Лариса Вершинина
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей в разновозрастной группе «Мой дом, моя семья, моя Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : годовой, групповой, творческий
Сроки реализации: (сентябрь – май)
Форма проведения: в повседневной жизни и различных видах деятельности.
Участники проекта : дети разновозрастной группы (2-4г., родители воспитанников, воспитатели группы.
Актуальность:
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей в разновозрастной группе „Мой дом, моя семья, моя Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2023
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям.
Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему посёлку, своей Родине.
В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой «семьи».
Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому, людям, Родине.
Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого
– с любви к своей семье,
к своему жилищу.
Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к Родине,
её истории, прошлому и настоящему,
ко всему человечеству.
«Д. С. Лихачев»
Цель проекта :
Расширение представлений дошкольников о семье, детском саде, родном селе. Воспитание чувства гордости и любви к своей малой Родине.
Задачи:
Формировать у детей представление о семье;
Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, формировать умение проявлять заботу о родных людях;
Формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
Учить жить дружно, помогать друг другу;
Прививать любовь к Родине, родному селу, детскому саду, семье, родным людям;
Знакомить детей с народными традициями, обычаями.
Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.
Ожидаемые результаты проекта :
- Дети узнают больше о своей семье : о членах семьи, традициях;
-Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, формировать умение проявлять заботу о родных людях;
-Формировать у детей положительное отношение к детскому саду;
-Формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
-Учить жить дружно, помогать друг другу;
-Развивать игровые, познавательные, речевые способности детей;
-Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.
Для родителей :
Повышение педагогической культуры родителей. Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
Этапы работы над проектом :
• I этап - подготовительный (накопление знаний).
• II этап – совместная деятельность детей, родителей, педагогов.
• III этап – заключительный (результат).
Презентация проекта :
• Оформление патриотического уголка
• Газета для пап, дедушек «С Днем защитника Отечества!»
• Фотогазета «Моя мамочка самая любимая»
• Создание фотоальбома «Моё село Первомайское».
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию
Сентябрь
«Здравствуй, детский сад»
Цель: Дать общее представление о детском саде (функции, для чего нужен детский сад). Развивать элементарные представления о дружеских отношениях.
1. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
2. Беседы «Всё о детском саде», «Моя группа», «Хорошо у нас в саду», «Правила поведения в детском саду».
3. Рассматривание картин, иллюстраций на тему «Детский сад», «Как дети играют в детском саду», «Кто работает в саду?».
4. Сюжетно- отобразительные игры: «Детский сад», «Собираемся на прогулку».
5. Словесные игры: «Скажи ласково», «Вежливые слова», «Поручения».
6. Заучивание стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки», чтение Г. Ладонщикова «Зазвонил будильник», Н. Ярославцев «Детский сад».
Октябрь -декабрь
«Моя семья»
Цель: Знакомить детей понятиями «семья», «члены семьи», функциями семьи. Формировать понятие «Мой дом (семейный очаг)», «Моя семья». Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким.
1. Беседы «Моя семья», «Каждый при деле», «С кем я живу».
2. Заучивание потешек «Расти, коса, до пояса»,
«Еду, еду к бабе, к деду»
3. Отобразительные игры «Семья», «Кукла Катя варит суп и компот»,
«В гости к бабушке и дедушке».
4. Пальчиковые игры «Моя семья», ««Это пальчик дедушка…».
5. Дидактические игры: «Кто, что любит делать?», «Кому что подарить?», «Кому, что нужно для работы?», «Можно – нельзя»
6. Чтение художественной литературы: р. н. сказки «Три медведя», «Волк и козлята», К. Ушинский «Петушок с семьёй», Н. Майданник «Моя семья».
7. Консультация для родителей «Посеешь привычку- пожнешь характер».
Январь
«Я и мои друзья»
Цель: Развивать представление о том, что такое дружба.
Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликтов.
1. Беседы «Мои друзья», «Кто поможет», «С кем я дружу», «Ты мой друг и я твой друг».
2. Игры «Назови ласково», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Зеркало».
3. Разыгрывание ситуаций «Ссора», «Как помириться?», «Давай меняться».
4. Разучивание стихов о дружбе, чтение сказки «Два жадных медвежонка».
Февраль
«Наши защитники»
Цель: Дать представление о том, что мужчина-это защитник семьи, Родины. Воспитывать доброе, уважительное отношение к своему папе (дедушке). Воспитывать у мальчиков желание защищать слабых.
1. «Беседа с детьми о папе (дедушке)», «Мой папа (дедушка)был солдатом»,
«Что умеет делать папа?».
2. Рассматривание альбомов, иллюстраций на тему «Защитники Отечества», «Военная техника»
3. Изготовление подарков для пап
4. Рисование «Самолеты летят»
5. Чтение стихов о папе Т. Бокова «Папа», О. Чусовитина «Самый лучший!», В. Малков. «Мы солдаты».
6. С/р игра «Мы солдаты», «Моряки».
7. Стенгазета «Наша армия – самая сильная!»
8. Консультация «Роль отца в семейном воспитании».
Март
«Моя мама»
Цель: Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага. Формировать умение выражать своё чувство любви и уважения к маме.
1. Беседы о маме, «Как я помогаю маме», «Где работает мама»
2. Аппликация «Цветы в подарок маме»
3. Пение песен, чтение стихов о маме.
4. Чтение р. н. сказки «Волк и семеро козлят», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», А. Барто «Посидим в тишине».
5. С/р игра «Дочки – матери», «Парикмахерская», «Магазин».
6. Оформление стенгазеты «Моя мамочка самая любимая».
Апрель
«Народная культура и традиции»
Цель: Расширять представления о народной игрушке. Знакомство с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.
1. Продолжать знакомить с народными игрушками : матрешки, неваляшки, свистульки. (беседа)
2. Использование фольклора при организации всех видов детской деятельности. Заучивание стихов, колыбельных, пестушек, потешек: «Ладушки- ладушки», «Уж как я ль свою коровушку люблю», «Как у нашего кота.»
3. Сюжетные игры: «Кто к нам в гости пришел». «Чаепитие»
4. Чтение р. н. сказок: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Рукавичка».
«Три медведя».
5. Хороводные игры «Колпачок», «Каравай».
6. Книжка- раскраска «Веселые матрешки».
7. Консультации для родителей «Приобщение детей к народным традициям»
Май
«Моё село, моя Родина»
Цель: Знакомить с понятием «село», с его названием, главными достопримечательностями села; способствовать воспитанию любви к родному селу.
Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.
1. Беседа «Село, в котором я живу»,
2. Расматривание фотографий «Мое село», «Достопримечательности села», «Природа родного края».
3. Сюжетные игры : «Больница», «Магазин»
4. Конструирование «Дом, в котором я живу»
5. Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств младших дошкольников».
Список литературы:
Андреева, Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Н. Ф. Андреева// Управление ДОУ. — 2010. — №1. — С. 16-24.
Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. В. Артемова. — М. : Творческий центр Сфера, 2012. — 120с.
О. Л. Князева, М. Д. Миханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре»
Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности. Система работы в младшей группе детского сада. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2008 г.
О. В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2008 г.
Интернет ресурсы.
Приложение
Пословицы и поговорки о семье
В семье дружат – живут не тужат.
В семье разлад – так и дому не рад.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
При солнышки – тепло, при матушки – добро.
Добрый сын – отцу радость, а худой – печаль.
Нет родителей – нет покровителей.
Кто родителей почитает, тот век счастливым живет.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Где любовь да совет, там и горя нет.
В недружной семье добра не бывает.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Птица рада весне, а дитя – матери.
Сердце матери лучше солнца греет.
Дети родителям не судьи.
Родители трудолюбивы – дети не ленивы.
Жалей отца с матерью, других не найдешь.
Согласие да лад – в семье клад.
Изба детьми весела.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Загадки о семье
Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна…
(Семья)
Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы хлама,
Не ругает нас с братишкой.
Кто же это? Наша …
(Мама)
Я шагаю по дорожке,
Но устали мои ножки.
Перепрыгнуть через яму
Кто поможет? Знаю –
(Мама)
Не боюсь грозы ни грома,
Коль со мною рядом…
(Мама)
Нет в квартире грязи, хлама,
Убрала всё чисто…
(Мама)
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
- Всех милее наша.
(Мама)
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, …
(Папа)
Кто любимей всех на свете?
И за всю семью в ответе?
От зарплаты до зарплаты
Что б мы делали без.
(Папы)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш.
(Папа)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый.
(Папа)
Пусть не хожу я в детский сад,
Я дома ем оладушки.
Пенсионерка, я и рад,
Моя родная …
(Бабушка.
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша.
(Бабушка)
Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки? –
Это наша…
(Бабушка)
Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто? — Родная.
(Бабушка)
Он — мужчина, и он сед,
Папе — папа, мне он — …
(Дед)
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш.
(Дед)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый.
(Дед)
Мамы старшая сестра —
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал?
(Тетя)
Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» — говорит мне.
(Дядя)
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная.
(Семья)
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится?
(Семья)
Вот ведь дело-то какое…
Нас не семеро, а трое:
Папа, Мамочка и я,
Но все вместе мы — …
(Семья.)
Игры про семью :
Игра «Кто, что делает?»
- Бабушка – печет пироги, вяжет носки, варежки, ухаживает за внуками …
- Мама - готовит обед, стирает, гладит, ходит по магазинам, воспитывает детей.
- Папа – ремонтирует, ездит на машине, зарабатывает деньги, помогает маме
- Дедушка - работает на даче, помогает папе, бабушке …
- Сестра - помогает маме и бабушке по хозяйству, играет с младшими …
- Брат – помогает папе, дедушке, выносит мусор …
Игра «Назови ласково каждого члена семьи».
Сын – сынок – сыночек;
Дочь – дочка – доченька;
Брат – братик;
Сестра – сестричка – сестренка;
Мама – мамочка – мамуля;
Папа – папочка – папуля;
Бабушка – бабуля – бабуличка;
Дедушка – дедуля – дедуличка.
Физминутка «Семья»
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
Ладушки
«Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки! (Хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони
Все в морщинах собраны. (Показывают руки ладонями вверх)
А у бабушки ладони
Добрые-предобрые. (Поглаживают ладони друг о друга)
Все работали ладони
Долгими годами. (Постукивает кулаками о ладони)
Пахнут добрые ладони
Щами с пирогами. (Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются)
По кудрям тебя погладят
Добрые ладони. (Имитируют поглаживания)
И с любой печалью сладят
Теплые ладони. (Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них)
Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки! (Хлопают в ладоши)
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик я,
Вот и вся моя семья
Фольклор
У бабы Фроси пяток внучат.
Все каши просят. Все криком кричат.
Акулька в люльке, Аленка в пеленке,
Аринка на перинке, Степан на печке,
Иван на крылечке.
Баба тесто месила, кашу варила,
Молоко топила, внучат кормила.
Как каши наелись, молока напились,
Бабе поклонились, угомонились!
***
Ой, ладушки, ладушки,
Где были?
– У бабушки.
– Чего ели?
– Кашку.
– Чего пили?
– Бражку.
Кашка сладенька,
Бабушка добренька.
***
Еду-еду к бабе, к деду
Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дороженьке,
На одной ноженьке,
В старом лапоточке,
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг… в яму
Бух!
***
Оладушки
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше – два,
Паше – два,
Ване – два,
Тане – два,
Саше – два,
Маше – два,
Хороши оладушки
У нашей доброй бабушки!
Стихотворения о семье
МОЯ СЕМЬЯ
У меня семья большая :
Мама Нина, баба Рая,
Папу Александром звать,
Он бабуле просто — зять!
Ну а я бабуле — внучка.
И еще собачка Жучка
С нами вместе проживает,
Дом бабулин охраняет!
Кто в большой семье хозяин?
Ну конечно, баба Рая —
Здесь сомненья быть не может:
Всем подскажет и поможет,
У нее большой талант
Завязать красивый бант,
Маму с папой помирить
И красиво стол накрыть,
Приласкать, поцеловать,
На ночь сказку рассказать!
Даже Жучка понимает,
Чьи приказы выполняет,
Благодарно лижет руки —
От любви, а не от скуки!
Н. Майданик
Всюду тянет нас домой,
Быть с любимою семьей,
Где все свято, справедливо
И живется так счастливо.
Все в семье у нас на лад,
Детьми и счастьем дом богат,
Заботой, нежностью, теплом –
И наша вся заслуга в том!
Д. Яманаев
ПРО НАС
Мама вкусно приготовит,
Уберется, постирает.
Ну, а если я балуюсь,
Иногда и поругает.
Папа все починит в доме,
Все исправит, все наладит,
Ну, а если он свободен,
На машине покатает.
Бабушка мне все прощает,
Водит в цирк, в кино, в театры
Мне игрушки и конфеты
Очень часто покупает.
Хорошо, что у меня
Очень дружная семья.
Ю. Жукова
МОЯ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ
Моя дружная семья :
Папа, мама, бабушка и я.
Папа мой большой, как слон,
Очень ласковый, родной.
Мама, мамочка моя,
Очень добрая она.
А вот без милой бабушки,
Бабулечки родной,
Не представляю жизни я,
Ну просто никакой!
Свою семью я уважаю,
Сестру оберегаю,
Вместе с ней гуляю,
В квартире убираю.
Мы друг другу помогаем
И счастья всем желаем.
Мама, я, сестра моя –
Вместе дружная семья.
Консультации для родителей
«Воспитание патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории.
Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.
Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, стоит задача открыть это чудо детям.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. А чувство патриотизма — важная часть духовно-нравственного развития человек. Что же такое патриотизм?
Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству — задача чрезвычайно важная, но и чрезвычайно сложная. Особенно, когда она ставится применительно к детям дошкольного и даже младшего школьного возраста. Однако эта сложность возникает именно в том случае, когда делается попытка переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к отечеству. Дошкольный же возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования социальных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке.
Особое место в патриотическом воспитании отводится фольклору. В своей работе педагоги должны использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщать их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Дети очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки. Уместно прочитанная потешка, загадка, считалка улучшают настроение детей, вызывают улыбку у загрустившего ребенка, успокаивают плачущего. Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение. Большой интерес вызывают у детей и предметы декоративно-прикладного искусства. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Одно из проявлений патриотизма — любовь к природе. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края — одно из средств воспитания патриота. «Охранять природу — значит охранять Родину» (М. Пришвин).
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства — одна из главных задач педагога. Каждый человек, независимо от возраста, должен рачительно и бережно относится к природе. Интерес к природе появляется уже в младшем дошкольном возрасте. Малыш удивляется, встречая новый цветок, незнакомое животное, необычное явление. Его вопросы — первые ростки радостного чувства познания природы, интереса к ней, и это нужно укреплять, поддерживать. Воспитать чувство патриотизма и любви к родному краю нельзя без любви и бережному отношению к природе, животным, населяющим нашу землю, птицам, парящим в небесах, рыбам и удивительного мира насекомых. Ребёнок с детства должен полюбить каждое деревце, каждую травинку окружающую его. Необходимо постоянно проводить наблюдения, которые развивают интерес к природе, учить замечать изменения, устанавливать их причины. На занятиях и в повседневной жизни давать детям разнообразные знания о природе нашей страны, использовать иллюстрации и картины русских художников о родной природе, сопровождая чтением поэтических произведений, что является ценнейшим средством воспитания любви к родной природе. Во время прогулок, экскурсий показывать очарование пейзажа, учить ценить разнообразную красоту, ведь всё это воспитывает умение эстетически понимать окружающий мир, бережно, поэтически относиться к природе родного края. Этому способствуют занятия по развитию речи, литературно-музыкальные развлечения, занятия по изобразительному искусству.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству.
Памятка для родителей.
1. Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
2. Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью
3. Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
4. Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
5. Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.