Нина Осокина
Проект по патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по патриотическому воспитанию
«Россия - Родина моя!» в подготовительной группе.
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растении на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию „Россия — Родина моя“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
В. А. Сухомлинский
Актуальность разработки и реализации проекта
Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков.
Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал».
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи патриотического воспитания в системе образования:
обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
формирование мира и межличностных отношений.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Проблема:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным городом, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.
Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города, области, страны.
Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нрав-ственно-патриотических чувств.
Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.
Отсутствие эффективной системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ.
Цель проекта :
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.
Задачи:
1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края;
2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;
3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;
4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.
5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.
6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
7. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведё тся последующим направлениям:
- формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ; формирование элементарных знаний о правах человека и т. д.
- воспитание патриотических чувств : воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей.
- развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам.
Средства реализации поставленных задач:
- развивающая предметно – пространственная среда;
- развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение);
- метод детских проектов.
Формы работы с детьми:
• непосредственно образовательная деятельность;
• тематические беседы;
• презентации;
• календарные праздники;
• развлечения, досуги;
• экскурсии;
• пополнение развивающей среды,
•выставки детских работ, семейных коллекций.
Ожидаемые результаты:
Прогнозируемый результат на уровне ребенка:
- освоение детьми доступных знаний об истории родного края;
- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;
- расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценно-стях;
- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;
- сформированность системы понятий духовных семейных ценностей,
самовыражение творческих способностей детей;
-сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;
Прогнозируемый результат на уровне родителей :
- повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно- патриотического воспитания.
- активизирован интерес родителей к себе как к педагогам-воспитателям.
- обогащен опыт психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.
- развиты исследовательские, проектировочные, коммуникативные, организаторские, рефлексивные способности;
- сформировано желание сотрудничества с детским садом;
- укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
- творческая самореализация в профессиональной деятельности.
Целевые участники проекта :
• Дети подготовительной группы (6 -7 лет).
• Педагоги ОУ.
• Родители воспитанников.
Тип проекта : практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.
Условия реализации проекта : заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Сроки реализации: 1 год.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный, включает в себя:
1. анкетирование родителей знаний и представлений о родном крае, его истории, достопримечательностей,
2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края,
II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми (см. выше).
III этап - итоговый, включает в себя:
1. итоговое диагностирование детей,
2. повторное анкетирование родителей.
Разделы программы, содержание которых включено в проект : развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Перспективный план работы по реализации проекта
Месяц Тема Задачи Форма проведения
Сентябрь «Летопись моей семьи»
Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семей-ных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть потребность к формированию семейных ценностей.
Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, ис-пользуя метод проектов; Беседа «Что я знаю о своей семье»,
Выставка детских рисунков «Моя семья»;
Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
Сочинение рассказов «Я рас-скажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе» о семье;
Семейный мини – проект : со-ставление генеалогического древа «Моя родословная»
Октябрь
«Герб нашей семьи»
«Родительский дом - на-чало начал» (семейные праздники и традиции)
«Профессии моих роди-телей» Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и роди-телями, используя метод проектов.
Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб своей семьи.
Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности. Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»
Физкультурный досуг «Мама, папа, я – вместе дружная се-мья»
Изготовление поделок на день Матери.
Участие в субботнике по уборке территории детского сада.
Ноябрь
«История и достопримечательностей Астраханской области».
«Природа Астраханской области» Вызвать интерес к истории возникновения области.
Закрепить знания детей о достопримечательностях родного края.
Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с не-которыми новыми для них архитектурными памятниками области.
Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному району, желание сделать его еще красивее.
Формировать представления детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита)
Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Расширять знания детей о природе родного края. Презентации: «История и достопримечательности Астраханской области»
Фотовыставка «Осень в нашем городе»
Привлечение родителей к обустройству участка детско-го сада, облагораживанию дворовых территорий.
Конструирование: «Улицы города Знаменск».
Беседа «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?»,
Декабрь
«Спорт, культура и от-дых в городе Знамен-ске» Познакомить со спортивными учреждениями города:
Детские учебные центры, детские художественные школы и школы искусств, дома детского творчества, дома культуры спортивные секции, школы для детей
Повышать интерес родителей, путем привлечения к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач семьи и детского сада.
Городской конкурс по созданию ёлочных игрушек «Ёлка наряжается, праздник приближается»
Январь
«Мой родной город Знаменск» Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Познакомить детей с символикой нашего города (флаг, герб, гимн)
Поддерживать интерес детей и взрослых к истории города.
«Откуда пошла Земля Астра-ханская?»
Выставка фотографий исторических зданий Знаменск
Февраль «Памятные места родно-го города»
«Люди, прославившие наш город»
«Будущие защитники Знаменска»
Воспитывать чувство уважения профессиям и труду взрослых.
Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
Познакомить с творчеством художников, писателей, поэтов наше-го города.
Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, же-лание служить в Российской армии.
Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своего города. Беседы «Что значит быть на-стоящим мужчиной?»
Календарные праздники: Масленица, «День Защитника Отечества»,
Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
Выставка поздравительных открыток «С днем Защитника Отечества»
Март
«Мой край родной – частица нашей Роди-ны». (знакомство с Аст-раханской областью)
«История нашего края»
Расширять и уточнять знания детей о родном крае
Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своей малой Родины
Формировать представления детей о разных населенных пунктах. Познакомить с особенностями труда жителей города и села. Учить находить между городом и селом сходства и отличия
Познакомить детей с картой Астраханской области, обратить внимание на соседние города и области
Расширять знания детей об истории родного края Работа с картой Астраханской области (отметить вместе с детьми главные города области)
Календарные праздники: «8 марта- женский праздник»
Выставка детского творчества «Букет для мамы»
Апрель
«Люди земли Астрахан-ской»
«Природные богатства земли Астраханской»
Расширить представления о труде людей родного края: познакомиться с профессиями и деятельностью тружеников области
Познакомить детей с известными людьми, прославившими родной край: Королев С. П., Вознюк И. В. Жуков Г. К. и другие
Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края
Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
Расширять и систематизировать знания детей о водоемах области
Уточнить знания детей о правилах поведения на воде
Учить детей беречь и заботиться о реках области. Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
«Угадай профессию», «Кем быть?»
Отгадывание загадок и ребусов о животных области;
Дид. игра «Кто где живет?»
Лепка животных и птиц об-ласти.
Городская выставка-конкурс
Декоративно-прикладного и технического творчества «Золотые россыпи», «Мы за мир»
Май
«Знаю. Помню. Горжусь.»
Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы вой-ны
Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну
Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом и областью, об улицах, названных в честь героев, памятниках, парках. Рассказ о детях-героях войны;
Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
Календарные праздники: «9 мая –День Победы».