Ольга Бондаренко
Профилактика оптической дискалькулии
▼ Скачать + Заказать документы
Дискалькулия - это неспособность к изучению арифметики. Это нарушение связывали с нарушением чтения (в работах Вакмана изучавшего алексию, отмечалось, что алексия распространяется и на числа). Позднее от этого подхода отказались.
В этиологии дискалькулии отмечалась роль, как наследственных факторов, так и факторов органического поражения головного мозга. В этиологии дискалькулии часто называют дисфункции деятельности мозга парциального характера.
Причиной возникновения дискалькулии могут быть многочисленные нарушения (вредности) в пренатальный и натальный период, в постнатальный период - заболевания, перенесенные ребенком до трех лет. В ряде случаев причиной появления дискалькулии является педагогическая запущенность.
Дискалькулия может встречаться у расторможенных, заторможенных детей, детей с неврологической симптоматикой, эмоционально не зрелых, с психическими состояниями при сохранном интеллекте.
Симптоматика дискалькулии проявляется в разнообразных трудностях усвоения математических знаний:
-недостаточное овладение математическим словарем;
-неправильное называние чисел;
-неточное представление о структуре числа;
-нарушение расположения цифр;
-трудности нахождения числа среди других;
-ошибки в выполнении арифметических действий;
-неточность восприятия условия и вопроса задачи.
Нарушение счета проявляются как в устной, так и в письменной речи и часто сочетаются с нарушениями чтения и письма.
Классификация дискалькулий.
1. Вербальная - нарушение словесного обозначения математических понятий.
2. Трактогностическая – расстройство счета конкретных и наглядных предметов с опорой на пересчет пальцев.
3. Дислексическая - нарушение чтения математических знаков.
4. Операционная – неумение выполнять математические операции.
С. С. Мнухин выделял:
1. Врожденную дискалькулию, связанную с несформированностью зрительно - пространственных отношений.
2. Приобретенную дискалькулию, связанную с трудностями оперирования числовыми символами.
У детей имеющих дискалькулию, отмечается несформированность симультанного анализа и синтеза, трудности ручной моторики, логических операций.
Для успешной коррекции дискалькулии целесообразно начинать ее в дошкольном возрасте. Коррекция включает игры, упражнения, которые ребенок выполняет со специалистом, а также практикует дома. Приведу примеры игр, направленных на коррекцию оптической дискалькулии:
1 Игры и упражнения направленные на профилактику оптической дискалькулии.
1. Отгадывание различных загадок (ребенок мысленно воспроизводит предмет по его признакам, выстраивая образ).
2. Лабиринты.
3. «Мой путь» (выходя, на улицу спрашивать как добраться до того или иного места. (например: что бы дойти до садика надо пройти сначала прямо, потом повернуть на лево и т. д.)
4. Рисование по инструкции.
(Например: нарисуй посередине листа цветок, в левом верхнем углу мячик и т. д.)
4. «Рисование на спине» (взрослый «рисует» на спине ребенка не сложный рисунок (круг, цветок, квадрат) ребенок должен отгадать что нарисовали).
5. «Дорисуй рисунок».
6. «Что неправильно нарисовал художник».
7. Разрезные картинки».
8. «Угадай предмет по контуру».
9. Игры и задания для развития пространственного мышления А. Э. Симановского. «Попади карандашом в кружки».