Ольга Ткаченко
«Никто не забыт, ничто не забыто. Освобождение города Кропоткин». Проект по патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
по патриотическому направлению воспитания
«Никто не забыт, ничто не забыто»
(посвященный годовщине освобождения города Кропоткина
от немецко-фашистских захватчиков)
Немилосердна мятежная память:
Вдруг оживит дни и годы невзгод.
И непреклонна она и упряма,
И ничего позабыть не дает.
Юрий Михайлов «Мятежная память»
Введение.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной Победы добра.
На Кубани в каждой станице, селе, городке есть праздник «День освобождения от немецко – фашистских захватчиков. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки. В этот праздник мы вспоминаем ветеранов, тружеников тыла и чтим память погибших, ушедших.
Название проекта: «Никто не забыт, ничто не забыто».
Тип проекта:
- информационный
- творческий
- обучающий
Продолжительность: краткосрочный (27.01 – 31.01.2025 года).
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Основные формы реализации проекта:
Участие в занятии, фото - выставке, чтение стихов, рассказов, консультации для родителей, экскурсии.
Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Цель проекта: воспитание патриотических качеств дошкольников, посредством ознакомления дошкольников с историческим прошлым родного города. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи проекта:
Образовательные -
1) расширять и систематизировать знания детей о Великой Отечественной войне
2) познакомить с историческими фактами военных лет родного города;
3) дать представление о значении Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Развивающие -
1) развивать у детей интерес и стремление к познанию героических событий прошлых лет;
2) обогащать и развивать словарный запас детей;
3) познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет;
4) способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего родного города, своего народа.
Воспитательные -
1) воспитание дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине;
2) воспитывать бережное отношение к народной памяти, чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны;
3) формировать гражданскую позицию;
4) воспитывать уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;
5) воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению;
6) обогатить знания родителей по патриотическому воспитанию в семье.
Актуальность:
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
В преддверии празднования освобождения города Кропоткина от немецко – фашистских захватчиков с детьми был проведен опрос. Мы установили, что дети не имеют знаний о родном городе в годы войны, у них очень скудные знания о героях Великой Отечественной Войны, не имеют представлений о причинах возникновения праздника 9 Мая.
Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей и их родителей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны через призму истории родного города, своей семьи.
Великая Отечественная война для наших детей - далекая история. Нам необходимо помочь детям, знать эту историю. Формировать у детей знания о значимости его семьи в победе над фашизмом, что память об этих событиях бессмертна, а подвиг не забыт.
Данный проект способствует нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников, формированию знаний о бедах и лишениях жителей родного города, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, поможет увековечить память своих героев.
Изучение проблемы через восприятие Великой Отечественной войны в семье каждого ребенка поможет сформировать исторически правдивую картину того времени.
Обеспечение проекта:
материально-техническое:
-аудио, видео системы, фотоаппаратура, ноутбук,
-материалы для продуктивной и игровой деятельности;
учебно-методическое:
-детская художественная литература,
-дидактические игры,
-произведения изобразительного искусства,
-музыкальные произведения,
-конспекты и планы бесед,
-методическая литература,
-мультимедийные презентации.
Презентация проекта: представление и защита на педагогическом совете.
Направления деятельности:
• провести цикл бесед, занятие по данной теме;
• познакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по военной тематике;
• совершить семейную экскурсию в музей;
• совершить экскурсию к памятнику в Микрорайоне – 1 и возложить цветы к нему;
• подготовить памятку для родителей «Как рассказать детям о войне».
Предполагаемый результат проекта:
Со стороны детей:
1) повышена социальная компетентность дошкольников;
2) расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне, об исторических фактах военных лет родного города;
3) усвоено понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека; закреплен навык составления рассказа об истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны;
4) закреплены навыки продуктивной деятельности при оформлении стенгазеты «Памятные места моего города»;
5) возложены цветы в ходе экскурсии к памятнику защитникам Отечества;
6) сформировано бережное отношение к народной памяти, чувства благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны, ко всем, кто защищал и защищает Родину, к труженикам тыла;
7) сформировано бережное отношение к семейным фотографиям, военным реликвиям семьи.
Со стороны родителей:
1) повышен интерес родителей к педагогическому процессу через активное участие в мероприятиях, творческое оформление стенгазеты, поделок;
2) активизирована работа по пропаганде патриотического воспитания через все доступные средства (родители ориентированы на нравственно - патриотическое воспитание детей в семье);
3) создана выставка об участниках ВОВ – близких и родных воспитанников, родители вовлечены в педагогический процесс ДОУ,
4) созданы фото выставки по теме «По страницам военных лет»;
5) создана видео презентация «Освобождение родного города»;
6) укреплена заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОУ;
Со стороны педагогов:
1) осуществлена проектная деятельность;
2) повышена профессиональная компетенция;
3) усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
Конечный результат:
1. У детей расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне; развит интерес и стремление к познанию героических событий прошлых лет, к истории своей семьи, своего города, своего народа.
Дети делятся с окружающими своими впечатлениями, знаниями об истории Дня Победы.
Они трепетно и бережно относятся к семейным фотографиям и наградам, уважительно относятся к старшему поколению и традициям семьи.
2. Создана положительная среда общения между детьми, родителями и педагогами.
3. Сформированы креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
4. Обогащены методы, приемы, средства и формы воспитательно-образовательной работы с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию, по формированию гражданской позиции, по воспитанию любви к Родине, бережному отношению к народной памяти, по воспитанию чувства благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны.
План реализации проекта:
Этапы проведения:
1. Подготовительный этап (третья и четвёртая неделя января)
Опрос детей «Что ты знаешь о Великой Отечественной войне?»
Подбор музыкальных произведений для прослушивания с детьми.
Подбор художественной литературы для чтения по теме проекта.
Подготовка бесед с презентациями: «Подвиг народа», «Памятники родного города, посвященные героям Великой Отечественной войны».
Подготовка материалов для беседы о ВОВ.
Создание условий предметно – развивающей среды:
Репродукции, плакаты, фотографии, иллюстрации по теме «Герои Великой Отечественной войны Кубани», «Дети – герои ВОВ», «Памятники героям войны», «Военная техника», «Военные награды».
Разработка заданий для родителей к проекту.
Сбор материалов для оформления стенгазеты «Памятные места моего города»;
Составление познавательного сообщения «Наш город в годы Великой Отечественной войны»
Составление консультации «Как рассказать детям о войне».
2. Основной этап
Беседы на тему «Памятники родного города, посвященные героям Великой Отечественной войны», «Город Кропоткин в годы Великой Отечественной войны», «Как я был в городском музее».
Знакомство с художественной литературой.
Мини-выставка «Макеты памятников родного города»
Дидактические игры «Города России», «Кто, где служит», «Отгадай».
Выставки рисунков «Мир глазами детей», «Огненные дороги».
В родительском уголке - оформление письменной консультации «Как рассказать детям о войне».
Прослушивание музыкальных произведений «Священная война», «День Победы» и др.
Организация сюжетно-ролевых игр:
• «Путешествие к памятникам воинам (в города – герои, города Воинской Славы)», «Выставка в картинной галерее (в музее)» - цель: закрепить умение объединять сюжеты игр; обеспечить интерес к новым игровым ситуациям, действиям; развивать игровое творчество детей; развивать интерес к отображению в сюжетно-ролевых играх разнообразных событий; отображать личные впечатления, полученных от просмотра телевизионных передач, чтения художественной литературы; стремление к играм «с продолжением» сюжета в течение нескольких дней.
• «Мы военные. На учениях. Разведчики. Медсанчасть» - цель: учить мальчиков развивать сюжет, в игре «подчиняться» командиру, закрепить знания о родах войск, строевых упражнений; отображать личные впечатления, полученных от просмотра телевизионных передач, чтения художественной литературы.
Маршруты семейных путешествий: экскурсия к мемориалу в парк 30 - летия Победы, памятникам Защитникам города Кропоткина, в городской парк на аллею к памятникам российских и советских полководцев.
Оформление стенгазеты «Памятные места моего города».
3. Заключительный этап.
Презентация проекта «Никто не забыт, ничто не забыто».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Беседы с использованием презентаций:
Беседы с презентациями: «Подвиг народа», «Памятники родного города, посвященные героям Великой Отечественной войны».
Познавательное сообщение «Наш город в годы Великой Отечественной войны».
Рассказы воспитателя: «Города – Герои», «Письма с фронта» (чтение фронтовых писем, «Герои ВОВ Кропоткина».
Знакомство с наглядным материалом, коллекциями
Рассматривание иллюстраций по теме: «Освобождение Кубани».
Рассматривание альбомов «Военная техника», «Военные награды», «Памятники героям войны».
Образовательная деятельность:
Занятие. Формирование основ гражданственности и патриотизма
Тема: «Дети в тылу»
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Сюжетно-ролевые игры: «Мы военные. На учениях. Разведчики. Медсанчасть» «В парке в День Победы», Путешествие к памятникам воинам (в города – герои, города Воинской Славы)», «Выставка в картинной галерее (в музее)».
Дидактические игры: «Лабиринт (доставка донесения, разведка)», «Вещи войны», «Оружие победы», «Военный Транспорт», «Кто служит в армии», «Защитники Отечества».
Образовательная область «Речевое развитие»:
Составление творческих рассказов на темы: «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Семейное путешествие».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Совместная деятельность
Рассматривание иллюстраций на военную тематику.
Рисование батальных сцен (сражений).
Творчество в уголке ИЗО (раскраски) военная техника.
Создание альбома «Герои – Защитники Кропоткина»
Выставка: рисунков «Мир глазами детей»
Интерес к художественной литературе:
С. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом»
М. Исаковский «Здесь похоронен красноармеец»,
А. Твардовский «Рассказ танкиста», А. Митяев «Мешок овсянки»
Чтение произведений детских кубанских авторов:
В. Д. Нестеренко. «Сын с отцом у обелиска».
Чтение произведений детских кубанских авторов:
В. Д. Нестеренко. «Сын с отцом у обелиска».
Чтение стихотворений
Длуголенский Я. «Что могут солдаты»
Исаковский М. «Здесь похоронен красноармеец»
Кассиль Л. «Памятник солдату»
Слушание музыкальных произведений:
Прослушивание песен военных лет.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Экскурсия к мемориалу памятнику защитникам города в годы ВОВ.
Образовательная область «Физическое развитие»
Подвижные народные кубанская игры: «Казачья», «Конники», «Защити курень», «Побег». Эстафета «Военная подготовка».
РАБОТА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.
Консультация групповая – «Гражданско - патриотическое воспитание. Освобождение города Кропоткина».
Маршруты семейных путешествий: «Наша семья на выставке военной техники».
Рассматривание семейных армейских альбомов мужчин старших поколений.
Итог проекта
Я предполагаю, что за время реализации проекта «Никто не забыт, ничто не забыто» уровень знаний об истории родного города в годы Великой Отечественной войны, патриотических чувств у детей значительно повысился. У детей развит интерес и стремление к познанию героических событий прошлых лет, к истории своей семьи, своего народа, истории нашей страны. У них сформировано чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги. У детей воспитано чувство уважения и благодарности к ветеранам, подарившим им жизнь, сформированы знания о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, что поможет увековечить память наших героев.
Особенность этого проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы будем растить и воспитывать достойных граждан нашей Родины.