Храмченко Алиса
Проект по опытно-эксперементальной деятельности «Лаборатория Почемучек»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ “Степашка ”
Проект
Экспериментальная деятельность в подготовительной группе
«Лаборатория Почемучек»
Исполнители:
- Воспитатель Храмченко Алиса Сергеевна
- Воспитанники и родители детского сада
Актуальность:
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив.
Публикация «Проект по опытно-эксперементальной деятельности „Лаборатория Почемучек“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и в успешности его обучения в школе.
Познавательно – исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого «детского экспериментирования» с предметами или вербального исследования – вопросов (почему? зачем? как).
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта : причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Н. Н. Поддьяков дал следующее определение понятию «детскому экспериментированию» : «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Цель проекта : практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта :
- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
- развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
- обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-симвческому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
- развивать наблюдательность;
- воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
- воспитывать желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Вид проекта : групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.
Сроки проведения: с 1 октября 2020 года по 30 мая 2020 года
Участники проекта : воспитатель группы, дети 6 -7 лет, родители.
Этапы реализации проекта :
I. Организационно-подготовительный
- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
- Определение цели и задач проекта;
- Подбор литературы, пособий, атрибутов;
- Мониторинг
II. Основной
- Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
- Совместная деятельность
- Самостоятельная деятельность детей.
- Работа по проекту с родителями.
III. Заключительный
- Мониторинг
- Обобщение результатов работы;
- Анализ деятельности.
План реализации проекта :
Сентябрь
Игра-экспериментирование: Где тяжелее идти, ехать?
Задачи: 1. Познакомить со свойствами материалов, земли.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Воспитывать интерес к явлениям природы.
Материалы: Песок, глина (сырая, камни, земля
Ход опыта : В контейнеры насыпать разное содержимое, полить водой. Провести машины по ним.
Игра-экспериментирование: Почему не тонет шар (мяч)
Задачи:1. Познакомить с воздухом.
2. Развивать наблюдательность.
3. Воспитывать интерес к объекту.
Материалы: Вода в тазу, шар, разные предметы
Ход опыта : Предложить опускать разные предметы. Затем выпускать воздух из шара (послушать звук).
Игра-экспериментирование: Где есть воздух?
Задачи: 1. Продолжать формировать представления детей о физических явлениях.
2. Воспитывать наблюдательность.
Материалы: Губка, вода и земля в контейнерах,
лупа
Ход опыта : Предложить сжать губку (что слышим).
Кусочки земли опускаются в воду (поднимаются пузырьки воздуха)
Игра-экспериментирование: Какой лист утонет?
Задачи: 1. Познакомить со свойством воды (удерживает легкие предметы).
2. Развивать любопытство.
Материал: Вода, лист сухой и мокрый с налипшей грязью.
Ход опыта : Опустить сухой лист - он не тонет, а с налипшей грязью, глиной - идет ко дну.
Октябрь
Игра-экспериментирование: Что случилось с хлебом?
Задачи: 1. Познакомить со свойствами роста мелких живых организмов и условиями для их роста.
2. Учить правильно хранить продукты (хлеб).
Материалы: Заплесневелый хлеб, лупа
Ход опыта : Рассмотреть в лупу грибы на кусочках хлеба
Игра-экспериментирование: Как сохранить яблоко?
Задачи: 1. Познакомить с влиянием воздуха на продукты, учить способам сохранения их качеств (цвет)
Материалы: Яблоко, лимон, блюдце, нож.
Ход опыта : Разрезать яблоко пополам, одну половинку смазать лимонным соком, а другую оставить так.
Игра-экспериментирование: Узнай по запаху, на вкус, на ощупь?-
Твои помощники.
Задачи: 1. Познакомить со свойствами органов чувств человека.
2. Развивать ощущения.
3. Уметь рассказать о них.
Материалы: Ширма, фрукты (яблоко, лимон, апельсин).
Ход опыта : Предложить потрогать рукой, понюхать и попробовать фрукты
Игра-экспериментирование: Найди то, о чем прошу?
Задачи: 1. Продолжить знакомить с особенностями своего организма.
2. Развивать интерес.
3. Учить сравнивать, вспоминать узнанное ранее.
Материалы: Ящик ощущений, камень и другие предметы
Ход опыта : Найти предмет среди других: холодный, гладкий, тонет в воде, используется в сказке «Три поросенка».
Ноябрь
Игра-экспериментирование: Почему мы стали теплее одеваться? Воздух.
Задачи: 1. Познакомить со свойствами теплого и холодного воздуха.
2. Развивать интерес к явлениям природы.
Материалы: Две свечки, спички, подставка.
Ход опыта : Поднести зажженную свечу при открытой двери, теплый воздух легче холодного и поднимается вверх, а снизу идет холодный, задувает.
Игра-экспериментирование: Это кто? Теневой театр
Задачи: 1. Продолжать знакомиться со свойствами света и тени.
2. Развивать творческое воображение.
3. Воспитывать наблюдательность.
Материалы: Лампа, экран, фигурки теневого театра.
Ход опыта : Предложить показать детям героя, другие должны узнать.
Игра-экспериментирование: Вырастим кристаллы соли
Задачи: 1. Познакомить со способностью соли растворяться в воде и показать кристаллизацию соли в соляном растворе.
Материалы: Стаканы с водой, ложки
Ход опыта : Растворить в стакане с водой 2-3 чайные ложки соли, перемешать, поставить на солнечное место. Через несколько дней посмотреть.
Игра-экспериментирование: Почему не тонет яйцо
Задачи: 1. Показать детям, что любое тело в соленой воде поддерживает не только вода, но и соль растворенная в воде.
Материалы: Две пол-литровые банки, стакан соли, двухлитровая банка, ложка, кувшин с водопроводной водой, два сырых яйца.
Ход опыта : В первую банку налить воду и опустить яйцо, во вторую банку добавить две столовые ложки соли - яйцо на поверхности. В двухлитровую перелить воду с банки - яйцо посередине.
Декабрь
Игра-экспериментирование: Какого цвета снег?
Задачи: 1. Расширить представления детей о физических свойствах снега.
2. Подвести к пониманию того, что снег только кажется белым (на солнце искриться, а он бесцветный.
Материалы: Бумага белая, банка, лупа, марля.
Ход опыта : Сравнить с цветом бумаги, рассмотреть в лупу сразу и пропустить через марлю, сравнить.
Игра-экспериментирование: Что случило с варежкой?
1. Продолжить знакомить со свойствами снега: от тепла превращается в воду, а на морозе замерзает.
2. Развивать интерес к предметам и явлениям природы.
Материалы: Варежки, лупы
Ход опыта : Вынести мокрые варежки (в которых дети уже играли со снегом, понаблюдать затем, внести в группу.
Игра-экспериментирование: Освободим игрушку из ледяного плена
Задачи: 1. Подвести к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.
2. Развивать речь и любознательность.
Материалы: Ведерко с вмерзшей в лед игрушкой
Ход опыта : Рассмотреть, спросить: как достать игрушку, оставить в группе, чтобы растаял лед
Игра-экспериментирование: Что случилось с водой? Украсим елку
Задачи: 1. Познакомить детей с превращением воды в лед.
2. Развивать сенсорные восприятия.
3. Способствовать становлению радостного настроения в ожидании праздника.
Материалы: Подкрашенная вода в формочках от конфет с нитками.
Ход опыта : В группе покрасить воду и разлить по формочкам, положить нитки.
Январь
Игра-экспериментирование: Чего боится лед?
Задачи: 1. Продолжать знакомить со свойствами льда, песка, соли.
2. Развивать любопытство.
3. Воспитывать наблюдательность.
Материалы: Лед в формочках, соль и песок в баночках
Ход опыта : Посыпать песком из песочницы,- какой стал лед? солью - трескается, тает.
Игра-экспериментирование: Цветной снег
Задачи: 1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды и снега (окрашивание).
2. Развивать творческую активность.
Материалы: Резиновые груши, окрашенная вода
Ход опыта : Предложить полить тонкой струей на снег, рисуя узоры на горке, крепости.
Игра-экспериментирование: Какие разные снежинки
Задачи: 1. Продолжить знакомить со свойствами снега.
2. Развивать наблюдательность, учить зарисовывать увиденное.
Материалы: Лупы, варежки.
Ход опыта : Рассматриваем в лупу, а потом зарисовываем в свой дневник.
Игра-экспериментирование: Почему не лепится снег
1. Продолжать знакомить со свойствами снега, показать зависимость от погоды (мокрый, рассыпчатый).
2. Учить использовать разные свойства.
Материалы: Лупы, варежки
Ход опыта : Попробовать слепить, рассмотреть снежинки в лупу в морозный день.
Февраль
Игра-экспериментирование: Что случилось с бутылкой
Задачи: 1. Продолжать знакомить со свойствами воды в мороз - при замерзании меняет объем.
2. Развивать речь - доказательства.
Материалы: Вода в стеклянной бутылке
Ход опыта : Вынести на мороз, поставить в емкость, чтобы стекло не разлетелось.
Игра-экспериментирование: Почему так скользко? (появление ледяной корки, наста)
Задачи: 1. Подвести к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда.
2. Развивать наблюдательность, интерес к исследованиям.
Материалы: Корочка ледяная вместе со снегом, лупы.
Ход опыта : Рассмотреть в лупу, проткнуть палочкой, погладить, послушать, как хрустит под ногами.
Игра-экспериментирование: «Зоркий глаз». Свойства глаз
Задачи: 1. Продолжать знакомить с организмом.
2. Развивать желание узнавать о себе что-то новое.
3. Воспитывать бережное отношение к глазам.
Материалы: Фонарик, дневник, фломастеры, зеркало.
Ход опыта : Рассмотреть глаза, нарисовать, обратить внимание на размер зрачка. Посвятить фонарем в глаза, посмотреть в зеркало - нарисовать.
Игра-экспериментирование: Поймай ветер
Задачи: 1. Продолжать знакомить с ветром, как с потоком воздуха.
2. Развивать интерес к явлениям неживой природы, воспитывать внимательность
Материалы: Ветродуи, палочки типа сачков, с пакетиками
Ход опыта : Предложить узнать с какой стороны дует ветер, и поймать его.
Март
Игра-экспериментирование: Подбери нужную почву
Задачи: 1. Познакомить с минералами и их свойствами.
2. Учить подбирать почву для растения по плотности.
3. Воспитывать аккуратность.
Материалы: Различная почва в горшках, палочки, вода в лейке.
Ход опыта : Предложить воткнуть палочки в разные горшки (трудно или легко, полить)
Игра-экспериментирование: «Бумажный вихрь»
Задачи: 1. Продолжить знакомить со свойствами бумаги (плотность)
Материалы: Трехлитровая банка, крышка с дыркой, резиновая груша, мелко порезанная бумага и картон.
Ход опыта : Положить в банку кусочки бумаги, закрыть крышкой, с помощью резиновой груши нагнетать воздух.
Игра-экспериментирование: Какой кораблик прочнее
Задачи: 1. Познакомить с разными сортами бумаги и их свойствами.
Материалы: Кораблики, сделанные из разных сортов бумаги.
Ход опыта : Прогноз,- какой кораблик дольше продержится на воде, не утонет
Игра-экспериментирование: Как заводы загрязняют воздух?
Задачи: 1. Познакомить с загрязнением воздуха.
2. Развивать исследовательский интерес.
3. Воспитывать желание беречь окружающую среду.
Материалы: Свечи, спички, стекло (или фарфоровая чашка)
Ход опыта : Зажечь свечу, подержать над стеклом (копоть)
Апрель
Игра-экспериментирование: «Высушим платочки»
Задачи: 1. Продолжать знакомить с температурой, воздействием ветра.
2. Учить сравнивать температуры и значение ветра.
3. Развивать любознательность.
Материалы: Мокрые платочки. Постирали платочки, где быстрее высохнут- на улице или в помещении
Игра-экспериментирование: Как можно очистить воду
Задачи: 1. Познакомить детей с процессом фильтрования воды (разные способы).
2. Развивать желание узнавать что-то новое.
Материалы: Песок, тряпочка, промокательная бумага, вата, вода грязная
Ход опыта : Предложить очистить воду разными способами, переливая через предложенный материал
Игра-экспериментирование: Отделите рис от манки
Задачи: 1. Познакомить детей с процессом сортировки круп.
2. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность.
Материалы: Сито и другая посуда, перемешанные крупы (манка, рис)
Ход опыта : Предложить детям перебрать крупу (трудно, попробуйте что-то использовать из посуды
Игра-экспериментирование: «Поменяй настроение»
Задачи: 1. Учить находить ассоциации между настроением и цветом, многоцветие мира.
2. Развивать наблюдательность.
3. Воспитывать доброжелательность
Материалы: Прозрачные пластиковые пластинки разных цветов, очки с разноцветными стеклами, черно- белые картинки.
Ход опыта : Предложить посмотреть на черно- белые картинки, беседа, на что похожа радость? (цвет, грусть? Смотрим в разноцветные стекла
Май
Игра-экспериментирование: «Солнечные зайчики»
Задачи: 1. Продолжить знакомство с явлениями неживой природы.
2. Развивать интерес к неживой природе.
Материалы: Зеркала по количеству детей
Ход опыта : Дети ловят солнечных зайчиков зеркалами, а потом играют парами (один пускает их, другой ловит).
Игра-экспериментирование: «Сила ветра»
Задачи: 1. Продолжить знакомить детей с ветром и со свойствами предметов (тяжелый, легкий).
2. Развивать сенсорное восприятие.
Материалы: Разнообразные предметы, различные по форме, величине, весу. (Перо, карандаш, картон, дерев. кубики)
Ход опыта : Положить на улице предметы на стол - подуть самим, чуть сдвинулось, предположить, что сдвинет ветер, проверить.
Игра-экспериментирование: «Поймай капельку»
Задачи: 1. Продолжать знакомить со свойствами природного объекта - водой.
2. Раскрыть понятие «круговорот воды в природе»
Материалы: Чайник с горячей водой, стаканы, стекла (блюдца).
Ход опыта : Разлить воду в стаканы и предложить накрыть стеклами, потом приподнять и рассмотреть капельки воды.
Игра-экспериментирование: «Что и чем можно измерить»
Задачи: 1. Закрепить умения и выполнение измерительных действий.
Материалы: Вода, молоко, крупа, лента, кукла
Ход опыта : Предложить измерить объем воды и молока, крупы, высоту куклы, длину ленты.
Ожидаемые результаты.
Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края
Мониторинг реализации проекта.
Диагностический инструментарий
Для диагностики знаний, умений и навыков воспитанников возможно использование следующего перечня вопросов к воспитанникам :
Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов.
1. Вопросы на выявление знаний о газообразном состоянии воды:(Что такое пар? Что ты знаешь о паре? Что ты знаешь о воздухе? Имеет ли вода (пар)запах, форму, цвет)
2. Вторая группа вопросов на выявление связи между агрегатным состоянием воды в зависимости от температуры: (Что происходит с водой на морозе? Почему? Снег может во что- нибудь превращаться? От чего это зависит? Что происходит со льдом в комнате? Почему? Что происходит в комнате с водой, если ее нагреть? Во что превращается вода при кипении)
3. Цель: Выяснить знания детей о свойствах песка. (Из чего состоит песок? В каких местах можно обнаружить песок? Почему говорят,что песок сыпучий? Что высыпать песок или глину? Как выглядят песчинки? Чем песчинки похожи, а чем отличаются)
Фотоотчет проделоной работы за год
Список литературы:
1. Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы Москва. Мозаика – Синтез 2015г.
2. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе», «Вентана – Граф», 2007 г.
3. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г.
4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004
6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
7. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб, 1998.
8. Экспериментальная деятельность детей 4 – 6 лет : из опыта работы/авт. – сост. Л. Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
9. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.
10. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2 – е изд. – М: Мозаика – синтез. 2006г.
11. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
12. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.