СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВА
Проект по математике «Математика повсюду, математика везде»
▼ Скачать
Данный проект направлен на развития элементарных математических способностей детей подготовительной к школе группы. В проекте представлены разные игры,упражнения, которые предполагают развитие у детей математические способности. Занятия построены в занимательной игровой форме и рассчитаны на весь учебный год. Проект адресован воспитателям МБДОУ и родителям.
Паспорт проекта
Публикация «Проект по математике „Математика повсюду, математика везде“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Наименование проекта Развитие элементарно математических представлений
Творческое название «Математика повсюду, математика везде»
Цель и задачи проекта Цель : Повышение у детей подготовительной к школе группе интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.
Задачи проекта :
• Формирование у дошкольников элементарные представления о геометрических фигурах; цифрах от 0 – 10; разнообразных линиях.
• Развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развёрнутые игры.
• Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного.
• Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
Вид проекта Долгосрочный (9 месяцев)
Тип проекта Познавательный, творческий, игровой
Сроки и этапы реализации проекта Сроки реализации проекта : сентябрь 2018 года по май 2019 года
Перечень основных мероприятий Продукты деятельности педагога:
1. Картотека математических загадок;
2. Графические диктанты по клеточкам; лабиринты;
3. «Занимательная математика» (пословицы, поговорки, скороговорки, стихи, задачи на внимание, занимательные вопросы, логические концовки, считалки);
4. Математические задачки в стихах;
5. Альбомы
• «Найди отличия»;
• «Вправо-влево, вверх-вниз;
• Ориентировка в пространстве»;
6. «Игры со счетными палочками»;
7. «Дидактические игры по математике»;
8. Конспекты бесед по математике;
9. Дидактические игры: разрезные картинки "Дни недели и времена года", «Числовые домики», «Сосчитай-ка», «Повтори узор», «Математические весы»;
10. Презентации «Математика в подготовительной группе», «Занимательная математика»;
11. Создание в группе математического уголка;
12. Беседы и консультации с родителями;
13. Презентация проекта на педагогическом совете в МБДОУ.
Продукты деятельности детей:
1. Аппликация, рисование, конструирование;
2. Непосредственно образовательная деятельность.
Продукты деятельности родителей:
1. Просмотр мультфильмов дома с детьми:
• «Снова в стране геометрии»;
• «История о силе цифр»;
• «Учимся считать от 1 до 20 с ежиком Жекой»;
• «Математические величины» (обучающий мультфильм).
2. Помощь родителей в создании дидактических игр в математический уголок группы.
Исполнители Педагоги, дети, родители.
Ожидаемые результаты Реализация проекта позволит :
Научить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение и вычитание; свободно действовать с объемными и плоскостными геометрическими фигурами; закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 20; формировать логическое мышление.
Целевые группы проекта Дети, педагоги, родители.
Предполагаемые источники финансирования Внебюджетные средства, спонсорская помощь родителей.
Актуальность проекта
«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний»
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Математика для детей имеет наиболее важное значение в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение её должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причём не надо бояться серьёзных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребёнка улавливает всё до мелочей, и если порой ребенок не всё понимает, это не страшно, всё равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребёнок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать.
Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут ребенку скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.
Почему же многим детям так трудно даётся математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос и показать, почему общепринятые подходы к математической подготовке ребёнка-дошкольника часто не приносят желаемых положительных результатов. В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей.
Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребёнка соответствующим образом.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребёнка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10).
Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем, эти умения очень недолго выручают ребёнка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро через месяц-два, и ребёнок не может самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании, что приводит к появлению "проблем с математикой". Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать проект «Математика повсюду, математика везде» по овладению детьми подготовительного дошкольного возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.
Задачи:
1. Формирование у дошкольников элементарные представления о геометрических фигурах; цифрах от 0 – 10; разнообразных линиях.
2. Развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развёрнутые игры.
3. Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного.
4. Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
Ожидаемый результат:
Научить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение и вычитание; свободно действовать с объемными и плоскостными геометрическими фигурами; закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 20; формировать логическое мышление.
Подготовительный Сентябрь 2018г.
1. Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации.
2. Подготовить необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов НОД, бесед, консультаций для родителей).
3. Создание предметно-развивающей среды: «Математический уголок».
II этап
Основной
(практический) С октября 2018 г. по
май 2019г.
1. Реализация проекта в различных формах, методах и приемах совместной взросло детской деятельности с учетом интеграции образовательных областей.
2. Индивидуальные беседы с родителями.
III этап
Заключительный (презентационный) Май 2019 г. 1. Проведение мониторинга развития детей;
2. Родительское собрание;
3. Презентация проекта на педагогическом совете в МБДОУ.
Основные формы реализации проекта :
Формы реализации Методы реализации
игры, беседы, чтение.
консультации для родителей, памятки.
совместная деятельность.
выставки. чтение художественной литературы
показ
объяснение
наглядный пример
беседа
Осуществляют реализацию мероприятий
проекта :
- проводит занятия, беседы, консультации для родителей.
Педагог - психолог Проводит диагностическое обследование детей.
Родители Активно участвовали на семинаре, родительских собраниях.
План-график проекта :
Мы старались раскрыть уникальность и неповторимость данных математических понятий. Для нас было важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий. Наш проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности, самостоятельной и продуктивной деятельности детей.
Вид деятельности Задачи Методы и приемы
ФЭМП Познакомить с геометрическими фигурами, телами, цифрами, разнообразными линиями. Совместная организованная деятельность.
Дидактические игры.
Познавательное развитие Расширить знания детей; умение находить заданные предметы в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе. Наблюдения.
Отгадывание загадок.
Придумывание загадок
Беседы.
Рассматривание картин и иллюстраций.
Развитие речи Учить описывать геометрические фигуры и тела, составлять рассказы и сказки о фигурах, цифрах, линиях. Составление описательных рассказов о фигурах, предметах заданной формы.
Составление рассказов, сказок.
Ознакомление с худ. литературой Закрепить математические понятия через знакомство с художественными произведениями; умение замечать в текстах сказок предметы заданных форм, цифр, творческого преобразования отдельных художественных образов.
Развивать стремление к новым встречам с героями, вспоминать, прогнозировать, досочинять происходящие с ними события. Чтение разных сказок
Разные виды театра.
Переделать конец сказки,
Рассказывание сказки по схеме.
«Закончи сказку по-другому».
Физ. воспитание Закрепить математические понятия через подвижные игры, игры-соревнования, через использование предметов определенных форм. Подвижные игры.
Игры-соревнования.
Использование заданных предметов.
Изо-деятельность Закрепить математические понятия через рисование разных предметов, лепку. Превращение фигур, цифр и линий в предметы.
«На что похожи цифры»
Игровая деятельность Через разнообразную игровую деятельность закреплять полученные знания; формировать умение детей играть в разные игры, организовывать их. Дидактические игры.
Подвижные игры.
Сюжетно-ролевые игры.
Театральные игры.
Словесные игры.
Строительные игры.
Подготовка атрибутов.
Самостоятельная деятельность Развивать умение детей самостоятельно организовывать свою деятельность в разных видах деятельности, вовлекать в свою деятельность сверстников. Разнообразные игры.
Исследовательская деятельность.
Рисование рисунков.
Продуктивная деятельность.
Работа с родителями. Познакомить родителей с темой проекта, заинтересовать их. Развернуть родителей к своим детям, вызвать желание с ними играть, проводить больше времени, совместно создавать что-то новое. Разнообразные игры.
Чтение художественной литературы.
«Сказки о геометрических фигурах».
«Сказки о числах и цифрах».
Опыты семейного воспитания.
Календарный план работы по реализации проекта
Сентябрь
1. Диагностика ФЭМП
2. Анкета для родителей «Математика в жизни вашего ребенка»
3. Консультация для родителей «Математика для детей»
4. Разучивание пальчиковых гимнастик. 1. Диагностика ФЭМП
2. Дидактическая игра «Веселые цифры»
3. Чтение с элементами счета «Три медведя», «Два медвежонка»
4. Игры со счетными палочками (собираем фигуры по образцу и по замыслу) 1. НОД занятие №1
2. Разучивание физминуток: «Сделай фигуру», «Зарядка»
3. Дидактическая игра «Дни недели и времена года»
4. Работа в математических прописях – раскраски 1. НОД занятие №2
2. Беседа с детьми «Чем мне интересны математические игры»
3. Дидактическая игра «Математическое лото»
4. Чтение с элементом счета «Двенадцать месяцев»
Октябрь
Первая неделя
1. НОД занятие №3
2. Создание в группе математического уголка
3. Дидактическая игра «Крестики – нолики»
4. Чтение с элементом счета В. Катаева «Цветик – семицветик» 1. НОД занятие №4
2. Консультация для родителей «Математика – это интересно»
3. Памятки для родителей «Домашняя математика : мы вместе»
4. Чтение с элементом счета К. Ушинский «Четыре желания»
1. НОД занятие №5
2. Аппликация «Животные из геометрических фигур»
3. «Игры со счетными палочками – ориентировка в пространстве
4. Заучивание стихов про цифры, считалочки. 1. НОД занятие №6
2. Беседа с детьми «Как люди научились считать»
3. Просмотр мультфильмов «Остров ошибок», «Укротитель цифр»
4. Рисование «Необычные рисунки с помощью геометрических фигур»
Ноябрь
Первая неделя
1. НОД занятие №7
2. Презентация «Математика в подготовительной группе»
3. Чтение стихотворений и задач на внимание
4. Дидактические игры: «Повтори узор», «Найди отличия», «Сосчитай-ка». 1. НОД занятие №8
2. Рисование геометрических фигур на манке или песке
3. Создание альбома «Игры со счетными палочками»
4. Математическая игра «Лабиринты» 1. НОД занятие №9
2. Консультация для родителей «Математика – это интересно»
3. «День загадок и отгадок» - игра с детьми
4. Показ презентации «Занимательная математика» 1. НОД занятие №10
2. Памятка для родителей «Домашняя математика : мы вместе»
3. Рисование «Придумай рисунок из геометрических фигур»
4. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» 1. НОД занятие №11
2. Игры со счетными палочками
3. Чтение стихотворения Ю. А. Яковлев «Счет»
4. Игры с использование технологии ТРИЗ «Что было бы, если бы люди не научились считать»
Декабрь
Первая неделя
1. НОД занятие №12
2. Чтение рассказа «Все началось с пятерки»
3. Привлечение родителей к изготовлению дидактического материала : цифры, геометрические фигуры, подбор загадок к теме «Школьные принадлежности»
4. Подвижная игра «Раз, два, три беги» 1. НОД занятие №13
2. Чтение сказки «О цифрах»
3. Рисование с помощью геометрических фигур
4. Познавательно – конструктивная деятельность настольная игра «Домино» 1. НОД занятие №14
2. Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей подготовительного возраста»
3. Чтение сказки «Единица – озорница»
4. Настольная игра логические блоки Дьенеша 1. НОД занятие №15
2. Сюжетно – ролевая игра «Школа»
3. Чтение рассказа «Откуда появилась неделька»
4. Дидактические игры: «Сосчита-ка», «Повтори узор», «Математические весы»
Январь
Первая неделя
1. НОД занятие №16
2. Шуточные загадки, головоломки, математические загадки 1. НОД занятие №17
2. Игра «Разложи все цифры по порядку от 1 до 10»
3. Аппликация «Закладка из геометрических фигур»
4. Консультация для родителей «Познание математики в жизни ребенка» 1. НОД занятие №18
2. Создание альбома «Вправо – влево, вверх-вниз»
3. Дидактическая игра «Повтори узор»
4. Настольная игра «Найди нужную цифру» 1. НОД занятие №19
2. Лепка «Веселые цифры»
3. Оформление папки – передвижки «Математика для дошкольников»
4. Настольная игра «Шашки»
Февраль
Первая неделя
1. НОД занятие №20
2. Чтение рассказа К. Ушинского «Четыре желания»
3. Подвижная игра «Море волнуется раз…»
4. Путешествие по математике «Знакомство с магией чисел» 1. НОД занятие №21
2. Аппликация из геометрических фигур «Волшебные цифры»
3. Заучивание считалок
4. Познавательная ситуация общения «Как люди в древности считали» 1. НОД занятие №22
2. Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома и с использованием занимательного материала»
3. Заучивание стихотворений про цифры, считалок.
4. Подвижная игра «Сделай фигуру» 1. НОД занятие №23
2. Сюжетно – ролевая игра «Детский сад»
3. Настольная игра «Какие цифры потерялись?»
4. Проговаривание скороговорок
Март
Первая неделя
1. НОД занятие №24
2. Настольная игра «Математический домик»
3. Художественно-речевое развитие. Составление и решение задач на сложение и вычитание
4. Дидактические игры: «Крестики – нолики», «Математическое лото» 1. НОД занятие №25
2. Игры на ориентировку в пространстве «Вправо – влево, вверх – вниз»
3. Рисование цифр, раскрашивание математических раскрасок
4. Настольные игры: «Домино», «Чудесный мешочек», «Шашки» 1. НОД занятие №26
2. Сюжетно – ролевая игра «Кафе»
3. Игры на внимание «Лабиринты»
4. Игры на логику: занимательные вопросы, логические концовки, считалочки 1. НОД занятие №27
2. Рисование «Забавные фигуры»
3. Дидактическая игра «Числовые домики»
4. Работа со счетными палочками на составление геометрических фигур
Апрель
Первая неделя
1. НОД занятие №28
2. Открытое занятие по математике (Светлана Владимировна)
3. Открытое занятие по математике (Екатерина Вячеславовна) 1. НОД занятие №29
2. Развивающие задание: «Логика в математике», «Занимательная математика», «Волшебные фигуры», «Треугольник квадрат»
3. Математические задачки в стихах
4. Рисование с помощью лекал геометрических фигур 1. НОД занятие №30
2. Игра «Кто внимательнее»
3. Дидактическая игра «Божьи коровки и ромашки»
4. Разучивание пальчиковых гимнастик 1. НОД занятие №31
2. Рисование на тему: «Оживи ладошки»
3. Дидактическая игра «Какие цифры потерялись»
4. Головоломки с математическим содержанием
Май
Первая неделя
1. НОД занятие №32
2. Игра на логику «Играем в числа»
3. Игра настольная «Волшебные круги»
4. Конструирование. Работа со счетными палочками. 1. Диагностика ФЭМП
2. Дидактическая игра «Дни недели и времена года»
3. Графические диктанты
4. Математические задачки в стихах 1. Диагностика ФЭМП
2. Дидактическая игра «Сосчитай-ка»
3. Презентация для детей «Занимательная математика»
4. Представление игр по математике сделанные своими руками 1. Диагностика ФЭМП
2. Дидактическая игра «Найди отличия»
3. Отгадывание загадок, шуточных задачек, головоломок
4. Презентация проекта на педсовете.
Вывод
Постепенно в процессе работы мы старались в игровой форме развивать у детей математические представления, логическое мышление, ответственность, взаимовыручку. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере математического воспитания путем применения игровых методов и приемов. В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать в команде.