Наталья Селезнева
Проект по финансовой грамотности в средней группе «Банк»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта : Дети могут наблюдать за востребованностью услуг банка, но не имеют достаточно знаний в данной области. Отсюда важность и актуальность применения сюжетно-ролевой игры «Банк».
Цель: способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
- способствовать проявлению интереса к цифрам, как знакам чисел, использованию в разных видах практической деятельности;
Публикация «Проект по финансовой грамотности в средней группе „Банк“» размещена в разделах
- Банк. Знакомим дошкольников с банком
- Проекты
- Средняя группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
- учить уважать людей умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- формировать представление о содержании деятельности людей новых и известных профессий;
- поощрять желание и стремление детей быть занятым полезной деятельностью;
- стимулировать деятельность (по интересам, проявление творчества и изобретательности.
Этапы проекта
1. этап – организационный:
- узнать больше о профессии банкир; о функциях работников банка, узнать о работе структурного подразделения;
- сбор информации о работе банка и его служащих;
2. этап – планирование работы:
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения;
- организация игрового пространства;
- объединение детей в рабочие группы;
3. этап – реализация проекта :
Реализация проектных мероприятий :
Проект : краткосрочный, групповой, игровой.
Участники проекта : воспитатель; дети средней группы; родители.
Познавательно-речевое развитие:
- совместная организованная деятельность на тему: «Что такое банк?»;
- презентация «Банк»
- беседа «Денежные знаки разных стран»
Художественно-эстетическое развитие:
- изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Банк» (совместно с родителями).
- рисование «Копилка»
- итоговое мероприятие: с/р игра "Банк"
Занятие по обучению финансовой грамотности на тему «Банк»
Задачи:
Обучающие:
1. дать детям элементарные представления о работе банка, о сотрудниках банка. 2. активизировать речевое развитие, обогащать и расширять словарный запас; 3. познакомить детей с новыми словами, которые встречаются в современной жизни, объяснить их значение.
Развивающие:
1. Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей. 2. Развивать память, внимание, сообразительность, наблюдательность, логическое мышление, умение анализировать;
Воспитывающие:
1. Воспитывать ответственность, самостоятельность, умение выполнять правила поведения в общественных местах и транспорте.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, давайте с вами вспомним, для чего людям нужны деньги?»
Дети: -На деньги можно купить продукты, одежду, игрушки, оплатить за свет и газ.
Воспитатель: -А где люди берут деньги?
Ответы детей: -На работе работают и зарабатывают, Что-нибудь продают и за это получают деньги. А еще их можно копить и т. д.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся на виртуальную экскурсию в дом, где живут деньги. А называется этот дом – банк. Кто-нибудь с родителями был в банке? (ответы детей). Расскажите, что ваши родители там делали. (ответы детей.).
- Итак дети это здание Сбербанка. Кто из вас когда-нибудь сюда приходил с родителями? Знаете ли вы о том, что деньги «рождаются» на специальном заводе – монетный двор. Такой завод в нашей стране всего один. С этого завода деньги попадают в банк, где они хранятся. Банк – это место для хранения денег. Людям, их называют вкладчики, которые хранят в банке свои деньги, банк готов вернуть деньги по любому их требованию. У этих людей есть банковские карточки (показать карточку, они небольшие по размеру, их удобно хранить. У каждого банка свои карточки. Давайте с вами зайдем в банк.»
Воспитатель
-Заходим в банк, в фойе. Как вы думаете, что это такое и для чего они здесь стоят? (Обратить внимание детей на банкоматы)
Рассматриваем картинку как люди подходят к банкоматам и снимают деньги. Дети приходят к выводу, что они нужны для того, чтобы снимать деньги.
Воспитатель: -Да правильно, эти машины называются банкоматы. С помощью вот такой банковской карточки (показать карточку) в банкомате можно взять свои деньги. На каждой карточке есть свой пароль и свой код. И другой человек уже не сможет снять с твоего счета деньги. А еще такие банкоматы стоят в некоторых больших магазинах, на почте, в больнице – там, где людям удобно снимать деньги. Посмотрите, как с помощью банковской карточки можно снять деньги со своего счета. Здесь так же есть машина для выдачи талонов.
Входим в зал банка.
Воспитатель: «В помещении банка есть несколько залов: в одном зале стоят стойки, за ними сидят работники банка (операторы, к которым подходят посетители с талончиками. Здесь принимают сберегательные книжки, Вот такие (показываю книжку). Сберегательная книжка похожа на маленькую книжечку, эту книжку нельзя вставить в банкомат, её принимают операторы. С неё тоже можно снимать деньги или оплачивать что-нибудь.
Переходим в другой зал, там, где оформляют ссуды.
Воспитатель: -Посмотрите, что вы видите здесь? Здесь зал разделен на кабинки. Там стоят столы, за ними сидят работники банка. К ним подходят люди и садятся за эти столы. Здесь работают консультанты. Когда у людей не хватает своих денег чтобы что-нибудь купить, например: квартиру, мебель, машину, они обращаются в банк, и банк дает им деньги в долг. Это называется ссуда. Консультанты помогают людям оформлять документы, чтобы получить эти деньги (ссуду). Я люди потом частями этот долг возвращают.
Воспитатель: -А как вы думаете, какие еще профессии есть в банке?
Воспитатель: -Посмотрите, кроме банковских работников, в банке еще есть охранники, которые охраняют банк. А зачем нужны в банке охранники, как вы думаете? Ответы детей.
Воспитатель: -Охранники охраняют банк, чтобы не зашли плохие люди и ничего не украли. Охранник – одна из древнейших профессий. Он осуществляет охрану помещений и территорий объектов. Охрану имущества.
Воспитатель: -А еще в банке работает инкассатор - сотрудник банка в обязанности которого входит сбор и перевозка наличных денежных средств. Инкассаторы перевозят наличные деньги между различными сберегательными кассами. Они так же наполняют банкоматы наличными деньгами.
Воспитатель:
- Люди, которые обращаются в банк, являются клиентами банка.
Человек, который управляет работой банка – это управляющий.
Воспитатель: Как вам ребята понравилось в банке? А кто-нибудь хотел бы работать в банке?
Ответы детей.
Воспитатель: Я хотела бы вам прочитать стихотворение «Работа в банке»
Работать в банке я хочу, Эта работа не всем по плечу!
Нужно очень много знать: Нужно деньги выдавать, Нужно деньги принимать, Оформлять кредиты, С людьми не быть сердитым. Нужно хорошо учиться, Чтоб ни в чем не ошибиться. Нет на работе свободной минутки —
Работа в банке — это не шутка!
Заключительная часть:
Воспитатель:
«Вот и подошла к концу наша виртуальная экскурсия. Скажите, ребята, что вы узнали нового, что вам больше всего понравилось?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Что такое банк и для чего он нужен?»
Дети:
«Банк – это дом, где хранятся деньги. В банке можно хранить деньги, можно брать деньги в долг, если тебе нужно что-нибудь купить»
Воспитатель:
«Люди, каких профессий работают в банке?»
Ответы детей.
Воспитатель: «С помощью чего можно получить свои деньги? (банковская карта, сберегательная книжка). А если вдруг мне не хватит денег на покупку, где я могу взять их? (можно обратиться в банк и банк даст ссуду). Молодцы вы сегодня узнали много нового о банке. Мы с вами вечером поиграем в игру «банк». А сейчас мы с вами возвращаемся в детский сад».
Беседа «Денежные знаки разных стран»
Цель: Познакомить детей с денежными знаками разных стран мира и выпуском денег.
Задачи: Дать детям понятие о том, что в каждой стране есть свои деньги, что лучше обменивать деньги при подготовке к зарубежному путешествию. Познакомить с понятием «валюта», внешним видом и названиями денег других стран, а также с единой валютой европейских стран – евро. Рассказать о производстве денежных знаков. Воспитывать негативное отношение к фальшивомонетчикам, нечестным деньгам.
Материал: презентация.
Ход беседы
Воспитатель: Ребята у нас снова в гостях Мишка – бизнесмен с подружкой Монетой.
-Давайте вспомним, что такое деньги? Монеты? Купюры? Какие знаки появились первыми? Они нам снова приготовили ребус для отгадывания. (ребус в презентации)- дети пробуют отгадать ребус сами. Это валюта.
-А что такое «валюта»? (дети называют)
Воспитатель: Правильно. Валюта – это иностранные деньги, деньги других стран. Как вы думаете, в разных странах мира деньги выглядят и называются одинаково? Почему вы так считаете? (просмотр денежных знаков разных стран в презентации). В каждой стране свои деньги. В разных странах мира говорят на разных языках, у каждой страны своя история, а значит, свои правители, памятники, важные места. Своя природа, поэтому внешний вид денежных знаков разных стран тоже различается.
Проблемная ситуация «Готовимся к заграничному путешествию»
- вы собрались в путешествие по другой стране. Как вы думаете, сможете ли вы заплатить за покупки российскими деньгами в другой стране? Почему? Что нужно делать? (ответы детей) – Существуют специальные места по обмену денег – банки. Обмен валюты происходит в отделе валютных операций банка.
- Куда бы вы хотели поехать? На какие деньги тогда менять рубли? (если в США – то менять на доллары, если в Китай – то на юань, если на Украину – то на гривни и т. д.)
- Можно ли самим изготавливать деньги? (самим деньги изготавливать нельзя – это серьёзное преступление, тех кто этим занимается называют фальшивомонетчиками, их строго наказывают.)
- Деньги имеет право выпускать только государство. В каждой стране есть специальные монетные дворы по изготовлению денежных знаков. Есть в Москве, Сан-Петербурге, в городе Перьми – там на заводе чеканят российские монеты и печатают российские купюры. Купюры печатают на огромных листах, потом разрезают листы на части, складывают их в пачки по 100 штук, ещё раз пересчитывают и отправляют в банк.
Нельзя ребята красть, выпрашивать, клянчить деньги – это тоже нечестные деньги. А Мишка с подружкой прощаются и шлют вам денежный букетик.
Конспект НОД по рисованию на тему «Копилка».
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация»,
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о товарно – денежных отношениях.
Задачи:
Образовательная: учить рисовать копилку простым карандашом и закреплять умение раскрашивать красками не выходя за контур.
Развивающая: Развивать мелкую моторику рук.
Речевая: Развивать связную речь,
Воспитательная: Воспитывать интерес к предметам рукотворного мира
Демонстрационный материал: копилка детей, презентация копилки.
Раздаточный материал: бумага, краски, кисточки, простые карандаши, стаканчики, подставки под кисточки
Методические приё мы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, продуктивная деятельность.
Ход:
Воспитатель: Сегодня утром вы принесли копилку. Для чего нужна копилка?
Дети: копилка, чтобы копить деньги.
Воспитатель: Интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?
Воспитатель: Давайте сыграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны: 1) Для покупки продуктов питания;
2) Для оплаты услуг;
3) Для оплаты развлечений
4) Для оплаты проезда на транспорте;
5) Для покупки подарков;
Воспитатель: сегодня мы с вами будем рисовать вашу копилку.
Воспитатель: Показываю как рисовать копилку, виды копилок. Физминутка.
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Пальчиковая игра.
Дети рисуют копилку и раскрашивают по своему желанию.
Итог. Все вмести. рассматривают детские работы.
–Что мы с вами сегодня делали? Что понравилось? Что было сложно? Для его нужны копилки?
Конспект ОД в по ФЭМП «Знакомство с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей»
Цели: познакомить детей с исследовательской деятельностью и расширить представления о монетах достоинством 1, 2, 5 и 10 рублей, их наборе и размене;
Упражнять в умении считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов;
Расширение представления о времени, познакомить с разными видами часов (песочными часами, электронными, механическими).
Способствовать развитию любознательности, логического мышления;
Развивать инициативу, организаторские способности детей.
Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
Воспитывать умение действовать в команде.
Восп. : - У вас на столах лежат папки с пазлами. Вам нужно за минуту собрать эти пазлы. Вы будете работать в командах. (2 стола – 2 команды) В команде работаем тихо, не шумим, не выкрикиваем, выслушиваем мнение каждого и работаем вместе. (1 стол собирает бумажные деньги, 2 стол – металлические).
- О чем мы сегодня с вами будем беседовать?
Дети: о деньгах
Восп. : Какие виды денег бывают?
Дети: Бумажные (купюры) и металлические (монеты).
Восп. : Какие монеты вы знаете?
- Что нарисовано на монете?
Дети: на монете нарисован герб.
Воспит. : А что он означает?
Дети: На страну выпустившую монету.
Восп. : А как называют монеты в нашей стране?
Дети: Копейки и рубли.
Восп. : На что указывает цифра на монете?
Дети: На достоинства монеты.
Дети рассматривают монеты и называют их достоинства.
Восп. : Ребята, а для чего нужны деньги?
Дети: Чтобы ходить в магазин и делать покупки.
Восп. : Правильно. Посмотрите на стол ( на столе разложены: ручка, карандаш, линейка, ластик, клей, тетрадь, альбом, ножницы, точилка, что вы там видите?
Дети перечисляют.
Восп. : А как вы думаете, в каком магазине мы можем купить эти предметы?
Дети: В магазине «Канцелярские товары».
Восп. : Молодцы. А как вы думаете, для чего нужны эти предметы?
Дети: Для учёбы в школе.
Возле каждого предмета лежит ценник.
Восп. : Ребята, обратите внимания, что возле каждого предмета стоит ценник. Он указывает на стоимость предмета. Вот и мы давайте сейчас поиграем в магазин. Я буду продавцом, вы – покупателями. Только сначала давайте вспомним правила поведение в магазине.
Выслушиваю ответы детей.
Восп. : Для того, чтобы купить школьные принадлежности надо посмотреть на ценник для определение стоимости предмета и подобрать соответствующие монеты.
Во время покупки дети поясняют свои действия: называют выбранный предмет, его стоимость и достоинство монеты, необходимый для осуществления покупки.
Восп. : Мы с вами сделали покупки, а теперь садимся на свои места.
Физкультминутка:
Вы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Восп. : Теперь послушайте задачки.
(перед вами лежат конверты в них лежат цифры от 1 до 5. Ваша задача решить задачку и показать ответ карточкой). Все готовы? Будьте внимательны.
1) Сестры-белочки сидели Втроем в дупле на ели. К ним еще одна примчалась - От дождя она спасалась. Все теперь сидят в тепле. Сколько белочек в дупле?
2) Ёжик по грибы пошёл и 5 рыжиков нашёл 3 он положил в корзинку, Остальные же - на спинку. Сколько рыжиков везёт На своих иголках ёж?
3) Четыре спелых груши На веточке качалось Две груши снял Павлуша, А сколько груш осталось
4) У меня есть карандаш, ты еще один мне дашь. Подсчитаем не спеша: стало 2 карандаша.
5) У собаки три щенка, все залезли в будку к маме. Сколько в будочке хвостов? Подсчитайте сами! Молодцы.
Восп. Ребята последнее задания отгадайте загадки:
В школе надо не лениться:
Рисовать, писать, учиться,
На уроках отвечать
И в дневник поставят. 5
Скачет мячик по страницам.
Ищет он свою сестрицу,
Что имеет вид кольца —
Без начала и конца. (0)
Воспитатель: О чем мы сегодня с вами говорили? Что нового узнали? Что для вас было трудным? Что вам больше всего понравилось?
Восп. : Молодцы ребята! Наше занятие подошло к концу. Вы сегодня все постарались.