Ульяна Борисова
Проект по математическому развитию дошкольников в условиях ФГОС ДОУ «Увлекательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по математическому развитию дошкольников в условиях ФГОС ДОУ «Увлекательная математика»
Кто занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.
(А. Маркушевич)
Введение
Публикация «Проект по математическому развитию дошкольников в условиях ФГОС ДОУ „Увлекательная математика“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требование к обновлению, содержание дошкольного образования очерчивает ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям и подготовить к обучению в школе.
Дошкольник, согласно ФГОС, должен развиваться в пяти образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Поэтому, развитие математических представлений детей является обогащённая предметно – пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, занимательный математический материал. Основная цель использования занимательного материала – формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. При этом непременном условии является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей (стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции). Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослыми и другими детьми.
Воспитатель должен уметь подавать материал воспитанникам, чтобы вызвать в них заинтересованность и познавательную активность. Особое внимание следует уделить эмоциональному комфорту ребёнка в процессе познавательной деятельности. Положительное подкрепление успехов и достижений детей, эмоциональное невербальное общение взрослого с детьми – таков фон, на котором должно строиться обучение дошкольников.
Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует игровую деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создаёт положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий её результативность.
Таким образом, развитию познавательного интереса к математике способствует организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.
По федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования любой проект – это не программа обучения, а программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей.
При всём этом, хочется отдельно уделить внимание тому моменту, что самое главное в педагогической работе – это ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ. Если ребёнок видит и чувствует, что его любят, то он будет всё делать, чтобы получить очередную похвалу.
Паспорт проекта
Тема проекта : Проект по математическому развитию дошкольников в условиях ФГОС «Увлекательная математика»
Основание для разработки проекта : Внедрение ФГОС в ДОУ.
Контингент участников проекта : дети 4-5 лет
Тип проекта : долгосрочный (февраль-май)
Вид проекта : познавательно – игровой
Номинация проекта : дошкольный возраст
Участники проекта : дети средней группы 4-5 лет, родители, воспитатели
Актуальность проекта :
Вопрос создания проекта по математическому развитию дошкольников в условиях ФГОС на сегодняшний день стоит особо остро, так как с момента введения Федерального государственного образовательного стандарта для дошкольного образования поменялись подходы к обучению и воспитанию.
Поэтому, актуальность нашей темы заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно решать интеллектуальные задания. Развивать их мышление, логику и смекалку.
Цели проекта :
На основе требований ФГОС разработать полноценную программу, направленную на создание условий развития ребёнка, открывающих его личностное развитие и творческие способности для его позитивной социализации на основе сотрудничества со взрослыми.
Создать условия для освоения воспитанниками детского сада начальных математических представлений и образов в игровой форме и в жизненных ситуациях.
Задачи проекта :
• Создать игровую мотивацию, на основе игрового интереса детей и их эмоций. Творческий подход.
• Заинтересовать детей изучением математики.
• Использовать индивидуальный подход к каждому ребёнку.
• Создать вместе с ребёнком атмосферу сотворчества.
• Ненавязчивое вовлечение родителей воспитанников в работу по проекту.
• Развить познавательные способности у детей.
• Войти в игровую проблемную ситуацию (ведущая роль воспитателя).
Начальное формирование поисковой деятельности:
• Через игровую проблемную ситуацию должны быть достигнуты и закреплены возрастные нормы развития детей по математике.
• Обучить детей счёту до 10. Научить выделять и называть цвета. Соотносить количество предметов с соответствующей цифрой. Различать предметы по величине (больше, меньше,короче,длиннее,много,один,часть,целое).
• Приобщить детей к процессу познания нового материала.
• Выявить талантливых детей.
Ожидаемый конечный результат:
1. Освоение детьми первоначальных математических навыков через игровую проблемную ситуацию;
2. Развитие у детей интереса к математическим знаниям, самостоятельности и творческого воображения, гибкости мышления, доказывать правильность суждений;
3. Активация позиции родителей как участников образовательного процесса.
Пояснительная записка:
С введением ФГОС открываются новые возможности воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Новизна: усовершенствование форм и методов формирования элементарных математических представлений детей, посредством использования эвристической технологии для занимательного математического материала образовательно-воспитательной деятельности,
развитие мотивации у детей среднего возраста на решение эвристических задач и овладение эвристическими приемами, создание на НОД ситуации успеха, способствующей превращению воспитанников из объектов обучения в субъекты познавательной деятельности.
Этапы реализации проекта и план работы :
1 этап – подготовительный (февраль) :
• Изучение теоретической части проекта.
• Выявление уровня формирования математических знаний у детей.
• Разработка плана работы над проектом.
• Создание соответствующей развивающей среды.
2 этап – непосредственно образовательная деятельность в игровой форме (март-апрель) :
• Количество и счет.
• Величина.
• Геометрические фигуры.
• Ориентировка во времени.
• Ориентировка в пространстве.
3 этап – заключительный (май).
• Итоговая диагностика детей.
• Математическое развлечение вместе с родителями «Путешествие за сокровищами»
• Презентация проекта на педсовете ДОУ.
План работы:
• Содержание работы воспитателя (педагога)
• Содержание работы с детьми
• Взаимодействие с родителями
1этап.
-Изучение соответствующей методической литературы, ознакомление в сети интернет с документацией и новых поправках по ФГОС.
-Оформление и подготовка дидактического материала.
-Организация дружественной, творческой и увлекательной атмосферы. Ежедневно учимся считать любые предметы, разделять их по форме, количеству и цвету.
-Счёт до десяти на пальцах руки, со счётными палочками, соотношение количества предметов и соответствующей цифры.
-Заучивание небольших четверостиший про цифры. Знакомство родителей с требованиями ФГОС на групповых родительских собраниях. Мотивирование родителей к совместной работе и деятельности с детьми.
-Знакомство родителей с нормами развития ребёнка по математике в возрасте 4-5 лет.
2 этап.
Вовлечение детей в игру. Развитие творческих и познавательных способностей у детей.
Объяснение целей и задач.
Реализуемые мероприятия:
1блок. Дидактические игры:
«Один-много», «Лево-право», «Какой цифры не стало», «Федорка», «Что изменилось?», «Рики-тики», «Катится-не катится», «Самолеты», «Когда это бывает?», «Мы художники».
Использование электронных пособий по математике : «Где, чей домик?»,
«Лист Мёбиуса» (опыты, «Логика», «Разноцветная книга», «Сыыьа ойуулар». (Приложение 1)
2. Подвижные игры:
«Найди свой домик», «Что мы делали - покажем», «Правильный счет», «Куда пойдешь и что найдешь».
3. Лепка фигур и цифр из пластилина.
4. Логические задачи в стихах.
5. Загадки и физкультминутки.
6. Чтение математических сказок : «Сказка первая, в которой солнышко сравнивает круг и квадрат», «Сказка вторая, в которой квадрат помогает выбраться другу из оврага».
2 блок. Работа с родителями.
1. Помощь в изготовлении игры «Кармашки с секретом».
2. Родительское собрание «Занимательная математика».
3. Картотека занимательных игр «Это можно взять с собой».
4. Консультации: «Математика - это интересно», «Математика дома», «Компьютерные игры» (для одаренных детей).
5. Математическое развлечение вместе с родителями «Путешествие за сокровищами». (Приложение 2)
3 этап.
-Закрепление изученного материала.
-Учим небольшие четверостишия про цифры.
-Создание фотоальбомов, видеороликов и презентаций.
-Создание методической базы по обучению математике детей дошкольного возраста.
-Проведение открытого итогового занятия по математике.
-Презентация результатов проведённого проекта.
-Родителям раздаются ксерокопии с информацией о том, что должен уметь ребёнок 4-5 лет, каникулярные задания на лето.
Ожидаемые результаты
В реализации проекта ожидается усвоение детьми первоначальных математических навыков, соответствующих возрастным нормам:
• счёт до 10;
• количественные признаки (много, один, больше, меньше, короче, длиннее, часть, целое);
• чередование предметов по величине;
• различать и называть цвет и форму фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, составлять целое из 4 частей.
Полученные результаты и их корректировка
Тот момент, что не все дети одинаково хорошо и быстро усваивают полученную информацию естественно учитывается. Поэтому перед началом работы по проекту на каждого ребёнка заводятся так называемые диагностические карты, в которых как раз и будет наглядно отражено качество полученных знаний. (Приложение 3).
Корректировка и доработка проводится индивидуально с каждым ребёнком, при этом те моменты, которые ребёнок усвоил – отмечаются знаком «+», а не усвоенные – соответственно «-». Так же предусмотрены задания на дом с помощью родителей.
Оценивание по балльной системе:
Высокий результат 3 б.
Средний результат 2 б.
Низкий результат 1 б.
Список используемой литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Дополнительные материалы к курсу «Активные методы в педагогической и воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС» (элективно для ДОУ); (для слушателей Pedcampus) / Консалтинговая группа «Финиум». Москва, 2014.
3. Веракса Н. Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.
4. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста". - М. : Просвещение 1989 г.
5. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 1991).
6. «Знакомим дошкольников с математикой», авторы-составители Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова, Творческий Центр СФЕРА Москва 2011.
7. «Игры по математике для дошкольников», Л. Ю. Козина, Творческий Центр СФЕРА Москва 2008.
8. «Математика – учимся играя», М. Ю. Стожарова, Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2008.
Приложение 1
1.«Где, чей домик?»
-Развитие логического мышления, речи, внимания.
-Закрепить представления о составе чисел от 1 до 10.
-Повторить порядкового и обратного счёта; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление
-Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10.
2. «Лист Мёбиуса»
Образовательные:
o познакомить учащихся с листом Мебиуса, элементами исследовательской работы;
o расширить знания учащихся в области экспериментальной математики.
Развивающие :
o разввать логическое мышление;
o развивать навык самостоятельной работы при проведении исследования;
o развивать умения выдвигать гипотезу и сопоставлять ее с полученным результатом;
Воспитательные:
o воспитывать целеустремленность в достижении цели;
o прививать интерес к математике, математическим опытам
o воспитывать коллективизм, взаимопомощь.
3.«Разноцветная книга»
-Развивать мелкую моторику рук
-Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, по форме расположения ахроматического цвета и цвета спектра
-Развитие речи, внимания, наблюдательности,
4.«Логика»
-выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;
- сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);
- ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу; •
- сопоставлять части и целое для предметов и действий;
- называть главную функцию (назначение) предметов;
- расставлять события в правильной последовательности;
-выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
-находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
- проводить аналогию между разными предметами;
- запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.
- проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.
5. «Нелепицы»
-развитие умения анализировать форму предметов
- развитие умения сравнивать по их свойствам
- развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции,
-закреплять знания о величине, развивать мелкую моторику
-определить уровень сформированности умения ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Приложение 2
Конспект НОД по математике в средней группе
«Путешествие за сокровищами»
Задачи:
-совершенствовать навык ориентировки на листе бумаги (правый нижний угол; левый нижний угол, середина листа,правый верхний угол; правый нижний угол);
-упражнять в счете до 5-ти;
-упражнять в назывании предметов одним словом (группировка);
-развивать слуховой анализатор;
-упражнять в узнавании и назывании геометрических фигур
-доставить ребятам радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
Способы: игровой; показ; практические действия; поощрение; объяснение; помощь и т. д.
Средства: колобок (мяч); картинки с изображением различных предметов для объединения по видам; металлофон; листы бумаги и карандаши на каждого ребенка; фланелеграф, цифры; письмо
Предварительная работа: подвижные и дидактические игры; наблюдения; чтение художественной литературы; рисование
Ход НОД:
Воспитатель:
-Ребята и родители! Приглашаю Вас в большой дружный круг. Для игры «Знакомство» (в руках у меня колобок (мяч, передавая его друг другу мы знакомимся с ним, называя себя по имени).
-Посмотрите, мы все с вами стоим в одном большом кругу, а с помощью колобка мы все познакомились. Вы очень понравились колобку. Он говорит, вы очень дружные и ему хочется узнать, что вы любите делать. Передавая друг другу колобок, мы скажем о том, что любим делать (родители и ребята, передавая колобок, друг другу все по очереди говорят о том, что они любят делать).
-Ребята и родители, посмотрите, к нам сегодня пришло письмо! Давайте посмотрим, что же там написано. «Недалеко от садика спрятан сундук с необычными сокровищами, но чтобы эти сокровища достались именно вам, необходимо преодолеть несколько препятствий. Удачи! С наилучшими пожеланиями Джек Воробей»
В: Ребята, хотите найти сокровища? Ребята: Да
В: Хорошо, тогда пойдемте их искать. А родители нам в этом помогут.
В: По тропинке мы идем, сейчас что-то здесь найдем. Что же это?
В: Цифры, правильно. Они с дороги сбились, не могут свой домик найти. Поможем цифрам?
Ребята: Цифры
Ребята: Да.
(можно использовать электронную игру «Где, чей домик?»
В: На фланелеграфе 5 домиков с отверстием вместо окошек, в которые вставляются карточки. Ребята, я расскажу историю, которая произошла с цифрами. Жили-были цифры. Собрались они все и решили жить вместе на одной улице…
(выставляет в окошки цифры по порядку,
-потом все вышли погулять…
(вынимает и выставляет в беспорядке).
-Нам, ребята нужно помочь каждой цифре найти свой домик
(работа индивидуальна).
-Вот вы и справились с первым заданием. Теперь пойдемте дальше. Ребята, посмотрите, что здесь? Какие–то картинки. Давайте, наведем порядок, объединим их и назовем одним словом.
(показывает картинки, спрашивая у ребят, что изображено, ребята называют и произносят одним словом. Пр. : дуб, сосна, ель, береза -деревья; треугольник, квадрат, прямоугольник- геометрические фигуры).
-Вот ребята, молодцы и со вторым заданием отлично справились. Идем дальше.
-В: Вышли вдруг мы на полянку, встанем в круг большой-большой. Вот, ребята молодцы! И сейчас поиграем в игру: «Что без чего не бывает?»
(Ребята встают в круг, воспитатель бросает им мяч, задает вопрос, дети ловят и отбрасывают, называя ответ)
В: Не бывает белки без…
В: Не бывает стола без …
В: Не бывает мамы без.. .
В: не бывает супа без.. .
Ребята: без хвоста
Ребята: без ножек
Ребята: без детей
Ребята: без картошки
В: Ребята, молодцы и с этим заданием справились. А теперь пойдем дальше. (Находим карточки, а в них задания). Вот с этим препятствием нам помогут справиться родители, сейчас проверим, как они знают сказки. (Нужно по опорному слову отгадать сказку).
• Заяц, медведь, колобок, лиса, дед, баба («колобок»);
• Лиса, заяц, собака, медведь, петух с косой на плечах («заюшкина избушка»);
• Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, фея («золушка»);
• Царь, три сына, стела, болото, лягушка («царевна-лягушка»);
• Мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь, рукавичка или горшок («теремок» или «рукавичка»)
В:Молодцы, родители, справились с заданием. Ребята, мы снова оказались на полянке.
Физкультминутка с родителями и ребятами
Спал цветок и вдруг проснулся (сидим на корточках, встаем)
Больше спать не захотел
Шевельнулся, потянулся (повороты вправо, влево потянулись,
Взвился вверх и полетел (плавное движение рук в стороны)
Солнце утром лишь проснется, бабочка кружит и вьется (кружимся на месте)
В: Молодцы! Вот еще одно задание ветер нам принес. В глубине сказочного леса была полянка
(выставляется ватман).
-Где же она? Родители, побудьте немного волшебниками.
(приклеивают на полянку красивые цветы, ветвистые деревья).
(По ходу повествования приклеиваются элементы аппликации).
-На небе светило солнышко, а белые воздушные облака медленно плыли куда-то в даль. На полянке стоял домик, с окошками из разных геометрических фигур.
(Ребята вместе с родителями по заданию воспитателя рисуют и наклеивают фигуры в нужных местах).
В: Молодцы! Вот наконец-то добрались мы до сундука. Но у него есть код (ключ). Вам нужно назвать ту цифру сколько раз услышите звон металлофона, тогда сундук откроется.
(Ребята и родители закрывают глаза, воспитатель ударяет 3 раза по металлофону).
В: Сколько раз услышали? Ребята: 3.
Воспитатель: Молодцы! Спасибо всем! Вот и добрались до необычных сокровищ.
(воспитатель открывает сундук и угощает ребят и родителей конфетами) (можно предложить чай).
Приложение 3
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА дошкольника в возрасте 4-5 лет по математическому развитию и качеству овладения необходимыми умениями и навыками в области «Познание» :
Ф. И. О. Возраст Группа здоровья Любимое увлечение Активный /пассивный Компоненты интегрированного качества
1. Никитина Алина 4 года 1 гр Настольные игры активная Любознательная
Не усидчивая
Хорошая логика
2. Давыдов Эрэл 4 года
1 гр Лепка
пассивный Развита логика
Не усидчивый
Конфликтный
3. Эверстова Кира 4 года
2 гр Рисование
пассивная Любознательная
Усидчивая
4. Егоров Проня 4 года
2 гр Настольные игры немного
пассивный Усидчивый
Хорошая память
5. Никулина Нарыйа 4 года 1 гр Подвижные игры пассивная Не разговорчивая
Хорошая память
6. Шестаков Мирослав 4 года 2 гр Подвижные игры пассивный Плохая память
Не усидчивый
7. Рыжков Атрём 4 года 2 гр Лепка
Настольные игры активный Не усидчивый
Плохая память
Дата проведения диагностики: 17.01.2017г.
1. Сенсорное развитие :
-Различает и называет основные плоскостные формы, основные цвета, параметры величины
-Использует эталоны как обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, материал и т. п.)
-Подбирает предметы по одному-двум качествам (цвет, форма, материал и т. п.)
2. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструкторской) деятельности:
-Использует строительные детали с учётом их конструкторских свойств
-Осуществляет анализ элементов схемы и соотносит их с имеющимися деталями,-пользуется простыми способами конструирования, самостоятельно создает постройку по схеме и достраивает её, владеет способами построения замысла
3. Формирование элементарных математических представлений :
-Владеет элементарными навыками сравнения групп предметов, навыками счета в пределах 5
-Выделяет параметры величины протяженных предметов, выполняя действия наложения и приложения
-Владеет элементарными навыками ориентировки в пространстве
-Использует временные ориентировки в частях суток днях недели, временах года
4. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:
-Имеет представления о предметах ближайшего окружения, их назначении, признаках
-Проявляют интерес к незнакомым предметам и явлениям
-Имеет представления о многообразии растений, животных, особенностях их внешнего вида, условий существования, поведения
-Способен устанавливать элементарные причинно-следственные
зависимости между явлениями живой и неживой природы.