Татьяна Ивашова
Конспект открытого занятия «Старание и терпение» по духовно-нравственному воспитанию детей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
КОНСПЕКТ
на тему: «Старание и терпение»
Учитель начальных классов
Ивашова Татьяна Васильевна
2015 год
г. Печора
Конспект занятия по программе «Радость моя»
Тема: «Старание и терпение»
Цель: способствовать развитию духовно-нравственных качеств детей.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия „Старание и терпение“ по духовно-нравственному воспитанию детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
1. Сформировать понятия «старание», «терпение», дать положительную оценку данным качествам.
2. Продолжать развивать навыки работы в паре, в микрогруппах.
3. Содействовать обогащению словарного запаса детей.
3. Воспитывать у детей стремление к старанию и терпению.
Подготовительная работа:
-чтение русских народных сказок «Морозко», «Золушка», «Крошечка Хаврошечка», «По щучьему велению», «Снежная королева», «Доктор Айболит»
-работа с пословицами и поговорками о старании и терпении.
- выпуск памятки для родителей «Старание и терпение рождают умение»
Материалы для занятия: иллюстрации к сказкам, картинки с изображением занятий детей, листы с заданиями для детей, цветные карандаши
Ход занятия
Этап,
продолжительность Деятельность учителя
Организационный момент- 5 мин.
Психологический настрой
Вводно – организационный
Дети входят в группу под музыку «Доброе утро»
учитель: Всем - здравствуйте!
Рады гостям, как добрым вестям!
Всех привечаем, душевно встречаем! (поклоны)
Дети: Доброго всем дня!
учитель - Ребята, посмотрите внимательно на изображения на доске (солнышко улыбчивое, солнышко с тучами и тучка.)
- Каков ваш настрой в начале занятия?
1) Если солнышко внутри вас, и вы с прекрасным настроением начинаете занятие - поднимите руки вверх и помашите ими.
2) Если вам тревожно - выбираете солнышко с тучей - поднимите руки в стороны
3) А если вам не хочется сегодня общаться - выбираете тучку и показываете это, закрыв ладошками лицо.
Я рада, что у большинства из вас солнечное настроение. Пусть этот день принесет нам радость общения, наполнит сердца добрыми чувствами и желаниями. Садитесь!
(Дети занимают свои места)
Мотивационно-побудительный
-Ребята, послушаем мелодию (Звучит музыка «Прекрасное далёко»)
Мы ещё маленький народ, но в прекрасное далёко мы уже начали свой путь. И наша задача - уже сейчас подготовить себя к большой жизни так, чтоб было меньше ошибок, обид, разочарований. Сегодня на занятии поговорим об очень важной и нужной теме.
Давайте послушаем детей (читают подготовленные дети)
1ребёнок
Если пол я подметаю —
Пыль до неба поднимаю,
Если стирку затеваю —
Всю квартиру заливаю.
- Ребята! Почему бабушка страдает?
- Как надо было выполнять работу? (старательно)
2 ребёнок
Две серьёзных очень рыбы
Молча плыли как-то раз.
Вот, скажите честно, вы бы
Промолчали целый час?
-Каким качеством обладает герой этого стихотворения? (терпением)
- Хлопните, если у вас были случаи, когда мама вам говорила: «Потерпи немножко. ?»
- А теперь кивните головой, если к вам обращались со словом «старайся». Спасибо за честность!
Актуализация знаний -2мин
-Ребята, вы конечно слышали эти слова ”cтарание” и “терпение”.
- Кто сможет дать точное определение этим словам?
- Где мы можем найти значение этих слов? (поискать в словаре, заглянуть в интернет, спросить у взрослых и т. д.
(Ф. И. ребёнка…нашёл объяснение. Слушайте внимательно!
(Старание - это прилежание, усилие, усердие, напряжение, стремление, трудолюбие.)
(Терпение - по-другому - это Выдержка, Настойчивость, Ожидание, Упорство, Толерантность, Снисхождение.)
-Спасибо за помощь!
Целеполагание -1мин
- Можете догадаться, о чём будем вести сегодня разговор? (о старании и терпении)
- Как вы думаете, нужная тема?
Основной момент
Восприятие и освоение нового материала- 13 минут
Музыкальная физминутка
- В каком деле могут пригодиться эти качества? (на занятиях, в спорте, везде)
С давних времен люди высоко ценили старание и терпение. Понимали, что это великий труд души, благодаря этому человек достигает мастерства и умения в любом деле. Много писателей посвятили свои рассказы этим важным качествам.
-Послушайте рассказ Льва Николаевича Толстого (читает и показывает иллюстрацию)
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки. И столько накидала, что вода стала выше, и можно было пить.
- Подумайте, благодаря чему птице удалось исполнить желание? (старанию)
- Что было бы, если бы галка не старалась? (осталась без воды, мучала жажда)
- А вот ещё один рассказ Евгения Пермяка. Послушайте внимательно. А потом обсудим.
(звучит аудиозапись «Торопливый ножик»)
- Ребята, как строгал ножик, когда он был торопливым? (То вкривь, то вкось.)
- А как ножик стал строгать, когда он стал терпеливым? (Потихонечку, полегонечку, осторожно, ровно, красиво, послушно)
- Скажите, чему нас учит этот рассказ? (терпению и старанию)
- Давайте обсудим ситуации из нашей жизни.
1) Девочка тренировалась вырезать ножницами кружочки. Каждый кружочек вырезала не спеша. По правилам. С заданием справилась лучше всех. Проявила она старание и терпение в работе? (да)
2) Учитель задал вопрос мальчику. Он задумался над этим, а другой мальчик знал ответ и быстренько его выкрикнул. Какого качества не хватило другому мальчику? (терпения)
- Как можно назвать человека, который умеет сдерживать свои эмоции, не мешает другим, хотя очень хочется (терпеливым)
- По отношению к кому? (к другим людям, чтобы не мешать)
Да, ребята, терпение надо проявлять в работе-делать её до конца, как бы ни было трудно, и по отношению к другим - уметь выслушивать до конца своего собеседника.
- Кто будет старательно учиться - при выпуске из школы получит вот такую золотую медаль. Это очень почётно! (показ) Ведь учение – это большой труд. От человека требуется старание, усидчивость. Не всегда всё легко получается, даже у взрослых. Старание - это достоинство, важное качество человека.
___
-А теперь отдохнём, старательно сделаем физминутку «Хлопай - топай!»
(Звучит музыкальная физминутка)
___
- Ребята! А знаете ли вы, что более 200 лет назад в России была учреждена медаль «За усердие» (В декабре 1801 года по указу Александра I была введена награда – медаль «За усердие». Награждались ею за особое старание, как писали «…в поощрение к трудолюбию».) Вид медали менялся несколько раз. (показать медали)
И в наши дни вручается медаль «За усердие» самым старательным людям. Так что это качество очень ценится государством.
- Ребята, все великие люди были необычайно старательными, терпеливыми и трудолюбивыми. Об этом нам расскажут некоторые наши дети.
1 человек (Ф. И. ребёнка)- Великий полководец А. В. Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой, старание и терпение помогли ему стать непобедимым командиром.
(показ картинки)
2 человек (Ф. И. ребёнка)- А Валентина Владимировна Терешкова путём старательных тренировок, терпения и прилежной учёбы стала известной всему миру первой женщиной-космонавтом. (показ картинки)
В этом году страна наша Россия отмечает юбилей- 70 лет победы в страшной войне. Примеров старания, терпения и мужества много. Об одном расскажет
3 человек (Ф. И. ребёнка)
Самолёт Алексея Петровича Маресьева (показ картины) был подбит, а сам лётчик тяжело ранен в ноги. Совершил вынужденную посадку на занятой немцами территории и 18 суток сначала на покалеченных ногах, а потом ползком пробирался к линии фронта. Еле живого Алексея обнаружили мальчишки из деревни Плав, Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвёз Маресьева на подводе в свой дом. Больше недели колхозники ухаживали за лётчиком, в селе не было врача, а Маресьеву нужна была медицинская помощь. Было очень больно, но он терпел. Когда на окраине села приземлился самолёт, Маресьева отправили в Москву. Врачи вынуждены были ампутировать (отрезать) ему обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо. Летал с протезами, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения.
-Народная мудрость даёт такой совет: «Научишься терпеть в малом, вытерпишь
и в большом». И действительно, пережить многие трудности можно благодаря своему удивительному терпению и старанию.
- Ребята! А как мы можем узнать, старательный человек или нет?
(по его поступкам и делам)
-А теперь предлагаю поработать в парах
-Внимательно рассмотрите иллюстрации и отметьте жетончиком «Солнышко» (поставьте его на иллюстрации в нижнем правом углу, на которых изображены занятия, требующие старания и терпения. Правило - внимательно выслушать друг друга и прийти к единому решению. Как закончите работу - сцепите ладошки вместе в кулачок и поднимите вверх.
Проверим вашу работу: один из вашей пары (договоритесь - кто) объясняет выбор так: мы думаем, что…. Если остальные согласны - хлопните!
А сейчас дружно и старательно отдохнём
Вверх ладошки - хлоп,хлоп!
По коленкам шлёп, шлёп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай!
Можем хлопнуть за спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И руками домик сложим.
Закрепление полученного материала- 5мин.
- Теперь, друзья, мы поработаем в группах. (раздать листочки по количеству групп) Старанию и терпению нас учат наши русские народные сказки
-Во многих сказках герои старательны и терпеливы. Но не во всех. Найдите такого героя и угадайте сказку (По щучьему велению)
-Какие вы молодцы!
Давайте вспомним пословицы и поговорки о старании и терпении.
Предлагаю вам игру «Доскажи словечко».
• Без терпенья нет… (умения).
• Терпение всё (преодолевает).
• Терпение и труд всё….(перетрут).
• Поспешишь – людей …. (насмешишь).
• К большому терпенью придет и….(уменье).
• Старание и терпение рождают …. (умение)
- Вы со мной согласны? А теперь старательно и терпеливо соедините точки на листочке.
(работают под приятную спокойную музыку)
Рефлексивно-итоговый этап
-Друзья, подходит к концу наше занятие, и пора подвести итоги.
- Кто доволен своей работой на занятии?
- Оцените свою работу так же, как начинали занятие:
если всё поняли - вы солнышки, поднимем руки вверх и помашем ими.
если не всё поняли - руки в стороны разведём.
если не поняли тему – руками прикроем глазки.
Всем спасибо! Как солнышко радуется вашему старанию! И я рада нашему общению.
- О каких важных качествах человека мы говорили сегодня (о старании, терпении)
- На занятии сегодня нужны были старание и терпение?
- Кто захотел быть старательным и терпеливым?
Сегодня каждый из вас задумался о своей будущей жизни, какой дорогой идти в прекрасное далёко. Хочется верить, что вы будете трудолюбивыми, старательными и терпеливыми. Я верю в вас, мои дорогие!
.-Давайте пожелаем нашим гостям: добра, здоровья, счастья, удачи, терпения.
- Говорят: Какова работа, такова и награда. Вы сегодня - МОЛОДЦЫ! Дарю вам медальки на память! Пусть будет у вас напоминание: старание и терпение - путь к умению! (солнышко с лучами, на которых написана эта пословица)
Под музыку «Прекрасное далёко» раздать медальки.