Татьяна Агаджанян
Проект по патриотическому воспитанию «Нет ничего семьи дороже»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательно-речевому развитию детей
«Муравушка» города Обнинска
Педагогический проект
«Нет ничего семьи дороже»
Выполнила:
воспитатель
Агаджанян Татьяна Сергеевна
Обнинск, 2017
Содержание:
1. Аннотация к проекту…. 3
2. Паспорт проекта…. 6
3. Линск, 2017итература …10
Приложения
Приложение 1
Календарный план проекта…12
Приложение 2
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию „Нет ничего семьи дороже“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Темочки
Мониторинг по проектной деятельности…. 19
Приложение 3
Дидактические и подвижные игры….…24
Приложение 4
Пословицы и поговорки….31
Приложение 5
Пальчиковые игры…. 34
Приложение 6
Загадки…. 38
Приложение 7
Стихотворения…40
Аннотация к проекту
«Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте родители и педагоги»
А. С. Макаренко
«Любовь к родине начинается с семьи». Ф. Бэкон
Дошкольное образование многогранно, оно нацелено на развитие и воспитание гармонично развитой личности ребенка. Как воспитать такого дошкольника? Достаточно ли вложить в него определенный объем знаний, умений и навыков или есть такие тонкие материи, которые необходимо заложить в ребенке, но которые не имеют определенных объемных показателей. Конечно, есть. К таким показателям относится толерантность, любовь к Родине, своей семье, эмпатия, дружелюбность и многие другие. Как соизмерить данные понятия? Как социализировать детей дошкольного возраста, заложить в них основы нравственных понятий? Гражданственность, патриотизм – моральные устои, важнейшие общекультурные ценности, которыми пронизано современное общество.
Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу. Такое определение мы находим в словаре С. И. Ожегова. В толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля патриотизм определяется как «любовь к Отчизне». В военно-энциклопедическом словаре понятие патриотизм трактуется шире – любовь к Родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам. И, наконец, обратимся к Педагогическому энциклопедическому словарю, где патриотизм есть любовь к Отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. Обобщив эти определений, можно сделать вывод, что патриотизм, скорее, личностное качество человека, умеющего любить Отчизну, родной край, многонациональный народ, с трепетом относящегося к героическим истокам, культуре, традициям, стремящегося поступками, конкретными действиями служить своему Отечеству на благо.
Поэтому проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Данные реплики не голословны, а подтверждаются нормативными документами, регламентирующими дошкольное образование в РФ. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника, ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего морально-нравственного развития.
Согласно ст. 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 1от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) основными принципами государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является сам гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
На формирование первых качеств гражданственности влияет всё, что происходит в семье: отношения между родителями, всеми членами семьи, семейные традиции, совместные праздники, первостепенные интересы семьи, моральные ценности. Всё это закладывает и формирует в детском сознании единственно верный способ поведения, жизненные принципы.
«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям"2, - сейчас эта заповедь А. С. Макаренко особенно актуальна, и мы цитируем её при работе с родителями воспитанников.
Ребёнок должен осознать себя частью своей семьи, её полноправным членом. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без поддержки самой семьи.
Актуальность:
Семья – что может быть теплее, роднее, ближе для малыша. Родители и есть первые педагоги, ведь именно они закладывают основы духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития ребенка.
В статье 44 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся»1 сказано:
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка…
Как говорил А. С Макаренко: «Воспитание в семье – это основа основ. А все остальное: детский сад, школа, институт – дополнительная шлифовка, не более»2.
В нашем современном мире так много противоречий: противоречий политических, социально-экономических, национальных. Семья, как ячейка общества, впитывает и пропускает сквозь призму внутрисемейной жизни все изменения, ориентиры, устои и социальные ценности, присущие современной действительности. Не секрет: сегодня идёт процесс перекраивания, подчас, искажения истории. Молодое поколение мало что знает о прошлом своей страны, канули в лету многие имена, даты, события…
К сожалению, в последние годы утрачивается и интерес к формированию патриотического сознания, как совокупности социальных и духовно-нравственных компонентов. И как результат, в патриотическом воспитании детей в условиях семьи стали заметны такие недостатки:
1. Отсутствия у родителей, особенно молодых, знаний и умений, направленных на осуществление патриотического воспитания в семье.
2. В вопросах воспитания детей нет согласованности и единого мнения обоих родителей.
3. Отсутствие у определенной категории семей значимости семейных ценностей, а также положительного примера в патриотическом воспитании.
4. Родители не знают, КАК в семье осуществить патриотического воспитания, в какой форме это лучше сделать.
Стоит отметить, что, когда речь идёт о формировании основ патриотизма в старшем дошкольном возрасте, приоритет остается, на мой взгляд, за воспитанием любви и привязанности, прежде всего к родной стране, памяти прошлого, историческим корням, природе, семье, ее традициям, обычаям и ценностям.
Ребенок в дошкольном возрасте не всегда может объяснить, что такое «семья», «члены семьи», не знает историю своего рода, значимости семьи в жизни человека. А ведь именно в этом возрасте происходит формирование культурно - ценностных ориентиров. И пусть многие впечатления еще не осознанны, глубоко пропущенные через детское восприятие, они играют важную роль в становлении будущего патриота. Ведь память детства – самая благодарная память. То, что услышано в детстве, запоминается на всю жизнь!
Проблема: Дети мало знакомы с семейными обычаями, традициями, плохо представляют роль семейных ценностей. Но содержание мероприятий в рамках ООП не обеспечивает достижения поставленной задачи. Именно поэтому я и решила начать работу над проектом «Нет ничего семьи дороже».
Паспорт проекта «Нет ничего семьи дороже»
Вид проекта:
информационно - практико- ориентированный, групповой, долгосрочный.
Продолжительность: сентябрь 2016г. - май 2017г.
Участники проекта:
Воспитатель группы «Подсолнушки» Агаджанян Татьяна Сергеевна
Специалисты
Дети старшей группы
Родители воспитанников
Цель проекта:
Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к ценностям и традициям семьи.
Интеграция: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие дошкольников.
Задачи проекта:
Создавать условия для присвоения моральных и нравственных ценностей, принятых в обществе. Воспитывать чувство принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству через приобщение к традициям и праздникам.
Привлекать родителей к совместной творческой деятельности с детьми, с целью установления в семье собственных обычаев, правил, семейных ценностей.
Продолжать закреплять навыки и творческой деятельности совместно с воспитателем и родителями.
Воспитывать чувство эмпатии, любви, побуждать к проявлению внимания и заботы о родных.
Практическая значимость:
Практическая значимость реализации проекта заключается в создании условий для наилучшего усвоения материалов по выбранной теме, в обогащении предметно-развивающей среды в группе, способствуя тем самым улучшению качества самого процесса патриотического воспитания.
Кроме того, практическая значимость проекта заключена в возможности заинтересовать родителей, объяснить важность и актуальность патриотического воспитания в семье, обогатить их педагогический опыт, направить, поддержать, укрепить связь детского сада и семьи.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Организационно- диагностический –Сентябрь
Цель: Определение психолого-педагогической картины внутрисемейных взаимоотношений детей – воспитанников группы.
На этом этапе:
1. Изучается и анализируется методическая литература по данной теме.
2. Проводится проективный рисуночный тест с детьми (проективный рисуночный тест А. Л. Венгера «Рисунок семьи»).
3. Анализируются результаты мониторинга, и составляется перспективный план всех мероприятий в рамках проекта.
4. Создаются условия, необходимые для реализации данного проекта - предметно- развивающая среда в группе: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, подбирается художественная литература.
5. Проводится анкетирование родителей.
2 этап – Основной – Октябрь-Апрель
Цель: Формирование интереса к своей семье, семейным ценностям, обычаям и традициям.
На этом этапе:
Происходит реализация самого проекта, а именно:
1. Совместная деятельность воспитателя с детьми. Это и беседы, и чтение художественной литературы, и экскурсии, и продуктивная деятельность в рамках запланированных мероприятий.
2. Совместная творческая работа детей с родителями – рассматривание семейных фотографий, беседы с детьми, рассказы родственников о семье, совместные экскурсии, участие родителей в театральной постановке сказки «Кошкин дом» в рамках традиционно проводимого фестиваля «В гостях у сказки», творческая работа с родителями «Генеалогическое древо семьи», «Самый лучший кулинарный рецепт семьи».
3. Совместная деятельность специалистов с детьми – рисование, музыкальные досуги, праздники.
4. Самостоятельная деятельность детей в группе – рассматривание семейных фотографий, сюжетно-ролевые игры.
5. Совместная деятельность родителей с воспитателями и специалистами – анкетирование родителей, консультации для родителей, родительские собрания. Целью этих мероприятий будет объяснить важность и актуальность патриотического воспитания детей в семье, а также заинтересовать родителей, обогатить их педагогический опыт.
3 этап - Заключительно– обобщающий - май
Цель: Подведение итогов работы по проекту; моделирование рефлексивного этапа.
На этом этапе:
1. Контрольное исследование внутрисемейных отношений.
2. Оформление выставки рисунков «Моя семья».
3. Создание стенгазеты «Нет ничего семьи дороже».
Формы работы с детьми:
Совместная деятельность детей с педагогами и специалистами
Самостоятельная деятельность детей в группе
Индивидуальная деятельность с детьми
Методы работы с детьми:
Наглядные
Словесные
Практические
Приемы работы с детьми:
Совместная образовательная деятельность
Экскурсии, демонстрация исторических материалов
Игры, досуги, развлечения
Работа с художественной литературой
Выставки творческих работ, доклады, презентации
Формы работы с родителями:
Консультации для родителей.
Анкетирование, интервьюирование родителей.
Проведение совместных досугов.
Тематическое родительское собрание.
Вовлечение родителей в участие в театрализованной постановке.
Творческие задания совместно с детьми из цикла «Семейная копилка».
Привлечение родителей к предоставлению фотоматериала для стенгазеты.
Предполагаемые результаты:
Внедрение и реализация проекта позволит создать условия, необходимые для приобщения детей к ценностям и традициям семьи, формирования патриотических качеств личности каждого ребенка. Возрастет интерес к семье, появится желание быть похожими на родных и близких, изучать, а главное помнить своё прошлое, ценить настоящее. У детей чаще возникнет желание рассказать о своей семье с гордостью и любовью, бережно относиться к семейным реликвиям.
Внедрение и реализация проекта также позволит родителям проявить себя, само- реализоваться в творческой деятельности с детьми. Ведь родители – это не сторонние наблюдатели, а полноценные участники воспитательно-образовательного процесса. Появится возможность плодотворного сотрудничества воспитателей с семьями воспитанников. Кроме того, внедрение проекта будет способствовать приобретению новых педагогических знаний и умений родителей, развитию креативных способностей родителей в совместной деятельности.
А также пополнению предметно - развивающей среды в группе – созданию картотеки дидактических игр по патриотическому воспитанию.
Результаты проекта:
Благодаря реализации этого проекта дети заинтересовались жизнью своей семьи, семейными традициями, историей семейных отношений, узнали и полюбили совместные семейные праздники. С каждым новым открытием воспитывали в себе чувство любви, принадлежности к своей семье, с удовольствием рассказывая о своих близких с трепетом и гордостью. Маленькие патриоты – теперь они ощущают себя частичкой Отечества, гражданами родного города. Пусть по-детски, но все же ответственно относятся к защите природы, заботе о ближнем.
Повысилась педагогическая культура родителей, которые стали осознанно понимать всю важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте. Возрос уровень общения родителей с детьми во время совместной деятельности: рисование, выполнение творческих заданий из цикла «Семейная копилка», беседы и рассматривание семейных фотографий, проведение досугов в детском саду. И, главное, каждый из детей испытал гордость за своих родителей во время совместной деятельности. Теперь родители и воспитатели - настоящие партнеры в общем серьезном деле: воспитании патриота и гражданина своей страны.
Литература:
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования
2. Маханёва М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, М. Мозаика-Синтез 2004г.
3. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитатние. – 2006. - №1.
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Педагогические условия реализации нравственного воспитания дошкольников в деятельности // Дошкольная педагогика. – 2007. - №8. – С. 9.
5. Воротынцева О. Как научить детей любить Родину / О. Воротынцева // Предшкольное образование. – 2009. — № 2.
6. Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны / А. Гогоберидзе // Ребёнок в детском саду. – 2009. – № 3.
7. Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская // Ребёнок в детском саду. – 2010. – № 4.
8. Ермакова Т. В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т. В. Ермакова // Методист. – 2014. — № 3.
9. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста / Т. А. Якушева // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 6.
10. Шорыгина Т. А. Моя семья. Методическое пособие. -М. : ТЦ Сфера, 2016.
11. Шевченко М. А. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых. -Москва: АСТ, Кладезь, 2014.
12. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство/М. :Из-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
13. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М. : Сфера, 2005.
14. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М. : ГНОМ и Д, 2008.
15. Белая К. Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М. : Школьная пресса, 2007.
16. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение, 1991
17. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. и высш. Пед. Учеб. Заведений. - М. : Издательский центр Академия, 1999. - 232 с.
18. Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения. - М. : Просвещение, 1946.
Интернет-ресурсы:
1. Воспитание в вопросах и ответах. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.
3. Содержание нравственно-патриотического воспитания в ДОУ. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/411706/.
Приложение 1
Календарный план проекта
Срок проведения Мероприятия
Организационно-
диагностический
этап
Сентябрь Анализ методической литературы по данной теме
Диагностика:
Проективный рисуночный тест с детьми «Рисунок семьи»
(А. Л. Венгер «Психологические рисуночные тесты»).
Анализ результатов мониторинга и составление перспективного плана мероприятий.
Создание условий для реализации данного проекта: предметно-развивающей среды в группе - дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры, подбор художественной литературы.
Анкетирование родителей.
Основной этап
Октябрь Взаимодействие со специалистами:
Педагог по ИЗО деятельности:
Рисование: «Наша дружная семья»
Взаимодействие со специалистами:
Педагог-психолог:
Познавательный час «Какие мы?»
Беседа «В нашей семье выходной…»
Творческая работа с родителями из цикла «Семейная копилка»
Рисуем дома «Знакомьтесь, наша семья»
Рассматривание картин, беседа по картине
Ю. Кугач «В субботу», Т. Сорокина «Семья».
Чтение в группе:
1. Сказки «Крошечка-хаврошечка»,
«Гуси-лебеди», «В гостях у лисы», «Родные вещи»
В. Драгунский «Моя сестра Ксения», М. Яснов «Вот как я семью нарисовал».
3. Стихи
Т. Агибалова «Раньше всех.», Г. Дядина «Семейное древо», Н. Соконская «Разговор о маме»
Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?», «Кто живет в моей квартире?»
П/игра «Горелки с платочками»
Д/игра «Расскажи о своей семье», «Я люблю…», «Наш детский сад».
Прослушивание песни В. Баснера, сл. М. Матусовского «С чего начинается Родина.»
Беседа по содержанию
Ноябрь
Интервью у родителей «Расскажи, почему меня так назвали?» (из цикла «Семейная копилка»)
Конструирование из бумаги «Открытка для мамы на день матери».
Д/игра «Волшебные слова», «Составь семейку», «Узнай, о ком я говорю»
Беседа на тему «Дерево держится корнями, а человек семьей».
Заучивание стихов:
Г. Виеру «Мамин день», Е. Благинина «Вот какая мама»
Творческая работа с родителями «Генеалогическое древо моей семьи» (из цикла «Семейная копилка»)
Личные консультации родителям «Мама и папа воспитывают по-разному».
Участие родителей в театральной постановке «Кошкин дом» в рамках традиционного фестиваля «В гостях у сказки»
П/игра «Делай, как я»
Разбор и заучивание пословиц о семье.
Декабрь-Январь
Беседа на тему «Родительский дом – начало начал».
Сюжетно-ролевые игры:
«Новоселье», «Ремонт в квартире», «Магазин игрушек», «Семья - готовимся к празднику».
П/игра «Бояре», «Дракон»
Экскурсия в городской музей - Выставка «Секреты тётушки Арины».
Взаимодействие со специалистами:
Педагог по ИЗО деятельности:
Рисование «Зимняя семейная прогулка»
Взаимодействие со специалистами:
Музыкальный руководитель:
Утренник «Новый Год – семейный праздник».
Рассматривание семейных фотоальбомов в группе
Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»
Д/игра «Благородные поступки», «Кто мы, какие мы»
Заучивание наизусть А. Барто «Дома»
Взаимодействие со специалистами:
Педагог по ИЗО деятельности:
Объемная аппликация из бумаги -
Елочная гирлянда «Папа, мама, я»
Февраль Работа с художественной литературой: чтение сказок о русских богатырях, разбор и заучивание пословиц о войне, разгадывание загадок.
Заучивание наизусть:
1. Г. Ладонщиков «Вместе с дедушкой»
2. З. Александрова «Родина»
Досуг к празднику «День защитника Отечества» -«Мой папа самый сильный»
Экскурсия в музей поисковой работы – выставка «Судьба солдата».
Сюжетно-ролевые игры:
«Моряки», «Лётчики», «Мы-защитники».
Аппликация «Подарок папе. Медаль».
Д/игра «Продолжи пословицу.», «Какие праздники ты знаешь»
П/игра «Змейка»
Беседа с папой и дедушкой «Дед, расскажи, как ты служил», рассматривание армейского фотоальбома.
Беседа на тему «23 февраля – День Защитников Отечества».
Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой.
Март
Творческая работа с родителями «Самый вкусный кулинарный рецепт семьи» (из цикла «Семейная копилка»).
Разбор и заучивание пословиц о маме.
Чтение:
1. Ненецкая сказка «Кукушка»
2. В. Осеева «Просто старушка»
3. Е. Григорьева «Ссора»,
Беседа по прочитанному.
Заучивание наизусть:
1. Н. Соконская «Мама»
2. О. Высотская «Дорогая наша мама»
3. Я. Аким «Моя родня»
4. Е. Благинина «Посидим в тишине».
Рассматривание картины: И. Фирсов «Юный живописец», беседа по картине.
Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Мы с мамой в парикмахерской», «Ателье», «Всей семьей на пикник».
Взаимодействие со специалистами:
Педагог по ИЗО деятельности:
1. Рисование «Портрет мамы»;
2. Изготовление подарка для мамы «Моя мама – королева».
Д/игра «Скажи какая?», «Какой подарок ты бы хотел?»
Музыкальный руководитель – Утренник, посвящённый празднику
«8 Марта».
Дидактическая игра по развитию речи «Какая мама?», «Опиши свою маму»
Беседа на тему «Женский день».
Пальчиковая гимнастика «Наши мамы»
П/игра «Калачи», «Дударь»
Взаимодействие со специалистами:
Педагог по ИЗО деятельности:
1. Лепка из соленого теста «Пирог к семейному торжеству».
Апрель Беседа на тему «Профессии моих родителей»
Чтение литературных произведений:
С. Баруздин «Мамина работа»,
С. Михалков «А что у вас?»
Чтение и разбор пословиц о семье.
Заучивание наизусть:
1. О. Бундур «Папу с мамой берегу»
2. П. Синявский «Родная песенка»
Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, альбомов из серии «Мужская профессия»
Памятка для родителей «Вечер в семье»
Взаимодействие со специалистами:
Педагог по ИЗО деятельности:
Рисование - «А кем работают ваши родители?».
Экскурсия в музей и к памятнику маршала Г. К. Жукова (г. Жуков)
Сюжетно-ролевые игры:
«Водители», «Больница», «МЧС. Спасатели», «Автомастерская», «Школа», «Салон красоты».
П/игра «Завивайся плетень», «Заря-заряница»
Пальчиковая гимнастика «За работу»
Дидактические игры «Назови профессии», «Что лишнее?», «Кто что делает?»
Прослушивание песни А. Филиппенко, сл. Д. Чибис «Вечный огонь» Беседа по содержанию
Заключительно-обобщающий
Май
Акция «Бессмертный полк». Экскурсия к памятнику Неизвестного Солдата, возложение цветов
Творческая работа с родителями из цикла «Семейная копилка» - трансляция исторических материалов о подвиге родственников во время Великой Отечественной войны - «История одного героя».
Оформление выставки фотографий ко Дню Победы «Никто не забыт, ничто не забыто…»
Заучивание наизусть:
1. Ю. Коринец «Неизвестный солдат»
2. В. Степанов «Приходят к дедушке друзья…»
Оформление выставки рисунков «Моя семья».
Оформление стенгазеты «Нет ничего семьи дороже».
Проективный рисуночный тест с детьми «Рисунок семьи»
(А. Л. Венгер «Психологические рисуночные тесты») -
контрольное исследование внутрисемейных отношений.
Родительское собрание «Семья и её роль в патриотическом воспитании детей»