Екатерина Смирнова
Проект по дистанционному обучению детей старшего дошкольного возраста «Вместе на расстоянии»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по дистанционному обучению детей старшего дошкольного возраста
Актуальность
В период сложной эпидемиологической обстановки в стране (самоизоляции) педагогический коллектив нашего детского сада продолжил работу по развитию и воспитанию детей. Главным инструментом в работе педагога стали информационно-коммуникационные сети, то есть работа велась в форме дистанционного взаимодействия с воспитанниками при непосредственном участии родителей. В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» определено, что «под дистанционными образовательные технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ».
Публикация «Проект по дистанционному обучению детей старшего дошкольного возраста „Вместе на расстоянии“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сидим дома с пользой!
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Участники проекта :
Воспитатели
Дети
Родители
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.
Продолжительность: долгосрочный (с 30.03.2020 по 31.05.2020)
Цель проекта : создание условий предоставления детям образовательных возможностей с использованием дистанционных информационно-образовательных технологий на основе включения родителей в образовательную деятельность.
Задачи:
обеспечить качественное усвоение образовательной программы;
оказание педагогической поддержки родителям в удаленном доступе, помощь в подборе актуальной информации;
вовлечь родителей в учебный процесс, дать возможность продуктивно проводить досуг с детьми.
Методы:
- Информационно-игровой;
- Мультимедийно-анимационный;
- Личностно-ориентированный;
- Здоровьесберегающий
Формы реализации проекта :
- видеоконференции в режиме онлайн;
- сотрудничество с родителями в режиме оффлайн.
Принципы реализации проекта :
Непрерывность и целостность дошкольного обучения
«Живое» взаимодействие с ребенком и его родителями в процессе образовательной деятельности
Дифференцированный подход к организации образовательного процесса с учетом потребностей и интересов ребенка
Многообразность и гибкость сопровождения и поддержки семьи педагогом (Viber, WhatsApp, Одноклассники, Вконтакте)
Добровольное участие воспитанников и их родителей в дистанционном обучении
Доступность дистанционного обучения связан с наличием в семье ПК, ноутбука, планшета, смартфона с установленным приложением Zoom и доступом в интернет
Предполагаемый результат:
Повышение качества знаний детей
Совершенствование навыков педагогов по ИКТ
Вооружение родителей разнообразными практическими и теоритическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания и обучения детей.
Создание атмосферы мира и дружеских отношений между воспитателем, родителями и детьми
Реализация проекта :
Основным содержанием работы стало освоение и, в большей степени, закрепление пройденного материала, так как период самоизоляции пришёлся на конец учебного года.
Первым условием подбора материала стала его доступность, так как основная часть родительского сообщества не обладает профессиональными педагогическими знаниями.
Существуют два вида режима дистанционного общения : оффлайн и онлайн. В связи с тем, что основная часть родителей работала не в удалённом, а в обычном порядке, занятия в режиме оффлайн были определены ими, как наиболее приемлемый способ сотрудничества.
Материалы к занятиям выкладывались в родительскую группу социальной сети Вконтакт. Родители воспитанника могли воспользоваться им самостоятельно в любое удобное для себя время.
Дистанционное обучение предполагает от родителей и ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Роль взрослого – создать условия для обучения, заинтересовать ребенка в получении знаний. Ответственность родителей выходит на первый план. Ребенок не имеет необходимых навыков самостоятельности, самоорганизации и усидчивости. Большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает совместно с родителями, что не исключает самостоятельного выполнения части заданий.
Для родителей были подготовлены и донесены:
рекомендации о создании в домашних условиях среды, способствующей развитию ребенка, сохранению и укреплению его здоровья;
советы специалистов по воспитанию и обучению детей в условиях семьи по актуальным темам;
ссылки на полезные ресурсы в сети Интернет;
информация об изучаемом содержании дошкольного образования;
новости и анонсы предстоящих видео онлайн-конкурсов детского и семейного творчества, информация о проводимых акциях, флеш мобах.
Для детей были подготовлены :
подборки различных детско-взрослых занятий по темам недели, по направлениям детского развития (тексты художественных произведений для чтения детям, презентации, электронные игры, головоломки, раскраски, мастер-классы и схемы изготовления поделок, рекомендации по организации и проведению подвижных игр, утренней гимнастики и др.);
виртуальные выставки детских творческих работ.
Сутью дистанционного обучения дошкольника стало то, что ребенок получает возможность смотреть видео-занятия, изучать учебный материал, а также находясь дома, получить и выполнить задания. В заключении ребенок может выполнить творческую работу, поучаствовать в конкурсе. Это необходимо для того, чтобы убедиться в том, что материал действительно изучен и усвоен, а в процессе выполнения творческой работы или участия в конкурсе ребенок использует полученные знания.
Итак, оффлан занятия.
Для детей, которые занимались оффлайн разрабатывала задания максимально доступно для понимания родителей, причём к каждому заданию, игре, гимнастике и др. давала рекомендации.
Был подготовлен демонстрационный материал к занятиям в виде ссылок на интернет-ресурсы с включением иллюстраций, видео и аудио файлов, Раздаточный материал отправлялся на электронную почту родителей для распечатки и представлял собой графические задания, то, что нужно обвести, раскрасить, вырезать и т. п. У кого не было возможности распечатать, подбирала материал, который можно было графически изобразить в тетради и предоставляла в группу образец такого задания. Родители сами изготавливали такие заготовки для своих детей.
Онлайн занятия.
Онлайн занятия я организовывала на платформе Zoom. Непрерывная образовательная деятельность заключалась в том, что в онлайн-режиме я в доступной форме предлагала детям учебный материал на основе презентаций Microsoft PowerPoint. По желанию дети совместно с родителями или самостоятельно могли выполнить домашнее задание творческого или учебного характера, озвученное в конце занятия. Цель заданий – закрепление пройденного материала.
Для организации образовательной деятельности определила и согласовала с родителями сетку непрерывной образовательной деятельности и время ее проведения. Так как организуемая образовательная деятельность требует повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, она организована в первую половину дня. Материал подбирался с учётом того, что было важно организовать щадящий режим обучения, нормируя количество времени, проводимого за компьютером или сидя за столом не более 20 минут на старший возраст.
Каждое онлайн занятие мы начинали с приветствия друг друга. Это настраивало нас на работу. Дети очень скучали по своим друзьям и в конце каждого занятия я давала им время просто пообщаться.
В соответствии с нормативами СанПиН, в течение времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводились физкультурные минутки.
Наша непрерывная образовательная деятельность строилась по следующим направлениям:
Формирование элементарных математических представлений
Ознакомление с предметным и окружающим миром, с миром природы
Художественно-эстетическое развитие (рисование, аппликация, лепка)
Речевое развитие (развитие речи, обучение грамоте)
Физическое развитие (утренняя гимнастика)
ФЭМП включала в себя разнообразные задания и игры на развитие логики, счёта, ориентацию на листе и в пространстве. Всё с подробным описанием, картинками, ожидаемым результатом. Занимались полюбившимися графическими диктантами, мы начали писать в конце средней группы. Сначала очень примитивные, потом с усложнением. Непросто даётся некоторым детям понятие лево-право. Родителям была дана подробная инструкция как правильно посадить ребёнка, в какой руке карандаш, как лежит листок, как диктовать, где находится родитель в это время. Рисунок того, что должно получиться, тоже нужно предоставить заранее.
Познавательная деятельность включала в себя беседы о событиях, праздниках (День смеха, Пасха, День весны и труда, День Победы). Так же мы отправлялись в путешествия в весенний лес и знакомились с изменениями в природе, помогали животным севера, рассказывали им о весне и предстоящем лете, сажали с детьми «огород на окне» в этот раз с большим азартом наблюдали за ростом и развитием растений все члены семей наших воспитанников.
Художественно-эстетическое развитие Сообщала тему и то, чему должен научиться ребенок. В презентации расписывала поэтапное выполнение работы или описание техники выполнения и все это сопровождала картинками или видео файлами. Если в интернет-пространстве не находила подходящих материалов, поэтапно рисовала сама, фотографировала и вставляла в презентацию готовый мастер-класс. Готовые работы родители фотографировали и присылали в нашу группу.
Речевое развитие (развитие речи, обучение грамоте) Продолжали знакомиться с буквами и звуками. Смотрели видиоролики про буквы, прописывали их в тетрадях. Были даны рекомендации по определению звука в слове. Предложила совместные речевые игры типа «Цепочка слов», «Кто больше назовет слов на определённый звук», игры на словообразование, разгадывание простых ребусов. Мнемотаблицы, составленные мной и из интернет-пространства стали помощниками в составлении связных рассказов.
Физическое развитие (утренняя гимнастика) ограничивалась размерами комнаты, не предполагая активные игры с бегом, метанием, прыжками:
-спортивные разминки;
-физминутки с описанием движений и текста;
-игры малой подвижности (с участием от 2-х человек);
-пальчиковые игры, опять же с текстом и описанием действий.
Все это было оформлено ссылками на интернет ресурс или текстом с картинками. Так же загружалась детская музыкальная гимнастика, которую дети делали в детском саду.
Кроме непрерывной образовательной деятельности, мы участвовали в городских онлайн конкурсах «#Говоримстихамиовойне» https://www.youtube.com/watch?v=awimZfFZmDw , Русские рифмы https://www.youtube.com/watch?v=2AhHZvEZDmg
Так же были организованы по тематики недели различные задания:
На книжкиной недели дети вместе с родителями учили стихи и присылали мне, из них я смонтировала видио ролик https://ok.ru/group53779158007897/topic/151549851163993
Ко Дню 9 Мая запустили акцию «Я помню я горжусь» родители выкладывали в фотоальбом фотографии детей с "фронтрвыми письмами" https://ok.ru/group/53779158007897/album/900086219865
Фотопроект "Многообразие профессий", приурочен к празднованию 12 июня - день России. У наших родителей самые важные, самые нужны профессии! #МыРОССИ https://ok.ru/group53779158007897/topic/151759856360793
«Светлая Пасха» https://ok.ru/group53779158007897/topic/151497591119193
Пройдя испытание самоизоляцией, неожиданным переходом на новый режим работы, я сделала определённые выводы. Педагог несет ответственность за качество обучения, поэтому ему необходимо быть хорошо подготовленным методически и содержательно к образовательному процессу, уметь работать с программным обеспечением, сервисами сети Интернет, также он должен владеть дистанционными методиками преподавания и знанием особенностей построения образовательного процесса в виртуальной среде. Условия проведения дистанционного обучения могут отличаться по режиму взаимодействия педагога и обучающегося, к этому тоже нужно быть готовым. И главное, нужно ценить реальное общение, быть внимательным к своему здоровью и здоровью окружающих нас людей.
Часть своей работы отобразила в презентации в виде скриншотов в наших рабочих группах.