Екатерина Тихомирова
Проект по патриотическому воспитанию «Моя малая Родина. Иваново»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по патриотическому воспитанию «Моя малая Родина»
Автор: Тихомирова Е. В.
Актуальность темы:
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания.
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию „Моя малая Родина, Иваново“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.
Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с малой Родиной, необходимо применить проектный метод.
Эффективность проектной деятельности обусловлена положительной установкой участников проекта на совместную работу, осознанием ее целей; заинтересованностью родителей. Важна динамика преемственных связей на каждой возрастной ступени, важен отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение.
Знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта, станут достоянием их личного опыта. Они будут получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе проектной деятельности. Содержание проекта может варьироваться в зависимости от познавательного интереса дошкольников.
Проект ориентирован на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов. Это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к малой Родине.
Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Тема проекта: «Моя малая Родина».
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели – Тихомирова Екатерина Викторовна, Власова Елена Владимировна.
Вид проекта: краткосрочный, групповой, творчески-поисковый. Осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьями воспитанников.
Сроки реализации: с 1.04 по 31.05
Цель проекта:
• формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности семье, родному дому и городу, воспитание гражданина и патриота своей страны;
• воспитание любви к родному краю, городу, формирование представлений о достопримечательностях города;
• воспитание чувства гордости, чувства ответственности за судьбу посёлка, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства.
Задачи проекта
Для детей:
• воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, городу Иваново;
• формировать представление об Иванове, как части России: истории, символике, достопримечательностях, традициях, труде и быте горожан;
• пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонек любви к родному селу, краю, вызвать желание познать его через чувство удивления, восхищения природой, родным домом, профессией родных, местными достопримечательностями, культурой и др. ;
• подвести детей к пониманию, что наш город Иваново является частицей большой Родины – России; познакомить детей с символикой города Иваново: гербом, флагом, гимном;
Для родителей:
• привлечь родителей к участию в реализации проекта (через создание библиотеки, макета «Русская изба», стенгазеты «Наш город», через создание тематических альбомов с фотографиями «Достопримечательности города Иваново» и «Музеи Ивановского края»; мастер-класс для детей и родителей «Тряпичная кукла» и открытое занятие «Наша Родина – Россия»;
• поддерживать интерес, чувство гордости, любви и уважения у дошкольников к своей «малой Родины».
Прогнозируемые результаты проекта
Для детей:
• повышение качества уровня знаний во время организованной образовательной деятельности;
• развитие положительной динамики в развитии интереса к социальному окружающему миру;
• активизация познавательной деятельности в жизни детей;
• проявление творческого, патриотического самовыражения;
• расширение знаний детей и родителей о родном городе и крае, их обычаях и культуре, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
Для родителей:
• повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;
• улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада;
• творческое использование ИКТ в разных видах деятельности.
Дети должны знать и называть:
• герб, флаг, гимн России, столицу;
• герб, флаг, гимн Иванова;
• дети знают название города, проявляют интерес к его традициям;
• называют некоторые государственные праздники и их значение в жизни граждан;
• называют некоторые достопримечательности родного города;
• проявляют познавательный интерес в быту и в организованной деятельности, ищут способы определения свойств незнакомых предметов;
Организация работы над проектом
1. Определение участников проекта, их роль в достижении предполагаемых результатов;
2. Диагностический, исследовательский характер (наблюдение, беседы).
3. Изучение материалов по родному краю, поселку.
4. Сбор и систематизация информации:
- символика города;
- предметные и сюжетные картинки, флорой и фауной края;
- предметы быта народа;
- дидактические, подвижные игры;
- загадок, пословиц, занимательных упражнений;
- фотоальбомы.
5. Подбор и планирование материала, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей и его соответствие данного материала комплексно-тематическому планированию.
6. Составление перспективного плана работы по реализации проекта.
7. Включение данного проекта в локальный компонент рабочей программы.
8. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы, исследование изменений интеллектуальных и личностных качеств детей, путем наблюдений за ребенком и бесед.
9. Составление рекомендаций для педагогов и родителей по использованию современной художественной детской и методической литературы для воспитания любви к «малой Родине».
10. Публичный отчет о результатах реализации проекта на педсовете ДОУ.
Приложение №1
Работа с детьми - Беседы:
• «История города». Цель: уточнить и расширить знания о родном городе. Дать понятие о том, что такое герб, объяснить символику герба г. Иваново. Формировать уважение и любовь к Родине, к своему родному городу. Развивать познавательный интерес и любовь к родному краю.
• «Улицы моего города». Цель: познакомить детей с определением «Малая родина – мой дом, двор, улица. Рассказать об истории главных улиц города. Дать представления об улицах нашего города, и о том, что они имеют названия.
• «Путешествие по родному городу Иванову». Цель: Закрепить и обогатить знания детей о родном селе, его достопримечательных местах. Воспитывать любовь к родному селу. Развивать мышление, творческое воображение, зрительную память, грамматически правильную речь.
• «Моя малая Родина». Цель: воспитывать любовь к родному краю, вызвать у детей чувство гордости за свой посёлок; познакомить детей с достопримечательностями поселка, закрепить с детьми адрес, учить называть свою улицу и номер дома; обогащать словарный запас детей.
Приложение №2
Чтение художественной литературы:
• Рассказ М. Пришвина “Моя Родина”. Цель: уточнить и расширить знания учащихся о Родине; прививать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.
• Рассказ Н. Носова «Фантазеры». Цель: развивать у детей интерес к чтению художественной литературы. Учить анализировать текст произведения. Прививать детям доброту, честность, трудолюбие. Развивать у детей чувство юмора, творческое воображение.
• Рассказ К. Ушинского «Наше отечество». Цель: развивать у детей интерес к чтению художественной литературы; уточнить и расширить знания учащихся о Родине; прививать любовь к природе; развивать патриотизм.
• Заучивание стихотворений о родном городе, Родине.
• Заучивание пословиц, поговорок, загадок на тему: «Моя малая Родина».
Приложение №3
Организованная образовательная деятельность детей:
• Аппликация: «Строим дом многоэтажный». Цель: познакомить детей со способом модульной аппликации; формировать умение планировать свою работу и осуществлять замысел; развивать чувство композиции.
• Рисования: «Гжельская посуда» (Роспись гуашью). Цель: продолжать знакомить детей с традиционным русским художественным промыслом – гжелью. Учить выделять характерные особенности гжельской росписи и украшать шаблоны посуды простейшими видами растительных орнаментов. Продолжать учить смешивать синюю и белую краску для получения голубого цвета. Воспитывать любовь к народному творчеству.
• «Наша – планета Земля». Цель: углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.
• Лепка: «Строительство дома». Цель: формировать у детей умение лепить дом из столбиков, накладывая их друг на друга и прочно соединяя между собой; закреплять умение пользоваться стекой; развивать воображение и творчество при создании поделки; продолжать учить детей понимать и анализировать содержание стихотворения.
• Конструирование: «Дома на нашей улице». Цель: учить передавать образ улицы на которой живёт ребёнок; уточнять представления о величине предметов: высокий, низкий, большой, маленький; упражнять в приёмах вырезания по прямой и по косой; закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой, клеем.
• ООД: «Моя малая Родина». Цель: продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине –городе Иваново. Дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство; продолжать знакомить с Ивановом; продолжать закреплять знание своей фамилии и отчества; воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине (социализация); продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
• Коммуникация «Мой город — моя малая Родина». Цель: развитие речи, обучение составлению рассказов; раскрытие понятия «город»; знакомство с родным посёлком, обогащение и расширение знаний о памятных местах поселка; определение отличительных черт посёлка и города; воспитание любви к родному посёлку; знакомство с устным народным творчеством через пословицы и поговорки о Родине, родной земле.
Приложение №4
Работа с родителями - Беседы с родителями с целью выявления отношения к родному городу.
- Помощь в создании библиотеки (подборка книг, картинок о г. Иванове).
- Оформление стенгазеты: «Наш город»;
- Фотоотчет открытого занятия «Наша Родина – Россия!»;
-Создание фотоальбомов: «Достопримечательности города Иваново», «Музеи Ивановского края»;
- Организация и проведение фотосъемок.
- Консультации: Мой город - моя малая Родина.
- Помощь в создании макета «Русская изба»;
- Мастер-класс для детей и родителей «Тряпичная кукла»;
- Презентация «Ивановский край, в котором я живу»;