Папки-передвижки

Проект по ознакомлению детей с малой Родиной «Мой любимый город Глазов»

Надежда Глухова
Проект по ознакомлению детей с малой Родиной «Мой любимый город Глазов»
▼ Скачать + Заказать документы

Управление дошкольного образования

Администрации города Глазова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 40»

Проект «Мой любимый город Глазов»

Составитель:

Воспитатель II категории

Глухова Н. Н.

2013 год

ПРОЕКТ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД ГЛАЗОВ»

(для детей 5-7 лет)

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :

• Педагоги;

• Дети;

Родители.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Публикация «Проект по ознакомлению детей с малой Родиной „Мой любимый город Глазов“» размещена в разделах

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности.

Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменение содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Академик Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Сегодня будущее планетарной цивилизации все больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознает, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при решении глобальных проблем.

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005гг.», утвержденной правительством РФ от 16.02.2001г. Ориентированная на все слои и социальные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы. Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства.

На основе федерального документа был разработан региональный: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики» на 2010 – 2014 гг. Исследование в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается»человек.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывает ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, ее историко-культурному наследию.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории.

Таким, образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В программе «Радуга» раздела по патриотическому воспитанию нет. Формирование любви к Родине в младшем возрасте идет через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира; в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребенка; в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры.

Программа «Радуга» Т. Н. Дороновой, ориентированная на общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривает наполнение работы определенным содержанием с учетом региональных особенностей.

Формирования бережного, созидательного отношения к миру, воспитание любви к Родине, к Отечеству, к родному городу, к своей семье, знакомство с символикой, изучение исторического опыта человечества, приобщение к национальной культуре – основные положения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, заложенные в программе «Радуга».

Программа «Радуга» - первая программа, которая в вопросах взаимодействия ДОУ и семьи предложила использовать новые принципы. Авторы программы рассматривают союз педагогов и родителей, как равноправный, созданный на основе взаимодоверия, взаимоуважения.

В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.

ПРОБЛЕМЫ

Приступая к работе по знакомству детей с родным городом, в результате обследования уровня знаний детей, заинтересованности и знаний родителей по данной теме, состояния предметно-развивающей среды я выявила ряд проблем:

• У детей старшего дошкольного возраста отсутствует система знаний об истории родного города, знания носят эпизодический, разрозненный характер;

• Дети не понимают значение слова «достопримечательность» и, соответственно, не могут назвать знаменательные места города Глазова;

• Дети не знают знаменитых людей города, и чем они прославились;

• Минимальны познания детей произведений удмуртских поэтов и писателей.

В связи с тем, что знания детей эпизодические, разрозненные, дети не умеют их выражать в связной, монологической речи.

Также наблюдается недостаточность программно-методического и дидактического обеспечения:

Мало познавательной детской литературы для дошкольников о городе Глазове;

• Не достаточно методических разработок, которые можно было бы использовать при знакомстве детей с городом Глазовом.

По итогам опроса родителей видно, что у родителей имеются эпизодические знания о нашем городе, и они не знают, как их донести до детей и для чего это необходимо. А в молодых семьях вопросы по ознакомлению детей с родным городом не считаются важными и даже вызывают недоумение. Также родители малоактивны в жизни города, городские праздники и мероприятия посещают меньше половины опрошенных.

Учитывая эти проблемы, я считаю, что в работе с детьми нужно дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины, донести до родителей важность патриотического воспитания ребенка. Не имея достаточное количество знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине, к своему родному городу.

Чаще всего любимым городом является тот город, где человек родился и провел свое детство, ведь детство - это самая счастливая пора каждого человека. Человек, сколько бы ему ни было лет, вспоминает свое детство, какие-то его моменты, а также и места, где они проходили, то есть любимый город детства. И город этот может быть не большим, не столицей, а маленьким, тихим городком, но все же любимым, так как с ним связано много приятных воспоминаний. Я хочу, чтобы нашим детям город Глазов стал бы любимым! Этот проект посвящается изучению города Глазова – Родине моих воспитанников.

«Знать – значит любить» - говорится в русской поговорке. Поэтому знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Глазовом – нужно с дошкольного возраста. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, свой народ помогут ребенку в его дальнейшей жизни сохранить и приумножить наследие предков.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сформулировать цели, задачи и предполагаемый результат проекта.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА

• Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города Глазова, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю;

• Воспитывать чувство гордости, уважения и любви к родному городу через знакомство с достижениями знаменитых людей, прославивших наш город.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

• Создать условия для восприятия детьми сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города;

• Знакомить дошкольников с историческим, культурным географическим своеобразием родного региона – Удмуртской Республики;

• Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, природе;

• Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарный запас детей, учить фантазировать;

• Воспитывать чувство гордости за своих земляков;

• Расширять представление детей об истории родного города Глазова;

• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и ДОУ;

• Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе;

• Формирование чувства сопричастности к родному краю, родному городу, семье;

• Оснащение и совершенствование предметно-развивающей среды по знакомству детей с родным городом.

РЕСУРСЫ

1. Материальные:

• В нашей группе созданы сдоровьесберегающие условия.

Интерьер группы оформлен в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями;

Группа оснащена музыкальным CD центром (магнитофоном, магнитной доской, проектором;

• Созданы дидактические игры, которые позволяют решать познавательные задачи;

• Книги о городе Глазове;

• Наборы открыток и фотографий с видами города Глазова в прошлом и настоящем.

2. Социальные:

• Взаимодействие с детской библиотекой «Зеленый мир» (ул. Пряженникова, 33, тел. 5-46-38)

• Взаимодействие с «Глазовским краеведческим музеем» (ул. Кирова, 13)

ВИД ПРОЕКТА

• ТВОРЧЕСКИЙ;

• ДОЛГОСРОЧНЫЙ;

• СЕМЕЙНО-ГРУППОВОЙ.

ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (СРОКИ) : 1 УЧЕБНЫЙ ГОД (СЕНТЯБРЬ – МАЙ).

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Для детей : расширение знаний об истории родного города Глазова, ответственное отношение к общественно-значимым местам города, достопримечательностям, развитие инициативы, активности, самостоятельности, самореализация, формирование заботливого отношения к родному городу Глазову.

Для воспитателя: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, личностный и профессиональный рост, самореализация.

Для родителей : повышение уровня личностного сознания, укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, между родителями и ДОУ, самореализация, повышение родительской компетентности по данному вопросу (данной теме, проблеме, участие семьи в учебно-воспитательном процессе.

Успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только если сам воспитатель будет знать и любить историю своего города, своей малой Родины. Воспитатель должен выбрать знания, доступные для понимания детям дошкольного возраста, выбрать то, что вызовет у детей чувство гордости за свой город. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своем городе, его достопримечательностях, интерес к его истории.

ПРИНЦИПЫ

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

• Принцип историзма.

Реализуется путем сохранения хронологии описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое («давным-давно») и настоящее («наши дни»). С этой целью подобран материал о городе Глазове, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного города;

• Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству;

• Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, накопленного им опыта и др. ;

• Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьей, детской библиотекой, краеведческим музеем и т. п.

Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Глазова.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

1. Подготовительный этап

Цели:

• Вызвать у родителей интерес к проекту;

• Вызвать у детей интерес к проекту;

• Побудить у родителей желание принять активное участие в проекте;

• Поддерживать интерес у родителей и детей к участию в проекте;

• Предварительное анкетирование родителей;

• Предварительный опрос детей для выявления уровня знаний по данной теме.

2. Основной этап

Цели:

Познакомить детей с проектом;

• Развивать интерес детей к родному городу;

• Закрепить знания детей об улицах города;

• Рассказать детям о достопримечательностях родного города;

• Поддерживать познавательный интерес к истории родного города;

• Вызвать желание соревнования у детей и родителей;

• Закреплять умение слушать, запоминать, понимать стихи о городе Глазове;

• Воспитывать интерес к литературе, поэзии;

• Вызвать у детей интерес путешествовать по карте;

• Развивать у детей умение слушать и запоминать новую информацию;

• Вовлечение детей в активную познавательную деятельность;

• Побудить детей собрать о своем городе как можно больше информации через фотографии города, книги о городе, разучивание стихов о родном городе;

• Привить детям любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город, за своих земляков.

3. Итоговый этап

Цели:

• Подведение итогов проделанной работы;

• Проведение итоговых мероприятий;

• Итоговая диагностика детей по выявлению уровня роста знаний по данной теме.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

п/п мероприятия сроки

1

2

3

4

5

6 Родительское собрание на тему : «Воспитание любви к родному городу» (Приложение №1)

Анкетирование родителей и опрос детей, выявляющие знания и представления о родном городе (Приложение №2)

Ко дню рождения города :

Беседа «Название нашего города» (Приложение №3(1)

Беседа «Откуда город пошёл» (Приложение №3(2)

Беседа «Город Глазов – моя малая Родина» (Приложение №3 (3)

Прослушивание стихов о городе Глазове (Приложение №4) сентябрь

1

2

3

4

5

6 Тема: «Природа родного края»

Наблюдение за деревьями и сбор листьев для гербария

(Приложение №5)

Чтение художественной литературы.

Стихи про деревья. Загадки про деревья. (Приложение №6)

Логопедические пятиминутки (Приложение №7)

Подвижные игры экологического содержания. Физкультминутки. (Приложение №8)

Дидактические игры экологического содержания. (Приложение №9)

Продуктивная деятельность детей : «Осень» (аппликация)

«Гроздь рябины» (лепка). (Приложение №10)

октябрь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10 Тема «Знакомство с рекой Чепцой»

Беседа «История реки Чепцы» (Приложение №11)

Показ фотографий с видами реки Чепцы (Приложение №12)

Чтение стихотворения «Речка» Э. Мошковской и обсуждение его. (Приложение №12)

Художественное творчество (рисование). Коллективная работа «Река». (Приложение №13)

Познание (конструирование) «Река». (Приложение №13)

Наблюдение на прогулке за изменениями воды «Лед»

(Приложение №14)

Чтение и обсуждение стихотворения С. Махорина

«Первый мороз». (Приложение №14)

Чтение стихотворения В. Фетисовой «Речка зимой». (Приложение №14)

Экскурсия к берегу реки Чепцы. (Приложение №15)

Художественное творчество (рисование) «Речка, которую я видел». (Приложение №16) ноябрь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14 Тема: «Знакомство с государственной символикой»

Беседа «Государственный флаг России». (Приложение №17)

Ручной труд «Флажки». (Приложение №17)

Чтение стихов о России, о Родине. (Приложение №17)

Беседа «Государственный флаг Удмуртии».

(Приложение №18)

Художественное творчество (рисование) «Флаг Удмуртии»

(Приложение №18)

Чтение стихов об Удмуртии. (Приложение №18)

Знакомство с гимном России. (Приложение №19(1)

Знакомство с гимном Удмуртии. (Приложение №19(2)

Знакомство с гимном города Глазова. (Приложение №19(3)

Художественное творчество (рисование) «Россия – любимая наша страна». (Приложение №19(5)

Знакомство с гербом России. (Приложение №20)

Знакомство с гербом Удмуртии. (Приложение №21)

Знакомство с гербом города Глазова. (Приложение №22)

Совместная творческая работа детей и родителей «Составь герб семьи». Памятка для родителей. (Приложение №23)

декабрь

1

2

3

4

5

6 Тема: «Знакомство с улицами и достопримечательностями города Глазова»

Беседа «Улицы – ресницы». (Приложение №24)

Экскурсия по улицам города Глазова. (Приложение №25)

Беседа «Достопримечательности нашего города» (Приложение №26)

Экскурсии к достопримечательностям города Глазова. (Приложение №27)

Папка – передвижка. Экскурсионный маршрут для детей и родителей «Памятники нашего города». (Приложение №28)

Папка – передвижка. Экскурсионный маршрут для детей и родителей «Отдыхаем всей семьей». (Приложение №29)

январь

1

2

3

4

5

6 Тема: «Знакомство с удмуртским фольклором»

Знакомство с удмуртским фольклором. Актуальность.

(Приложение №30)

Удмуртская народная сказка. (Приложение №31)

Удмуртские пословицы и поговорки. (Приложение №32)

Беседа «Хоровод дружбы народов» (Приложение №33)

Презентация – иллюстрирование «Национальные костюмы»

(Приложение №33)

Художественное творчество (рисование) «Хоровод дружбы»

(Приложение №33)

февраль

1

2

3

4

5

6 Тема: «Дружная семья»

Развлечение для детей «Моя дружная семья».

(Приложение №34)

Беседа по фотоальбомам «Моя дружная семья».

(Приложение №35)

Беседа «Родословная». (Приложение №36)

Совместная творческая работа детей и родителей «Мое родословное дерево». Схема (Приложение №36)

Чтение и заучивание наизусть стихотворений о семье. (Приложение №37)

Художественное творчество (рисование) «Моя семья». (Приложение №38)

март

1

2

3

4 Тема: «Развитие ремёсел в городе Глазове»

Беседа «Развитие ремесел в Глазове». (Приложение №39)

Художественное творчество (лепка) «Тарелочка из глины». (Приложение №40)

Выставка детских глиняных работ «Мы – умельцы». (Приложение №40)

Экскурсия в Глазовский Краеведческий музей на выставку керамических изделий с целью показать детям многообразие форм изделий из керамики, вызвать у детей чувство гордости за глазовских мастеров.

апрель

1

2

3 Итоговые мероприятия

Создание в группе мини-музея предметов старины «Картины прошлого». (Приложение №41)

Продуктивная деятельность: Познание (Конструирование) «Город будущего». (Приложение №42)

Итоговая диагностика детей по выявлению роста уровня знаний о родном городе. (Приложение №43)

Список используемой литературы

(Приложение №44) май

Публикации по теме:

Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Государственное.

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по ознакомлению детей с малой Родиной «Мой любимый город Глазов»
Опубликовано: 20 апреля 2013 в 21:32
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по ознакомлению детей с малой Родиной «Мой любимый город Глазов»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Глухова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД