе «Рыбка» завершился педагогический информационно-творческий, речевой проект.

Педагогический проект «Моя мама лучшая на свете»Педагогический проект «Моя мама лучшая на свете» Нет профессии прекрасней, Нет любимей и важней. Слова нет, теплей, чем «мама», Для любого из людей. Актуальность. День матери в России.

Проект ко Дню Матери «Только мама — одна на свете!»Проект ко Дню Матери «Только мама — одна на свете!» Паспорт проекта Вид проекта: игровой, творческий, групповой, краткосрочный. Образовательная область: Ознакомление с окружающим миром, нравственно.

Групповой проект «Мама милая моя»Групповой проект «Мама милая моя» Направление: нравственно-патриотическое Тип проекта: творческий, групповой, в рамках ДОУ. Сроки реализации: долгосрочный Актуальность.

Проект «Мама — самый любимый человек на свете!» Проект «Мама - самый любимый человек на свете!». Старшая группа. Информационная карта проекта. Проект «Мама - самый любимый человек на свете!».

Проект посвященный Дню Матери «Мама жизнь подарила»Проект посвященный Дню Матери «Мама жизнь подарила» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 19 Проект посвященный дню матери «Мама жизнь подарила».

Проект «Вот такая мама» в ясельной группе Актуальность: ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных.

Проект «Это моя мама!»Проект «Это моя мама!» Средняя группа, ноябрь 2016 г - март 2017 г Традиционно в России поздравляют женщин два раза в год: в ноябре – с Днем матери и марте.

Творческий детский проект «Моя мама — кондитер»Творческий детский проект «Моя мама — кондитер» Содержание: Введение. 1. Основная часть • Кто такой кондитер? • Почему моя мама выбрала профессию кондитер? • Как испечь торт? • Работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по ПДД «Моя заботливая мама»
Опубликовано: 1 февраля 2021 в 17:02
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по ПДД «Моя заботливая мама»» (включая файлы) размещена пользователем Рита Ахтямова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев