Марина Радайкина
Проект по художественному конструированию для детей средней группы (4–5 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по художественному конструированию для детей 4-5 лет.
Актуальность и значимость проекта.
Процесс воспитания и обучения ребёнка — это взгляд человечества в будущее. Мы живём в эпоху информации, и уже не представляем свою жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и много требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится сталкиваться с массой творческих задач. Нашей стране нужны люди, способные мыслить неординарно и нестандартно. Занятия художественно-творческой деятельностью создают основу для общения детей между собой и взрослыми. Ведь в художественном конструировании успешно и гармонично интегрируются разные линии развития ребёнка (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие). Кроме того, художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому развитие творческого мышления и воображения является одной из важнейших задач педагога. В связи с этим возникла идея увлечь детей интереснейшим видом деятельности – художественным конструированием.
Публикация «Проект по художественному конструированию для детей средней группы (4–5 лет)» размещена в разделах
Художественное конструирование из плоских элементов конструктора (разнообразных геометрических фигур) более всего схожа с сюжетной игрой, аппликацией, рисованием, но не приравнивается к ним.
Приёмы конструирования из деталей конструктора просты и доступны ребёнку дошкольного возраста и позволяют построить изображение любого содержания. Конструирование изображения создаётся путём определённой организации пространства — соединения между собой геометрических фигур для передачи основных частей и деталей изображаемых объектов.
Эта деятельность носит моделирующий характер. Дети, конструируя изображение объектов реальной действительности, передают не столько общий вид предмета, сколько то, что знают о его строении, отношениях между основными частями, т. е. строят изображение, значительно более близкое к наглядной модели, чем к фотографии. Таким образом, художественное конструирование способствует развитию восприятия, мышления, воображения – познавательных и творческих способностей и предлагает задания на овладение детьми общими способами действия с конструкторским материалом, используя определённые средства и технические навыки конструирования для его выполнения.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта:
Дети средней группы, воспитатели, семьи воспитанников.
Цель проекта: развитие у детей среднего дошкольного возраста познавательных и творческих способностей в процессе художественного конструирования.
Задачи:
- развитие сенсорных способностей детей;
-развитие воображения, творческих способностей;
-овладение действиями составления элементарного образа из нескольких элементов;
-развитие способности к совместному конструированию ребёнка и взрослого;
-развитие способности самостоятельно строить образы знакомых предметов и объектов действительности.
Предполагаемый результат:
- У детей появился интерес к художественному конструированию;
- Дети научились конструировать предметные и сюжетные композиции;
- Дети могут осуществлять точное обследование тех объектов, которые собираются конструировать;
- Совместно с родителями или самостоятельно могут создать различные продукты деятельности;
- Дети формулируют и представляют собственную точку зрения;
- Родители поняли значимость привлечения детей к деятельности по художественному конструированию.
Этапы реализации проекта.
1 этап - подготовительный.
- Организация подготовительной работы для реализации проекта.
- Обсуждение целей и задач проекта.
- Составление плана работы.
- Анкетирование родителей на тему: «Значение художественного конструирования в жизни ребёнка дошкольного возраста».
- Привлечение родителей к подготовке материала (плоскостных геометрических фигур разного размера из цветного картона) для деятельности детей.
- Подбор методической литературы, подготовка фоновых стендов, художественной литературы и детских песен для музыкального сопровождения деятельности детей.
2 этап – основной.
Практическая часть.
Тематическое планирование к проекту по художественному конструированию.
1. Создание условий для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов для реализации проекта.
2. Организация методической и информационной помощи родителям
3. Организация открытых дней.
Тематическое планирование к проекту по художественному конструированию на 2020-2021г.
3 этап – завершающий;
1. Подведение итогов проведённой работы.
2. Проведение дня открытых дверей для родителей: «В гостях у сказки»
Продуктивная деятельность по художественному конструированию:
Сроки
Этапы Совместная деятельность педагога с детьми Цель
Сентябрь:
1 Экспериментирование с элементами конструктора. Привлечь внимание детей к конструкторскому материалу, самостоятельное ознакомление детей с элементами конструктора, развитие воображение, умения видеть новое в знакомом.
Октябрь:
1 половина дня: «Утка с утятами».
2 половина дня: «Дары осени» Создать радостную атмосферу; анализ изображения в двух планах: незаконченного и окончательного; освоение действий- по «достраиванию» изображения, частично выполненного взрослым.
Умение видеть новое в знакомом, видеть в геометрических фигурах образы знакомых овощей и фруктов и создавать композицию-натюрморт из элементов конструктора, соизмеряя размеры геометрических фигур с изображаемыми объектами.
Ноябрь:
2 половина дня: «Мы едем, едем в далекие края».
2 половина дня: «Красивый ковёр». Анализ изображения в двух планах, освоение достраивания незаконченного изображения, постепенное увеличение доли детского участия в построении изображения, поощрять желание конструировать изображение вагончиков.
Освоение действий построения изображения ритмической композиции, основанные на чередовании двух элементов через один, располагая их в линию по горизонтали.
Декабрь:
1 половина дня: «Кедровая шишка для белочки».
2 половина дня: «1.2.3 дерево-смотри!». Освоение действий построения изображения шишки, состоящей из пяти частей, расположение однородных элементов по вертикали в порядке уменьшающейся величины без интервала; закрепление знания цветов.
Развитие способности строить обобщённое изображение хвойных и лиственных деревьев, состоящих из двух-пяти элементов конструкторского материала, передавая ствол и характерную крону; развивать эстетическое восприятие.
Январь:
2 половина дня: «Лепит детвора зимой Чудо с круглой головой».
1 половина дня: «Вот наша ёлочка яркая стоит». Освоение действий построения изображения снеговика из кругов разной величины, передавать образ смешного и любимого героя зимних развлечений.
Развить способности самостоятельно конструировать изображение новогодней ёлки и украшать её разноцветными огнями по своему желанию.
Февраль:
1 половина дня: «Построим разные дома».
Развлечение: «Кто к нам в гости пришёл?». Освоение действий построения изображения обобщённого образа дома (составлять изображение из нескольких частей: двух квадратов, треугольника, прямоугольника, соблюдая определённую последовательность в работе); освоение действий видоизменения конструкции дома в высоту одним способом: путём надстроивания в высоту.
Развить способности самостоятельно создавать замысел будущей композиции, активно использовать свой конструкторский опыт при конструировании на новую тему. Упражняться в поиске изобразительных средств для выразительного образа.
Март:
2 половина дня: «Девочки и мальчики прыгают, как зайчики».
Викторина: «В весеннем лесу». Развивать способности конструировать обобщённое изображение фигуры человека, передавая основные части человеческой фигуры, в одежде; строить образы с соблюдением пропорций, упражнение в самостоятельном нахождении изобразительных средств для создания выразительного образа.
Развитие способностей конструировать обобщённое изображение животных, передавая общую схему строения тела, его основные части с одинаковыми функциями, но различающимися по форме, размеру, цвету шерсти; выбирать изобразительные средства для раскрытия образа и передачи отношения к изображаемому.
Апрель:
Развлечение: «Мышки, кошка и ежи».
2 половина дня: «Транспорт» Развивать способности конструировать несколько вариантов обобщённого строения животных, создавая выразительный образ.
Развитие способности строить обобщённое изображение грузовой и легковой машины; выделять в предмете его основные части, определяя их назначение; анализ строения предмета; самостоятельно отбирать геометрические фигуры для конструирования изображения.
Май:
Подведение итогов.
День открытых дверей: «В гостях у сказки»
Показать динамику развития конструктивных способностей детей; их умения создавать сюжетную композицию; конструировать сказочных героев.
Вывод: целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию и моделированию играет большую роль в развитии их творческих способностей и познавательных процессов. Проект помог развитию сенсорных способностей детей, их воображения. Дети овладели действиями составления элементарных образов из нескольких элементов, научились самостоятельно строить образы знакомых предметов и объектов действительности.
Используемая литература:
И. А. Лыкова «Конструирование в детском саду» (средняя группа)
Л. В. Куцакова «Конструирование и ручной труд»
И. В. Новикова «Конструирование из бумаги в детском саду»
Воспитание детей в средней группе детского сада.
Сенсорное воспитание в детском саду.