Ивашина Людмила Фаритовна
Проект по патриотическому воспитанию для детей 5–7 лет «Наша Родина — Россия!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение среднего общего образования «Школа №15»пос. Биракан
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
для детей 5 -7 лет
на тему: «Наша родина - Россия!»
Подготовила воспитатель :
Ивашина Л. Ф.
п. Биракан
2023г
Оглавление
1. Актуальность проекта
2. Пояснительная записка
3. Цель и задачи проекта
4. Предполагаемые результаты
5. Формы и методы реализации проекта
6. Итог проекта
Темочки:
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
7. Список информационных ресурсов
Проект
• Краткосрочный
• Групповой
• Информационно – практико – ориентированный
• Творческий
Сроки реализации: краткосрочный (с 27.11.2023 по 01.12.2023г)
Участники проекта :
Воспитатели
Дети старшей группы
Родители воспитанников
Актуальность проекта
«Наша родина - Россия!»
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья —
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок!
Речка, небо голубое —
Это все моё, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!
Владимир Орлов
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
Пояснительная записка
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей. В рамках ФГОС ДО у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в образовательную область «Познавательное развитие». Старший дошкольник должен быть сориентирован на:
1. Патриотизм - любовь к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
2. Социальную солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
3. Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания. Таким образом, применительно к ребенку 5-7 лет, определяется, как потребность, участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного села, Родины, чувствовать себя одним из представителей живой природы, иметь таких качества, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознавать себя частью окружающего мира.
Цель проекта :
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через освоение знаний о природе родного края, Еврейской Автономной области. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Задачи:
• сформировать у детей представления о семье, поселке в котором они живут.
• освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности
• воспитание нравственно-эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру
• формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с музыкальными, литературными произведениями о Родном крае
• развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.
Предполагаемый результат:
1. Дети пополнят знания о природе Родного края.
2. Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.
3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.
4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.
5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Предполагаемые риски проекта :
чрезмерная занятость родителей, их безучастность;
отсутствие интереса у детей;
нехватка ресурсов;
Формы взаимодействия с детьми и родителями
Формы взаимодействия с детьми:
• непосредственная образовательная деятельность;
• совместная деятельность детей и педагогов;
• чтение художественной литературы;
• беседы, ситуативные разговоры;
• слушание музыки;
•игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные)
• презентации
Формы взаимодействия с родителями :
• консультации по проблемам патриотического воспитания детей;
• сотворчество детей и родителей.
Формы и методы реализации проекта
1 этап: «Моя семья – это Родина моя»
Познавательно-речевое развитие
• Познавательное занятие «Наша родина - Россия!»
• Беседа «Как называется наша родина?»
• Составление рассказов на тему: «Моя семья»
• Решение проблемных ситуаций «Что такое хорошо, и что такое плохо…»
• Заучивание стихотворения о родном крае
Художественно-эстетическое развитие
• Рисование: «Моя Россия» , «Мой дом - Россия» выставка детского рисунка
Физическое развитие
• Подвижная игра «У оленя дом большой"
• Пальчиковая гимнастика «Кукушка»
Социально - личностное развитие
• Сюжетно-ролевая игра "Мамины помощники"
• Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
• Психогимнастика «Эмоции моей семьи»
• Дидактическая игра "Кто больше назовет ласковых слов для своих родных"?
• Прослушивание стихотворений В. Степанов «Необъятная страна». «Российская семья», М. Исаковский «Поезжай за моря, океаны»
Взаимодействие с родителями
•Консультация для родителей «Основы нравственно - патриотического воспитания в семье»
2 этап: «Природа родного края»
Познавательно-речевое развитие
• Рассказ воспитателя «Природа Еврейской автономной области»
• Презентация «Природа Еврейской автономной области»
• Презентация «Достопримечательности поселка Биракан»
• Познавательное занятие «Россия – Родина моя»
• Итоговое занятие «С чего начинается Родина»
Художественно-эстетическое развитие
• Аппликация: «Кокошники и короны»
• Рисование: «Моя Россия»
• Прослушивание: гимн России
• Выставка коллективной аппликации «Герб России»
Физическое развитие
• Русские народные игры: «Гуси лебеди», «Карусель», «Колпачок», «У медведя во бору», «Гори, гори ясно»
Социально - личностное развитие
• Дидактическая игра «Найди флаг и герб России»
• Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в заповедник»
• Просмотр мультфильма «История герба России»
• Чтение русских народных сказок: «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо», «3 поездки Ильи Муромца»
Взаимодействие с родителями
• Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»
Заключительный этап:
Итоговые мероприятия:Коллективная работа к дню государственного герба России
Итог проекта
В ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории района, поселка, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил наш район, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, тогда можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Список информационных ресурсов
Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Подготовительная группа. - М. : Мозаика-Синтез, 2015.
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2015
Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2013.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. – М. : Мозаика-Синтез, 2014