Ольга Дьяконова
Проект по краеведению «Родной свой край люби и знай»
▼ Скачать + Заказать документы
“Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал”
Симонов
Актуальность.
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Публикация «Проект по краеведению „Родной свой край люби и знай“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
формирование межличностных отношений и т. д.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в школе, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города. Решением данной проблемы стала реализация проекта : «Мой родной Липецк»
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание школьников и их родителей. Успешность развития школьников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Гипотеза.
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил Липецк, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цель: Приобщение школьников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям.
Задачи:
Дать знания детям о Липецке: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
Познакомить с культурой и традициями города.
Пробудить в детях чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям
Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
Предполагаемый результат:
У детей будут сформированы знания о Липецке.
Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности.
Школьники приобретут навыки социального общения с взрослыми.
Дети проявят внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь.
Педагоги и родители пополнят знания о городе Липецке.
Продукт проекта : пополнение материалом уголка по краеведению
Участники проекта
дети
родители
Сроки реализации
Сентябрь – декабрь
1 этап Информационно-накопительный:
Изучение интереса детей для определения целей проекта.
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
Обращение к специалистам.
2 этап. Разработка проекта
Цель: выявить знания о городе Липецке, их готовность пополнить эти знания, поделиться с коллегами; уровень готовности педагогов к проблеме.
Создание творческой группы
Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого учащегося темой проекта.
Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
Составление плана работы над проектами.
3 этап Выполнение проекта
Формы и методы работы с педагогами
Лекторий «Историческое и настоящее название улиц и площадей Липецка».
Семинар-практикум «Игры и занятия наших дедушек и бабушек».
Открытый просмотр образовательной деятельности в группах ДОУ.
Консультация о поэтах, писателях, художниках.
Консультации «Красная книга», «Символика города Липецка», «Экология», «Ископаемые», «Природа», «Климат», «История освоения».
Аукцион форм работы по ознакомлению с родным городом. Цель: выявить интерес к проблеме методов активного обучения; обмен опытом работы
Формы и методы работы с детьми
Игровая деятельность
Дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто что делает», «Вежливый разговор по телефону» и т. д.
Сюжетно-ролевые игры.
Оформление дидактических игр по краеведению :
“Узнай, где я нахожусь?», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
Познавательное развитие
Игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек
Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы: «Моя Родина – город Липецк!», «Липчане – участники ВОВ», «Моё имя, его значение», «О чём рассказали старые фотографии», «Семья. Родословное древо моей семьи»
Посещение музея. Встреча в музее – родители, дети.
Развитие речи
составление творческих рассказов «Мой любимый уголок в городе Липецке»
беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Мы – дружная семья»
Ознакомление с художественной литературой
Разучивание стихов, песен о России
Музыка
занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек»
«Старое и новое Рождества»
Формы и методы работы с родителями
Беседы с родителями о важности данной проблемы
Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»
Изготовление семейных альбомов
Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами русского быта
Словотворчество с родителями «Сочини частушку о городе»
Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)
Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга ”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы родного края», «Природа нашего края»
Информация для родителей «История Липецка
4 этап. Презентационно - завершающий
Представление своих проектов в форме.
Выставка продуктов детской деятельности.
Оценка этапов реализации проекта детьми.
Презентации проектов, видеороликов.
5 этап. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”