Олеся Гришанова
Проект по конструированию
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕТСКО-ВОЗРАСТНОЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Конструирование являются видами продуктивной деятельности дошкольников. Исследования многих авторов доказали, что они активно развивают личность дошкольника и в первую очередь влияют на развитие творческих способностей и творчества детей дошкольного возраста.
Например, конструирование из строительного и природного материала крупногабаритных модулей, конструирование из бумаги. В качестве условий развития конструктивного творчества выделяют :
Публикация «Проект по конструированию» размещена в разделах
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Методические разработки
- Конструирование. Проекты
- Проекты
- Темочки
- свободное экспериментирование перед началом обучения;
-использование различных видов конструктивной деятельности (конструирование из строительного материала и модулей, из деталей конструкторов, практическое и компьютерное конструирование, конструирование из бумаги и природного материала) для формирования способностей к творчеству;
- возможность самостоятельного использования свойств материалов в самостоятельной деятельности детей.
Раскрыты возможности конструктивной деятельности для развития личности школьника:
1) труд тесно связан с возможностью ребёнка познавать окружающую среду во всех её взаимосвязях и разнообразии;
2) на основе получаемых положительных эмоций конструирование формирует эстетическое восприятие и эстетическую оценку школьником окружающей действительности;
3) художественный труд выступает как творчество ребёнка, его самовыражение и способ социализации;
4) первичное осознание ребёнком эстетического и бытового назначения продуктов художественного труда и развитие его эмоционально-волевой сферы;
5) понимание взаимосвязи различных видов художественной деятельности и на этой основе восприятие труда как формообразующей структуры общества в её простейшей форме;
6) овладение ребёнком различными технологиями и приёмами работы с материалами и на этой основе осознание ребёнком своих возможностей;
7) формирование у ребёнка многообразных межличностных отношений на основе организации коллективного труда, как в учебной, так и вне учебной деятельности.
В процессе организации занятий по аппликации и конструированию (уроков технологии) дети знакомятся с особенностями и свойствами бумаги, ткани, природного и бросового материала. Они не только получают новые знания, но также у них развиваются основные познавательные психические процессы (восприятие, память, мышление, воображение). Ребята узнают название основных форм, цветов и оттенков, учатся подбирать красивые сочетания в работе с различными материалами.
Таким образом, у детей формируются и закрепляются представления об окружающем мире. Доказано, что перенос техники работы с одного материла на другой, способствует развитию творчества дошкольников и младших школьников. На занятиях по работе с бумагой, тканью, природным и бросовым материалами дети учатся анализировать форму предметов, планировать свои действия (что является одним из компонентов формирования универсальных учебных действий). Эти знания и представления потому и прочны, что «… вещь, сделанная самим ребёнком, соединена с ним живым нервом, и все, что передаётся его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдёт по чужому, фабричному и очень часто бездарному измышлению, каким является большинство наиболее употребительных наглядных пособий.
Положительные эмоции, возникающие в процессе работы, помогают детям преодолевать трудности в овладении материалами и инструментами, которые обязательно возникают, так как у детей ещё плохо развита мелкая моторика.
На занятиях и уроках технологии дети сравнивают различные материалы между собой, находят сходство и различия в приёмах преобразования бумаги, ткани, листьев, коробок и проч. в художественные образы. Правильно организованная работа положительно влияет на мыслительную деятельность ребёнка, активизируются процессы анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
Познавательные процессы (восприятие, память, мышление и воображение) являются компонентами специальных творческих способностей и творчества дошкольника и младшего школьника.
Умение пользования ножницами, иголкой, линейкой и другими инструментами формируются очень медленно и сложно. Интерес к самой деятельности и образам, выбираемые взрослым, помогают ребёнку преодолевать возникающие сложности. Поэтому выбор тем для поделки, является для ребёнка фактором, влияющим на развитие художественно-творческих способностей и творчества детей. Изготовление разнообразных моделей предметов окружающей действительности формирует отношение к ней и личностные характеристики ребёнка (волю, наблюдательность, самостоятельность, упорство, инициативу, умение планировать свои действия и т. д.)
Конструирование, как ни одна из продуктивных деятельностей влияет на формирование конструктивного мышления.
Создавая поделки, ребёнок выражает своё отношение к окружающему его миру, людям предметам. Он пытается определить своё положение в человеческом обществе, найти своё место в обществе и природе. Поэтому в программах обучения дошкольников и младших школьников педагоги включают задания, связанные с изготовление сувениров к праздничным и памятным датам.
Работа с разными материалами позволяет:
- реализовывать тесное взаимодействие ребёнка с природной, культурной и социальной средой и познание на этой основе окружающего мира во всём его многообразии отношений;
- развивать эстетическое восприятие через наблюдение и преобразование объектов природы, рассматривание мира вещей, произведений искусства и формирование эстетической оценки;
- создать эмоционально-благоприятную среду и формирует на этой основе интерес к работе с разными материалами;
- организовать творческую деятельность дошкольников как средство всестороннего развития личности ребёнка;
- соединить различные виды художественной деятельности в единую систему, позволяющую развивать детское художественное творчество;
- использовать сходство применения различных способов и приёмов обработки материалов для ускорения процесса познания окружающего мира и развития детского изобразительного творчества;
- широко применять коллективные формы организации детского труда для создания разнообразных композиций, с последующим использованием их в общественной жизни дошкольного учреждения».
Выбор наиболее эффективных методов обучения предполагает опору на последовательность освоения детьми навыков и приё мов работы:
на первом этапе дети знакомятся со свойствами бумаги, ткани, природных и бросовых материалов, получают первичные навыки и умение работы с ними;
второй этап включает в себя упражнение в той или иной технике для совершенствования полученных ранее навыков и умений;
на третьем этапе у детей появляются собственные оригинальные элементы в создании того или иного образа или композиции.
4. КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ
На занятиях по конструированию можно использовать и игровые моменты, связанные с общей темой. Вот несколько интересных игр.
«Кто быстрее»
Данная игра применяется на занятии со строительными материалами на тему «Построй по плану». Воспитатель готовит или одну большую схему предлагаемой постройки или несколько маленьких — по числу команд. Также надо подготовить одинаковые строительные наборы (можно с лишними деталями, но это уже усложненный вариант).
Ребята делятся на 2–3 команды (в зависимости от общего числа детей). По сигналу воспитателя они начинают строить свои модели. При оценке результатов оценивается не только, какая команда закончила строительство первой, но и качество постройки — ее устойчивость, соответствие плану и эстетичность. Также необходимо учитывать сплоченность действий — по условиям игры не может победить та команда, не все члены которой принимали участие в игре.
Данная игра развивает внимательность, координацию, аккуратность, ответственность, умение работать сообща.
«Что в мешочке лежит»
Для этой игры потребуются разные детали от деревянного конструктора и непрозрачный мешочек. Она развивает тактильные ощущения ребёнка и помогает научиться ими пользоваться. Также целью игры является закрепление названий строительных элементов конструктора.
В мешочек складываются разные детали конструктора. Дети по очереди засовывают туда руку, берут деталь и пытаются на ощупь определить, что это. Затем называют, что им попалось, достают из мешка и показывают всем. Побеждает тот, кто безошибочно угадал больше деталей.
«Разложи детали по порядку»
Детям раздаются детали от деревянного конструктора. Воспитатель показывает на несколько секунд картинки с изображением 6 деталей, потом убирает их, а дети должны выложить в ряд правильную последовательность того, что увидели. Это упражнение отлично развивает внимательность и память.
Начинать можно с 4 одноцветных деталей, а со временем дойти до 7 и разного цвета. В идеале ребенок должен запоминать последовательность из 7 предметов, но хорошим результатом считается и 6.
«Построй по памяти»
Игра аналогична предыдущей. Только здесь педагог строит какую-то конструкцию из 7–8 деталей, предлагает запомнить, разбирает ее, а дети строят по памяти. Кто построит первым и правильно — водит, то есть создает свою конструкцию и предлагает ее повторить.
«Построй с закрытыми глазами»
Очень весёлая игра. Дети делятся на команды (3–4 человека будет достаточно, чтобы друг другу не мешали, им раздаются кубики (лучше использовать крупные пластмассовые наборы, даётся время, чтобы посовещаться, затем завязываются глаза и предлагается построить, что они задумали. Чья постройка окажется интереснее, та команда и выиграла.
Игра развивает внимательность, мелкую моторику, аккуратность, умение договариваться, планировать и действовать сообща.
Проведение открытого урока в подготовительной группе
В подготовительной группе открытые уроки проводятся как для родителей, чтобы показать, чем занимаются их дети, как себя ведут, как с ними общается воспитатель, так и в рамках методической работы.
План открытого урока по теме «Строим мост»
В вводной части урока воспитатель показывает картинки разных мостов и рассказывает, какие бывают мосты, их назначение.
Воспитатель: «Сегодня у нас гости, ребята. Давайте поздороваемся с ними.
Тема нашего занятия «Какие бывают мосты». Сейчас мы посмотрим на картинки и узнаем, какие бывают мосты. На первой фотографии мы видим железнодорожный мост. По таким мостам через водные препятствия проезжают поезда. На второй картинке — автомобильный мост, построенный специально для машин. Посмотрите на третью картинку. Если по мосту ходят только люди, то такой мост называется пешеходным.
Обратите внимание на четвертую картинку — какой интересный мост. Он двухъярусный. По первому ярусу едут автомобили, а по второму — поезда. Также могут быть двухъярусные мосты для автомобилей и пешеходов. Мосты делятся не только на железнодорожные, автомобильные и пешеходные. Они бывают разными и по типу постройки. Посмотрим, какие же ещё бывают мосты.
На пятой фотографии мы видим подвесной мост. Такие мосты прокладываются обычно в горах и чаще всего бывают пешеходными. Хотя современные технологии позволяют строить подвесные мосты и для автомобилей. На шестой фотографии мы видим, что мост проходит не над рекой, а над железнодорожными путями. Такой мост называется эстакадой. По ней могут ходить люди, ездить машины или поезда. Значит, какие могут быть эстакады? (Ответы детей).
Посмотрим на фотографию. Мы видим, что мост здесь проходит не над рекой и не над другой дорогой. Такой мост называется виадук. Его отличие от эстакады в том, что он проходит не над ровной поверхностью. На восьмой фотографии мы видим, что по виадуку едет поезд. Значит, какой это виадук? (Ответ детей).
Вы, наверное, устали? Давайте поиграем в игру «Перейди через речку». (На полу укладываются 2 шнура в метре друг от друга — это «речка». Через них перекидывается доска шириной в 15 см — «мостик». Дети должны перейти по дощечке на другую сторону).
Вот у нас речка, на другом берегу растут ягоды на земле, чтобы их собрать, надо будет присесть, и яблоки на дереве — надо подпрыгнуть. Ну, пошли! (Дети переходят по мостику речку и по команде «Ягоды — яблоки» приседают и подпрыгивают, вытягивая руки вверх).
Насобирали мы ягод и яблок, теперь пойдем назад. (Дети переходят через речку обратно).
Теперь вы сами должны построить мосты. Решите сами, какие они будут. (Дети строят мосты из строительных конструкторов).
Вот какие красивые мосты у нас получились! Что же мы узнали сегодня на занятии? Какие бывают мосты? (Ответы детей). А теперь давайте подумаем, какие мосты есть в нашем городе? (Ответы детей).
Молодцы, ребята! Давайте попрощаемся с нашими гостями».
Пример анализа занятия на тему «Строим мост»
Цели занятия:
- познакомить детей с конструкциями мостов;
- узнать новые слова: виадук, эстакада;
- развить навыки планирования и строительства мостов;
- развить навыки совместной работы.
Анализ занятия. Цели занятия были выполнены. В вводной часть был использован наглядный материал. Осуществлялась двусторонняя связь — дети активно участвовали в процессе. Не забыта физкультурная пауза. Воспитанники смогли отвлечься и выплеснуть накопившуюся энергию. Это помогло им сосредоточиться на второй части занятия и выполнить задание, предложенное педагогом. Дети для выполнения задания были разбиты на группы по 3 человека, что дало им всем возможность поучаствовать в процессе строительства. В целом занятие прошло успешно.
5. СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Конструирование — процесс творческий. Можно, конечно, проводить стандартные занятия, используя простейшие приёмы, и бесконечно строить из кубиков, делать традиционные аппликации или вырезать примитивные поделки из бумаги. Но это не будет интересно детям, да и научиться они смогут немногому.
Чтобы научить детей, воспитатель должен обладать развитой креативностью и владеть различными умениями. Сейчас есть много возможностей для самообразования — издается много книг по различным видам рукоделия, множество сайтов в интернете для увлечённых людей. Нужно только желание овладеть новой техникой и поделиться новыми знаниями с детьми.
Как выполнить работу по самообразованию
Лучшим показателем хорошей работы любого учреждения в глазах проверяющих является красиво оформленная документация. С настоящим самообразованием эта работа пересекается лишь частично, потому что реальное самосовершенствование — процесс индивидуальный и продолжающийся всю жизнь. Каковы же правила написания хорошей работы по самообразованию?
1. В первой части работы обязательно ссылаться на ФГОС ДО.
2. Необходимо после выбора темы правильно сформулировать заголовок. Он должен быть ёмким и научно ориентированным. Темы по самообразованию могут долго оставаться актуальными, а вот заголовки необходимо корректировать.
Текст должен быть написан профессиональным языком, с терминами и пояснениями.
Побольше иллюстраций, а особенно — таблиц, графиков, диаграмм и прочей наглядности, подтверждающей результаты работы по самообразованию.
Выполнив работу по самообразованию по этим принципам, педагог окажется на хорошем счету у руководства ДОУ. Потому что оно, в свою очередь, будет иметь возможность представить ваш труд на проверку разнообразным проверяющим, которые тоже останутся довольны. А воспитатель продолжает заниматься самообразованием, планированием уроков, разработкой новых тем для практической работы с детьми.
Создавая композиции из одного материала, мы строили задания таким образом, чтобы образы, выполняемые детьми, повторились с использованием другого материала или техники. А сформированные обобщённые способы создания предметов достаточно легко переносились с одного способа работы на другой (что является одним из показателей развития творчества).
Композиции и отдельные поделки, выполненные детьми, использовались в дальнейшей их жизни в дошкольном учреждении, а именно – в оформлении выставок, досугов, спектаклей и праздников, создании персонажей различных видов театров, подарков для родителей.
Особенно важно, что у детей в процессе учебной деятельности был сформирован устойчивый интерес к занятиям по созданию поделок из различных материалов, а вследствие этого создавалась благоприятная атмосфера для проведения занятий и формирования художественно-творческой деятельности. Это помогало детям преодолевать трудности, возникающие в процессе создания поделок».
В результате проведённой работы можно сделать вывод, что использование разных материалов и техник формирует положительное отношение к этим технически сложным видам продуктивной деятельности и развивает детское творчество.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты конструктивной деятельности к концу года:
- сформирован устойчивый интерес к конструированию, различных конструкторских элементах, их свойствах, и способах монтажа и демонтажа;
- развита способность комбинаторики, грамотному сочетанию элементов в конструкциях и изделиях;
- сформировано умение самостоятельно анализировать сооружения, поделки, рисунки, схемы и чертежи; развиты навыки пространственной ориентации;
- освоены разные виды конструкторов и сформированы умения создавать простейшие двигающиеся механизмы;
- развито мастерство конструировать игрушки, поделки, в основе которых лежит объемные формы (модули);
- умеют моделировать, проектировать и макетировать, используют оформительскую деятельность; развиты коммуникативные навыки делового общения.
Выводы. Таким образом, благодаря конструированию особенно быстро совершенствуются навыки и умения, коммуникативные качества, умственное и эстетическое развитие ребенка, познавательная и социально-личностная сфера.
У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Дошкольник на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления.
Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатая фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное мышление, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
На базе нашего детского сада осуществляется обучение конструированию (экологически чистый конструктор, комната «Мозаика», где дети нашего д/с в свободное время, во второй половине дня могут реализовать свои конструктивные возможности.
Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.