Ольга Стороженко
Проект по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Ориентируйся правильно»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта: «Ориентируйся правильно».
Номинация: дошкольный возраст.
Вид проекта: познавательный.
Срок реализации проекта: краткосрочный (1 день).
Участники проекта: воспитатели, воспитанники подготовительной группы, родители.
Актуальность проекта:
Публикация «Проект по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе „Ориентируйся правильно“» размещена в разделах
Как стремительно изменяется мир. Темпы развития человечества ускоряются, как и сама наша жизнь. В эпоху компьютерных технологий перед человеком появляются новые вызовы. А перед детьми - новые требования. Современные дети имеют гораздо больше знаний, чем их ровесники каких-то 10-15 лет назад. Стоя на пороге школы бывший дошколенок должен иметь определенный багаж знаний, который позволит ему усваивать материалы школьной программы. А математика – одна из самых трудных дисциплин обучения. Знакомство с математическими представлениями происходит уже в детском саду. Воспитатели не только осуществляют математическое развитие детей, но и прививают любовь к математике с ранних лет. Ведь маленькому человеку так важно узнать и полюбить окружающий его мир. Мир, в котором математические законы действуют на каждом шагу. Дошкольникам зачастую трудно правильно сориентироваться в пространстве. Многие дети часто путают правую и левую руку, а также направление – налево, направо. Кроме того, дети оказываются недостаточно подготовленными к школе: не знают, где у листа бумаги верх, где низ. Поэтому необходимо уделять больше внимания формированию пространственных представлений в детском саду. Ведь благодаря этому активизируется речь, пополняется словарный запас, ребенку легче ориентироваться на улице, проезжей части. В свою очередь, ориентировка на листе бумаги готовит ребенка к обучению в школе, развивается логическое мышление, воображение, глазомер.
Объект проекта: Пространственная ориентировка детей.
Предмет проекта: Умение правильно ориентироваться в пространстве, на листе бумаги.
Цель проекта: Формирование у детей пространственных представлений.
Задачи проекта:
Образовательные:
• обогащать словарный запас детей.
• формировать умение ориентироваться на листе бумаги.
• совершенствовать знания детей о пространственных представлениях: слева, справа, впереди, сзади, около.
Воспитательные:
• воспитывать любознательность.
• воспитывать чувство общности интересов, умения работать в команде.
Развивающие:
• развивать логику.
• формировать у детей радостные эмоции от правильно выполненного задания.
• формировать у детей интерес к математике.
Методы проекта:
Наглядные: рассматривание картинок, памятка для родителей.
Словесные: беседы.
Игровые: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, малоподвижные игры.
Прикладные: рисование под диктовку воспитателя.
Формы реализации проекта:
• ООД.
• игры (дидактические, малоподвижные, сюжетно-ролевые, речевые, настольно-печатные);
• беседы, общение;
• рассматривание рисунков, картинок;
• памятка для родителей.
Необходимые материалы: дидактические пособия в картинках, схема движения, материал для продуктивной деятельности (бумага в клетку, карандаши, конверт с письмом от Буратино.
Ожидаемый результат: овладение детьми умением ориентироваться в пространстве относительно себя; уверенное знание пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, между, рядом; хорошо ориентируются на плоскости.
Продукт проекта: картотека игр, обучающих пространственной ориентировке, заинтересованное отношение детей к изучению математики, памятка для родителей.
Список литературы:
1. В. П. Новикова «Математика в детском саду». Москва. «Мозаика-Синтез» 2014г.
2. И. А. Помораева, В. А Позина «Формирование элементарных математических представлений. Москва, изд. «Мозаика-Синтез» 2016г.
3. Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. Математика — это интересно. Игровые
ситуации, диагностика освоенности математических представлений. — СПб. :
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.185
4. Интернет: http://www.directeducation.ru.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап:
Беседы о том, что такое математика, зачем она нужна?
Подготовка картинок, дидактических пособий по теме.
Подбор дидактических игр, литературных произведений.
Подготовка памятки для родителей.
2. Основной этап:
ООД.
Беседы.
Дидактические игры.
Сюжетно-ролевые игры.
Игры на прогулке.
Заучивание: стихотворение В. Берестова «Где право, где лево».
Графический диктант.
3. Заключительный этап:
Памятка для родителей
Картотека дидактических игр.
Подведение итогов.
Воспитатель:
Ребята, сегодня по пути в детский сад я встретила почтальона, и он вручил мне письмо от Буратино, адресованное нашей группе. Давайте вскроем конверт и прочтем, о чем он нам пишет.
Письмо.
Здравствуйте дорогие ребята, пишет вам письмо ваш знакомый Буратино. Недавно я шел на Ярмарку и не заметил, как потерял свой ключик. Там на улице я встретил лису Алису и кота Базилио. Они сказали, что видели мой ключик у Дуремара, а пройти к нему легко: 10 шагов налево, 7 шагов прямо, потом 9 шагов направо, и 4 шага назад. Я шел, шел и, в общем, я заблудился. А мне сказали, что в вашем Детском саду №8 очень любознательные дети, вы много знаете и умеете. Поэтому, я обращаюсь к вам. Помогите мне вернуть золотой ключик, и найти дорогу домой к моему папе.
Воспитатель:
Ребята, мы можем помочь Буратино?
Дети:
Да.
Воспитатель:
А как мы это сделаем, какую мы поставим цель?
Дети:
Нужно найти правильный путь.
Воспитатель:
Что вы можете сделать для Буратино?
Дети:
Научим его где лево, где право.
Воспитатель:
Как вы думаете, какие еще слова необходимы, чтобы найти правильный путь?
Дети:
Вперед, назад, около.
Воспитатель проводит игру «Слева, справа, впереди».
Воспитатель:
Ребята, а цифры нам понадобятся, чтоб помочь Буратино?
Дети:
Да.
Воспитатель:
А какие цифры вы уже знаете?
Дети:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Воспитатель:
Поставьте их по порядку.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель:
Ребята, давайте вспомним зачем эти цифры нужны Буратино?
Дети:
Чтоб считать шаги.
Воспитатель:
А как мы поможем Буратино найти золотой ключик?
Дети:
Нарисуем его.
Воспитатель:
Что нам для этого нужно?
Дети:
Бумага и карандаши.
Воспитатель:
Правильно, но для начала давайте повторим, где у листа правые и левые стороны и углы.
Проводится игра «Геометрический диктант».
Воспитатель:
А какая нам нужна бумага?
Дети:
В клеточку.
Воспитатель:
Чтобы нарисовать золотой ключик, вам следует быть внимательными.
Чтобы легче было трудиться, нам необходимо взбодриться.
Физкультминутка.
У меня есть две руки – и правая, и левая!
Они в ладоши могут бить – и правая, и левая!
Они мне могут нос зажать-и правая, и левая!
За ухо могут потрепать!-и правая, и левая!
Увидев маму, помахать -и правая, и левая!
Воздушный поцелуй послать -и правая, и левая!
И могут так меня обнять -и правая, и левая!
Воспитатель проводит графический диктант.
Воспитатель:
Здорово, ребята, теперь у Буратино снова будет золотой ключик, да не один. Но нам еще необходимо научить нашего друга правильно выполнять движения: влево, вправо, вперед, назад.
А давайте выучим с вами стихотворение В. Берестова, которое так и называется «Где право, где лево».
Заучивание стихотворения.
Самостоятельная деятельность детей.
А сейчас мы с вами пойдём на прогулку. Воспитатель на прогулке проводит игру «Найди клад?»
После прогулки дети складывают ключики в конверт и отправляют письмо Буратино.
Воспитатель:
Ребята, что мы сегодня с вами делали?
Дети:
Помогали Буратино.
Воспитатель:
А что мы узнали нового?
Дети:
Мы узнали, как можно нарисовать ключик по клеточкам. Как найти клад. Мы повторили как определить лево и право.
Воспитатель:
А что вам было интереснее?
Дети:
Рисовать по клеточкам, искать клад.
Воспитатель:
Я очень рада, что мы с вами помогли Буратино. Надеюсь теперь он найдет дорогу домой, и больше не потеряет свой ключик.
Результат проекта: дети уверенно определяют заданное направление – налево-направо, впереди-сзади, между, около.
Вывод: в результате реализации проекта были выявлены трудности в пространственной ориентировке детей на плоскости, в связи с этим принято решение уделять этой проблеме больше внимания, а также приобщить родителей к проведению занятий по этой теме дома.