елена киселева
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с учетом особенностей их возраста «Школа добра»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по духовно-нравственному воспитанию
дошкольников с учетом особенностей их возраста
«ШКОЛА ДОБРА»
(Автор: Киселева Елена Ивановна – воспитатель высшей кв. категории МАДОУ «Русалочка» г. Губкинский ЯНАО)
Актуальность. Постановка проблемы. Ранний и дошкольный возраст — уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Именно в эти возрастные периоды закладываются фундаментальные ценности и строятся отношения ребёнка с самим собой и окружающим миром, происходит освоение самых разных способов деятельности и осуществление себя в них, обретается опыт. Когда малыш начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому «пришельцу», нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.
Публикация «Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с учетом особенностей их возраста „Школа добра“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Это всё - знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств - и составляет понятие нравственность. Без неё человек не может жить среди других людей. И если он за всю свою жизнь не соприкоснется с подобным нравственным богатством, то не познает истинной ее ценности, будет далек от настоящего счастья. Именно поэтому вопрос о формировании основ духовной этики встает очень остро в наше время, когда получение материальных благ является приоритетным. «Наставь дитяти при начале пути его, он не уклонится от него, когда и состарится», - советуют нам Соломоновы притчи.
К сожалению, за последние годы отмечается проблема снижения духовно-нравственных ценностей не только среди родителей, но и специалистов-практиков, работающих с детьми дошкольного возраста. Так как в современном обществе чтится культ материальных благ, а не духовные богатства. Ведь люди в погоне за укреплением материального достатка, часто забывают или не придают значения человеческой культуре, которая представляет собой сплав материальных и духовных ценностей. Все это должно быть развито в человеке в равновесии, то есть необходимо одинаково заботиться, и о материальном достатке, и о духовно-нравственном воспитании (интеллектуальном, эстетическом и этическом).
Вызывает большую тревогу и то, что средства массовой информации, особенно телевидение, в настоящее время все больше и больше пропагандируют зло, жестокость, насилие, что наносит существенный вред психике ребенка. Бесконтрольно проведенное время у телевизора ребенком отрицательно сказывается на его душевном здоровье.
Еще одна из причин снижения духовно-нравственных ценностей - это смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет - это сензитивный период для формирования сенсорной, эмоциональной и нравственной сфер. Современные педагоги нагружают детей энциклопедическими знаниями, упуская при этом формирование и развитие духовно развитой личности ребенка-дошкольника. А ведь именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Рабочая гипотеза предполагает, что данный проект «Школа добра» будет способствовать формированию духовно-нравственных отношений между взрослыми и детьми (воспитатель-ребенок-родитель).
Ведущая идея проекта - показать взрослым и детям «драгоценный» путь жизни - путь единый, всечеловеческий путь любви. Никогда мы не сможем научить детей милосердию, добросердечию, великодушию, благородству, сострадательности по отношению к окружающим, если взрослые не станут для них ярким примером для подражания по соблюдению норм и правил поведения в обществе. Взрослые должны научить детей любить, любить сердцем и душой!
Проект «Школа добра» определяет основные ориентиры направлений работы в оказании помощи дошкольным работникам, родителям в формировании у детей морально-нравственных норм и правил, основанных на культурно-этнических традициях.
Теоретическая база. Приступая к изучению проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников, мной было проанализировано большое количество литературных источников. Чтобы лучше понять термины «духовность» и «нравственность», я обратилась к трудам В. А. Сластенина и Е. В. Бондаревской.
«Нравственность — личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека» (В. А. Сластенин).
«Духовно-нравственное воспитание - деятельность, направленная на овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др., способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение» (Е. В. Бондаревская).
В основу работы с детьми по нравственному воспитанию была положена идея Сухомлинского В. А. о том, что, ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.
Теоретическую основу проекта по духовно-нравственному воспитанию дошкольников составили положения «Концепции дошкольного воспитания» (1989 г.) о необходимости приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям, идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития человека (И. Ильин, Д. Лихачев и др.).
Выдвинутая И. А. Ильиным идея воспитания «духовно-зрячего» человека, ориентированного на вечные основы духовного бытия, сегодня представляется особенно актуальной.
Некоторые аспекты педагогических воззрений И. А. Ильина, в частности вопросы семейного, национального, патриотического, правового воспитания, духовного самосовершенствования личности, рассмотрены в работах Ю. Азаова, Н. А. Асташовой, И. М. Коняевой, В. К. Крючкова, В. В. Макаева, В. Л. Мосолова, Л. И. Новиковой, СП. Пимчева, Г. И. Ризза, И. Н. Сиземской, Д. А. Сысуева, А. А. Терентьева, IO. Шестуна.
Научное наследие И. А. Ильина характеризуется ярко выраженной педагогической направленностью. Основополагающей философско-педагогической идеей И. А. Ильина является приоритет духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе. Для научной концепции И. А. Ильина характерен аксиологический подход, позволивший ученому выделить религиозно-нравственные ценности православия как приоритетные, которые он неразрывно связывал с духовно-нравственным развитием личности, рассматривал ее не только как продукт биологического, психического и социального развития, а в первую очередь как категорию духовную.
Основными философско-педагогическими категориями в воззрениях И. А. Ильина являются: «духовность», «религиозность», «патриотизм», «вера», «свобода», «совесть», «любовь», «сердечное созерцание», «добро», «зло», «очевидность», «предмет», «предметность», «самовоспитание», «взаимовоспитание».
Среди аксиологических приоритетов системообразующую роль И. А. Ильин отводил духовности, определяя ее как внутреннюю «направленность» человека, которая придает всей человеческой жизни и всей культуре высшую ценность. Необходимым условием формирования духовности ученый считал обращение человека не только к внешнему, чувственно-материальному, но и к своему внутреннему опыту.
Проблему национального воспитания ученый исследовал, интерпретировав русскую идею как «творческую идею» воспитания русского национального характера, основой которого считал религиозность, а главными движущими силами - любовь и веру.
Цели и задачи:
Цель: Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития духовно-нравственного потенциала личности дошкольника и формирование потребности в поддержании культуры здоровья, необходимого для успешного включения в процесс обучения и воспитания.
Задачи:
1. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами гуманистической педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).
2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
3. Формирование социокультурной среды в группе, ориентируясь на возрастные особенности детей.
Стратегические:
• Изучить духовно-нравственный потенциал личности дошкольника в целях его дальнейшего развития.
• Внедрить в практику работы детского сада проект по духовно-нравственному развитию личности.
• Выстроить систему сотрудничества с социальными партнерами по созданию условий для развития духовно-нравственных ценностей дошкольников.
• Создавать условия для формирования единого коллектива детей, родителей и сотрудников детского сада, ориентированного на духовно-нравственные ценности и традиции детского сада.
Тактические:
• Изучить социальный статус группы.
• Разработать план мероприятий по работе с детьми по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
• Разработать план совместных мероприятий с социальными партнерами.
• Разработать цикл совместных тематических мероприятий для детей и их родителей.
Основные принципы. Для развития и становления духовной этики ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения необходима организация систематической работы с учетом следующих принципов:
I. Принципы духовно-нравственного воспитания.
• Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
• Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
• Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и особенностями, присущими им традициям).
II. Принципы отбора содержания образования.
• Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).
• Учет требований программы «Воспитание и обучение в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой,В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой).
• Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).
III. Принципы организации занятий.
• Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения.
Основные характеристики деятельности
1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
2. Реализация проекта рассчитана на пять лет.
Этапы реализации проекта
1 этап с 2016-2017. (теоретико-поисковый)
• Изучить исследуемую проблему в теории и практике;
• Определить цель, задачи;
• Составить план работы по развитию духовно-нравственных ценностей;
2 этап работы 2017- 2018 г. (практический)
• Составление плана мероприятий по работе с детьми по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, совместных мероприятий с социальными партнерами, совместных тематических мероприятий для детей и их родителей.
• Проведение диагностики по социально-нравственному воспитанию детей.
• Составление социального паспорта семьи.
• Проведение открытых занятий для педагогов ДОУ;
3 этап 2019 (аналитический)
• Осуществить обработку, анализ и систематизацию полученных в ходе экспериментальной работы данных, их интерпретацию с формулированием выводов и практических рекомендаций.
• Трансляция опыта работы.
3. Проект рассчитан на четыре возрастные группы: с 3 до 4, с 4 до 5, с 5до 6 и с 6 до 7 лет.
Он не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка.
Формы и методы работы.
Для реализации проекта предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время чтения педагогом рассказов; экскурсий в картинную галерею; наблюдений; показа сказок (педагогом, детьми); рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр; экскурсий по городу, целевых прогулок; моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе чтения литературных произведений воспитателем; чтения стихотворений детьми, воспитателем; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); сообщения дополнительного материала воспитателем; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбора житейских ситуаций; проведения конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод используется, когда необходимо организовывать продуктивную деятельность; провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); организовать постановку сказок, литературных произведений; провести экскурсии различной направленности; организовать вечера с родителями, для родителей.
Формы работы с детьми:
• Кружковые занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
• Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
• Проведение совместных праздников.
• Использование аудиозаписей и технических средств обучения.
• Экскурсии, целевые прогулки.
• Детская благотворительность.
• Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
• Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы:
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Основное внимание в проекте уделяется работе с семьей.
Формы работы с родителями:
• родительские собрания на духовно-нравственные темы;
• вечера вопросов и ответов;
• проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы);
• анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
• наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
• экскурсии; совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей.
Реализацию проекта осуществляют: воспитатель, узкие специалисты, социальные партнёры (заключение договоров с ЭЭЦ «Гармония», школой Искусств №2, ЦБС «Детская библиотека»).
Ожидаемые результаты и оценка результативности реализации данного проекта.
Прежде, чем оценить уровень духовно-нравственного воспитания дошкольников, мною систематизированы материалы по:
• педагогической диагностике социально-нравственного развития дошкольников;
• анкетированию родителей;
• статистическим данным (количество участников в мероприятиях институционального и муниципального уровня и их отзывы).
Прогнозируется, что возрастет:
• активность участия родителей и детей в мероприятиях различного уровня;
• уровень сформированности чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций у дошкольников;
• повышение уровня духовно-нравственного развития дошкольников;
• познавательная активность дошкольников, умение выстраивать толерантные отношения с окружающими людьми.
Список литературы:
1. Азаров Ю. Босоногие Сократы // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 1.
2. Баныкин Н. Семь лекций о живой этике. - Новосибирск, 1991.
3. Воспитание нравственных чувств у дошкольников /Под ред. Н. Виноградовой. - М., 1989.
4. Воспитание гуманных чувств у детей. /Под ред. Л. Прокодиенко, В. Котырло. -Киев, 1987.
5. Дьяченко Г. Духовный мир. - М., 1990.
6. Жуков В. Естествознание. Этика. - М., 1992.
7. Иванова И. Не хлебом единым. //Дошкольное воспитание. - 1993. - № 4.
8. Квитовский Ю. Через эмоции к высокой духовности. // Дошкольное воспитание. - 1992. - № 1.
9. Мень А. Свет миру //Дошкольное воспитание. - 1991. - № 7.
10. Перепелицын М. Философский камень. - М., 1993.
11. Полунина В. Искусство и дети. - М., 1982.
12. Пономаренко Г. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей. //Дошкольное воспитание. - 1992. - № 3.
13. Рерих Н. Древние источники. - М., 1998.
14. Рерих С. Свет искусства - М., 1996.
15. Скворцова Л. Формирование у детей интереса к русскому фольклору. //Дошкольное воспитание. - 1993. - № 5.
16. Формановская Н. Речевой этикет и вежливость. //Дошкольное воспитание. - 1990. - № 4.
17. Халдин Ю. Пробуждение души. // Знание. - 1985. - № 4.
18. Цветник духовности. - М., 1909.
19. Шемурина А. Эстетическая грамматика. - М., 1991.
20. Щуркова Н. Собрание пестрых дел. - М., 1994.