Татьяна Меркулова
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой дом — моя страна»
▼ Скачать + Заказать документы
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Темочки:
- Дом, дома. Проекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм… Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России…»
В. В. Путин
Именно в период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности.
Став взрослым, человек часто вспоминает родные места, где прошло его детство. Эти воспоминания - след того первого эмоционального восприятия Родины, которое бывает только в детстве.
Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, рассказывает о красоте и богатой природе своего родного города? В этом - выражение глубокой любви ко всему, что вошло к нам в сердце как самое дорогое. Поэтому задачей дошкольных работников является - научить детей замечать все происходящее вокруг, показать родные места с привлекательной стороны, чтобы дети убедились, что родной город и наш край прекрасен и интересен.
В своей группе я решила подготовить и реализовать совместный с родителями проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Мой дом – моя страна».
Актуальность проекта : формирование у детей элементов гражданственности и патриотизма можно осуществить через знакомство детей с родным краем. Также проект помогает детям получить более широкие знания о семье, формировать осознанное представление о необходимости заботиться о своих родных. Именно семья может создать для своего ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к окружающим.
В процессе организации проектной деятельности появляется уникальная возможность сближение детей и их родителей на основе совместной деятельности.
В осуществлении этих задач большую роль играет взаимосвязь с семьей, вовлечение и укрепление заинтересованности родителей в педагогический процесс детского сада.
Цель: осуществление комплексного подхода к воспитанию дошкольников в духе патриотизма, приобщение их к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю, повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Задачи:
1. Развивать любознательность, наблюдательность, творческое воображение воспитанников в процессе совместной деятельности со взрослыми;
2. Формировать у детей представления о семье, о нравственности отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях;
3. Показать ценность семьи для каждого человека;
4. Расширить представление детей о родном крае;
5. Познакомить с историей возникновения родного города, его достопримечательностями; уточнить знание детей о названиях улиц; показать детям, что по названиям улиц можно многое узнать об истории родного города;
6. Рассказать о том, что Земля – наш общий дом, на Земле много разных стран. Все должны жить в мире и согласии, уважать традиции и культуру других стран.
Новизна проекта - вовлечение родителей в активное участие в педагогический процесс ДОУ.
Проект был использован в следующих видах деятельности: игровой, двигательной, продуктивной, творческой, совместной.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели группы.
Вид проекта : долгосрочный, познавательно-творческий
Сроки реализации: 1сентября 2016г. – 30 мая 2018г.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Формы реализации проекта : познавательно – игровые занятия, целевые прогулки, наблюдения, беседы, продуктивная деятельность.
Этапы проекта.
I. 1 этап - «Моя семья» - средняя группа (сентябрь 2016 – март 2017гг.)
Семья-это слово нам многое скажет.
Семья нам с рожденья в путь жизни покажет.
И каждый, какой бы с ней не был момент,
Волшебней, роднее моментов и нет.
Семья с нами рядом всегда и везде,
Она много значит в каждой судьбе.
Важным фактором личностного развития ребёнка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми. В первую очередь – с родителями. «Семья – это цветок, который надо холить, лелеять, любить. Основа хорошего, яркого детства, обучение житейским мудростям, основанным на житейских заповедях». Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Данный проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека. О семейных традициях и их развитии в современных условиях.
Ожидаемые результаты:
От детей:
1. Дети знают членов своей семьи и гордятся ими.
2. Знают семейные традиции и праздники.
3. Проявляют отзывчивость, любовь, заботу, внимание к семье.
От родителей:
1. Повышение педагогической культуры и знаний родителей.
2. Установление доверительных и партнерских отношений семьи и детского сада.
3. Принятие родителями истины: «Права и обязанности воспитания детей принадлежит самим родителям».
От педагогов:
1. Повышение профессиональной компетенции педагогов.
2. Приобретение практического опыта в выборе адекватных методов и форм в работе с каждой семьей.
1 этап. Подготовительный
Составление паспорта проекта
Подбор детской художественной литературы для чтения детям
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме
2 этап. Выполнение проекта
Беседа «Что такое семья?» (расширение представлений о семейных ценностях; совершенствование диалогической речи);
ООД по художественно-эстетическому развитию «Моя семья» (учить изображать членов семьи)
Словесная игра» Моя семья» (активизировать словарный запас на основе углубления знаний о семье);
Проведение конкурса поделок среди родителей «Ручки у мамы моей золотые»
Взаимодействие с родителями: выставка книг для чтения на тему семьи; подборка любимых семейных книг для приобщения родителей и детей к совместному семейному чтению. Советы по оформлению детской домашней библиотеки
Беседа «Где работают мои родители» (расширение знаний детей о профессиях)
Аппликация «Подарок маме и бабушке» (учить изготавливать открытки к празднику День матери, 8 Марта)
Обогащение материалами игры «Дочки-матери» (самостоятельная деятельность детей в центрах активности)
Консультации для родителей «Семья – малая церковь в условиях современной жизни», «Учим ребенка общаться»,
Памятки для родителей «Шпаргалки для родителей», «Памятки для родителей от детей»
3 этап. Результаты
Родительское собрание «Возрастные особенности детей 4-5лет»
Представление семьи «Это моя семья»
Оформление альбома «Стихи и потешки – помощники в воспитании детей»
Папка «Генеалогическое древо»
ООД рисование «Портрет мамочки моей»
Родительское собрание «Поговорим о наших детях» (выполнение практического задания «Знаю ли я своего ребенка», выступление педагога-психолога Антроповой Л. В. «Ребенок и семья», ознакомление родителей с данными по обследованию детских рисунков «Моя семья»)
Итоговое мероприятие - Совместное мероприятие с родителями «Праздник для наших мам», создание «Герба семьи» каждой семьёй
Для педагогов ДОУ-
Консультация для воспитателей «Семья и семейные традиции»
Семинар «Социальное партнёрство ДОУ и семьи»
Вывод:
Для педагогов:
1. Повышение уровня знаний о проектной деятельности.
2. Систематизирован литературный и иллюстративный материал по теме «Семья»
3. Разработаны рекомендации для родителей
4. Установлены доверительные и партнерские отношения с родителями.
Для детей:
1. Дети приобрели познавательный опыт.
2. Познакомились с произведениями поэтов и писателей на тему «Семья»
3. Расширился словарный запас по данной теме.
4. Дети получили знания о семейных традициях.
5. Узнали больше о профессиях своих родителей.
Для родителей:
1. Повышение педагогической культуры родителей.
2. Повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.
3. Установление доверительных и партнерских отношений с педагогами.
Для педагогов: повышение профессиональной компетенции и приобретение практического опыта.
II. 2 этап проекта – «Семилуки – моя малая Родина» - старшая группа (сентябрь 2017г. – декабрь 2017г.)
Есть у каждого на свете
Свой родимый уголок
Для меня таким, поверьте,
Стал наш тихий городок.
Я всё-всё про город узнаю,
И теперь я понимаю:
Мы должны гордиться им,
Нашим городом родным!
Предполагаемый результат:
Дети могут назвать название своего поселка, названия улиц, достопримечательности и их значимость.
Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада, испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад.
Воспитание чувство гордости за своих знаменитых земляков
Повышение уровня патриотизма старших дошкольников.
1 этап. Подготовительный
Редактирование паспорта проекта
Подбор детской художественной литературы для чтения детям
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме
2 этап. Реализация проекта
Перспективный план работы с детьми
1. Беседа «Красивое место нашего города» - закрепить представление о знакомых местах родного города, научить узнавать их; развивать интерес к родному городу.
2. Подготовка и просмотр презентации «Семилуки – наша малая Родина»
3. Подготовка и просмотр презентации «26 января 1943г. Освобождение Семилук. 75 лет спустя»
4. Рисование «Мой город» - познакомить детей с историей родного города. Учить изображать карандашом контуры многоэтажных и одноэтажных домов.
5. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций в книге «Семилуки. Визитная карточка» - прививать интерес к книгам, учить по иллюстрациям определять содержание, почитать стихи Валентина Митрофановича Сидорова, семилукского поэта, «Семилуки Седьмая излучина Дона» Евгения Натарова, просмотр презентации «Подвиг П. И. Щеголевой»
6. Сюжетно – ролевая игра «Транспорт» - обогащать сюжет, расширяя представления о городском транспорте.
7. Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы» - расширять представление детей о разных профессиях, обогащать словарь предметов – помощников, инструментов, развивать объяснительную речь.
8. Беседа «Дорожные знаки» - закреплять знания дорожных знаков находить их изображения, объяснить значение.
9. Сюжетно-ролевая игра «Шоферы» - совершенствовать и расширять игровые замыслы и умение детей, поощрять желание организаторов сюжетно-ролевой игры. Расширять социальный опыт детей, знакомить детей с профессией шофера.
10. Сюжетно-ролевая игра «ДПС» сюжет «пешеход и водитель» - учить детей подготавливать необходимые условия для игры, распределять роли, используя предметы - заместители.
11. Чтение литературы из истории города Семилуки - развивать интерес к своей малой Родине, воспитывать любовь и гордость за наш город, вызвать желание узнавать новое об истории города.
12. Беседа «Россия – огромная страна» - формировать представления о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российской Федерацией, в ней много городов и сел. Познакомить с Москвой – главным городом, столицей нашей Родины, ее достопримечательностями
13. Составление рассказов по фотографиям «Моя малая Родина».
14. Создание макета «Город, в котором я живу» - привлечь родителей к участию в организации пополнения предметно – развивающей среды в группе.
Перспективный план работы с родителями:
• Оформление совместно с родителями альбома «Красоты земли Семилукской»
• Презентация «Дом, в котором я живу»
• Консультация для родителей «Воспитание любви к малой Родине»
• Подбор информации по теме «Женщина… Память…Война» (о подвиге П. И. Щеголевой)
• Альбом «Наш город – фото-архив»
• Консультация для родителей «Как знакомить детей с городом»
• Консультация для родителей «По дороге в детский сад»
• Для педагогов
Консультация для воспитателей «Формирование у дошкольников любви к малой Родине»
3 этап. Результаты
Создание макета «Город, в котором я живу»
III. 3 этап проекта – «Моя страна – Россия» - подготовительная группа (январь 2018г. - май 2018г.)
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!
И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!
(В. Гудимов)
Предполагаемые итоги реализации:
Научиться выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Приобрести с детьми навыки социального общения со взрослыми.
- углубление знаний детей о Родине.
- Умение уважительно относиться, проявлять интерес к своей Родине.
- Выставка рисунков «Московский кремль».
- формирование гордости и любви к Родине, бережного отношения к ее культурным ценностям.
- Закрепление умения выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления.
-Обогащение словарного запаса детей.
Содержание проекта :
- провести занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим;
- организовать творческую деятельность детей: игры, рисование, аппликация и т. д. ;
- привлечь детей и родителей к сбору материала для оформления альбомов: «Москва – сердце России!», «Города России»; фото - выставка «Природа России»
- подготовка и проведение среднесрочного проекта по народным промыслам России на тему «Красоту страны сердцем чувствуя» (выставка детских работ);
- итоговая ООД на тему «Всем сердцем с тобой, Россия!»
1 этап. Подготовительный
- подобрать иллюстрации, картины, слайды, грамзаписи по темам занятий;
- подобрать детскую литературу по тематике проекта;
- подобрать образцы русских народных промыслов;
- разработать сценарий литературно-музыкального праздника «Что мы родиной зовём?»;
- подготовить материал для изобразительной деятельности.
- опрос родителей по данному вопросу с целью развития интереса к проблеме;
- создание определенной атмосферы в группе;
- создание атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр;
- рассказы, беседы с детьми о России, столице нашей родины-Москве;
- определение цели и задач проекта.
2 этап. Выполнение проекта
1. «Наша страна Россия»
Задачи: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.
Оборудование и материалы: ноутбук, мультимедийный проектор, глобус, иллюстрации, мультимедийное оборудование.
- Переоформление патриотического уголка в группе
2. «Москва - столица»
Задачи: уточнить и систематизировать знания детей о столице России, познакомить детей с историей возникновения Московского Кремля, формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Оборудование и материалы: ноутбук, мультимедийный проектор, иллюстрации с изображением древнего и современного Кремля, книги
3. «Города России»
Задачи: познакомить детей с городами России, их памятниками архитектуры и современными направлениями развития, воспитывать патриотические чувства.
Оборудование и материалы: иллюстрации с видами городов России, мультимедийное оборудование, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Путешествие по России».
4. «Какие народы живут в России»
Задачи: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.
Предварительная работа: чтение сказок народов России.
5. «Мастеров руки золотые»
Задачи: расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.
Обогатить словарь детей словами: хохлома; филимоновская, богородская, дымковская игрушки; жостовские подносы; палехские шкатулки.
Оборудование и материалы: предметы русских народных промыслов
- Проект «Красоту страны сердцем чувствуя»
6. «Природа России»
Задачи: познакомить детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью; формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины, воспитывать патриотические чувства, сформировать желание заботится о сохранении природы - как национального богатства.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, иллюстрации с изображением разных климатических зон, животных, растений, альбом народных промыслов России.
Художественное творчество
1. Лепка из пластилина «Поднос из Жостово»;
2. Конструирование из бумаги «Дымковский петушок»;
3. Рисование матрешек;
4. Рисование с элементами ручного труда (бахрома) «Хохломской платок»;
5. Рисование «Роспись чашки с блюдцем. Гжель»
Музыка - «Моя Россия» (Струве)
Слушание: Гимн РФ, «Хохлома», «Росиночка-Россия», русских народных песен и песен других народов России.
Просмотр: видео «Пролетая над страной», «Георгиевская лента: история и современность», «Москва с высоты птичьего полета»
«Художественная литература»
«Россия» рассказы, повести:
«Этот город Ленинград» Будогоская Л., Владимиров Ю. ;
А. Ишимова «История России в рассказах для детей» (отдельные главы);
Н. Носов «Метро».
Стихи о России, Москве, Родине:
«Родная земля» Г. Ладонщиков;
П. Воронько «Лучше нет родного края»;
В. Лебедев-Кумач «Москва»;
С. Михалков «Кремлёвские звёзды»;
Стихи: С. Есенин,Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Фет. - воспевающие природу России.
Пословицы и поговорки:
«Родина-мать, умей за неё постоять!»;
«Родная сторона-мать, чужая-мачеха»;
«Всякому мила своя сторона».
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах, иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.
Просмотр видео презентации «Моя родина - Россия»
Работа с родителями:
Сбор материала для оформления альбомов «Москва-седце России!», «Города России», «Чудеса России»;
Консультация для родителей «История народных промыслов России»
Консультация для родителей на тему: «Приобщение детей к истории, традициям и культуре России»
Заполнение книги отзывов после просмотра выставки
3 этап. Заключительный.
Итог проекта : оформление альбомов «Москва-сердце России», «Города России»; фото выставка «Природа России»
Для педагогов - деловая игра «Педагогический экспресс (виртуальное путешествие по маршруту «Нравственно -патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»)
- Выставка детских работ по народно - прикладному творчеству
Итоговое занятие: открытая ООД на тему «Всем сердцем с тобой, Россия!»
В ходе реализации проекта была достигнута главная цель: родители были вовлечены в активную деятельность по формированию у детей патриотических чувств. Дети не только познакомились с историей и культурой родного города, но и расширили свои знания о своей стране.