Ирина Башаева
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ТИП ПРОЕКТА : коллективный, познавательный, оздоровительный.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : воспитатели, помощник воспитателя, родители, муз. руководитель, дети группы № 5 "Бусинка"
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : долгосрочный.
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА : Развитие культурно-гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.
Публикация «Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.
При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. Если взрослые после утренней гимнастики принимают душ, то и ребенок считает естественным его обязательность. В семье, где родители, старшие братья и сестры не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом. Но общий правильный уклад жизни в семье еще не гарантирует усвоение ребенком всех доступных ему навыков.
Их воспитанию приходится уделять специальное внимание.
Прежде всего следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки.
Хорошо сформированные навыки выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний. Если он и забудет о каком-либо из них, например прибежит и сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего намека, напоминания оказывается достаточно, чтобы он (даже несколько смущенно) исправил свою ошибку.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
1. Развитие культурно-гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения во время еды, умывания;
2. Формирование привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;
3. Формирование навыков поведения за столом : пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
4. Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
5. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
6. Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1. Развитие культурно-гигиенических навыков.
2. Сформированна привычка следить за своим внешним видом,
3. Умение детей правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
4. Дети умеют вести себя за столом: пользуются правильно столовыми приборами, салфеткой; не крошат хлеб, пережевывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают за столом.
5. Пополнены знания о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия.
6. У детей возникла потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
7. Соблюдение культурно-гигиенических навыков дома и развитие навыков личной гигиены в домашних условиях.
План реализации проекта.
1. Мониторинг.
Цель: выявить уровень культурно-гигиенических навыков, сформированности простейших навыков поведения детей во время еды, умывания и т. п.
2. Организация деятельности детей в рамках проекта.
Виды деятельности:
НОД: «Чтобы быть здоровым», «Одежда», «Наш зайчонок заболел», «Кукла Маша умывается», «Оля купается», «Чистюля и грязнуля», «Доктор Айболит», «Чтобы быть здоровым», «Учим куклу Машу мыть руки», «Как нужно ухаживать за собой», «Сохрани свое здоровье», «Мои зубы», «Доброе утро, расческа»,
«Как надо одеться, чтобы не заболеть?» и др.
Опытно-исследовательская деятельность: Вода и пена. Разноцветная вода. Тонет не тонет. Снег – вода.
Экскурсия: В прачечную детского сада. В мед. кабинет.
Чтение худ. лит: г. Зайцев «Дружи с водой», К. Чуковский «Мойдодыр», А.
Барто «Девочка чумазая», С. Бягковская «Юля-Чистюля», Александрова
«Купание», Потешки: «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса», Шуржик
«Вода и мыло», Демьянов «Замарашка», Яснов «Я мою руки».
Беседы: «Чистота и здоровье», «Кукла Катя пришла в гости», «Хорошо у нас в
детском саду», «Кукла идет на прогулку», «Катя заболела», «Не ходи в мокрой
одежде», «Старайся выглядеть опрятно», «Перед едой мой руки с мылом», «Не
балуйся за столом», «Учись есть не спеша и аккуратно», «Не болтай за столом».
Дидактические, развивающие игры и упражнения: «Таня простудилась»,
«Сделаем куклам разные прически», «Вымоем куклу», «Кому что нужно»,
«Разложи картинки по порядку», «Уложи Машу спать», «»Угостим кукол чаем»,
«Кукла идет гулять», «Водичка, водичка», «Вымой руки», «Почистим зубы»,
«Оденем куклу на прогулку», «Таня простудилась», «Вымоем куклу», «Правила
гигиены», «Водичка, водичка», «Умывалочка».
Творческие игры: «Парикмахерская», «Больница», «Кухня», «Мы в гостях».
Продуктивная деятельность: «Укрась платочек», «Укрась салфетку», Уборка и
мытье игрушек, умывание кукол, стирка кукольной одежды и др.
Работа с родителями.
консультации на тему : «Правила гигиены», «Пойти в
детский сад и не болеть», «Чтобы избежать простудных заболеваний», «Как правильно одеть ребенка», «Учимся мыть руки вместе», «Здоровые зубы», «Учимся трудится»; беседы с мед. работником и др.
3. Презентация материалов проекта.
Выставка детских работ.
Сборник стихов, потешек по теме.
Папка и картинками «Одежда», «Посуда» и др.
Игра «Собери по порядку»
Итоговое занятие «В гостях у Мойдодыра».