Наталья Ефремова
Проект по патриотическому воспитанию дошкольников «День Победы!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 «Родничок»
Проект по патриотическому воспитанию дошкольников «День Победы!»
Составитель:
Воспитатель 1 КК
Ефремова Н. Н.
Арамиль, 2020-2021гг.
Введение
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию дошкольников „День Победы!“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В. П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине.».
Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
9 Мая - Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки.
Разработан долгосрочный образовательный проект, который мы назвали «День Победы».
Тип проекта :
• По времени проведения: долгосрочный (сентябрь 2020 – май 2021).
• По характеру контактов: в рамках ДОУ, семья, социум – Арамильский краеведческий музей.
Актуальность: Одной из важнейших задач воспитания является развитие у детей высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма. С самого раннего детства необходимо прививать уважение к истории своего Отечества, а также к людям, защищавшим родной край.
«Патриот» в переводе с греческого означает «земляк», «соотечественник». В. И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает такое определение слову «патриот» : любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб.
Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев – все это входит в понятие патриотизма. Без уважения к истории своего Отечества, своей малой родины – Арамили, нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе.
Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям?
Проблема: Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.
Знакомя детей с подвигом советского народа, наших земляков в годы Великой Отечественной войны, следует акцентировать их внимание на трудностях, которые приходилось преодолевать бойцам и труженикам тыла, на помощи, которую оказала наша армия другим народам, освободив их от фашистского ига.
Если патриотическое воспитание ребенка начинать уже в дошкольном возрасте через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников с участием ветеранов войны и родителей, то это поможет нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, незнающим ужасов войны, по-новому посмотреть вокруг на своих прадедушек и прабабушек, тех, кто живет рядом с нами, поможет изменить отношение к этим людям.
В основу проекта легли следующие принципы:
1. Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.
2. Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
3. Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
4. Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, краеведческим музеем, сочетание разных видов деятельности.
5. Принцип наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.
Цель проекта : формирование у дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне.
Задачи проекта :
1. Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историческими фактами военных лет в хронологической последовательности.
2. Рассказать детям об участниках Великой Отечественной войны (в том числе о детях, в честь кого были названы улицы нашего города; воспитать патриотизм, гордость за свой народ, за своих родных, России.
3. Познакомить детей с выдающимися личностями, которые сыграли большую роль в истории ВОВ.
4. Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа и значении победы нашего народа в ВОВ.
5. Воспитать чувство гордости и уважения к родным и близким людям, принимавшим участие в сражениях за Родину
6. Привлечь родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей.
Ожидаемый результат:
• Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях ВОВ;
• Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период ВОВ;
• Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
• Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
Организация работы над проектом.
1. Деятельность педагогов.
• Подготовка художественной литературы, методических и дидактических материалов по основным историческим событиям ВОВ.
• Проведение тематической ООД, организация выставок.
• Отражение данной тематики при создании тематического планирования образовательной программы.
• Чтение художественной литературы, заучивание стихов, просмотр документальных и художественных фильмов о ВОВ (соответствующих возрасту воспитанников).
• Слушание песен военно-патриотической тематики.
• Тематическое содержание книжного уголка.
• Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Маленькие герои войны», «Бессмертный полк».
• Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.
• Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д. Кабалевский "Марш" (детский, П. Чайковский "Марш деревянных солдатиков", Г. Свиридов "Военный марш", В. Агапкин "Прощание славянки".
2. Деятельность детей.
• Участие в конкурсах, праздниках, беседах.
• Самостоятельная и совместная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей.
• Заучивание пословиц и поговорок о храбрости, чести, долге, солдатской службе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.
• Исполнение сюжетно-ролевых игр, постановок.
3. Деятельность родителей.
• Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе детского сада (тематическая ООД, праздники, досуги, экскурсии (библиотека, музей, к памятнику «Вечный огонь»)
• Рисование с детьми сюжетов на военную тему, изготовление поделок.
• Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.
Предметно-развивающая среда:
• Оформление уголка «Боевой славы».
• Дидактические игры с патриотическим содержанием.
• Подборка наглядно – дидактического материала на тему ВОВ и солдатских будней.
• Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике «День Победы», о людях героических и военных профессий, о дружбе народов.
• Подборка песен военных лет.
• Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.
• Подготовка пособий и атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику
План работы:
Месяц Формы и методы работы Взаимодействие с родителями
Подготовительный этап
Сентябрь
1. Сбор и анализ литературы по данной теме
Совместные поиски информации.
Сбор документов и фотографий из семейных архивов об участниках войны.
Основной этап
Октябрь 1. Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Что я знаю о войне?»;
2. Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В. Алкина «Прощание славянки».
3. Чтение рассказа: «Таежный подарок»;
4. Рассматривание фотографий «Фотохроника военных дней» (все группы);
4. Просмотр фильмов, презентаций о ВОВ.
5. Беседа с детьми «Подвиг на войне» (средние-подготовительные группы)
Консультация: «Воспитание у детей чувства уважения к своей стране, гордости за Родину и народ через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны»
Ноябрь 1. Соц. - коммуникативное развитие/ познавательное: «Россия – Родина моя»
2. Рисование «С чего начинается Родина».
3. Речевое развитие «Мое отечество Россия». Чтение художественных произведений:Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»;
4. Рассматривание иллюстраций, картин с фрагментами военных лет.
Помощь в создание коллекции медалей и орденов.
Консультация для родителей «Воспитание любви к родному городу и природе в детском саду и семье».
Декабрь 1. НОД «Города-герои»;
2. Рассматривание открыток «Города герои»;
3. Чтение произведений С. П. Алексеев «Брестская крепость».
4. Дидактическая игра «Найди город на карте», «О каком городе говорю»;
5. Лепка «Военная техника» (подготовительные группы)
Разучивание пословиц и поговорок о любви и защите Родины, ее защитниках, о героизме, смелости и храбрости героев-солдат, солдатской дружбе и товариществе;
Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная»
Январь 1. Рисование: «Вечный огонь»
2. Речевое развитие: рассказывание о памятниках (проекты детей); разучивание стихотворений (конкурс чтецов);
3. Муз. развитие: прослушивание муз произведений;
4. Аппликация «Тридцать три богатыря».
5. Чтение худож. произведений: Я. Тайц: «Цикл рассказов о войне». (Обсуждение текстов, ответы на вопросы детьми).
Папки-передвижки, советы родителям, что и как рассказывать детям о войне
Февраль 1. НОД «Слава и гордость воинам»;
2. Рисование «Пограничник с собакой» (старшие и подготовительные группы);
3. Речевое развитие: Рассказывание по картине «Богатыри»; Чтение А. Митяев «Почему Армия всем родная»;
4. Просмотр презентации «Боевая техника войны»;
5. Муз. развитие: Ф. Шуберт «Военный марш»;
6. Фотовыставка «Мой папа – солдат!»
6. Спортивно-театрализованный праздник "Богатырские состязания"
1. Музыкальное развлечение для детей старшего возраста «Слава армии родной!»
Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ.
Наглядная агитация «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне».
Участие родителей в фотовыставке.
Участие родителей в спортивном празднике.
Март 1. Беседа о приближающейся дате и о Великой Отечественной войне. Экскурсия в краеведческий музей г. Арамиль.
2. Речевое развитие: Чтение художественных произведений:Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»;
3. Муз. развитие: прослушивание муз. Произведении;
4. Сюжетно-ролевая игра «Госпиталь»;
5.«Зарница» военно-спортивная игра (совместно с педагогами по физ. культуре);
6. Лепка «Военные награды» Младшие – подготовительные группы).
Оформление тематической выставки в книжном уголке
Содействие в организации экскурсии.
Апрель 1. НОД «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны»;
2. Чтение из сборника рассказов «Дети — герои
ВОВ»;
3. Аппликация «Открытка с тюльпанами»;
4. Дидактическая игра «Ордена и медали»;
5. Муз. развитие: разучивание песни «Солнечный круг» А. Александрова;
6. Рисование «Я рисую мир», Конкурс рисунков «Этих дней не смолкнет слава»
(в перспективе поездка в Музей военной техники г. Верхняя Пышма) Конкурс на лучший рисунок, поделку к Дню Победы.
Организация поездки в г. В. Пышма (Музей военной техники).
Заключительный этап
Май 1. Музыкально - спортивный праздник, посвященный «Дню Победы»;
2. Конструирование: Макет ко дню победы (все группы);
3. Рисование «Мы едем на праздник с флагами и цветами», «Праздничный салют» (все группы);
4. Праздник «Не забудем их подвиг великий!»;
5. Социальная акция «Георгиевская ленточка»;
6. Выставка детских работ и оформление детского альбома впечатлений на тему «Война глазами детей»
Наглядная агитация «Известные люди о воспитании любви к Родине»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005г.
2. Великая Отечественная война. /https://puzkarapuz.ru/51511-velikaya-otechestvennaya-vojna.html
3. Государственная программа. - Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-- 2002 годы. - Российская газета. 2001 год.
4. Гружинская М., Е. Сидоренко, М. Корнилова, В. Стержнева. «День Победы» //Ребенок в детском саду, №2, 2008г.
5. Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения https://worldofchildren.ru/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1838-patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyax-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
6. День Победы! (Тематические коллекции)https://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html
7. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина, М, 2009г.
8. Долматова. Е., Телегин М. Поговори с Ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? / https://www.p4c.ru/671
9. Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников. Посвящается 60-летию Великой Победы! Е. Евдокимова //Дошкольное воспитание, 2005. - № 3.
10. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М. 2008.
11. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? М, 2004 г.
12. Малышам (и не только) о празднике Победы - 9 мая, о войне, об орденах и медалях / https://kids-kids.ru/archives/138
13. Патриотическое воспитание дошкольников : Великая Отечественная война: [проекты, конспекты занятий]! Ребенок в детском саду, 2007, №2.
14. Т. Черединова. Детям своим расскажите о них». //Дошкольное воспитание., №5, 2005г.
15. Doshkolnik.ru, Solnet.ru
16. М. Ю. Картушина. День победы. Сценарии и праздники для ДОУ и начальной школы.