Татьяна Маркинова
Проект по нравственному воспитанию «Спешите делать добро» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ИНФОРМАЦИОННАЯ
КАРТА ПРОЕКТА
Название проекта «Спешите делать добро».
Сроки работы 01.09. 2024- 31.12. 2024г
Место реализации МДОУ «Детский сад»,
По продолжительности Среднесрочный
По форме реализации Групповой
Участники проекта Дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели группы.
Публикация «Проект по нравственному воспитанию „Спешите делать добро“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2024
Цель проекта нравственное воспитание старших дошкольников посредством совершения добрых поступков, сформировать потребность в совершении добрых поступков, в сострадании и отзывчивости, добром отношении друг к другу. Сделать выполнение добрых дел доброй привычкой, заразить этой идеей всех, кто нас окружает.
Задачи проекта
1 Формировать этические представления о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи»,
2 Продолжать формировать у детей представление о сопереживании и сочувствии к другим людям. Воспитывать чувство взаимопомощи.
3 Воспитывать гуманное эмоционально-положительное, бережное отношение к миру
4 Повысить педагогическую компетентность родителей в нравственном воспитании.
Ожидаемые результаты
• дети, родители, педагоги постоянно пользуются формами словесной вежливости;
• у детей сформировано заботливое отношение к членам своей семьи; оказывают посильную помощь;
• бережно относятся к живой и неживой природе;
• могут составить рассказ о добром поступке.
Основания для проекта. Проблема.
Доброта - качество, ценимое во все эпохи. Чем тяжелее времена, тем дороже для людей доброта и сочувствие окружающих. Но каким должен быть добрый человек? В чем выражается доброта? Как и когда она складывается у детей?
Актуальность:
В настоящее время на фоне радикальный изменений в жизни людей, изменений происходящих в образовании, признание современной педагогической наукой духовного начала в человеке позволяет по-новому взглянуть и на самого человека, и на задачи его воспитания и образования, в частности на проблему духовно-нравственного становления маленьких граждан нашей страны. Если нравственность мерило принятия общественных норм и ценностей, а потому может быть воспитана. Духовность –«зерно», которое имеется, в принципе у каждого, но оно может так и не пойти в рост, если его не пробудить. Духовность нельзя воспитать извне, она может быть развита только изнутри. Нравственность является условием для развития духовности. Поэтому именно в детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.
«Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь,»-писал В. А. Сухомлинский.
Пояснительная записка:
С детства мы стараемся прививать детям добро. Для этого читаем им сказки, где добро всегда побеждает зло. Люди должны помнить, что каждый из нас может оказаться в трудной ситуации. Если ты не совершаешь добрых поступков, возможно, около тебя в нужную минуту не окажется друга, готового протянуть руку помощи. Надо делать добро и не ждать за это вознаграждение. Добрые поступки будут не настоящими, если их совершать по принципу «ты — мне, я — тебе». Добро нельзя купить или продать. Добро должно быть бескорыстным и в этом его главная ценность. Человек должен испытывать счастье от совершения добрых дел, только тогда его поступки исходят от чистой души. Как мало добра сейчас вокруг. Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, «братьям нашим меньшим» — животным. Что такое милосердие? На улицах нашего города мы наблюдаем огромное количество бездомных животных, брошенных своими хозяевами. Это яркий показатель человеческой жестокости и безразличия по отношению к «братьям меньшим». Ведь чаще всего на улице оказываются самые распространенные домашние питомцы: собаки и кошки. Нашим девизом стало: «Они нуждаются в нашей помощи. И кто же им поможет, как не люди с большим и добрым сердцем!» Наверное, самым главным в данном воспитательном процессе является вдохновение и пример педагогов и родителей нашего детского сада.
Все это способствовало возникновению идеи создания проекта для детей старшего дошкольного возраста «Спешите делать добро» на базе детского сада. Проект направлен на формирование интереса к общественной жизни; бережного отношения к живой и неживой природе; познанию себя и себе подобных, воспитанию гуманных чувств.
Продукты проекта :
-Разработки методических материалов по нравственному воспитанию;
-Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста «Спешите делать добрые дела»
Средства и оборудование.
Технические: фотоаппарат, магнитофон, мольберт, ноутбук.
Методические: наглядные пособия, подборка художественной и методической литературы, атрибуты для дидактических и подвижных игр.
Организационные: столы, бумага, пластилин, гуашь, кисточки, баночки, игрушки.
Принципы реализации проекта :
1. доступность:
учет возрастных особенностей детей, адаптированность материала
2. систематичность и последовательность:
постепенная подача материала от простого к сложному частое повторение усвоенных знаний, правил и норм
3. наглядность и занимательность:
предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
4. динамичность:
интеграция проекта в разные виды деятельности
5. дифференциация:
создание благоприятной среды для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком
Методы и формы работы,
направленные на реализацию данного проекта
- работа с детьми:
1. Чтение и рассматривание художественной литературы.
2. Проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр с детьми.
3. Инсценировки сказки для детей младшей группы.
4. Участие в муниципальном конкурсе, акциях.
5 Трудовые поручения в группе и на участке детского сада.
-работа с родителями:
1 Анкетирование, проведение бесед, устных журналов.
2 Ознакомление с консультациями, рекомендациями, советами.
3 Привлечение к участию в выполнении совместных с детьми творческих работ.
4 Проведение совместного родительского собрания с детьми и родителями тема «Добро»
Список использованной литературы:
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004-207с.
2. Загик Л. В. «Воспитателю о работе с семьёй» Журнал «Дошкольное воспитание», 3/98
3. Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Учебное пособие - М., Педагогическое общество России, 2007-176с.
4. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет, ТЦ «Сфера», Москва,2004г.
5. Семанака С. И. «Уроки добра»-М. ,2004г.
6. ФесюковаЛ. Б. Беседы по картинкам (Чувства. Эмоции.) демонстрационный материал, Из-во ТЦ «Сфера», 2006г.
7. Шорыгина Т. А. Вежливые сказки «Этикет для малышей», Книголюб, Москва,2004г.
Этапы реализации проекта
1-Подготовительный этап
Задачи:
- Изучить эмоциональное отношение дошкольников к нравственным нормам.
- Создать мотивационную основу для активного участия детей и родителей в проекте.
- Проведение диагностики по теме проекта.
- Обсуждение с родителями вопросов, связанных с реализацией проекта.
- Подбор информации для консультаций с родителями.
- Определение цели и задач проекта. Создание необходимых условий для реализации проекта. Составление перспективного планирования проекта.
2. Практический этап:
Задачи:
1. Реализовать в работе с детьми и родителями комплекс мероприятий, направленный на нравственное воспитание старших дошкольников.
- Беседы
- Наблюдения;
- Чтение потешек, худ. лит. произведений
- Рассматривание иллюстраций, альбомов по теме,
- Пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастики.
- Дидактические, настольные, подвижные игры
- Физминутки
- НОД – рисование, лепка
- Прослушивание музыкальных произведений
- Разработка консультаций, папок – передвижек для родителей
- Подбор методической и художественной литературы.
- Оснащение материально - технической базы по теме проекта.
3. Рефлексивный этап
- Проведение итоговой диагностики по теме проекта.
- Подведение итогов, оформление материалов проекта.
- Выставка совместных работ детей и родителей
- Проведение театрализованной сказки
- Выставка всех детских работ, выполненных в рамках проекта
План реализации проекта
Дидактические игры:
- «Что такое хорошо, что такое плохо?»
- «Благородные поступки»,
- «Мешок плохих поступков»,
- «Как я дома помогаю»,
- «Цветок добрых дел»,
- «Давайте говорить друг другу
комплименты»,
- «Пожелания»,
- «Вежливые слова»,
- «Копилка добрых дел»
Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей;
научить детей быть внимательными друг к другу,
воспитывать в детях культуру поведения.
Беседы:
- «Добрым быть полезно»;
- «Хорошие и плохие поступки»
- «Зачем людям здороваться?»,
- «Как заботиться о близких людях»,
- «Умей извиниться»,
- «Играем дружно»,
- «Почему любят честных и смелых»,
- «Мы умеем вежливо разговаривать»
- «Что значит быть добрым и заботливым»
- «Доброе дело – делай смело!»
Интервью «Что такое доброта?»
Тренинг «Пойми меня!» Воспитывать у детей заботу о старших, доброту, отзывчивость.
Способствовать воспитанию доброты и милосердия, выявлению правильного и ошибочного представления о доброте и добрых делах.
ООД
- «Путешествие в страну добра»
- «Зимующие птицы. Как помочь?»
- «Собака-друг человека»
- «Бездомные животные»
Папка передвижка для родителей
«Детская вежливость» Информационно - просветительское
обогащение родителей знаниями о
нравственном воспитании детей в семье
Изготовление плаката
«Наши добрые дела» (заполнение его на протяжении всего проекта) Активное привлечение в организацию и проведение добрых дел
Обогащение предметно - пространственной среды группы:
-«Наши добрые слова» (ромашка);
-Картотека игр и упражнений «Уроки добра» Обобщить представления детей о добре и эмоциональных состояниях, вызвать стремление совершать добрые поступки.
Посещение библиотеки Приобщать детей к книжной культуре, расширять знания дошкольников о книгах,
воспитывать любознательного, грамотного человека.
Проведение акции «Читаем вместе с мамой» Формирование позитивного отношения к чтению и книге
у детей дошкольного возраста.
Чтение произведений с
последующим обсуждением поступков героев:
- В. Осеева «Волшебное слово», «Просто старушка»,
- Е. Пермяк «Самое страшное»,
-Л. Н. Толстой «Старик сажал яблони», «Два товарища»,
- А. Барто «Друзья, вот вам на всякий
случай стихи о мальчике одном»,
- Н. Носов «Огурцы»,
- С. Маршак «Сказка о неизвестном герое»,
- В. Катаев «Цветик - семицветик»
- РН сказка «Как аукнется, так и откликнется»,
«Хаврошечка» Сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; учить детей
самостоятельно, передавать отношение к поступкам героев, делать выводы.
ИЗО - деятельность
- Лепка «Маленький котенок», «Птицы на кормушке».
- Коллективная аппликация «Сердце другу».
- Рисование «Ты мой друг и я твой друг».
- Аппликация для детей ясельной группы «Кукла-матрешка».
- Раскрашивание «Птицы на кормушке», «Кошка на окошке»
- Конструирование из лего-конструкторов «Ветеринарная клиника»
- Конструирование по образцу из геометрических фигур «Будка для Барбоса».
- Прослушивание и заучивание песенки «Кошка беспородная».
Трудовая деятельность родителей в группе и на участке детского сада Создание психологически и экологически комфортной, эмоционально благополучной среды для жизнедеятельности детей в ДОУ через благоустройство территории и групповой комнаты.
Участие родителей с детьми и педагогов в акции «Крышечки в обмен на жизнь» Привлечение к сохранению и укреплению человеческих ценностей.
Театрализация «Сказки про зверят», для детей младшей группы Воспитывать основы толерантности, доброжелательное отношение к окружающим.
Акция
12 ноября «Синичкин день» Приобщение детей дошкольного возраста и их родителей к мероприятиям в рамках Всероссийской эколого-культурной акции «Покорми птиц»
Родительское собрание «Добро» Воспитывать чувство любви и уважения к своему ребенку.
3 этап – завершающий этап
Задачи:
1 Подведение итогов о реализации проекта, создание и выпуск рабочей тетради для детей старшего дошкольного возраста и вручение их родителям для закрепления пройденного материала по проекту в домашних условиях;
2 Оформление паспорта проекта;
3 Оценка и анализ проекта;
4 Презентация проекта перед педагогами
Приложение 1
Стихи о доброте
Доброта нужна всем людям. Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече «Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века украшенье человека…
***
Не стой в стороне равнодушно, когда, у кого -то беда.
Рвануться на выручку нужно в любую минуту, всегда
И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
***
Добрым быть совсем не просто, не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета, доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит, радуются взрослые и дети.
***
Доброта
В доме добрыми делами занята, тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас. Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра, было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты, в доме столько доброты,
Что от этой доброты приживаются цветы, рыбки, ёжики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо: Это – мама, мама, мама!
***
К счастливому миру ведут все дорожки.
Живут в этом мире счастливые крошки,
Там Вера с Добром поселились на веки
Там ветер – из смеха, из радости - реки,
Там рыжее солнце играет лучами,
Там звонкие звёзды хохочут ночами
И маленьким жителям этой страны
Спускают на лучиках добрые сны.
Там служат волшебники светлому детству,
Весёлые сказки живут по соседству,
Там даже тоска никогда не тоскует,
Года бесконечно кукушка кукует,
Никто не болеет, никто не страдает,
А если вдруг горе туда забредает,
То добрые феи тотчас налетят
И в шарик воздушный его превратят.
Прекрасные феи хранят за лесами
Огромный хрустальный сундук с чудесами.
И если кому-то захочется чуда,
То можно достать это чудо оттуда.
К Счастливому миру по светлой дороге
Лишь добрые люди идут без тревоги.
Все добрые люди, счастливые люди
Творят чудеса и мечтают о чуде.
***
Дарите людям доброту, заботу и любовь,
И пониманье, и мечту – дарите вновь и вновь!
Пусть о награде мысли нет и никогда не будет,
Ответный сердца тёплый свет тебе подарят люди.
И жизнь изменится твоя, удачливее станет,
Когда потоком на тебя волна любви нагрянет!
Дарите людям доброту…
(Зоя Буцаева)
***
Пословицы и поговорки.
Доброе слово лечит, злое калечит.
Торопись на доброе дело, худое само приспеет.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Доброта нигде не теряет своего достоинства.
Доброта без разума пуста.
Добрые слова дороже богатства.
За доброго человека сто рук.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Кто добро творит, тому бог отплатит.
В ком добра нет, в том и правды мало.
За добрые дела добром платят.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Уроки вежливости (подборка стихотворений)
От слова доброго (спасибо) зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте,
Когда нас бранят за шалости, говорим (прости пожалуйста)
И во Франции и в Дании на прощанье говорят (до свидания)
Товарищи! Твердите с утра по словарю:
Спасибо, извините, позвольте, разрешите, я вас благодарю.
За что мы говорим “спасибо”? За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы кому сказали сколько раз.
Отменить, что ли, слово “пожалуйста”? Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без “пожалуйста” нам становится неуютно.
Простите, я больше не буду нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать, и что обещал – забывать.
А если я все же забуду, – простите, я больше не буду.
– Добрый день! – тебе сказали. – Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали теплоты и доброты.
Нам желают: “Доброго пути!” – будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь тоже к доброму чему-нибудь.
– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
– Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку, и здоровым будет много лет.
Приложение 2
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе
«Сердечко для любимой мамочки»
Программные задачи: совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения. Учить понимать особенности характера действующих лиц, изображать их эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов. Продолжать знакомить детей с новой техникой бумагокручения – квиллингом. Учить выполнять несложные композиции. Развивать мелкую моторику. Воспитывать добрые чувства, желание радовать своих близких.
Ход занятия:
Ребята, вы знаете, что в мире много разных стран. Некоторые находятся близко от нас, некоторые далеко. И называются страны по –разному Мы с вами уже совершали путешествия в сказочные страны. Вот и сегодня нам пришло письмо, в котором находится приглашение.
(Педагог зачитывает письмо).
-Ну, что ребята, отправимся в путешествие? (ответы детей).Тогда в путь.
(звучит музыка, дети открывают глаза и проходят на полянку, украшенную цветами).
-Дети, посмотрите, что-это? (показывает тарелку с водой, лепестки, цветок, скорлупу ореха. Здесь, наверное, кто-то был, какой-нибудь сказочный герой. Давайте подумаем, кто это мог быть? (находит записку и читает).
«Вот вам подсказка: «скорлупа грецкого ореха была ей колыбелькой, голубые фиалки –периной, а лепестки роз -одеялом. В скорлупе она спала ночью, а днём играла на столе. Здесь стояла тарелка с водой, а на краях тарелки лежали цветы, и длинные стебельки цветов купались в воде.».
О ком эта сказка? Дети, вспомните, кто написал эту сказку.
Вспомните и назовите героев сказки «Дюймовочка».
-У кого в сказке был нежный голосок? А кто был мокрым и безобразным?
Кого можно назвать заботливой и трудолюбивой?
Кто помог Дюймовочке убежать от полевой мыши?
-Молодцы! Вы ответили на все вопросы, значит, хорошо знаете эту сказку?
Какие слова можно сказать о Дюймовочке? Да, правильно, Дюймовочка ласковая, добрая, смелая).
А какие слова можно сказать о мыши? Правильно запасливая, хитрая.
-Дети, вы хорошо знаете эту сказку и, наверное, помните, как трудно было Дюймовочке, какие она прошла испытания.
-Как вы думаете, о чём думала Дюймовочка, как она переживала, когда увидела, что находится на листе кувшинки, и вокруг кувшинки одна вода?
Вам было жалко Дюймовочку, когда она дрожала от холода, завернувшись в сухой осенний лист? Почему?
-Дети, а как бы вы поступили, о чем бы вы подумали, если бы увидели замерзшую ласточку?
С Дюймовочкой в сказке происходили не только страшные, неприятные приключения, но было и много хороших. Вспомните, каких?
Правильно, когда она играла с цветами, плавала на лодочке…
-Скажите, хорошо ли закончилась сказка? Нашла ли Дюймовочка настоящих друзей? (ответы детей). Молодцы, а теперь давайте немного поиграем.
Игра «Передай настроение героя сказки»
Игра «Добрый друг»
Дети под музыку шагают по кругу, а когда она заканчивается, взрослый вручает мячик одному из детей, и тот, называя по имени своего друга, говорит о его добрых делах и поступках, а затем все дети хором произносят.
Станьте, дети! Станьте в круг!
Станьте в круг! Станьте в круг!
Я твой друг и ты мой друг,
Добрый, верный друг!
(Звучит музыка, дети закрывают глаза. возвращаются из путешествия). Дети проходят за столы. Педагог показывает символы-сердечки (могут быть выполнены в различной технике).
-Как вы думаете, когда люди дарят друг другу сердечки? Какой праздник скоро наступит? Да, День Матери.
-Сегодня мы с вами нашим любимым мамам, сделаем и подарим маленькие сердечки, как частички нашей любви. (Педагог напоминает детям, как нужно дарить подарки, что при этом необходимо говорить.)
Итог занятия.
Приложение 3
Чтение художественной литературы (примерный перечень книг для выставки «Аллея добрых книг») :
Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»,
«Два жадных медвежонка» (венгр. сказка)
Е. Благинина «Посидим в тишине»
В. А. Сухомлинский «Петушок-братик, добрый день», «Красивые слова и красивые дела», «Для чего говорят спасибо», «Какой след должен оставить каждый человек на земле», «Все добрые люди –одна семья».
Г. К. Паустовский. «Теплый хлеб»,
Э. Мошковская «Кто самый добрый»,
Е. Пермяк «Самое страшное»
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
Г. Остер «Советы непослушным детям»
А. Барто «Имя и фамилия»
С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
П. Поляков «О послушании»
В. Осеева «Своими руками», «Сыновья»
Л. Н. Толстой «Лев и собачка»
В. Катаев «Цветик-семицветик»