Богданова Анастасия
Проект по финансовой грамотности «Мы умеем дружить с деньгами»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по финансовой грамотности «Мы умеем дружить с деньгами»
Краткосрочный, познавательный для детей 6-8 лет
Подготовила воспитатель
МАДОУ ДС№6 «Буратино»
ХМАО-Югра г. Мегион 2020г.
Актуальность проекта
Публикация «Проект по финансовой грамотности „Мы умеем дружить с деньгами“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Дружба. Проекты
- Дружба. Учимся дружить
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой грамотности уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт.
Человек, уверенный в своем финансовом будущем, чувствует себя гораздо спокойнее, планируя свое будущее, поэтому и следует знакомить дошкольников с навыками грамотного пользования средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.
Очень важен для детей пример родителей. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать о потребностях своей семьи, научиться жить по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается.
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, а не делать все за него.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Постановка проблемы
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями. Дети не всегда имеют представление, от куда берутся деньги и на какие цели они расходуются в семье.
Цель и задачи проекта :
• расширение представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;
• укрепление семейных связей;
• Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
• Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
• Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
• Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.).
Участники проекта :
• дети старшего дошкольного возраста (6-8 лет);
• воспитатели группы;
• родители.
Сроки реализации проекта : краткосрочный (февраль-март)
Вид проекта : познавательный, краткосрочный.
Этапы проекта :
1этап – Организационный:
• изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
• информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту ««Мы умеем дружить с деньгами».
• подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
• подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
• Создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов: (Уроки тетушки совы, С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад», презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
Беседы с родителями по теме проекта, консультации.
3 этап - Заключительный
Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»
Ресурсное обеспечение
• реальные деньги : бумажные, железные, старинные;
• ноутбук;
• экран;
• мультимедийный планшет;
• мультфильмы: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад»
• Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»
Перспективное планирование
Формы работы Задачи
Беседа с детьми «Что такое потребности?»
Дидактическая игра «Давай положим в корзинку» Познакомить детей с понятиями: «потребности», «товары», «услуги»
Учить определять, от чего зависят потребности.
Беседа с детьми «Потребности семьи»
Дидактическая игра «Что угодно для души» Уточнить значение слов «потребности» и «желания», установить различия в значении этих слов. Закрепить сформированные представления о потребностях; научить различать потребности и желания; определить в чём нуждается каждая семья; формировать умение принимать решения сообща, воспитывать взаимопонимание.
Научить выделять главное направление использования денег людьми.
Закрепить понятие о семейных доходах, семейном бюджете.
Расширять знания о производителях товаров и услуг.
Помочь детям понять, что такое «потребность» и «полезность» товара.
Беседа «Профессии моих родителей»
Рисование «Моя будущая профессия»
Сюжетно-ролевая игра «Кафе» Создать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к труду родителей, людям разных профессий.
Содействовать в выборе будущей профессии, формировать художественные навыки.
Развивать и обогащать сюжет игры в «кафе»;
Подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом;
Чтение художественной литературы. К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха»
Просмотр мультфильма про Незнайку. (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему) Учить детей слушать воспитателя внимательно, понимать содержание прочитанного, развивать у детей интерес к экономическим знаниям, отзывчивость, воспитывать понятие о деньгах, об их значении и умении их потратить.
Создать положительный (привлекательный) образ образованного человека.
Беседа «Деньги»
Дидактическая игра «Нужные покупки»
Беседа «Бюджет»
Беседа «Реклама» Познакомить с понятием «деньги».
Закрепить представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар.
Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег).
Сформировать представление о том, что такое «бюджет», «доход»,
«расход».
Познакомить с разными видами рекламы, её значением и способами воздействия.
Консультация для родителей «Финансовая грамотность детей»
Мероприятие с родителями. Изготовление коллажа «Моя продовольственная корзина» Повышать уровень педагогической и финансовой культуры родителей. Научить родителей помочь ребенку сформировать позитивное отношение к труду и деньгам. Приобщить родителей к совместной работе по экономическому воспитанию.
Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей. Развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и педагогов. Содействовать финансовому просвещению детей дошкольного возраста.
Анкетирование родителей по теме:
«Моё отношение к финансовой грамотности». Цель:
Выявление уровня финансовой грамотности родителей и осознания необходимости грамотности в их жизни.
Задачи:
- определить уровень финансовой грамотности родителей и педагогов
-провести анализ результатов анкетирования с целью подготовки мероприятий по выявленным проблемам;
-показать значимость финансовой грамотности;
-развивать умение распоряжаться личными финансами.
Изготовление группового альбома «Деньги разных стран»
Аппликация «Придумай деньги нашей группы»
Лепка «Товары для игры «Магазин»
Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» Познакомить детей с деньгами разных стран.
Развивать творчество, выдумку, закрепить знания о том, для чего нужны деньги.
Формировать навыки лепки, закрепить знания о том, что качественные и привлекательные товары стоят дороже.
Закрепить знания детей по теме: «Супермаркет»;
закреплять знания о деньгах;
продолжать формировать интерес детей к игре;
воспитывать уважение к труду взрослых.
Просмотр мультика «Простоквашино»
Чтение повесть А. Н. Толстого «Золотой ключик» Способствовать правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию, и вложению.
Предполагаемые результаты
По завершению проектных мероприятий дети могут:
• Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
• дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
• родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
• дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблемы;
• педагоги получат систему работы по формировании экономического опыта детей.
Заключение
До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы сомневалась, сможет ли воспитанник выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Убеждена в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.
Список литературы:
1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.
2. Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 821-823.
3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения : международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. : КноРус, 2012. -106 с.
4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» для дошкольников, - Калининград, 2013. -26 с.
5. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/Под ред. Е. А. Курака. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.
6. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001. -130с.
7. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005. -256с.
8. Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. -М. : ТЦ Сфера, 2009. - 96с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендации для родителей
1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
Когда вы идете с ребенком в магазин за школьными принадлежностями или подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.
2. Возьмите ребенка в банк.
Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.
3. Поговорите с детьми о вложении денег.
Приобретайте вместе с детьми акции компаний, с продукцией которых они знакомы. Специалисты утверждают, что начать этим заниматься можно и с детьми с младшего школьного возраста. Однако тут следует проявить осторожность, и, если вы видите, что ребенок не понимает, о чем идет речь, на какое-то время отложите реализацию этого «семейного мероприятия».
Неважно, воспользуются они в будущем приобретенными навыками или нет, главное – дать им такой шанс, с детства подготовить к тому, что у каждого человека есть варианты, позволяющие изменить свое финансовое положение к лучшему.
4. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.
Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые операции».
5. Научите детей зарабатывать деньги.
Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.
6. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.
Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.
7. Обязательно познакомьте с кредитной карточкой, покажите ребенку как пользоваться кредитной карточкой.
Прежде чем дать в руки сына (или дочери) кредитку, подробно объясните ему, что такое кредит и как надо с ним обращаться.
8. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.
Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.
9. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.
Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки.
Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение.
Кроме того, передача пожертвований может стать естественным поводом для обсуждения с детьми непреходящих жизненных ценностей.
10. Будьте для ребенка примером.
На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.