Валентина Мичурина
Проект по патриотическому воспитанию «Живи, изучай и люби свой край» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Актуальность…. 2
2. Цель и задачи проекта…4
3. Направления проектной деятельности….5
4. Методическое обеспечение проектной деятельности….6
5. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта….7
6. Этапы проведения проекта и методы реализации…. 8
7. Тематическое планирование проекта «Живи, изучай и люби свой край»…9
8. Результативность осуществления проектной деятельности…14
9. Список литературы…15
10. Приложение….18
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию „Живи, изучай и люби свой край“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Актуальность
В любом обществе воспитание гражданина и патриота, ценящего родную землю, ее традиции и национальную культуру, уважающего историю своего города и Родного края, относится к числу приоритетных направлений работы. Понимание того, что Родина человека начинается с места, где родился, придет к ребенку только тогда, когда он поймет, что его край родной – это частица большой Родины. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе и крае.
Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты наблюдения показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта : «Живи, люби и знай свой край!»
Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Цель проекта :
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи проекта :
• Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности.
• Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
• Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
• Познакомить с культурой и традициями города и района.
• Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Направления проектной деятельности :
• Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
• Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения
• Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды
Вид проекта : познавательный, групповой.
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.
Место проведения: МБДОУ №31»Родничок»
Сроки реализации: 2 года (2018-2020 уч. гг.)
Методическое обеспечение проектной деятельности
1. Е. С. Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
2. И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
3. Л. Н. Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
4. Т. И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
5. М. Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
6. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
7. И. В. Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
8. З. А. Ершова, Н. А. Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
9. Материалы Интернет.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
1. подбор исторической литературы;
2. подбор произведений;
3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
4. подготовка разного вида бросового материала, для изготовления мини-музеев;
5. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
6. дидактические игры;
7. выставки книг, рисунков, поделок;
8. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала);
9. создание мини-музеев.
Этапы проведения и реализации проекта
1. Подготовительный этап (сентябрь-ноябрь 2018 года)
- Изучение психолого- педагогической литературы по воспитанию нравственных, гражданско-патриотических чувств.
-Изучение интереса детей для определения целей проекта.
-Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
- Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми и их родителям.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Составление перспективного плана работы по проекту.
2. Основной этап (декабрь 2018 года-декабрь 2019 года)
3. Презентационно– завершающий (январь 2020)
Открытое занятие “Моя Родина – Выкса! ”
Выставка продуктов детской деятельности.
Оценка этапов реализации проекта детьми.
4. Контрольно-рефлексивный (февраль 2020)
Проведение круглого стола для родителей и воспитателей
Подведение итогов.
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Необходимые условия реализации проекта :
1. интерес детей и родителей;
2. методические разработки,
3. интеграция со специалистами детского сада.
Предполагаемый результат:
1. Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
3. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Методы проекта :
1. Наблюдение,
2. совместные игры,
3. познавательные игровые занятия,
4. беседы.
Тематическое планирование проекта «Живи, изучай и люби свой край»
время тема цели форма
сентябрь Изучить нравственные качества воспитанников Изучить нравственные качества воспитанников Наблюдение, заполнение схемы
«Знаешь ли ты свой город?» Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию Беседа, анкетирование
2. «Угадай, где я нахожусь?» Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города Дидактическая игра
3. «Где я отдыхал летом» Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке
Рисование
Родительское собрание «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
октябрь «Моя малая Родина» Познакомить детей с историей возникновения города, его постройками. Воспитывать интерес к истории города Занятие
«Центральная улица города» Сравнить улицу первоначальную (увиденную на фото) и современную Дидактическая игра
«Улицы родного города» Учить передавать красоту родного города Изобразительная деятельность
«Нижегородская область» Познакомить родителей с историей образования края и его достижениями. Оформление стенда для родителей
Ноябрь «Достопримечательности родного города» Закрепить знания детей о достопримечательностях города. Познакомить с понятием архитектура и архитектурными памятниками города Занятие
«Найди отличия» Сравнивать особенности старого и современного города игра
«Русская изба» Знакомить детей с историей строительства домов занятие
«Придумай названия будущим улицам города» Придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали Творческое задание
Изготовление мини-музея «Русская изба»
Декабрь «Кому что нужно для работы», «Угадай профессию» Учить детей отличать профессии города от профессий села. Дидактические игры
«Все профессии важны»… Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда Сюжетно-ролевые игры
«Делу – время, потехе – час» Закреплять знание русского фольклора Конкурс пословиц и поговорок
«Предприятия родного города» Расширять знания о предприятиях города, изготавливаемой продукции Занятие
Изготовление мини-музея «Русская изба»
Январь «Флора и фауна Выксы и района» Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире края Экскурсия в музей
«Кто живет в наших лесах?» Вечер загадок
«Поможем птицам зимой» Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе края Акция
«Птицы нашего края» Формирование знаний о птицах Алтайского края, поиск необходимой информации совместно с родителями. Изготовление альбома
«Знай и люби родную природу» Вызвать желание больше узнать об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль. Занятие
Изготовление мини-музея «Русская изба»
Февраль «Откуда хлеб пришел» Познакомить с историей выращивания хлеба в Нижегородской области. Оформление альбома
«Узнай на вкус» Учить различать некоторые сорта хлебобулочных изделий Игра
«Булочная» Воспитывать у детей уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу Сюжетно – ролевая игра
«Наша Армия родная» Цель: закрепить знания детей о том, что Российская армия- защитница нашей Родины, уточнить о родах войск, учить детей навыкам словообразования, развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику при лепке вертолета, воспитывать уважение к людям военных профессий. занятие
23 февраля- День защитника Отечества
«А ну-ка, папы» Воспитание патриотического отношения к Родине праздник
Изготовление мини-музея «Наша армия сильна»
Чтение стихов про военные профессии, рассказа Длуголенского «Что могут солдаты?», заучивание стихотворения «Воин российский».
- Сюжетно-ролевая игра «На корабле».
- Конструирование из счетных палочек ракеты.
С. Баруздин «Шел по улице солдат».
- Я. Длуголенский «Что могут солдаты».
-О. Высотская «Мой брат уехал на границу».
-С. Маршак «Пограничник».
Март «Полезные привычки» Пропаганда здорового образа жизни Беседа
«Веселые старты» Способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья Спортивные соревнования
Беседа «Чем и как можно порадовать своих близких?» Цель: развивать диалогическую речь посредством подготовленной беседы. Расширить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. беседа
«Мамино любимое занятие». Цель: формировать уважительное, доброжелательное отношение к самому близкому и родному человеку на земле. Беседа
«Город спортивный» Закрепить знания о спортивных сооружениях и различных видах спорта. Вызвать чувство гордости за спортсменов родного города, вызвать желание заниматься спортом. Занятие
Изготовление мини-музея «Наша армия сильна»
Чтение Я. Сегель «Как я был мамой»; Ю. Яковлев «Мама»; Е. Благинина «Вот какая мама»; Е. Благинина «Посидим в тишине».
Апрель «Русская изба» Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени. Экскурсия в музей
«Что лишнее?» Закрепить знания детей об особенностях быта в прошлом жителей города. Дидактическая игра
Символика города Формирование познавательного интереса кприродаВыксы и района, углублять представление о флоре и фауне. Аппликация, рисование
Сделаем наш город чище Воспитывать любовь к родному городу, приучать следить за чистотой, развивать творчество. Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями
«Моя Родина –Выкса» Обобщить знания о флоре и фауне; углубить представления о женском костюме, закрепить знание русских пословиц и поговорок Защита проекта
Изготовление мини-музея «Наша армия сильна»
Май «Этих дней не смолкнет слава!»Встреча с ветеранами Сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ, формировать представления о празднике День Победы, Встреча с ветеранами
«Боевая слава нашего народа» Сформировать представление о героизме, подвиге. Возложение цветов
«Любим! Помним! Не забудем!» Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Оформление стенда
Наша родина- Россия Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. занятие
«Что ты знаешь о своей малой Родине?» Выявление усвоенных знаний детьми Диагностика
Открытие мини-музея «Наша армия сильна»
сентябрь Традиции и обряды.
Цель: повышение интереса к традициям русского народа, приобщение детей к традиции проведения народных праздников беседа
Раскрашивание кукол в национальных русских костюмах. Цель: расширять знания детей о народных обычаях и традициях на Руси, прививать интерес к русскому прикладному искусству рисование
«Традиции народов России». закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе, познакомить с некоторыми историческими событиями и культурой. Познакомить детей с понятием «традиция», с традициями русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям. Беседа
«Откуда пришла матрешка?». Цель: познакомить с историей возникновения матрешки, прививать интерес к народному творчеству Беседа
Создание мини-музея «Куклы народов»
Родительское собрание «Нравственное воспитание в семье»
Русские народные игры «Мороз красный нос», «Лягушки на болоте», «Салки», «Жмурки».
октябрь «Знакомство с Городецкой росписью». Цель: Цель: формировать представление у детей, что произведения декоративно-прикладного искусства передаются из поколения в поколение, познакомить детей с городецкой росписью, с ее характерными особенностями (элементы, композиция, цветосочетания) Занятие
«Сложи узор» Развитие познавательных процессов Дидактическая игра
Рассматривание кукол в национальных костюмах. Свободная деятельность
«Русский сарафан».
«Русский платок»
«Истрия русского костюма» Цель: Дать детям представление об истории возникновения национального костюма, о названии элементов мужского и женского костюмов; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям занятие
Лепка кукол в различных костюмах
Создание мини-музея «Куклы народов»
Ноябрь-декабрь Моя семья воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за роднуюсемью, учить видеть прекрасное в простых вещах. занятие
Моя дружная семья развивать у детей патриотические чувства, учить подражать взрослым: маме, папе, бабушке, дедушке, воспитывать любовь к семье фотовыставка
Мой дом развивать творческие способности детей, прививать аккуратность в работе, прививать любовь к труду рисование
«Папа, мама, я – дружная семья!» продолжать учить играть всем вместе, дружеским взаимоотношениям со сверстниками. Развлечение
Семейные традиции Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье Праздник с родителями
Изготовление родового древа Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду. презентация
“Моя Родина – Выкса! Обобщить знания детей Итоговое занятие
Организация читального уголка со списком рекомендуемой литературы для чтения по нравственно-патриотическому воспитанию
Результативность осуществления проектной деятельности.
Данный проект был апробирован в рамках МДОУ «Детский сад» № 31 «Родничок в 2018 – 2020 учебных годах с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
«Подлинная встреча» с культурным наследием города, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Оформление музыкального зала и создание мини-музеев «Русская изба», «Наша армия сильна», «Куклы народов» дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т. д, песнями и танцами. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки, а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т. д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).
Список литературы
1. Акинина, Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Т. М. Акинина, Г. В. Степанова, Н. П. Терентьева. - М. : Перспектива, 2012. - 248 c.
2. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З. Ф. Аксенова. - М. : Сфера, 2011. - 128 c.
3. Алешина, Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий / Н. В. Алешина. - М. : Перспектива, 2011. - 310 c.
4. Алла Писарева Живем в "Ладу". Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие / Писарева Алла. - М. : Сфера, 2007. - 841 c.
5. Антонова, Г. А. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа / Г. А. Антонова, О. М. Ельцова, Н. Н. Николаева. - М. : Детство-Пресс, 2012. - 336 c.
6. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р. С. Буре. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 136 c.
7. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха / Л. А. Головчиц. - М. : Владос, 2010. - 925 c.
8. Гражданско-правовое воспитание школьников. 8-11 классы. - М. : Глобус, 2010. - 256 c.
9. Гуськов, Ю. В. Военно-патриотическое воспитание как фактор оптимизации отношений государства и гражданского общества / Ю. В. Гуськов. - М. : МПСИ, 2008. - 311 c.
10. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. - М. : Просвещение, 2006. - 144 c.
11. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. - М. : Сфера, 2010. - 160 c.
12. Зацепина, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / М. Б. Зацепина. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 112 c.
13. Зацепина, Мария Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников / Мария Зацепина. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 500 c.
14. Зимонина, В. Н. Воспитание ребенка-дошкольника. Развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым / В. Н. Зимонина. - М. : Владос, 2004. - 304 c.
15. Зимонина, В. Н. Воспитание ребенка - дошкольника / В. Н. Зимонина. - М. : Книга по Требованию, 2003. - 304 c.
16. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников / Л. Н. Волошина и др. - М. : Учитель, 2013. - 144 c.
17. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании. - М. : Центр педагогического образования, 2007. - 112 c.
18. Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе / Л. В. Кокуева. - М. : АРКТИ, 2005. - 248 c.
19. Коломийченко, Л. В. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников / Л. В. Коломийченко. - М. : Сфера, 2015. - 160 c.
20. Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами авторской сказки / Л. Д. Короткова. - М. : Перспектива, 2011. - 465 c.
21. Куцакова, Л. В. Воспитание ребенка-дошкольника. Развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. В мире прекрасного / Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова. - М. : Владос, 2004. - 368 c.
22. Лободин, В. Т. В стране здоровья. Программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников / В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 765 c.
23. Лободин, Владимир В стране здоровья. Программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников / Владимир Лободин, Александра Федоренко, Галина Александрова. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 353 c.
24. Микрюков, В. Военно-патриотическое воспитание в школе / В. Микрюков. - М. : ВАКО, 2009. - 944 c.
25. Новикова, В. П. Воспитание ребенка-дошкольника. Развитого, образованного, смекалистого, инициативного, неповторимого, коммуникативного, активного. В мире познания / В. П. Новикова, Л. И. Тихонова. - М. : Владос, 2008. - 240 c.
26. Новикова, Ж. Л. Воспитание ребенка-дошкольника. Разумного, ответственного, самостоятельного, инициативного, наблюдательного, коммуникативного, активного. В мире природы / Ж. Л. Новикова, В. Н. Сахарова. - М. : Владос, 2005. - 208 c.
27. Новикова, Ж. Л. Воспитание ребенка дошкольника. В мире природы / Ж. Л. Новикова. - М. : Книга по Требованию, 2005. - 208 c.
28. Савченко, В. И. Авторизованная "Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников" / В. И. Савченко. - М. : Детство-Пресс, 2013. - 320 c.
29. Творогов, О. В. Древнерусская литература и ее роль в патриотическом воспитании / О. В. Творогов. - М. : Знание, 1985. - 261 c.
30. Тисленкова, И. А. Гражданско-патриотическое воспитание в 6-7 классах. Российская государственность. Беседы, классные часы, вечера, праздники, игры / И. А. Тисленкова. - М. : Учитель, 2007. - 176 c.