Ольга Пельменёва
Проект по патриотическому воспитанию «Край, в котором я живу»
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация, труд, безопасность: природное окружение Социализация, труд, безопасность: предметное окружение Коммуникация: развитие речи
- Проведение тематических экскурсий по территории детского сада «Животный мир Дальнего Востока»
- Знакомство с иллюстрациями художника Геннадия Павлишина к книге Петра Комарова «Весёлое новоселье» -Беседы «Моя малая Родина», «Знакомство с крупными городами края», «7 чудес Хабаровского края», «Коренные народы края», «Площади города Хабаровска», «Памятники города», «Моё любимое место города Хабаровска»
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
-Тематическое занятие «Аборигены земли Дальневосточной» музей им. Гродекова.
- Тематическое занятие: «Коренные народы Дальнего востока» Библиотека №8 -Знакомство с творчеством Петра Комарова, беседа по текстам стихотворений, составление небольших рассказов – описания
- Знакомство со сказками народов приамурья
- Беседы по картинкам к нанайским сказкам.
- разгадывание кроссвордов
- участие в конкурсе чтецов
Чтение художественной литературы Музыкальное развитие Игровая деятельность
-Чтение и заучивание наизусть стихотворений дальневосточных поэтов: Петра Комарова, Евгения Кохана
- Чтение рассказов «Встречи с животными» журналы Родное приамурье -Разучивание песни Матвея Журавлёва «Вдоль Амура белым парусом…»
-Прослушивание песен о Хабаровске
- Разучивание нанайского танца.
- Выступление на конкурсе в ДКстроителей с нанайским танцем - Сюжетно-ролевая игра «Мы – следопыты»,
- Сюжетно-ролевая игра «Мы –ветеринары»
Художественное творчество
- Рисование «Мой город», «7 чудес Хабаровского края», «Петроглифы»
- Аппликацыя: «Нанайский костюм»
- коллективное изготовление коллажа на тему «Главная Площадь»
Хабаровский край - дом мой родной
Хабаровский край, горжусь я тобой
Хабаровский край – здесь много чудес :
Сопки высокие, сказочный лес.
В хабаровском крае Амур протекает…
Всех лучше Хабаровский край, я это знаю!
Петр Комаров
Актуальность выбранной проблемы
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:
- 68 % детей средней группы не знают названия города в котором живут, название реки, домашнего адреса;
- в старшей группе этот процент составляет 53%;
- в подготовительной группе – 31%;
- 70 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
- 45 % родителей затрудняются в знании истории города, края;
- 15 % родителей не знают и не испытывают потребность знать историю города и края.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта : «Хабаровск – город, в котором я живу».
Мы считаем, что метод проекта и формы совместных мероприятий с родителями позволят пробудить у детей и их родителей познавательный интерес к истории и культурному наследию города через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. Кроме того, привлечение родителей наших воспитанников к проблеме проекта будет способствовать активному участию их в жизни детского сада.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об историко-культурном наследии города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Информационная карта проекта
Полное название проекта :
Авторы проекта :
Продолжительность
проекта :
Тип проекта :
Возраст детей:
Проблема, значимая для детей, на решение которой
направлен проект :
Цель проекта :
Задачи проекта :
Продукты проекта : «Хабаровск – город, в котором я живу»
Воспитатель : Пельменёва О. В.
долгосрочный (с 01 сентября 2022года по 31 августа 2023 года)
Творческо-познавательный
6-7 лет (подготовительная к школе группа)
Именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города.
- Воспитание гражданских чувств, любви к
родному городу
- Пробудить познавательный интерес к истории и культурному наследию города.
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
- Формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края.
- Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада.
- Способствовать раскрытию творческих способностей в семье.
Выставка детских рисунков, видеоролик «Природа ДВ», выставка поделок, выполненных совместно с родителями «Мой край», изготовление фотоальбома «Флора и фауна Дальнего Востока» и «Достопримечательности города Хабаровска», оформление лестничного пролета по теме «Флора и фауна Дальнего Востока», изготовление дидактической игры «Край любимый мой»
Ожидаемые результаты по проекту
со стороны детей:
- Пробуждение познавательного интереса к истории и культурному наследию города
- Умение пользоваться полученными знаниями
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми
- Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи
- Развитие свободной творческой личности ребёнка
- Сплочение детского коллектива со стороны родителей:
- Пробуждение интереса к истории, культуре, традициям города и края
- Формирование ответственности за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края
- Активное участие родителей в жизни детского сада, предложение новых путей решения проблемы, проявление инициативы
- Раскрытие творческих способностей в семье
Краткое содержание проекта
Этапы проекта Действия детей Действия педагогов Действия членов семьи
Iэтап Подготовительный - Участие в опросе
- Осознанный выбор темы проекта. - Выявление проблемы (анкетирование)
- Разработка цели и задач
- Планирование целесообразной проекту деятельности
- подбор материала для работы: создание библиотеки по теме проекта, беседы с детьми на экологические темы, составление сборника легенд и сказок, Рассматривание фотографий с изображением 7 чудес Хабаровского края,
- Определение основных форм работы с родителями, способствующих их активному включению в педагогический процесс
- Прогнозирование результатов работы - Участие в анкетировании
- Помощь в определении форм работ, пользующихся у родителей наибольшей популярностью
IIэтап
Практический - Участие в выставке детских рисунков «7 чудес Дальнего Востока»
- Участие в конкурсе чтецов
- Разучивание песни о Хабаровске «Вдоль Амура белым парусом…» автор Матвей Журавлёв
- Познакомить детей и родителей с условиями выставки поделок «Мой край»
- Познакомить детей и родителей с условиями творческого конкурса рассказов и стихов «Мой любимый город»
- Сделать подборку сказок и легенд коренных народов
- Проведение тематических экскурсий по лестничному пролету детского сада «Животный мир и растительный мир Дальнего Востока»
- Обсуждение проблемы проекта с родителями - Участие в оформлении выставки «Мой край»,
- Помощь в оформлении фотоальбомов
- Помощь в оформлении лестничного пролета
- Подготовка ребёнка к конкурсу чтецов
IIIэтап
Заключительный Рефлексия:- дети понимают и осознают, насколько велик и разнообразен Дальний Восток; появилось чувство гордости за свою Родину. - Подведение итогов работы над проектом :
- дети получили огромное количество знаний, научились применять их в деятельности
- проведенная работа позволила воспитать у детей чувство патриотизма, первичные представления о «малой» родине. Об истории, культуре, географическом положении
-дети получили основы экологической культуры
- сформировали положительное отношение ребенка к себе, другим людям, к малой родине
- Рефлексия
Завершающий этап.
Мы живём на Дальнем Востоке в Хабаровском крае. Мы гордимся своей малой родиной, её историей и культурой. И мы считаем, что ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Это длительная и кропотливая работа, и чтобы такая работа имела результат, поистине воспитывала детей, она должна строиться на «трёх китах» - в тесной связке трё х звеньев: педагог – ребёнок – родитель.
В своём проекте мы постарались максимально тесно связать эти звенья.
А для этого нам, как педагогам, нужно было решить следующие задачи.
1. Организовать свою деятельность по реализации проекта путём :
• Углубления знаний о проблеме
• Сплочения детско-родительского коллектива совместной деятельностью над проектом
2. Пробудить познавательный интерес к истории и культурному наследию города и края посредством
• Фотоальбомов
• знакомства детей с творчеством дальневосточного поэта Петра Комарова и художника Геннадия Павлишина,
• знакомства с природой Дальнего Востока, с культурой и бытом аборигенов.
3. Привлечь внимание родителей к проблеме посредством:
• активного участия их в проектной деятельности детей,
• максимального информирования о проблеме проекта, его целей, задачах и путях решения.
Работа над проектом доставила нам, авторам проекта, большое удовлетворение, так как мы увидели, что это тема очень актуальна и для взрослых и для детей. Наши коллеги дали высокую оценку проекту по окончании деятельности, отметили активное участие родителей в мероприятиях. Родители детей стали более заинтересованы в деятельности ребят в детском саду, стали инициативнее в предложениях помощи воспитателям.
Проведённый опрос среди детей по окончании проекта показал, что дети группы хорошо знают название своего города и реки, на которой он расположен, показывают город Хабаровск на карте, знают символику города и края, называют главные улицы, площади, достопримечательности города.
И как итог большой проделанной работы каждый ребёнок получил медаль «Юный Дальневосточник»
Методическое обеспечение
1. Бурилова М. Ф. «Муравьевский век на Амуре»/Бурилова. - Хабаровск, 1991.
2. Гузенко Г. В. «Пособие для учащихся по дальневосточной литературе» 6 класс/Гузенко. - Издательство «Амур» Хабаровск, 1994.
3. Комаров П. «Избранное»/Комаров. - Хабаровское книжное издательство, 1992.
4. Павлишин Г. «Поэма о Приамурье». Сборник иллюстрированных открыток / Павлишин. - Издательство «Изобразительное искусство» Москва, 1983.
5. Тихонова А. Е., Востриков Л. А. «Твой родной край» Учебное пособие для младших школьников / Тихонова, Востриков. - Хабаровское книжное издательство, 1995.
6. Ходаковская М. Н. Хрестоматия по дальневосточной литературе для детей дошкольного возраста «Лукошко»/Ходаковская. - Хабаровский издательский дом «Приамурские ведомости», 2012.
7. «Я в Хабаровске живу» /Поэзия юных. Хабаровск, 2001.