Полина Андреевна Подобедова
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сердце — домик добрых дел»
Пояснительная записка
Актуальность.
Дошкольное детство — важный этап в становлении человека. В эти годы у детей закладывается фундамент личности. Во все последующие периоды развития детей происходит укрепление, обогащение, коррекция уже заложенных в дошкольном возрасте основ нравственного облика человека. Вопрос духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в современном российском обществе стоит довольно остро. Причиной этому стало то, что российское государство лишилось официальной идеологии, а общество — духовных идеалов. Также сведёнными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. В то время как объём деструктивной информации, транслируемой через СМИ, многократно увеличился.
Публикация «Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников „Сердце — домик добрых дел“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
В итоге мы наблюдаем рост агрессивности у детей. Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений. Много ещё не зная и не умея, дети часто нарушают установленные общепринятые нормы, ведут себя неадекватно, тем более, что различные формы асоциального поведения сейчас активно пропагандируются даже в мультфильмах. Работая с дошкольниками, мы, педагоги, естественно, тоже отмечаем всё возрастающий уровень агрессии среди детей и понимаем, что эта проблема требует дополнительного направления в работе. Задача взрослых — содействовать формированию у детей позиции ненасилия, находить пути воспитания у детей миролюбия и доброжелательного поведения.
В контексте духовно-нравственного воспитания в нашей образовательной организации проводятся мероприятия, направленные на формирование у детей понятия о добре и зле. В качестве основных методов и приёмов в работе по данному направлению используется чтение и обсуждение художественных произведений, дискуссии, обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода их них. Однако, ввиду возрастных особенностей развития, данные методы наиболее эффективны для детей старшего дошкольного возраста. В работе с детьми младшей и средней группы необходимо строить занятия в интерактивной форме, потому что способность составлять причинно-следственные связи, делать обобщения у них только начинает формироваться. Поэтому в данном возрасте (3-5 лет) воспитание у детей доброжелательного поведения и отработка необходимых поведенческих навыков должна осуществляться через активное, деятельное участие каждого ребёнка в образовательном процессе.
Исходя из необходимости раннего духовно-нравственного воспитания, с одной стороны, и специфики возрастных возможностей детей 3-5 лет, с другой стороны, мною разработан мини-цикл занятий под названием «Сердце — домик добрых дел». Мне видится, что имеет смысл строить всё последующее духовно-нравственное воспитание на фундаменте слов Иисуса Христа, о том, что «исходящее из уст — из сердца исходит».
Цель.
Сфокусировать внимание детей на том, что добро и зло происходят внутри «сердца» человека и создать условия для мотивации сознательного совершения добрых поступков.
Задачи.
1. В иносказательной форме, посредством театральной деятельности, рассказать детям о том, что «добро» и «зло» происходят во внутреннем мире человека, в его «сердце».
2. Посредством игрового пособия «Мирилка» научить детей внимательно относиться к эмоциональному состоянию другого и сформировать алгоритм примирения в конфликтной ситуации. Закрепить понимание о «добре» и «зле» в «сердце» (внутреннем мире) человека.
3. В игровой форме ввести в среду группы «мотивационное» пособие «Сердце — домик добрых дел», чтобы заинтересовать детей совершать добрые поступки.
Ход реализации.
Первый этап.
Реализация первой задачи проекта:
Введение в цикл через режимный момент «Утренний круг» (сюрпризная коробочка от Кота Леопольда). Проведение занятия по сценарию «Сердечная тайна». Закрепление полученных представлений в течение недели через беседы с детьми.
Второй этап.
Реализация второй задачи проекта:
Знакомство детей с игровым пособием «Мирилка» (сценарий для проведения тематического «Утреннего круга»: «Мирись, мирись, мирись»). Закрепление алгоритма примирения в течение недели.
Третий этап.
Реализация третьей задачи проекта:
Проведение занятия по сценарию «Сердце — домик добрых дел», знакомство с пособием. Эмоциональное одобрение детей, использующих пособие, для создания значимой для детей ассоциации с «мотивационным» пособием в течении недели.
Примечание.
«Утренний круг» - это одна из форм организации образовательного процесса с детьми в утренний отрезок времени. Основными задачами «утреннего круга» являются: создание эмоционального настроя на весь день; установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе; социально-коммуникативное развитие детей. Символическим помощником для проведения «утреннего круга» в нашей группе выбрана игрушка Кота Леопольда, с его девизом: «Давайте жить дружно». Поэтому главным «зачинщиком» темы данного мини-цикла также стал Кот Леопольд.