Надежда Глухова
Проект по ознакомлению детей с малой Родиной «Мой любимый город Глазов»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление дошкольного образования
Администрации города Глазова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 40»
Проект «Мой любимый город Глазов»
Составитель:
Воспитатель II категории
Глухова Н. Н.
2013 год
ПРОЕКТ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД ГЛАЗОВ»
(для детей 5-7 лет)
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :
• Педагоги;
• Дети;
• Родители.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Публикация «Проект по ознакомлению детей с малой Родиной „Мой любимый город Глазов“» размещена в разделах
- Мой город. Проекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности.
Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменение содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Академик Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Сегодня будущее планетарной цивилизации все больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознает, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при решении глобальных проблем.
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005гг.», утвержденной правительством РФ от 16.02.2001г. Ориентированная на все слои и социальные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы. Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства.
На основе федерального документа был разработан региональный: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики» на 2010 – 2014 гг. Исследование в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается»человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывает ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, ее историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории.
Таким, образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В программе «Радуга» раздела по патриотическому воспитанию нет. Формирование любви к Родине в младшем возрасте идет через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира; в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребенка; в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры.
Программа «Радуга» Т. Н. Дороновой, ориентированная на общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривает наполнение работы определенным содержанием с учетом региональных особенностей.
Формирования бережного, созидательного отношения к миру, воспитание любви к Родине, к Отечеству, к родному городу, к своей семье, знакомство с символикой, изучение исторического опыта человечества, приобщение к национальной культуре – основные положения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, заложенные в программе «Радуга».
Программа «Радуга» - первая программа, которая в вопросах взаимодействия ДОУ и семьи предложила использовать новые принципы. Авторы программы рассматривают союз педагогов и родителей, как равноправный, созданный на основе взаимодоверия, взаимоуважения.
В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.
ПРОБЛЕМЫ
Приступая к работе по знакомству детей с родным городом, в результате обследования уровня знаний детей, заинтересованности и знаний родителей по данной теме, состояния предметно-развивающей среды я выявила ряд проблем:
• У детей старшего дошкольного возраста отсутствует система знаний об истории родного города, знания носят эпизодический, разрозненный характер;
• Дети не понимают значение слова «достопримечательность» и, соответственно, не могут назвать знаменательные места города Глазова;
• Дети не знают знаменитых людей города, и чем они прославились;
• Минимальны познания детей произведений удмуртских поэтов и писателей.
В связи с тем, что знания детей эпизодические, разрозненные, дети не умеют их выражать в связной, монологической речи.
Также наблюдается недостаточность программно-методического и дидактического обеспечения:
• Мало познавательной детской литературы для дошкольников о городе Глазове;
• Не достаточно методических разработок, которые можно было бы использовать при знакомстве детей с городом Глазовом.
По итогам опроса родителей видно, что у родителей имеются эпизодические знания о нашем городе, и они не знают, как их донести до детей и для чего это необходимо. А в молодых семьях вопросы по ознакомлению детей с родным городом не считаются важными и даже вызывают недоумение. Также родители малоактивны в жизни города, городские праздники и мероприятия посещают меньше половины опрошенных.
Учитывая эти проблемы, я считаю, что в работе с детьми нужно дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины, донести до родителей важность патриотического воспитания ребенка. Не имея достаточное количество знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине, к своему родному городу.
Чаще всего любимым городом является тот город, где человек родился и провел свое детство, ведь детство - это самая счастливая пора каждого человека. Человек, сколько бы ему ни было лет, вспоминает свое детство, какие-то его моменты, а также и места, где они проходили, то есть любимый город детства. И город этот может быть не большим, не столицей, а маленьким, тихим городком, но все же любимым, так как с ним связано много приятных воспоминаний. Я хочу, чтобы нашим детям город Глазов стал бы любимым! Этот проект посвящается изучению города Глазова – Родине моих воспитанников.
«Знать – значит любить» - говорится в русской поговорке. Поэтому знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Глазовом – нужно с дошкольного возраста. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, свой народ помогут ребенку в его дальнейшей жизни сохранить и приумножить наследие предков.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сформулировать цели, задачи и предполагаемый результат проекта.
ЦЕЛИ ПРОЕКТА
• Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города Глазова, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю;
• Воспитывать чувство гордости, уважения и любви к родному городу через знакомство с достижениями знаменитых людей, прославивших наш город.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
• Создать условия для восприятия детьми сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города;
• Знакомить дошкольников с историческим, культурным географическим своеобразием родного региона – Удмуртской Республики;
• Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, природе;
• Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарный запас детей, учить фантазировать;
• Воспитывать чувство гордости за своих земляков;
• Расширять представление детей об истории родного города Глазова;
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и ДОУ;
• Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе;
• Формирование чувства сопричастности к родному краю, родному городу, семье;
• Оснащение и совершенствование предметно-развивающей среды по знакомству детей с родным городом.
РЕСУРСЫ
1. Материальные:
• В нашей группе созданы сдоровьесберегающие условия.
Интерьер группы оформлен в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями;
Группа оснащена музыкальным CD центром (магнитофоном, магнитной доской, проектором;
• Созданы дидактические игры, которые позволяют решать познавательные задачи;
• Книги о городе Глазове;
• Наборы открыток и фотографий с видами города Глазова в прошлом и настоящем.
2. Социальные:
• Взаимодействие с детской библиотекой «Зеленый мир» (ул. Пряженникова, 33, тел. 5-46-38)
• Взаимодействие с «Глазовским краеведческим музеем» (ул. Кирова, 13)
ВИД ПРОЕКТА
• ТВОРЧЕСКИЙ;
• ДОЛГОСРОЧНЫЙ;
• СЕМЕЙНО-ГРУППОВОЙ.
ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (СРОКИ) : 1 УЧЕБНЫЙ ГОД (СЕНТЯБРЬ – МАЙ).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Для детей : расширение знаний об истории родного города Глазова, ответственное отношение к общественно-значимым местам города, достопримечательностям, развитие инициативы, активности, самостоятельности, самореализация, формирование заботливого отношения к родному городу Глазову.
Для воспитателя: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, личностный и профессиональный рост, самореализация.
Для родителей : повышение уровня личностного сознания, укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, между родителями и ДОУ, самореализация, повышение родительской компетентности по данному вопросу (данной теме, проблеме, участие семьи в учебно-воспитательном процессе.
Успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только если сам воспитатель будет знать и любить историю своего города, своей малой Родины. Воспитатель должен выбрать знания, доступные для понимания детям дошкольного возраста, выбрать то, что вызовет у детей чувство гордости за свой город. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своем городе, его достопримечательностях, интерес к его истории.
ПРИНЦИПЫ
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
• Принцип историзма.
Реализуется путем сохранения хронологии описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое («давным-давно») и настоящее («наши дни»). С этой целью подобран материал о городе Глазове, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного города;
• Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству;
• Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, накопленного им опыта и др. ;
• Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьей, детской библиотекой, краеведческим музеем и т. п.
Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Глазова.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1. Подготовительный этап
Цели:
• Вызвать у родителей интерес к проекту;
• Вызвать у детей интерес к проекту;
• Побудить у родителей желание принять активное участие в проекте;
• Поддерживать интерес у родителей и детей к участию в проекте;
• Предварительное анкетирование родителей;
• Предварительный опрос детей для выявления уровня знаний по данной теме.
2. Основной этап
Цели:
• Познакомить детей с проектом;
• Развивать интерес детей к родному городу;
• Закрепить знания детей об улицах города;
• Рассказать детям о достопримечательностях родного города;
• Поддерживать познавательный интерес к истории родного города;
• Вызвать желание соревнования у детей и родителей;
• Закреплять умение слушать, запоминать, понимать стихи о городе Глазове;
• Воспитывать интерес к литературе, поэзии;
• Вызвать у детей интерес путешествовать по карте;
• Развивать у детей умение слушать и запоминать новую информацию;
• Вовлечение детей в активную познавательную деятельность;
• Побудить детей собрать о своем городе как можно больше информации через фотографии города, книги о городе, разучивание стихов о родном городе;
• Привить детям любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город, за своих земляков.
3. Итоговый этап
Цели:
• Подведение итогов проделанной работы;
• Проведение итоговых мероприятий;
• Итоговая диагностика детей по выявлению уровня роста знаний по данной теме.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
№
п/п мероприятия сроки
1
2
3
4
5
6 Родительское собрание на тему : «Воспитание любви к родному городу» (Приложение №1)
Анкетирование родителей и опрос детей, выявляющие знания и представления о родном городе (Приложение №2)
Ко дню рождения города :
Беседа «Название нашего города» (Приложение №3(1)
Беседа «Откуда город пошёл» (Приложение №3(2)
Беседа «Город Глазов – моя малая Родина» (Приложение №3 (3)
Прослушивание стихов о городе Глазове (Приложение №4) сентябрь
1
2
3
4
5
6 Тема: «Природа родного края»
Наблюдение за деревьями и сбор листьев для гербария
(Приложение №5)
Чтение художественной литературы.
Стихи про деревья. Загадки про деревья. (Приложение №6)
Логопедические пятиминутки (Приложение №7)
Подвижные игры экологического содержания. Физкультминутки. (Приложение №8)
Дидактические игры экологического содержания. (Приложение №9)
Продуктивная деятельность детей : «Осень» (аппликация)
«Гроздь рябины» (лепка). (Приложение №10)
октябрь
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 Тема «Знакомство с рекой Чепцой»
Беседа «История реки Чепцы» (Приложение №11)
Показ фотографий с видами реки Чепцы (Приложение №12)
Чтение стихотворения «Речка» Э. Мошковской и обсуждение его. (Приложение №12)
Художественное творчество (рисование). Коллективная работа «Река». (Приложение №13)
Познание (конструирование) «Река». (Приложение №13)
Наблюдение на прогулке за изменениями воды «Лед»
(Приложение №14)
Чтение и обсуждение стихотворения С. Махорина
«Первый мороз». (Приложение №14)
Чтение стихотворения В. Фетисовой «Речка зимой». (Приложение №14)
Экскурсия к берегу реки Чепцы. (Приложение №15)
Художественное творчество (рисование) «Речка, которую я видел». (Приложение №16) ноябрь
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14 Тема: «Знакомство с государственной символикой»
Беседа «Государственный флаг России». (Приложение №17)
Ручной труд «Флажки». (Приложение №17)
Чтение стихов о России, о Родине. (Приложение №17)
Беседа «Государственный флаг Удмуртии».
(Приложение №18)
Художественное творчество (рисование) «Флаг Удмуртии»
(Приложение №18)
Чтение стихов об Удмуртии. (Приложение №18)
Знакомство с гимном России. (Приложение №19(1)
Знакомство с гимном Удмуртии. (Приложение №19(2)
Знакомство с гимном города Глазова. (Приложение №19(3)
Художественное творчество (рисование) «Россия – любимая наша страна». (Приложение №19(5)
Знакомство с гербом России. (Приложение №20)
Знакомство с гербом Удмуртии. (Приложение №21)
Знакомство с гербом города Глазова. (Приложение №22)
Совместная творческая работа детей и родителей «Составь герб семьи». Памятка для родителей. (Приложение №23)
декабрь
1
2
3
4
5
6 Тема: «Знакомство с улицами и достопримечательностями города Глазова»
Беседа «Улицы – ресницы». (Приложение №24)
Экскурсия по улицам города Глазова. (Приложение №25)
Беседа «Достопримечательности нашего города» (Приложение №26)
Экскурсии к достопримечательностям города Глазова. (Приложение №27)
Папка – передвижка. Экскурсионный маршрут для детей и родителей «Памятники нашего города». (Приложение №28)
Папка – передвижка. Экскурсионный маршрут для детей и родителей «Отдыхаем всей семьей». (Приложение №29)
январь
1
2
3
4
5
6 Тема: «Знакомство с удмуртским фольклором»
Знакомство с удмуртским фольклором. Актуальность.
(Приложение №30)
Удмуртская народная сказка. (Приложение №31)
Удмуртские пословицы и поговорки. (Приложение №32)
Беседа «Хоровод дружбы народов» (Приложение №33)
Презентация – иллюстрирование «Национальные костюмы»
(Приложение №33)
Художественное творчество (рисование) «Хоровод дружбы»
(Приложение №33)
февраль
1
2
3
4
5
6 Тема: «Дружная семья»
Развлечение для детей «Моя дружная семья».
(Приложение №34)
Беседа по фотоальбомам «Моя дружная семья».
(Приложение №35)
Беседа «Родословная». (Приложение №36)
Совместная творческая работа детей и родителей «Мое родословное дерево». Схема (Приложение №36)
Чтение и заучивание наизусть стихотворений о семье. (Приложение №37)
Художественное творчество (рисование) «Моя семья». (Приложение №38)
март
1
2
3
4 Тема: «Развитие ремёсел в городе Глазове»
Беседа «Развитие ремесел в Глазове». (Приложение №39)
Художественное творчество (лепка) «Тарелочка из глины». (Приложение №40)
Выставка детских глиняных работ «Мы – умельцы». (Приложение №40)
Экскурсия в Глазовский Краеведческий музей на выставку керамических изделий с целью показать детям многообразие форм изделий из керамики, вызвать у детей чувство гордости за глазовских мастеров.
апрель
1
2
3 Итоговые мероприятия
Создание в группе мини-музея предметов старины «Картины прошлого». (Приложение №41)
Продуктивная деятельность: Познание (Конструирование) «Город будущего». (Приложение №42)
Итоговая диагностика детей по выявлению роста уровня знаний о родном городе. (Приложение №43)
Список используемой литературы
(Приложение №44) май