Мария Юртаева
Проект «Юные патриоты»
▼ Скачать + Заказать документы
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Становление гражданского общества и правового государства во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. «У нас нет, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» (Президент Российской Федерации В. В. Путин).
Патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач развития подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм - это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. А. Н. Толстой говорил: «Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это - сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.»
1.2. Актуальность
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Поэтому, наша задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступному ребенку явлениям общественной жизни.
Новизна проекта заключается в формировании личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения через создание в детском саду в группе № 6 дошкольного движения «Звезда» основанном на движении «Юнармии» адаптированного к детям старшего дошкольного возраста.
Участники реализации проекта: воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников.
1.3. Цели и задачи проекта
Цель: формирование у детей дошкольного возраст нравственно - патриотических чувств в процессе участия в деятельности дошкольного движения «Звезда».
Задачи:
1. Учить воспитанников чувству патриотизма, чувство гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственность за будущее России;
2. Развивать у детей нравственные чувства (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия, ответственность, принципы коллективизма и социальной солидарности;
3. Воспитывать уважение к культуре, языкам, традициям и обычаям народов проживающих в Российской Федерации.
1.4. Основные принципы проекта
В основу проекта «Юные патриоты» положены следующие принципы:
Принцип культурологический положен основу содержания образования. Воспитание основывается на общечеловеческих ценностях культуры, и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям. Основоположник отечественной общепсихологической культурно-исторической теории поведения и развития психики человека Л. С. Выготский подчеркивал, что «в процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления».
Принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку реализуется в руководстве продуктивной деятельностью, в которой дети через творчество выражают полученные на занятиях беседах впечатления.
Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, приобщение к культуре родного края.
Принцип регионального компонента означает осуществление нравственно- патриотического воспитания на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям, бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам местного фольклора, народным художественным промыслам, национально- культурным традициям. Эта культура образует чувственный «фундамент» патриотического чувства.
Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка - создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Принцип научности – предполагающий стимулирование познава-тельного интереса детей к сфере народных традиций, формирование основ научного мировоззрения.
Принцип доступности – обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, особенностей личностного развития детей дошкольного возраста.
Принцип последовательности – обеспечивающий постепенное обогащение содержания.
Принцип системности – предполагающий формирование у детей обобщённого представления о социальном мире как системе систем, в котором все объекты, процессы, явления, поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.
Принцип интегративности - предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности и реализуется в сотрудничестве с социальными партнерами.
1.5. Методы и формы работы
Методы, повышающие познавательную активность дошкольников Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности Методы коррекции и уточнения:
- метод сравнения;
- элементарный анализ;
- метод моделирования и конструирования;
- метод проектной деятельности;
- метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать;
- метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств;
- решение логических задач;
-экспериментирование
- игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материал и способствуют закреплению чувств;
- сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
- прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает об изобретении человека, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в изобретательстве; - беседа – является связующим звеном.
- повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний;
- метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
Для реализации проекта используем также: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе
Практический метод используется, когда необходимо
- чтения педагогом рассказов;
- экскурсии в музей;
- наблюдений;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
- экскурсий по городу, целевых прогулок;
- чтения литературных произведений воспитателем;
- чтения стихотворений детьми, воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно -ролевые, дидактические, игры -драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
-рассказов детей по схемам, иллюстрациям;
-разбора житейских ситуаций;
-проведения викторин, конкурсов;
- чтения литературных произведений родителями.
- организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
- оформить коллекции семян для занятия, разного природного материала;
- организовать конкурсы, викторины;
- провести экскурсии различной направленности;
- организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Основными формами организации работы являются:
- занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;
- ритуал подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации под гимн России;
- все виды творческой художественной деятельности детей;
- проведение совместных праздников, посвященные памятным датам;
- использование аудиозаписей и технических средств обучения (просмотр и обсуждение презентаций, мультфильмов);
- экскурсии, целевые прогулки (парк и др.);
- детская благотворительность (акции и т. д.);
- профилактические и оздоровительные мероприятия;
- викторины;
- квест – игры;
- организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
- игры, соревнования;
- конкурсы;
- коллективные творческие дела;
- организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
1.6. Планируемые результаты освоения проекта.
1. Популярность здорового образа жизни среди дошкольников.
2. Повышение интереса к российской истории и культуре, толерантного отношения к традициям народов разных национальностей.
3. Повышение экологической культуры, чувства бережного отношения к родной земле.
4. Активность дошкольников и массовость участия в социально ориентированных акциях и патриотических мероприятиях.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Реализация проекта через различные виды детской деятельности
Деятельность Программные задачи
Познавательно – коммуникативная деятельность Удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире, объединяет взрослого и ребенка, разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости со взрослым, в его поддержке и оценке.
Чтение художественной литературы Направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину, формирует желание быть защитником земли, на которой ребенок родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки. Примеры героических поступков главных героев литературных произведений способствуют пониманию того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними.
Игровая деятельность Дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества.
В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат от общения.
Продуктивная деятельность Позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в окружающий мир, познать его и принять. Стать его активным участником.
Поисково-исследовательская деятельность Дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений, учит сравнивать, задавать вопросы, обращаться к имеющемуся опыту детей. Приучает самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Приобщает дошкольников к самостоятельному поиску информации (можно поискать ответ в иллюстрациях, спросить у родителей).
Физическое развитие Приобщает дошкольников к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом.
Наблюдение Обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
Художественно эстетическая Удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
Конструктивная Дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс формирования нравственно - патриотического воспитания дошкольников.
2.2. Перспективный план реализации проекта
I этап – подготовительный
Деятельность педагога Выявление сложившихся условий (вводный
педагогический анализ, анкетирование).
Изучение литературы по теме.
Постановка целей и задач, определение
методов и приемов.
Составление перспективного, тематического плана.
Подготовка оборудования и материалов.
Оснащение предметно- развивающей среды.
Составление конспектов НОД, сценариев праздников, развлечений, тематических
мероприятий по патриотическому воспитанию.
Разработка игр по теме.
Составление информационных листов для родителей.
Деятельность детей Познавательная, игровая, двигательная,
коммуникативная, продуктивная деятельность.
Деятельность родителей Выявление уровня педагогической культуры родителей по формированию нравственно –
патриотических чувств у детей (анкетирование).
Оказание помощи в оснащении предметно -
развивающей среды,
-создание альбома «Мой любимый город» ,
Пополнение патриотического уголка и др.
II этап – основной
Деятельность педагога Проведение мероприятий по календарному плану.
Деятельность детей Участие детей в деятельности по проекту в соответствии с направлениями.
Деятельность родителей Оказание помощи в оснащении предметно - развивающей среды, в проведении мероприятий
согласно плану. Участие в совместной деятельности с детьми и педагогами.
III этап – завершающий
Деятельность педагога Систематизация практического материала
(конспекты, сценарии, игры, фото, детская продуктивная деятельность).
Анкетирование родителей.
Оформление результатов педагогического наблюдения. Подготовка и организация презентации проекта, оформление выставок.
Деятельность детей Познавательная, игровая, двигательная,
коммуникативная, продуктивная деятельность.
Педагогический анализ сформированности
умений и навыков у дошкольников. Участие в конкурсах, в совместных мероприятиях.
Деятельность родителей Анкетирование, отзывы родителей. Участие в выставках, детско-родительских встречах. Участие в презентации, акциях и в совместных мероприятиях с детьми и социальными партнерами.