Приложение МААМ

Проект по формированию естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников «Я познаю мир»

Ольга Кузьмина
Проект по формированию естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников «Я познаю мир»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект по формированию естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников

Тема: «Я познаю мир. Насекомые»

Тип проекта: Познавательный. Краткосрочный. Групповой.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Срок реализации: 02.08.2021 – 30.08.2021г.

Публикация «Проект по формированию естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников „Я познаю мир“» размещена в разделах

Актуальность:

Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальней шее отношение к насекомым – или у нас развивается фобия к разным ползающим и летающим букашкам, или мы открываем для себя удивительный микромир, с его чудесами и тайнами.

Жуки и бабочки, пчёлы и мухи, тараканы и пауки, муравьи и шмели, божьи коровки и кузнечики, осы и комары, стрекозы и сверчки – это всё наши братья меньшие, которых мы порой не замечаем из-за темпа нашей жизни. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.

Цель: Дать детям представление о различных насекомых, о роли того или иного насекомого в природе.

Задачи реализации проекта:

• Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о насекомых, о местах их обитания, характерных особенностях внешнего вида и способах передвижения, условиях жизни.

• Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к миру живой природы.

• Формировать навыки исследовательской деятельности.

Ожидаемые результаты:

В группе созданы необходимые образовательные условия для ознакомления детей с насекомыми; оформлен уголок, в котором находится, фигурки насекомых, иллюстрации насекомых, книги; дети более бережно относятся к насекомым и книгам.

Методологическая база проекта:

https://www.youtube.com/watch?v=OFqyLlLaKo0

https://www.youtube.com/watch?v=kre1UCB8kOE

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта:

Словесные Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала, разъяснение.

Наглядные Наблюдения, демонстрация наглядных пособий, показ способа действий.

Практические Игровые действия, внезапное появление объектов, загадывание и отгадывание загадок, чтение художественной литературы, участие в выставках и конкурсах, создание игровой ситуации, опытно-исследовательская деятельность.

Подготовительный этап

• Насекомые - кто они такие?

• Среда обитания.

• Особенности внешнего вида, повадки.

• Питание, размножение.

• Значение насекомых в экосистеме. Раскрашивание картинок с изображением насекомых: бабочка, гусеница, стрекоза, и т. д.)

Практический Этап

1. Беседа: «Насекомые - кто они такие?»

2. Беседа и показ видео ролика: «Среда обитания».

3. Лепка: «Божья коровка»

4. Беседа и показ видео ролика: «Питание и размножение»

5. Рисование: «Бабочки - красавицы»

Рассматривание книг, дидактические игры «4 Лишний», пазлы.

Заключительный этап

В заключении: Выставка работ (аппликации, рисунки, поделки из

Пластилина) детей и их родителей.

Работа с родителями

Цель Форма проведения

Познакомить родителей с темой проекта, вовлечь родителей в организацию работы с детьми в.

1. Буклет: «Что нужно знать о насекомых».

2. Творческие работы с детьми.

Приложение№ 1

Беседа

во второй младшей группе

на тему: «Насекомые - кто они такие?»

Цель: Познакомить детей с насекомыми.

Задачи:

Воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

Оборудование: Кукла Почемучка, иллюстрации насекомых, фигурки насекомых.

Предварительная работа: Вне занятий воспитатель беседует с детьми читает книги о насекомых.

Ход

Вводная часть

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Посмотрите ребята к нам в гости пришла кукла.

Кукла Почемучка: Здравствуйте ребята.

Дети: Здравствуйте.

Кукла Почемучка: Меня зовут Почемучка, я приглашаю вас отправиться в лес отдохнуть на полянке.

Воспитатель: Ну что ребята мы с вами отправимся в лес?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда садимся на наш волшебный паровоз и поехали!

Сюрпризный момент.

Основная часть

Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу. Дети представляют, что очутились на полянке.

Воспитатель: Ребята, в лесу есть такие жители, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком, их очень, очень много. Они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это?

Дети: Это насекомые

Воспитатель: Да, правильно. Послушайте я прочитаю стихотворение.

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук,

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок,

И собирает мед пчела

Все заняты, у всех дела!

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

Воспитатель: И муравей, и божья коровка, и кузнечик, и бабочка – насекомые.

Воспитатель: Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты, они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на земле.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете что насекомые обитают не только на земле, но и в воде, и под землей, и в воздухе.

Воспитатель: Как передвигаются насекомые?

Дети: Летают, прыгают. Воспитатель: Правильно. А еще насекомые умеют ползать, плавать, бегать, порхать, нырять.

Воспитатель: А чем питаются насекомые?

Дети: Нет.

Воспитатель: Большинство насекомых с удовольствием поедают зеленые листья, стебли. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей. Есть в природе и насекомые-хищники, которые питаются другими насекомыми.

Жуки-точильщики едят древесину и кору деревьев. Пчелы, шмели, бабочки любят полакомиться медовым нектаром и цветочной пыльцой.

Кукла Почемучка: Ребята сколько много и интересного я узнала о насекомых. А Вы?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята сейчас я вами и кукле Почемучке загадаю задатки, вам нужно будет слушать внимательно и отвечать правильно.

Этот маленький скрипач изумрудный носит плащ,

Он и в спорте чемпион, ловко прыгать может он. (Кузнечик)

Дети: Кузнечик.

Воспитатель: Правильно! Покажите, как прыгают кузнечики.

Воспитатель: Слушаем следующую.

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий,

Под сосной в лесу густом,

Из хвоинок строит дом (Муравей)

Дети: Муравей.

Воспитатель: Как называется муравьиный дом? (муравейник)

Воспитатель: Правильно, ребята, а вы знаете что муравьи приносят пользу лесу и людям, они уничтожают вредных насекомых.

Воспитатель: Слушаем последнею загадку.

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок (бабочка)

Дети: Бабочка.

Воспитатель: Чем питается бабочка? Дети: Нектаром цветов, пыльцой.

Воспитатель: Правильно, вот ребята нам пора возвращаться в детский сад, а кукле почемучке домой. Садимся на волшебный паровоз и отправляемся.

Заключительная часть

Воспитатель: Вот мы с вами и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель: что вы узнали нового о насекомых.

Ответы детей: Насекомые умеют плавать, есть насекомые хищники.

Кукла Почемучка: Ребята мне тоже понравилось с вами путешествовать, но мне уже пора домой. До свидание ребята.

Дети: До свидания.

Вопросы детям

Ответы детей.

Длительность: 15 минут.

Приложения №3

Организованная образовательная деятельность

Художественно-эстетическое развитие «Лепка»

во второй младшей группе

на тему: «Божья коровка»

Цель: Закреплять знания о внешнем виде насекомого-божья коровка.

Задачи:

Развивать любознательность, интерес к жизни насекомых.

Воспитывать чуткое отношение к живым существам (насекомым)

Воспитывать аккуратность, работатая за столом, видеть прекрасное в живой природе.

Оборудование:

Игрушка Божья коровка, иллюстрация, пластилин: красный, черный, белый, дощечки, салфетки.

Предварительная работа:

Накануне с детьми проводится беседа о божьей коровке,

рассматривание картинок и иллюстраций.

]Ход

Вводная часть

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие – в

страну насекомых. Насекомых на нашей планете очень много: больше,

чем животных. К насекомым относятся жуки, стрекозы, бабочки,

кузнечики, мухи, пчелы, шмели и т. д. А о каком насекомом мы с вами

сегодня поговорим, вы узнаете из загадки:

На берёзовом листочке

Кто-то красненький сидит.

Спинка-крылья – в чёрных точках.

Замерла, как будто спит.

Посидела, посидела…

Вверх взвилась и улетела.

Симпатичная плутовка,

Эта. (божия коровка.)

Дети: Божья коровка.

Воспитатель: Правильно. Молодцы. А давайте с вами вспомним

присказку про божью коровку:

Божья коровушка,

Полети на облачко,

Принеси нам с неба,

Чтобы было летом:

В огороде бобы,

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,

Во поле пшеница.

Воспитатель: У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко-

красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Такая

окраска называется предостерегающей. Птицы знают, что насекомое с такой окраской несъедобное. Но божьи коровки бывают и других цветов:

желтые, черные, синие и голубые и даже зеленые. А на спинках могут

быть не только точки, но и полоски или другие узоры.

У божьей коровки есть маленькие крылышки, а под ними жесткие

коричневатые полупрозрачные подкрылья.

Божья коровка умеет ловко ползать по стебелькам трав, а может и

летать на большие расстояния.

Она любит летать на своей зеленой полянке с друзьями. Мы тоже

можем побывать на этой полянке.

Чтобы попасть на полянку, нам надо превратиться в божьих коровок.

Физкультминутка «Божьи коровки»

Божьи коровки, покажите ваши головки, носики, ротики, крылышки –

ручки, ножки, животики. показывают названные части тела

Божьи коровки, поверните направо головки. повороты головы вправо

Божьи коровки, поверните налево головки. повороты головы влево

Ножками притопните, топают ногами

Крылышками хлопните. хлопают руками

Друг к другу повернитесь

И мило улыбнитесь. поворачиваются и улыбаются друг другу

А теперь полетим вместе с божьей коровкой на её полянку. Наглядные и игровые методы в сочетании со словесными.

Во время занятия загадывались загадки, читались присказки, проводилась физкультминутка «Божья коровка», силуэт божьей коровки.

Основная часть

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем лепить вот такую божью

коровку.

Приступаем к работе. Подняли рукава, взяли красный пластилин, слепили шарик и слегка его приплюснули с одной стороны. Это у нас получилось туловище. Берем черный пластилин, отрываем маленькие кусочки, лепим шарики и прикрепляем к туловищу маленькие при маленькие черные пятнышки. Также из черного пластилина катаем шарик это у нас голова. Крепим к туловищу. У нас готова божья коровка? (нет.)

Воспитатель: а что же нахватает? (глазки, усики)

Воспитатель: Тогда берем белый пластилин и лепим меленькие шарики -2 штучки. Крепим к голове. И не забываем про зрачки. Вот и готовы у нас глазки. Осталось только слепить усики. Берем желтый пластилин и катаем колбаски тоненькие при- тоненькие. Кончик колбаски заворачиваем. Получилось? Крепим к голове. Молодцы. Вот у нас получилась божья коровка. Красивая, аккуратная.

Заключительная часть

Воспитатель подводит итоги образовательной работы, дает положительную оценку каждому воспитаннику.

Воспитатель спрашивает:

- Ребята, что мы с вами делали?

Ответы детей: рассматривали божью коровку, лепили, проводили пальчиковую гимнастику.

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось?

Ответы детей:

Воспитатель хвалит детей и раздаёт им угощения за проделанную работу.

Дети: прощаются с божьей коровкой.

Вопросы детям

Ответы детей.

Длительность: 15 минут.

Приложение № 5

Организованная образовательная деятельность

Художественно-эстетическое развитие «Рисование»

во второй младшей группе

на тему: «Бабочки - красавицы»

Цель: Закреплять знания о внешнем виде насекомого- бабочка.

Задачи:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Продолжать развивать у детей творческие способности, фантазию, воображение.

Оборудование:

Кисточки, гуашь красного и черного цвета, стаканчики с водой, бумага, салфетки.

Предварительная работа:

Наблюдение за бабочками в летнее время. Рассматривание иллюстраций. Раскрашивание бабочек в альбомах – раскрасках. Чтение стихотворения про «Бабочку»; рассматривание иллюстраций с изображением «Бабочки».

Ход

Вводная часть

Здравствуй, Небо! (руки поднять вверх)

Здравствуй, Солнце! (руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, земля! (плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, планета Земля! Руками сделать круг перед грудью

Здравствуй, наша большая семья! (все ребята берутся за руки и поднимают их вверх).

Мотивационная беседа.

Воспитатель:

Ребята, предлагаю вам послушать стихотворение, и тогда вы узнаете, что мы будем сегодня рисовать.

Воспитатель читает стихотворение:

Утром бабочка проснулась

Улыбнулась, потянулась

Раз – росой она умылась

Два – изящно покружилась

Три – нагнулась и присела

На четыре – улетела.

Воспитатель:

Дети, о каком насекомом говорится в стихотворении? (о бабочке).

А вот и сама бабочка к нам в гости прилетела (вынести игрушку бабочки)

Ой, какая – то грустная наша гостья, давайте отправимся в путешествие мир насекомых и расскажем, что мы знаем о бабочках?

наглядные и игровые методы в сочетании со словесными.

Во время занятия, чтение стихотворения про бабочек; физминутка «Бабочки, гусеницы, куколки»; пальчиковая гимнастика «Бабочка».

Основная часть

Воспитатель:

К какой группе относится бабочка? (к насекомым)

Насекомые – самая многочисленная группа живых существ. Зоологам известно более 1 миллиона видов насекомых и каждый год открываются всё новые виды. Давайте рассмотрим нашу гостью, с чем сравниваются крылья бабочки? (с цветком)

Какие крылья у бабочки? (воздушные, лёгкие, яркие, большие)

А сколько крыльев у бабочки? (четыре)

Бабочки – удивительные существа. В Древнем Риме существует легенда, по которой наша бабочка появилась из красивого цветка, который сорвал ветер. Ветер любовался прекрасным цветком, но он боялся, что цветок завянет и превратил его в бабочку – лёгкую, красивую и изящную.

Так и хочется взять бабочку в руки, чтобы рассмотреть и погладить нежные крылышки, но стоит прижать крылышки и бабочка блёкнет и теряет свои чешуйки, становится вялой и перестаёт летать. Гораздо лучше любоваться этими насекомыми не прикасаясь к такому хрупкому созданию и бабочка, обязательно, отблагодарит вас за заботу и внимание и исполнит ваше сокровенное желание. Каких бабочек вы знаете? Давайте рассмотрим на картинках разнообразие бабочек и их окраску.

Павлиний глаз

Аполлон

Капустница.

Лимонница.

Махаон.

Каким образом идёт размножение бабочек? (откладывают яйца, из яиц – личинок появляются гусеницы, затем гусеницы превращаются в кокон или куколку, а затем в бабочку – красавицу)

физминутка

Мы вместе с нашей гостей бабочкой поиграем в игру «Бабочки, гусеницы, куколки» По сигналу ведущего «Бабочки!» дети летают. По сигналу «Гусеницы!» - ползают на четвереньках. По сигналу «Куколка!» - замирают на месте.

Бабочка – красавица

Вся переливается,

Над поляною летит,

Словно радуга блестит.

Дети, почему наша бабочка грустная? (потому что нет друзей, она совсем одна)

Воспитатель:

Показ поэтапного рисования бабочки.

Воспитатель:

1. Возьмём лист бумаги и свернём пополам, чтобы обозначить середину. Нарисуем туловище

2. Верхние крылышки у бабочки чуть поменьше. Всё рисовать будем на одной половинке листа.

3. Нижние крылышки больше.

4. Теперь мы аккуратно свернём пополам и прижмём ладошкой. У нас получилась бабочка с одинаковыми крылышками. Мы можем украсить крылышки узором и опять сложить пополам. Эта техника исполнения называется монотипия, мы с ней уже знакомы.

5. Нашей бабочке можем нарисовать цветы, так же на одной половине листа и отпечатать.

6. Добавим фон и наш рисунок готов!

Посмотрите, как красиво получилось. А теперь каждый нарисует свою бабочку – красавицу. Не забудьте нарисовать усики у бабочки.

Самостоятельная работа.

Воспитатель:

-Прежде чем приступить к работе, подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

«Бабочка»

Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы.

Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки.

Ах, красавица какая-

Эта бабочка большая!

Над цветами полетала-

И мгновенно вдруг пропала.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Приступаем к работе.

Практическая работа:

Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь воспитателя.

(Во время работы по необходимости воспитатель подсказывает, помогает).

Воспитатель помещает все работы на выставку.)

Заключительная часть

Теперь наша бабочка рада, сколько подружек у неё появилось, все такие красивые и разные, нет ни одной похожей. Теперь они будут резвиться на полянке, летать и радовать нас.

Дети, о ком мы говорили на занятие?

Много ли бабочек на Земле?

Как размножаются бабочки?

Бабочек нужно беречь и зачем?

Что вам понравилось в занятии?

Молодцы, ребята, у каждого получились разные и интересные насекомые. Вопросы детям

Ответы детей.

Длительность: 15 минут.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Аппликация «Моя первая копилка. Деньги»Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Аппликация «Моя первая копилка. Деньги» Фотоотчёт по формированию основ финансовой грамотности в средней группе "Моя первая копилка". Цель: формирование у детей среднего дошкольного.

Дидактическая игра по формированию основ информационной безопасности в сети интернет у дошкольников «Сделай плакат»Дидактическая игра по формированию основ информационной безопасности в сети интернет у дошкольников «Сделай плакат» Цель дидактической игры: раскрытие источника угроз, которые несёт всемирная сеть. Дидактические задачи: -повысить уровень осведомленности.

Дидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотностиДидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотности Лишь на первый взгляд, слова "дошкольник" и "финансы" кажутся очень далеки друг от друга. Но уже в дошкольном возрасте ребенку можно и нужно.

Консультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» ВидеоКонсультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» Видео Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них устойчивой потребности.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы»Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Цель проекта: Формирование у детей дошкольного.

Проект по формированию основ пожарной безопасности «Чем пожар тушить, легче его предотвратить»Проект по формированию основ пожарной безопасности «Чем пожар тушить, легче его предотвратить» Проект по формированию основ пожарной безопасности «Чем пожар тушить, легче его предотвратить» Актуальность проекта: Сколько лет огонь.

Проект в средней группе ДОУ по формированию основ ЗОЖ «Пусть всегда будут зубки здоровыми»Проект в средней группе ДОУ по формированию основ ЗОЖ «Пусть всегда будут зубки здоровыми» Актуальность проекта определилась высокой распространенностью детских стоматологических заболеваний. Здоровье зубов – важнейший фактор.

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность» Пояснительная записка • дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит.

Автор публикации:
Проект по формированию естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников «Я познаю мир»
Опубликовано: 12 октября 2022 в 18:36
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по формированию естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников «Я познаю мир»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кузьмина (УИ 2342100) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД