Корниенко
Проект по патриотическому воспитанию «Помним! Гордимся! Храним!»
▼ Скачать + Заказать документы
Помним! Гордимся! Храним!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Лемешкинский детский сад «Солнышко»
Долгосрочный образовательный проект
«Помним! Гордимся! Храним!»
для детей старшего дошкольного возраста
Составитель :Корниенко Елена Викторовна
2019г.
Гордиться славою своих предков
Не только можно, но и должно.
А. С. Пушкин
Введение
Темочки:
- День Победы, 9 мая. Проекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В. П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине.».
Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
9 Мая - Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки.
В нашем детском саду был разработан долгосрочный образовательный проект «К 75- летию победы в Великой Отечественной войне». Данный образовательный проект о реализации его с детьми в средней группе «Ягодки» МКДОУ «Лемешкинский детского сада «Солнышко», который мы назвали «Помним! Гордимся! Храним!».
Информационная карта проекта
Организация: МКДОУ «Лемешкинский детский сад «Солнышко»
СоставителЬ: воспитателЬ : Корниенко Елена Викторовна
Тип проекта :
• По доминирующей в проекте деятельности : познавательный, творческо-исследовательский.
• По числу участников проекта : групповой (7-10 человек, все желающие).
• По времени проведения: долгосрочный (сентябрь 2019 – май 2020).
• По характеру контактов: в рамках ДОУ, семья, социум – Лемешкинская сельская библиотека, школьный музей.
• По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.
Актуальность. 2020 год – юбилейный. Это год 75-ой годовщина со Дня Победы советского народа в ВОВ 1941-1945гг. Все больше и больше становится временной разрыв от этой памятной даты. Современным детям все сложнее понять значимость этого праздника; значимость многих слов, понятий, связанных с ВОВ; сложно представить все тягости, сложности, страх того времени. Да, в принципе, и многие родители о Великой Отечественной Войне знают лишь поверхностно.
Поэтому и возникает необходимость в такой работе, которая поможет нашим детям проникнуться тем временем, теми впечатлениями и переживаниями. Очень важно систематизировать знания детей о праздновании дня Победы, поведать в полной мере о страданиях людей того времени, который пережили все тяготы войны. Грамотно донести суть происходившего во времена ВОВ и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма.
Проблема. У детей дошкольного возраста не достаточно сформированы знания и представления о ВОВ (героях, городах-героях, значимых событиях, военной технике, литературных произведений о ВОВ, причинах возникновения праздника, способах увековечивания памяти жертвам и участникам ВОВ). Родители эпизодически, очень редко обсуждают с детьми, рассказывают, объясняют о ВОВ.
Знакомя детей с подвигом советского народа, наших земляков в годы Великой Отечественной войны, следует акцентировать их внимание на трудностях, которые приходилось преодолевать бойцам и труженикам тыла, на помощи, которую оказала наша армия другим народам, освободив их от фашистского ига.
Гипотеза: Если патриотическое воспитание ребенка начинать уже в дошкольном возрасте через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников с участием ветеранов войны и родителей, то это поможет нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, незнающим ужасов войны, по-новому посмотреть вокруг на своих прадедушек и прабабушек, тех, кто живет рядом с нами, поможет изменить отношение к этим людям.
В основу проекта легли следующие принципы:
1. Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.
2. Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
3. Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
4. Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, школьным музеем, сочетание разных видов деятельности.
5. Принцип наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.
Цель проекта : Посредством преемственности педагогов и родителей организовать работу с воспитанниками старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию, изучению истории своего народа, по формированию знаний о ВОВ, о празднике 9 мая. Воспитывать чувство гордости за победу наших героев и уважение к ветеранам.
Задачи проекта :
SSS 61656; Знакомить с историческими событиями ВОВ.
SSS 61656; Развивать словарь по теме ВОВ.
SSS 61656; Формировать интерес к литературным произведениям по теме ВОВ.
SSS 61656; Создавать условия для совместной с родителями исследовательски-поисковой деятельности.
SSS 61656; Обогащать, расширять знания о времени ВОВ через практическую деятельность.
Предполагаемый результат.
1. У детей сформированы знания, представления о ВОВ.
2. Дети знают авторов детской литературы и их произведения о ВОВ.
3. Организованы выставки, литературные вечера, спортивные мероприятия.
Итог проекта. Праздник, посвященный 75-летию со Дня победы (2020 год).
Структура проекта.
1. Проект имеет перспективный план, рассчитанный на 1 год.
2. Мероприятия охватывают воспитанников группы и их родителей.
3. Ведется дневник реализации проекта.
Организация работы над проектом.
1. Деятельность педагогов.
• Подготовка художественной литературы, методических и дидактических материалов по основным историческим событиям ВОВ.
• Проведение тематической ООД, организация выставок.
• Отражение данной тематики при создании тематического планирования образовательной программы.
• Чтение художественной литературы, заучивание стихов, просмотр документальных и художественных фильмов о ВОВ.
• Встречи с ветеранами ВОВ и их потомками, индивидуальные и коллективные беседы о ВОВ.
• Слушание песен военно-патриотической тематики.
• Тематическое содержание книжного уголка.
• Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Галерея памяти», «Бессмертный полк».
• Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.
• Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д. Кабалевский "Марш" (детский, П. Чайковский "Марш деревянных солдатиков", Г. Свиридов "Военный марш", В. Агапкин "Прощание славянки".
2. Деятельность детей.
• Участие в конкурсах, праздниках, беседах.
• Самостоятельная и совместная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей.
• Заучивание пословиц и поговорок о храбрости, чести, долге, солдатской службе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.
• Исполнение сюжетно-ролевых игр, постановок.
3. Деятельность родителей.
• Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе детского сада (тематическая ООД, праздники, досуги, экскурсии (библиотека, музей, к памятнику)
• Изготовление альбома памяти «Чтобы помнили…», рисование с детьми сюжетов на военную тему, изготовление поделок.
• Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.
Предметно-развивающая среда:
• Оформление уголка «Помним! Гордимся! Храним!».
• Дидактические игры с патриотическим содержанием.
• Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней.
• Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике «День Победы», о людях героических и военных профессий, о дружбе народов.
• Подборка песен военных лет.
• Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.
• Подготовка пособий и атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику
План работы на 2019-2020 учебный год:
Месяц Формы и методы работы Взаимодействие с родителями
Подготовительный этап
Сентябрь
1. Сбор и анализ литературы по данной теме
2. Беседа с детьми «Что я знаю о войне?»
3. Чтение рассказа: «Таежный подарок».
4. Познавательная беседа: О Великой Отечественной войне,
5. Рассматривание фотографий «Фотохроника военных дней» Совместные поиски информации.
Сбор документов и фотографий из семейных архивов об участниках войны.
Основной этап
Октябрь 1. Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В. Алкина «Прощание славянки».
2. Чтение художественных произведений: Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы»
3. Физкультурный досуг «Соревнования сильнейших» (с участием мальчиков подготовительных групп)
4. Беседа с детьми «Подвиг на войне» Консультация: «Воспитание у детей чувства уважения к своей стране, гордости за Родину и народ через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны»
Ноябрь 1. Соц. - коммуникативное развитие/ познавательное: «Россия – Родина моя»
2. Рисование «С чего начинается Родина».
3. Речевое развитие «Мое отечество Россия», разучивание стихотворения о Родине, чтение худ. литературы.
4. Разучивание пословиц и поговорок о любви и защите Родины, ее защитниках, о героизме, смелости и храбрости героев-солдат, солдатской дружбе и товариществе.
5. Беседа о приближающейся дате и о Великой Отечественной войне. 6. Рассматривание иллюстраций, картин с фрагментами военных лет. Помощь в создание коллекции медалей и орденов
Декабрь 1. НОД «Города-герои»
2. Рассматривание открыток «Города герои».
3. Рисование
4. Слушание музыки Б. Мокроусов «Марш защитников Москвы»,
5. Разучивание стихотворений
6. Чтение произведений С. П. Алексеев «Брестская крепость».
7. Дидактическая игра «Найди город на карте», «О каком городе говорю». Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная»
Январь 1. Рисование: «Вечный огонь»
2. Речевое развитие: рассказывание о памятниках, разучивание стихотворений,
3. Чтение худож. произведений: Я. Тайц: «Цикл рассказов о войне». (Обсуждение текстов, ответы на вопросы детьми).
4. Муз. развитие: прослушивание муз произведений Ширмы, советы родителям, что и как рассказывать детям о войне
Февраль
1. НОД «Слава и гордость воинам»
2. Рисование «Наша армия родная», «Пограничник с собакой»,
3. Аппликация «Тридцать три богатыря»,
4. Лепка «Военная техника»,
5. Речевое развитие: Рассказывание по картине «Богатыри», разучивание стихотворений
6. Чтение А. Митяев «Почему Армия всем родная»
7. Просмотр презентации «Боевая техника войны»
8. Рассматривание альбомов
9. Муз. развитие: Ф. Шуберт «Военный марш» Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ.
Март 1. Экскурсия в музей
2. Речевое развитие: пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра», разучивание стихотворений
3. Муз. развитие: прослушивание муз. произведений
4. Сюжетно-ролевая игра «Госпиталь»
5. Рассказывание о письмах с фронта, приходящих в годы ВОВ в семьи воспитанников Оформление тематической выставки в книжном уголке
Апрель 1. НОД «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны».
2. Чтение из сборника рассказов «Дети — герои Великой Отечественной войны»;
3. Аппликация «Открытка с тюльпанами»
4. Дидактическая игра «Ордена и медали»
5. Лепка «Военные награды»
6. Муз. развитие: разучивание песни «Солнечный круг» А. Александрова
7. Рисование «Я рисую мир»
8. Конкурс рисунков «Этих дней не смолкнет слава» Конкурс на лучший рисунок, поделку к Дню Победы.
Заключительный этап
Май 1. Музыкально-спортивный праздник посвященный «Дню Победы» 2. Конструирование: Макет ко дню победы 3. Рисование «Мы едем на праздник с флагами и цветами», «Праздничный салют»
Содействие в организации экскурсии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005г.
2. Великая Отечественная война. /https://puzkarapuz.ru/51511-velikaya-otechestvennaya-vojna.html
3. Государственная программа. - Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-- 2002 годы. - Российская газета. 2001 год.
4. Гружинская М., Е. Сидоренко, М. Корнилова, В. Стержнева. «День Победы» //Ребенок в детском саду, №2, 2008г.
5. Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения https://worldofchildren.ru/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1838-patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyax-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
6. День Победы! (Тематические коллекции)https://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html
7. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина, М, 2009г.
8. Долматова. Е., Телегин М. Поговори с Ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? / https://www.p4c.ru/671
9. Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников. Посвящается 60-летию Великой Победы! Е. Евдокимова //Дошкольное воспитание, 2005. - № 3.
10. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М. 2008.
11. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? М, 2004 г.
12. Малышам (и не только) о празднике Победы - 9 мая, о войне, об орденах и медалях / https://kids-kids.ru/archives/138
13. Патриотическое воспитание дошкольников : Великая Отечественная война: [проекты, конспекты занятий]! Ребенок в детском саду, 2007, №2.
14. Т. Черединова. Детям своим расскажите о них». //Дошкольное воспитание., №5, 2005г.
15. Doshkolnik.ru, Solnet.ru
16. М. Ю. Картушина. День победы. Сценарии и праздники для ДОУ и начальной школы.