Татьяна Устьянцева
Проект по безопасности для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Один дома. Безопасный дом»
Актуальность проекта :
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Желание выглядеть взрослее приводит к тому, что ребенок пробует взять на себя новые обязанности, нарушает выполнявшиеся ранее правила, не реагирует на просьбы и замечания взрослых. Дети не способны запомнить или предвидеть все возможные риски техногенной, природной и социальной среды. Ребенок не видит потенциальную опасность, не знает реальных свойств предметов, не различает жизненные и игровые ситуации. Таким образом, можно констатировать, что повышенная двигательная активность в сочетании с импульсивным поведением, эмоциональностью и любопытством при отсутствии контроля со стороны взрослых, могут стать причиной попадания детей в опасные ситуации. Старших дошкольников часто оставляют дома одних. А в условиях актов терроризма, проблема безопасности детей особенно актуальна.
Публикация «Проект по безопасности для детей подготовительной группы» размещена в разделах
Вид проекта : социально значимый
Срок реализации: краткосрочный- 3 недели
Участники проекта : Воспитатели, дети подготовительной группы № 14, родители, психолог, воспитатель по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель, дети младшей, средней и старшей групп.
Итоговый продукт: Спектакль «Кто виноват?». По правилам пожарной безопасности.
Цель проекта : Воспитание навыков адекватного поведения в опасных для жизни ситуациях. Осознание родителями важности данной проблемы.
Цель работы детей в рамках проекта (мотивация) : Познакомить младших дошкольников с правилами безопасного поведения в различных условиях.
Задачи проекта в работе с детьми : Проект реализуется совместно с детьми младшей, средней и старшей групп, поэтому задачи сформулированы для разных возрастных групп.
- Формировать у младших дошкольников представления о потенциально опасных предметах и ситуациях, о безопасных способах выполнения определенных действий, трудовых операций.
-формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих
-расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
-формировать у детей базовые познавательно-исследовательские компетенции, элементарные навыки работы с информацией
-создавать условия для осмысления и применения детьми знаний, умений, навыков по проблемам безопасного поведения.
-способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника.
Задачи в работе с родителями:
- знакомить родителей с работой ДОУ по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности
- повышать уровень знаний родителей по ОБЖ детей дошкольного возраста
- воспитывать у родителей ответственность за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;
Ожидаемые результаты:
Дети:
Повышение уровня мотивации к соблюдению правил безопасности на практике, умение разбираться в опасной ситуации и правильно реагировать на неё, быть предусмотрительным, видеть возможные последствия тех или иных действий;
Родители:
Повышение образовательного уровня родителей по данной теме, осознание важности проблемы безопасности детей, сотрудничество с детьми и педагогами.
Этапы проекта. Первый этап - Подготовительный
Цель: 1. Изучила научно - популярную и художественную литературу по теме; изучение программ: Авдеевой Натальи Николаевны «Основы безопасности детей старшего дошкольного возраста»; методического пособия по безопасности дошкольников Ксении Юрьевны Белой. «Твоя безопасность. Как вести себя дома и на улице».
2. Выбрала методы реализации проекта.
3. Обновила и пополнила развивающую предметно - пространственную среду группы, в уголках безопасности : дидактическими играми (Правила поведения на улице, дома, наглядно - иллюстративным материалом, атрибутами сюжетно - ролевых игр, пополнить картотеки игр, бесед по данной теме; подобрать познавательную литературу, стихи, загадки по теме «Безопасность».
4. Познакомила родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду. Объявила о начале проекта, папка - передвижка «Безопасность ребенка».
5. Заинтересовала детей темой проекта, используя, формы и методы программы «Детство» (ежедневные беседы о предстоящих событиях, организация образовательных ситуаций, ситуационный подход).
6. Диагностика «Определение уровня тревожности» (по методике Р. Тэмммл). Психолог выявила уровень тревожности детей, Подобрала индивидуальные методы работы, подготовила рекомендации для родителей.
Второй этап – Основной.
1раздел (первая неделя). «Безопасность в общении - один дома»
Формы работы с детьми. Задачи обучения, воспитания, развития.
День 1. Утро работа в группе. - Чтение стихотворения С. Черного «Когда никого нет дома». Задачи: Познакомить детей с произведением, учить понимать эмоции и чувства, испытываемые героем стихотворения. Актуализировать и систематизировать представления детей о правилах поведения дома.
Беседа «Один дома» Актуализировать и дополнить представления детей о том, как вести себя дома, обсудить как нужно вести себя в различных ситуациях. Учить отвечать на вопросы, аргументировать свое мнение.
Прогулка. «Побуждения и поступки». Задачи. Формировать у детей умение различать поступки и стоящие за ними побуждения. Учить передавать в речи результаты наблюдения, характеризовать модели поведения людей, предвидеть опасность.
Игра-инсценировка по рус. нар. сказке «Волк и семеро козлят».Предложить детям подготовить представление для младших дошкольников, познакомить их с произведением, с правилами безопасного поведения дома. Предложить детям придумать другие варианты развития событий. Учить применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, преобразовывать способы их решения в соответствии с особенностями ситуации. Развивать артистизм, способствовать повышению выразительности речи.
Вечер. Работа в группе. Рисование иллюстраций к сказке «Волк и семеро козлят». Предложить детям передать в рисунке различные эпизоды сказки, учить использовать знакомые техники рисования в различных комбинациях. Организовать осмысление и передачу в рисунке полученных знаний. Поддерживать интерес к творчеству.
День 2. Утро. Работа в группе. Инсценировка рус. нар. сказки «Волк и семеро козлят».Задачи. Организовать представление для младших дошкольников, познакомить их с произведением, учить действовать в различных ситуациях. Формировать у детей компетенции безопасного поведения, учить проявлять осторожность и предусмотрительность в опасных ситуациях
Вечер. Работа в группе. Рассматривание сюжетных картинок, практическое упражнение «Важный звонок» Обсудить с детьми, в каких ситуациях нужно звонить в службу спасения, упражнять их в выполнении подобных звонков. Учить детей передавать в телефонном разговоре суть проблемной ситуации, развивать связную речь. Напомнить детям о недопустимости ложных вызовов. Пение песни «Не скучаю» (муз. В. Корзина, слова Г. Ладонщикова) Задачи: Закреплять практические навыки выразительного исполнения песни с использованием инструментальной фонограммы. Обогащать представления детей о полезных и безопасных занятиях дома, о правилах безопасного поведения в ситуации «один дома».
День 3. Утро. Работа в группе. Беседа «За закрытой дверью». Задачи. В ходе обсуждения подвести детей к формулировке правил поведения в случае, если они одни дома (ни при каких обстоятельствах нельзя открывать дверь чужим людям, нельзя оставлять дверь открытой и. т. д.) Формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях.
Рисование «Правила для малышей». Задачи. Предложить детям при помощи рисунков передать сформулированные ими правила, чтобы познакомить с ними младших дошкольников. Учить использовать в работе освоенные ими ранее техники, ориентироваться на понимание сюжетов рисунка малышами.
Вечер. Работа в группе. Чтение и обсуждение рассказа Л. Радзиевской «Считаем этажи» (из книги «Ты один на улице) Задачи. Познакомить детей с правилами безопасного использования лифта, формировать осмотрительное отношение к потенциально опасным ситуациям, учить избегать их. Развивать воображение, связную речь.
Символьные рисунки по теме «Безопасность в лифте». Задачи. Учить детей понимать символьные изображения, составлять по ним развернутые фразы, небольшие рассказы. Помочь сформулировать правила поведения в лифте. Учить выбирать программу действий основанных на основе освоенных ранее моделей поведения.
День 4. Утро. Прогулка. Сюжетно-ролевая игра «Семья». Сюжет «Один дома». Задачи. Организовать применение детьми умения реализовывать и развивать знакомые сюжеты, учить применять освоенные правила безопасного поведения. Формировать у детей представления о своих правах и обязанностях, как члена семьи, детского коллектива.
День 5. Утро. НОД по ОБЖ «Если ты остался дома один…». Задачи. Формировать и обобщить знания детей о безопасности дома, об экстренных службах (01,02,03,04 или 112)
Формировать осторожность, осмотрительность в общении с незнакомыми людьми.
Вечер. Работа в группе. Игровая ситуация «У меня зазвонил телефон» Задачи. Учить детей правильно общаться по телефону, обсудить, почему нельзя называть свое имя, адрес в телефонном разговоре с посторонним. Формировать коммуникативные умения, развивать связную речь детей
В первой части второго этапа познакомила детей с телефонами экстренных служб, с правилами поведения в лифте, закрепили знания о правильном общении с незнакомыми людьми по телефону, домофону, и как нужно разговаривать, если незнакомые звонят в дверь. Использовала разные формы работы: чтение литературных произведений, беседа, игры-инсценировки, практические упражнения, и отследила, как эти знания дети применяют в сюжетно-ролевых играх, в рисунках. Все были очень активны. Итоговым продуктом этой недели, стала инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят», для детей младшей группы. Дети были заинтересованы в постановке, старались для малышей. И детям второй младшей группы было интересно смотреть сказку.
2 раздел (вторая неделя) «Безопасность в помещении. Потенциально опасные предметы»
День 1. Утро. Работа в группе. Рассматривание сюжетных картинок, составление рассказов на тему «Предметы, требующие осторожного обращения».
Задачи. Актуализировать представления детей о предметах домашнего быта, которые явл. источниками опасности, напомнить правила обращения с ними. Учить соблюдать правила личной безопасности, проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасных ситуациях. Учить составлять сюжетные и описательные рассказы, развивать связную речь.
С-ролевая игра «Семья» : «Дети помогают маме готовить обед». Задачи. На правах участника игры способствовать обогащению сюжета за счет обыгрывании ситуаций, рассмотренных ранее детьми. Организовать осмысление и применение детьми полученных знаний, формировать компетенции безопасного поведения. Способствовать расширению ролевого репертуара детей, активизации диалогической речи.
Дидактическая игра «Четвертый лишний». Задачи. Учить детей находить и выбирать предметы определенной категории, учить аргументировать, вести диалог
Вечер. Работа в группе. Просмотр мультфильма «Уроки осторожности: острые предметы» (мультсериал «Уроки тетушки Совы». Раздел «Уроки безопасности»). Систематизировать и дополнить представления по данной теме. Организовать анализ просмотренного сюжета.
Творческая мастерская: шьем фартук для куклы. Формировать у детей умение шить швом «вперед иголку». Закрепить правила обращения с иглой.
День 2. Утро. Работа в группе. Просмотр мультфильма «Уроки осторожности: горячие предметы» (Уроки тетушки Совы). Организовать обсуждение причин несчастных случаев, произошедших с главным героем, предложить детям напомнить герою мультфильма и друг другу основные правила поведения в быту, учить аргументировать свое мнение.
Рисование на тему «Правила для малышей». Предложить детям передать в рисунках знакомые им правила безопасного поведения в быту, организовать выставку работ для младших дошкольников, знакомство малышей с правилами безопасного обращения с предметами быта.
Вечер. Чтение сказки братьев Гримм «Горшочек каши». Рисование на тему «Что было бы.» Познак. с произведением, предложить придумать, как могла возникнуть подобная ситуация в условиях современного быта, рассказать и проиллюстрировать при помощи рисунков придуманные детьми истории.
День 3. Чтение рассказа Н. Носова «Мишкина каша». Познакомить детей с ситуацией, в которую попали герои рассказа. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения в быту.
День 4. Утро. Дид. игра «Когда не было электричества» Чем пользовались люди, кода не было электричества. Как можно помочь дому, не используя опасные предметы?
Вечер. Опытно-экспериментальная дея-ть, «Волшебная палочка». Формировать у детей элементарные представления об электричестве, учить наблюдать за действиями педагога, делать выводы, понимать суть поставленной задачи.
День 5. Просмотр мультфильма «Уроки вежливости» Электричество. (Уроки тетушки Совы). Систематизировать и дополнить представления детей по данной теме. Организовать обсуждение причин несчастных случаев, произошедших с главным героем; обсудить какие действия Непослухи стали их причинами.
День 6. Утро. Беседа «Таблетки, не конфетки». Формировать у детей осторожное и осмотрительное отношение к опасным веществам. Рассказать о действиях при отравлении таблетками. Учить набирать номера экстренных служб, называть домашний адрес.
Просмотр мультфильма Уроки осторожности: лекарства (Уроки тетушки Совы). Организовать обсуждение причин несчастных случаев, произошедших с главным героем.
День 7. Утро. В группе. Викторина «Предметы быта могут быть опасными». Учить детей применять знания об опасных предметах, о правилах поведения в опасных ситуациях.
Рисуем правила для малышей. Организовать обобщение и систематизацию знаний детей о правилах безопасности в быту, обсудить, что можно нарисовать, чтобы продолжить работу по обучению младших дошк-ов.
Прогулка: Дид. игра «Опасно- не опасно».Учить находить предметы определенной категории, применять свои знания об источниках опасности.
Практическое упр-ие «Чтобы не было беды». Закрепить умение называть свое имя и фамилию, домашний адрес.
День 8. Спектакль «Кто виноват». Для детей старшей и средней групп. Итоговое мероприятие. Приглашаются родители. Задачи. Организовать применение детьми знаний о правилах безопасного поведения, связанных с пожароопасными предметами быта.
Во второй неделе основной части проекта познакомила детей с предметами, которые окружают нас дома, и могут быть опасны, и обсудили правила поведения с этими предметами (электроприборы, вилки, ножи, таблетки, иголки, пуговицы) Работала творческая мастерская - дети научились шить швом вперед иголку, на пластмассовых иголках. Использовала разные формы работы: рассказы по сюжетным картинкам, просмотр и обсуждение мультфильма Уроки Осторожности (Уроки тетушки Совы, дидактические игры, беседы, чтение литературных произведений. Итоговым продуктом был спектакль «Кто виноват», по правилам пожарной безопасности, для детей средней и старшей групп, с которым наша группа участвовала в городском мероприятии.
Участие родителей: 1. Подбор картинок для оформления альбома «Один дома».2. Рекомендации для домашнего чтения литературы по ОБЖ (Маршак С. «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; Михалков С. «Мой щенок», «Три ветра», «Песенка друзей»; Носов Н. «Автомобиль», «Живая шляпа», «Мишкина каша» и т. д; Радзиевская Л. -«Ты и вода», «Ты и лес», «Ты и огонь»; Житков Б. -«Дым, «Как мы ездили в зоосад», «На льдине», «Пожар», Линдгрен А. - «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»). 3. Помощь в подготовке к спектаклю
Педагогическая составляющая проекта обеспечила каждому участнику проявить себя, добиться результатов в работе. Именно поэтому в рамках проекта организовала самые разные формы работы: совместный поиск детьми и взрослыми необходимой информации (чтение и обсуждение произведений художественной и научно-популярной литературы, мультфильмов, информации, полученной из интернета, проведение викторин, составление рассказов и загадок, освоение различных техник передачи образов и ситуаций в рисунках. Акцентировала внимание детей на чувство гордости, которое они испытали, сделав полезное дело, показала, что благодаря освоенным им знаниям, своей отзывчивости они смогли стать настоящими наставниками малышей.
Результаты: Задачи проекта были реализованы. Повысилась познавательная активность детей. Они стали задавать больше вопросов, проявляют интерес по данной теме. Воспитатели младшей и средней групп, положительно отзываются о роли такого наставничества, да и самим детям получать информацию от других детей, а не от взрослого очень интересно.
Проект оказался интересным для всех его участников. Проектная деятельность позволила родителям активно участвовать в образовательно-воспитательном процессе и способствовала укреплению детско-родительских отношений.
Литература
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б., Безопасность : учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста - ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010
2. Алексеева Т. А. Основы безопасности жизнедеятельности-М,2000
3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, ДЕСТВО-ПРЕСС,2014
4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования ДОУ
5. Киселева Л. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения.
6. Коломеец Н. В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет : Азбука безопасности – ВОЛГОГРАД : Учитель,2011
7. Шорыгина Т. А. Основы безопасности для детей 5-7 лет-М : ТЦ «Сфера»,2006
8. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. - М: Книголюб, 2003