Ирина Данилова
Проект по гармонизации межнациональных отношений «Хоровод дружбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Проблема толерантности и увеличения количества межнациональных конфликтов, снижение чувства патриотизма и активной гражданской позиции, широко обсуждается в современном мире и не случайно. Сейчас в нашей стране и за рубежом обострилась проблема жестокости и агрессии в межнациональных отношениях, которые носят разрушающий, деструктивный характер.
Публикация «Проект по гармонизации межнациональных отношений „Хоровод дружбы“» размещена в разделах
Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда. И наше время не является исключением. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому что уважение воспитанников к сверстнику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи в решении возникающих проблем – вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.
Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве, но оно не передаётся по наследству. В каждом поколении его надо воспитывать вновь и вновь. И, чем раньше начнётся формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.
Прогнозируемый результат:
• У дошкольников сформированы начальные представления о культуре народов, живущих в России
• Дети проявляют интерес к традициям, обычаям, фольклору разных народов
• Дошкольники эмоционально положительно относятся к людям других национальностей и уважают их культуру
• Дети с удовольствием оформляют предложенные объекты художественно-творческой деятельности, используя представления о традициях разных народов
• Родители уважительно относятся к представителям других национальностей
• Родители активно участвуют в проектной деятельности
Цель проекта :
Гармонизация межнациональных отношений
Задачи:
1. Формировать представления детей о культуре разных народов, живущих в России
2. Приобщать дошкольников к истокам различных культур через их традиции, обычаи, фольклор, подвижные игры
3. Воспитывать у детей чувство толерантности, уважения культуры и традиций своего и других народов
4. Развивать умения отражать полученные знания в художественно-творческой деятельности
Тип проекта :
Познавательный / творческий
Участники:
• дети средней группы и их родители
• воспитатель
• музыкальный руководитель
Срок реализации: 1 год
Этапы
Подготовительный этап
Месяц Неделя Мероприятия
Сентябрь
1
Анкетирование родителей по теме толерантности
Обработка данных анкетирования
2
Сбор информационных материалов о России, толерантности, национальном разнообразии и др.
Изготовление дидактических материалов
Пополнение РППС книгами, буклетами, куклами, костюмами и прочими предметами и материалами, необходимыми для реализации проекта
3
Составление плана по осуществлению поставленных цели и задач
4
Обсуждение плана со специалистами и родителями
В анкетировании приняли участие 35 родителей (85,3%) из 41. По результатам анкетирования 33 родителя (94%) из 35 оказались заинтересованы в проведении мероприятий по приобщению детей к культуре разных народов. В связи с этим был составлен план, который впоследствии был вынесен на обсуждение с родителями и специалистами. Были определены сроки, мероприятия, назначены ответственные.
Основной этап
Для вовлечения детей в проект была создана игровая ситуация.
Дети, придя утром в сад, обнаружили в одной из игровых зон необычный свёрток. Воспитатель предложила детям посмотреть, что же там внутри. Когда дети развернули его, то увидели что это карта. На ней были изображены люди разных национальностей, населяющих Россию. Воспитатель спросила у детей, что это за карта, что она обозначает и т. д. После беседы дети выяснили, что это карта, обозначающая население России. Потом воспитатель спросила, а есть ли в нашей группе ребята из других стран? Дети ответили, что есть. Тогда воспитатель предложила детям отправиться в путешествие и узнать много нового и интересного о разных народах, узнать, чем мы с ними похожи и чем отличаемся.
Так началось наше путешествие.
Месяц Неделя Мероприятия
Октябрь
1
Рассматривание глобуса и карты, знакомство со странами-соседями
Игра-приветствие «Я, ты, он, она - вместе дружная семья!»
Подбор газет, журналов, книг, буклетов и т. д. на тему «Мы разные, но мы вместе!»
2
Оформление группового уголка «Дружат дети всей Земли»
Рассматривание кукол в национальных костюмах
3
Игра-путешествие «Страна, в которой мы живём, Россия мы её зовём!»
4
Рассматривание иллюстраций с изображениями разных стран и их народов
Знакомство с азербайджанской подвижной игрой «Отдай платочек» (Дэсмалы вер)
Ноябрь
1
Беседа «Мама – звучит одинаково на всех языках»
Разучивание хоровода «Шире круг!»
2
Знакомство с армянской подвижной игрой «Цветы и ветерки» (Царик ев каминер)
Сюжетно-ролевая игра «Летим в гости на воздушном шаре»
3
Выставка «Кукла своими руками» (в национальных костюмах)
4
Создание фотоколлажа «Праздники в моей стране»
Декабрь
1
Вечер сюрпризов «Подарок для моего друга»
(изготовление поделок, рисунков и т. д.)
2
Акция «Рука Дружбы»
3
Раскраски национальных костюмов
4
Новогодние традиции разных стран
Январь
2
Мини-развлечение после новогодних каникул «Мы снова вместе»
3
Знакомство с азербайджанской подвижной игрой «День и ночь» (Геджа ее гюндуз)
Знакомство с армянской подвижной игрой «Три камня» (Ерек кар)
4
Знакомство со стихотворением «С чего начинается Родина»
Оформление книжки-раскладки «Моя Родина» с рассказами детей о своей стране
Февраль
1
Подбор литературы на тему «Сказки народов Мира»
Инсценировка сюжетов из некоторых сказок по желанию детей
2
Просмотр мини-фильма «Дружба народов»
3
Сюжетно-ролевая игра «Магазин сувениров»
4
Рассматривание флагов, гербов, прослушивание музыки разных стран
Март
1
Проводы зимы, знакомство с традициями «Масленицы»
2
Создание кулинарной книги с рецептами национальных блюд разных стран
«Дружные поварята»
3
Фотовыставка «Дружат дети всей Земли»
4
Чтение «Друзья всех цветов»
Все мероприятия, представленные в сетке плана, были внедрены в НОД, прогулки, режимные моменты или свободную деятельность. Дети с интересом включались во все мероприятия, а родители поддерживали детский интерес, сами включались в проектную деятельность и готовились к фестивалю. Были обеспечены все условия для формирования у детей представлений о разных народах, их обычаях и традициях.
Завершающий этап
Месяц Неделя Мероприятия
Апрель
1
Конкурс рисунков «Моя Родина»
2
Подготовка к фестивалю: подбор костюмов, разработка сценария домашнее задание о подготовке номеров и др.
3
Фестиваль «Хоровод Дружбы»
Май
1
Раскраски народных костюмов
2
Фотовыставка с фестиваля
3
Анкетирование родителей
4
Отражение в СМИ реализации проекта
Результаты проектной деятельности
• У детей сформированы начальные представления о культуре разных народов, живущих в России
• Дошкольники с удовольствием приобщаются к истокам различных культур через их традиции, обычаи, фольклор, подвижные игры
• Дети проявляют чувства толерантности, уважения культуры и традиций своего и других народов
• Дошкольники с удовольствием отражают полученные знания в художественно-творческой деятельности
• Родители уважительно относятся к представителям других национальностей
• Родители активно участвуют в проектной деятельности
После обработки результатов анкетирования, предложенного родителям по окончании проекта «Хоровод Дружбы», было выявлено, что родителям понравилось принимать участие в проекте и они хотели бы продолжать деятельность по приобщению детей к культуре разных народов.
В связи с этим было принято решение продолжить проектную деятельность по теме «Край родной, навек любимый!»