Татьяна Николаенкова
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Воспитываем патриотов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
Так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине.»
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка:
Сегодня Россия остро нуждается в патриотах своей страны, инициативных, активных гражданах с чувством социальной ответственности и приверженности к демократическим ценностям.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе „Воспитываем патриотов“» размещена в разделах
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Патриотизм – это любовь к своей Родине и своему народу. Наша Родина – Россия. В ней живёт много людей разных национальностей, но любой из них вправе сказать: «Я – россиянин!» Сказать с гордостью за тот великий народ, который смог вынести много забот, лишений, стать победителем в мировой войне. К сожалению, настоящих патриотов остаётся всё меньше. И чтобы наши потомки не забыли значения слов «Родина», «патриот», «патриотизм», мы должны научиться ощущать себя частицей народа, сохранять и увеличивать богатства своей страны. Но главное, мы должны научить этому наших детей.
Тип проекта:
Творческий, фронтальный, долгосрочный.
Продолжительность:
Учебный год
Участники проекта:
Дети подготовительной группы, воспитатели, педагоги, родители.
Необходимые материалы:
Методические пособия, методические разработки, художественная литература, фото-, аудио- и видеоматериалы, репродукции и иллюстрации о Родине, родном городе, столице, о героях, защитниках отечества, настольно- печатные и дидактические игры.
Актуальность:
Одной из основных задач дошкольного образования является воспитание патриотизма, чувства любви к Родине.
О роли и значении воспитания патриотизма личности писал еще К. Д. Ушинский, который считал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Гипотеза:
Воспитывать в детях чувство патриотизма и любви к Родине нужно через привязанность к родной семье, к детскому саду, родной улице, родному городу. Это поможет сформировать тот фундамент, на котором можно вырастить чувство любви к своему Отечеству.
Цель и задачи проекта:
Цель проекта:
Создание условий, способствующих формированию личности за счёт нравственно - патриотического воспитания в дошкольных учреждениях.
Для выполнения поставленной цели необходимо выдвинуть ряд задач :
1. Обогащать словарный запас детей с помощью:
• Иллюстративных, аудио- и видеоматериалов;
• Настольно-печатных и дидактических игр;
• Художественной литературы.
2. Развивать детей как личность, формировать патриотическое мышление, храбрость, мужество, стремление любить и защищать свою Родину, через:
• Познавательные процессы и мыслительные операции с помощью игр и упражнений;
• Художественно-эстетическое воспитание (рисование, аппликация, прослушивание музыки).
3. Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников с помощью:
• Изучения культурных традиций страны;
• Общения с детьми посредством бесед на патриотическую тематику (рассказы о пионерах-героях, о великих полководцах т. д.)
Перечисленные задачи решаются во всех видах деятельности детей: в игре, труде, в быту, в общении ребёнка со старшим поколением – так как воспитывают в нём не только патриотизм, но и формируют его взаимоотношение с взрослыми и ровесниками.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.
Практический – реализация проекта.
Итоговый – подведение результатов: оформление выставки, фотогазеты, открытое мероприятие.
Продукты проектной деятельности:
• Фотогазеты;
• Художественное творчество на тему: «Моя семья», «Праздничный салют», «День Победы»;
• Выставка поделок, коллажей совместно с родителями «Этих дней не смолкнет слава»;
• Подборка художественно-публицистической литературы по теме;
• Познавательно-конструктивная деятельность «Конверт времён ВОВ», «Голубь мира».
Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО определяет методы работы с дошкольниками:
• Обустройство патриотических уголков в ДОУ;
• Организация экскурсий в краеведческий музей и по достопримечательностям родного города;
• Организация тематических мероприятий (праздники, утренники, конкурсы);
• Проведение тематических занятий – рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующей литературы, заучивание стихотворений, просмотр фильмов и передач.
Ожидаемый результат:
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
Знают традиции родного народа, символику России, историю малой Родины.
У детей более глубокие знания о России.
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте.
Для педагогов: повышение уровня педагогического мастерства.
Вывод:
Созданы условия, способствующие формированию личности за счёт нравственно - патриотического воспитания в дошкольных учреждениях.
Реализация проекта
Виды детской деятельности:
Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная деятельность, двигательная, чтение художественной литературы.
Сентябрь
Развлечение: «День знаний»1. Познакомить детей со школьным праздником.
2. Выявить знания ребят по математике, окружающему миру и развитию речи, полученные в детском саду. 3. Создать праздничное настроение у воспитанников.
Беседа «Мой дом, моя семья»1. Дать детям знания о жизни и быте древних славян, их душевных качествах, представление о родственных отношениях.
2. Вызвать интерес, чувство гордости и уважения к предкам.
3. Формировать уважительное, заботливое отношение к близким людям.
Беседа «Бородинское сражение»
1. Формирование у детей чувства патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины.
2. Развитие внимания, расширение словарного запаса.
3. Воспитание любви и уважение к защитникам Родины.
Воспитатели, музыкальный руководитель, дети.
Октябрь
Экскурсия в библиотеку. Познакомить с понятием «библиотека», «читальный зал», с трудом библиотекарей; сформировать знания о книгах, которые находятся в библиотеке; воспитывать бережное отношение к книге.
Беседа «Наше Отечество»
1. Вызвать у детей чувство гордости за свою страну.
2. Активизировать словарь детей пословицами и поговорками, обогащать его путём уточнения понятий: Родина, Россия, Отечество.
3. Знакомить детей с картой России.
4. Воспитывать в детях чувство привязанности к своему родному городу, стране. Воспитатели, библиотекари, дети.
Ноябрь
Художественно - эстетическое развитие. Рисование: «Моя семья» Создание условий для стимулирования и поддерживания самостоятельного определения замысла, стремление создать выразительный образ, умение самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета. Воспитатели, дети.
Декабрь
Беседа «Защитники Отечества»1. Расширять знания о воинах разных эпох: русских богатырях.
2. Углублять знания детей о Российской армии: знакомить с разными родами войск, боевой техникой. Продолжать работу по обогащению словаря.
3. Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.
Просмотр мультфильма «Илья Муромец»
Рассматривание репродукции «Богатыри» В. Васнецова. (1870)
Январь
Беседа «День освобождения г. Можайска»Обогащать, уточнять и активизировать словарь по теме, вводить в словарь слова «героизм», «патриот».
Показать героизм, мужество, смелость.
Воспитывать чувство гордости за людей, защищавших нашу Родину.
Экскурсия к памятнику-стеле «Город воинской славы» и в краеведческий музей.
Прослушивание песен в исполнении К. Шульженко «Последний бой» (муз. и сл. М. Ножкина, Л. Утёсова «В землянке» (муз К. Листова, сл. А. Суркова) Воспитывать патриотизм, уважение к истории родного города.
Февраль
«Наша Армия родная»Углублять знания о Российской армии; дать элементарные представления о родах войск; рассказать о подвигах защитников Отечества во время Великой Отечественной войны.
Художественное чтение: А. Митяев «Почему армия всем родная?»
Оформление стенгазеты для пап.
Музыкальный праздник ко Дню защитника отечества «Самый лучший папа»
Продолжать расширять представления
о Российской Армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества. Формировать стремление принимать активное участие в подготовке и проведении праздника.
Март
Рассказ - беседа «Женщины на защите отечества»Воспитывать гражданско-патриотические чувства детей через ознакомление с событиями ВОВ.
Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Портрет мамы и меня»Учить рисовать портрет, воспитывать любовь и уважение.
Оформление стенгазеты «Наши мамы»
Музыкальный праздник «Мамин праздник»
Апрель
Редактирование «Альбома памяти» содержащего рассказы детей и родителей о членах семей - участниках войны, их героических судьбах.
Рассматривание картинок с изображением детей времён Великой отечественной Войны
«Города – герои»Познакомить детей с несколькими городами – героями, с обороной их во время Великой Отечественной Войны, формировать понимание значимости патриотического подвига граждан всей страны по защите этих городов от врагов.
Познавательно-конструктивная деятельность «Конверт времён ВОВ»Дать элементарные сведения о вспомогательных средствах во время Великой Отечественной Войне, для связи с семьёй. Формирование умений у детей конструировать почтовые конверты в виде треугольника.
Участие в выставке поделок, коллажей совместно с родителями «Этих дней не смолкнет слава»
Май Познавательно-конструктивная деятельность «Голубь мира»Формирование патриотических чувств на основе беседы подвиге родного народа. Способствовать развитию творчества детей на основе создания образов.
Художественно - эстетическое развитие. Аппликация на тему: «День Победы»Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: изодеятельность, художественное слово. Воспитывать чувство гордости, любви и уважения к Родине, армии.
Концерт, посвящённый празднованию «Дня Победы»
Просмотр фильма «Парад Победы 1945 года» снят под руководством Соловьёва Н. В. Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства.
Экскурсия к памятнику погибшим в Великую Отечественную Войну. Прогулка по аллее Героев. Возложение цветов. Познакомить детей с героями, участниками Великой Отечественной войны, которые защищали нашу Родину и сражались за наш город.
Воспитывать чувство гордости за свой народ.
Участие в акции «Бессмертный полк»
Литература:
1. Патриотическое воспитание дошкольников Н. В. Алешина.
2. Мы живём в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова.
3. О Великой Отечественной войне. Т. А. Шорыгина.
4. Навстречу Дню Победы. Цикл тематических бесед- рассказов для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Л. Е. Белоусова.
5. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ознакомление с событиями Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов. Л. П. Ушакова.