Марина Штырова
Проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы «От зерна до каравая»
▼ Скачать + Заказать документы
Не напрасно народ с давних пор и поныне
Хлеб насущный зовёт самой первой святыней!
Золотые слова забывать мы не вправе:
«Хлеб всему голова!» В поле, в доме, в державе!
Введение
Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол.
Публикация «Проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы „От зерна до каравая“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Издавна хлебу отводили особое место в жизни людей, поэтому его очень почитали и уважали. Хлебу поклонялись также, как солнцу. Его сравнивали с золотом. Историки доказывают это тем, что летописи и скорописи изображали хлеб вместе с солнцем. Хлеб воспевали в гимнах, изображали на картинах и считали его одним из основных блюд на столе господ.
Я считаю, что человек, знающий свою историю, любящий свой народ, не может небрежно отнестись к хлебу. Беречь его должны не только те, кто сеет, убирает, хранит зерно в закромах, выпекает из него хлеб, а каждый из нас ежедневно должен помнить, что хлеб - бесценное сокровище. Каждый по- своему воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб- это жизнь.
Уважение и бережливость к хлебу не от скупости, не от бедности, ведь
в хлебе заложен не только труд наших современников - земледельцев, в нём пот и кровь предков.
Хлеб - общее богатство, мы должны воспитывать к нему уважение будущих поколений. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом духовно-нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд.
Актуальность создания проекта
Воспитание гражданина, знающего и любящего свою Родину, – одна из актуальных задач сегодня, которая не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народных ценностей. На необходимость обращения к традициям, обычаям народа, бережному отношению к хлебу, выбор выпал не случайно.
Задумка проекта появилась после того, как я увидела, что некоторые ребята очень плохо обращались с хлебом. Это и привело к мысли провести с детьми работу по данной теме. По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, сколько труда нужно приложить людям, чтобы хлеб появился у нас на столе. Бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, его вырастивших, должно прививаться с детства. Хлеб для них является обыденным продуктом.
Так был разработан среднесрочный проект "От зерна до каравая". И по его завершению работа в этом направлении будет продолжаться, ведь наше подрастающее поколение должно воспитываться на культурном и историческом наследии своего народа.
Характеристика проекта
• по доминирующему методу: познавательно-творческий;
• по характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата;
• по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей;
• по количеству участников: групповой;
• по продолжительности: среднесрочный (2 месяца);
• по содержанию: интегративный («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»);
• по составу участников: воспитанники, родители, воспитатели.
Цель, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Цель проекта : создать условия для формирования основ духовно - нравственного сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей старшего дошкольного возраста через формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.
Задачи проекта :
Для детей :
- расширить знания у детей к русской национальной культуре, народным обычаям, традициям, обрядам;
(сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы); создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту;
- обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха;
- развивать эмоциональную отзывчивость, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества;
- воспитывать духовно-нравственные качества, чувство уважения к труженикам села через любовь к хлебу, к русской национальной культуре, народным обычаям, традициям, обрядам.
Для родителей:
- совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями;
- развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности через приобщение к устному народному творчеству.
Для педагогов:
- повышение педагогического мастерства;
- углубление знаний по проектной деятельности.
Ожидаемые результаты
Дети:
- формирование представления о ценности хлеба; знаний о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас- итог большой работы многих людей; -проявление устойчивого интереса к устному народному творчеству;
- творческие проявления в ролевых играх и драматизациях, пополнение словарного запаса.
Родители:
- повышение педагогической культуры и знаний родителей;
- установление доверительных и партнёрских отношений между семьей и детским садом;
- желание тесно взаимодействовать с воспитателями, участвовать в воспитательно -- образовательном процессе.
Завершающее мероприятие: викторина на тему «От зёрнышка к хлебушку».
Продукты проекта :
Аппликация на тему «Колосок из макарон»
Выставка детских рисунков по сказкам.
Этапы реализации проекта :
1. Целеполагание Вызвать у детей интерес к созданию проекта 01.11.23г.
2. Разработка проекта Составить системную паутинку проекта. Разработать план мероприятий по реализации проекта 02.11.23 - 03.11.23г.
3. Выполнение проекта Организация и проведение мероприятий по реализации проекта 07.11.23 - 28.11.23г.
4. Подведение итогов Презентация результатов проекта. Итоговое мероприятие. 20.12.23 –21.12.23г.
Системная паутинка проекта
Образовательная область Ведущий вид деятельности Формы организации деятельности
Социально-коммуникативное развитие игровая • сюжетно-ролевые игры;
• режиссерские (на основе готового содержания, предложенного взрослым; по мотивам литературных произведений; с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми)
Речевое развитие
коммуникативная • беседы;
• отгадывание загадок
восприятие художественной литературы • чтение (слушание);
• обсуждение (рассуждение);
• рассказывание;
• пересказывание;
• декламация;
• разучивание;
Физическое развитие
двигательная • подвижные дидактические игры;
• подвижные игры с правилами;
• физминутки;
• пальчиковая гимнастика
Познавательное развитие
познавательно-исследовательская • исследование;
• дидактические игры ( по содержанию: речевые, экологические; по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные, словесные: игры-беседы, игры-путешествия, игры- загадки)
Художественно-эстетическое развитие изобразительная • рисование;
• лепка;
• аппликация
театральная • драматизация;
• инсценировка
План мероприятий по реализации проекта
Деятельность детей Деятельность родителей Деятельность педагогов
1 этап - ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Опрос детей по проблеме : Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет? Что во главе стола стоит?
Определение цели и задач.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
2 этап – РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА
Использование «Модели трё х вопросов: Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать?» с целью внесения коррекций в проект в соответствии с запросами детей Ознакомление родителей с планом мероприятий по реализации проекта Опрос детей по проблеме :
«Как люди выращивают хлеб? Почему люди с большим уважением относятся к хлебу? Что необходимо, чтобы испечь хлеб?»
Подбор детской художественной литературы для чтения детям, заучивания.
Разработка проекта и конспектов к нему.
3 этап – ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА
Беседы: «Как на наш стол хлеб пришел»; «Кто такой хлебороб», «Кто такой пекарь»;«Какой бывает хлеб»;«Как испечь хлеб в домашних условиях»;
«Хлеб – наше богатство!», «Кто такой кондитер?» «Хлеб - всему начало», «Кто ещё любит хлебные крошки?»
Знакомство с профессиями:комбайнер;пекарь; кондитер;продавец.
Знакомство с русскими народными сказками:
«Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; «Колобок»
Чтение художественной литературы о хлебе:
В. Воронько «Вот и лето пролетело», «Вешний день, пахать пора…»,
С. Погореловский «Вот он- хлебушек душистый…»,В. Дацкевич «От зерна до каравая»; Н. Красильников «Колосок»,К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»;
В. Ремизов «Хлебный голос»; Я. Аким «Хлеб»;Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»; Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»; И. Токмакова «Что такое хлеб»;
Н. Самкова «О хлебе»;П. Каганова «Хлеб - наше богатство»;Лев Квитко «Чудо»
Проговаривание скороговорок о хлебе:
- Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
- Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.
- Хорош пирожок - внутри творожок.
- Саша любит сушки, Соня – ватрушки.
-Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Инсценировка литовской сказки «Как волк вздумал хлеб печь».
Драматизация сказки «Колобок»
Дидактические игры:
«Что, где растет», «Четвертый лишний»;«От зернышка к хлебушку»; «Что сначала, что потом»; «Превращения»; «Чудесный мешочек»;
«А какой он, хлеб?»; «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»; «Угадай на вкус»; «Из чего сварили кашу?»; «Как превратить муку в тесто?»;
«Назови ласково»;«Назови профессию»;«Что, где растет»; «Что из какой муки испекли?»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Вот он, хлебушек душистый…»
Исследовательская деятельность:
рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса);
Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба»;
Опытно – экспериментальная деятельность:
превращение зерна в муку (кофемолка ручная, электрическая) :
замешивание теста; заплесневелый хлеб; проращивание пшеницы
Считалки о хлебе:
- Дождик, дождик поливай-будет хлеба урожай.
- Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки!
- Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
- Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
Просмотр мультипликационных фильмов: «Золотые колосья»; «История про девочку, которая наступила на хлеб» (по мотивам сказки Г. Андерсена); «Колобок»; «Хлеб»; «Чудо – мельница!»
Физкультурные минутки: «Каравай»;«Колосок и зернышки»;«В землю зёрнышко попало»; «Мы посеяли зерно»
Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора:
«Дождик»; «Копна»; «Как у деда Ермолая»;«Месим тесто»
Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе.
Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки.
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
Без хлеба и мёдом сыт не будешь.
Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «Магазин»; «Булочная»; «Кулинария»; Пекарня».
Подвижные игры: : Собери колоски»; «Мы посеяли зерно»; «Игра с пугалом»
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»
Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб».
Просмотр презентации:«Хлеб- всему голова»
Отгадывание загадок.
Лепка: «Хлебобулочные изделия»
Рисование на тему:«Путешествие зернышка»;
Аппликация: «Колосок из макарон» Анкетирование «Что знает Ваш ребёнок о хлебе?»
Акция «Пополним библиотеку группы новой книжкой из серии «Хлеб - всему начало!»
Памятки и рекомендации для родителей: «Хлеб всему голова!»;
«Познаем, читая!»;
Чтение рассказов, стихов о хлебе, хлеборобах.
Консультации: «Роль родителей в возрождении русских традиций»; «Поговорим о хлебе; «Скучен день до вечера»; «Использование фольклора о хлебе в общении с детьми».
Участие в обогащении предметно-развивающей среды, создании условий для реализации проекта (приобретение пособий)
Родительское собрание на тему: «Воспитание духовно- нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Участие родителей в формировании библиотечного фонда группы в формировании духовно- нравственных качеств.
Сбор информации о профессиях, связанных с производством хлеба
Участие родителей в изготовлении фигурок для настольного театра по мотивам русских народных сказок.
Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».
Предложить родителям вместе с детьми испечь дома хлебобулочные изделия (блинчики, пирожки, булочки, пироги и т. д.
Найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
Приобрести раскраски по данной теме.
Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о процессе выращивания хлеба.
Разработка памятки и рекомендаций для родителей.
Подбор материала для консультаций.
Консультирование родителей по теме проекта.
Составление и разработка конспекта НОД.
Разработка и накопление методических материалов.
Подготовка презентации по данной теме
Подготовка доклада к родительскому собранию.
Подбор мультфильмов о хлебе по русским народным сказкам.
Создание библиотечного фонда группы по произведениям русского народного творчества.
Методические разработки мероприятий, игр, сценария викторины по теме проекта.
Составление картотеки считалок и пальчиковой гимнастики с элементами русского фольклора.
Составление картотеки произведений по теме проекта (стихов, сказок, рассказов)
Использование фольклорных произведений во время проведения режимных моментов.
Сотворчество воспитателя и детей по изготовлению декораций к сказкам.
Выставка детских книг по мотивам русского устного народного творчества.
Изготовление картотеки подвижных русских народных игр.
Оформление выставки детских рисунков.
Подготовка практического материала для итогового мероприятия.
4 этап - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Аппликация на тему: «Колосок из макарон»
Викторина на тему: «От зёрнышка к хлебушку».
Выставка продуктов детского творчества. Участие в оформлении стенда «Хлеб всему начало». Обработка результатов по реализации проекта
Подведение итогов в реализации проекта
Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ