Кононова Наталья
Проект «Пластик в нашей жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «ПЛАСТИК В НАШЕЙ ЖИЗНИ»
Руководитель проекта : Кононова Наталья Александровна, МБДОУ города Костромы «Детский сад №63»
Тип проекта : исследовательско - творческий, коллективный, среднесрочный, межпредметный (образовательные области «Ребёнок и природа», «Ребёнок и общество», «Искусство», смешанный (дети среднего дошкольного возраста, родители, воспитатель дошкольного образования).
Актуальность проекта
Темочки:
Мы даже не задумываемся, сколько вокруг нас изделий из пластмассы : ручки, фломастеры, посуда, мебель… В настоящее время почти все детские игрушки делают из пластика. А каково разнообразие упаковок из пластика!
Пластик прочно вошёл в нашу жизнь, он удобен в использовании. Однако современные блага цивилизации создают не только удобства для людей, но и наносят непоправимый урон природе. Огромное количество пластикового мусора на улицах нашего города заставляет сомневаться в том, что пластик – это «хорошо». Противоречие между положительными свойствами пластика и экологическими проблемами, которые возникают в результате загрязнения окружающей среды отходами, не разлагающимися веками, заставляют современного человека искать выход из сложившейся ситуации.
Одним из способов решения этой проблемы является рациональное использование отходов. Давая вторую жизнь ненужным вещам из пластика, мы в силах сделать наш город чище, а значит, красивее. Кроме того, вторичное использование бытовых предметов из пластика является важным источником ресурсосбережения. И если мы, взрослые, сможем сегодня научить наших детей разумно использовать отходы, воспитаем у них чувство бережного отношения к ресурсам государства, поможем осознать необходимость соблюдения правил экологической безопасности при раздельном сборе мусора, то возможно завтра проблема экологического кризиса будет стоять не так остро.
Проблемная ситуация для воспитанников:
Мы пьём воду из одноразовых пластиковых стаканчиков. Это очень удобно: такая посуда не бьётся, она лёгкая, её не надо мыть, сушить, протирать, ее удобно брать с собой в спортивный зал, на прогулки летом. Это даёт возможность помощнику воспитателя избавиться от лишней работы, сокращает расходы на моющие средства и воду. Но, пожалуй, самым главным преимуществом одноразовой пластиковой посуды для нас является её гигиеничность: мы заметили, что реже стали болеть с тех пор, как начали пить воду из одноразовых стаканчиков. Но вместе с этим мы заметили так же, что количество мусора, который скапливается в мусорном ведре, увеличилось. Большая часть мусора – пластиковые стаканчики, которые каждый из нас выбрасывает после одноразового использования. Помощнику воспитателя приходится несколько раз за день выносить наполненное пластиком мусорное ведро. Если такое количество пластикового мусора оставляет только одна группа детского сада, то, сколько же тогда мусора остаётся от всех жителей города, страны, планеты! Как сделать так, чтобы мусора стало меньше?
Гипотеза
Если научиться вторично использовать бытовые пластиковые отходы, например, делать из них полезные вещи для дома, дачи или садового участка, то можно не только уменьшить количество мусора в природе, но и сэкономить семейный бюджет.
ЦЕЛЬ: создать условия для формирования у детей дошкольного возраста понятия о возможности вторичного использования бытовых предметов из пластика как одном из источников ресурсосбережения.
ЗАДАЧИ:
1. обогащать и расширять представления воспитанников о бытовых предметах из пластика, его свойствах и качествах через исследовательскую деятельность;
2. формировать умения и навыки использования бывших в употреблении предметов из пластика как одного из средств ресурсосбережения;
3. воспитывать у детей дошкольного возраста и их родителей чувство бережного отношения к ресурсам государства, а также необходимость соблюдения правил экологической безопасности при раздельном сборе мусора;
4. способствовать раскрытию творческого потенциала участников проекта через художественную деятельность с пластиком.
ПРОДУКТ ПРОЕКТА :
• выставка совместного творчества родителей и детей «Новинки из мусорной корзинки» (поделки из бывшего в употреблении пластика);
• дефиле костюмов из пластика «Арт-хлам».
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПЛАСТИКЕ?
• Из пластика делают посуду, игрушки, мебель и др.
• Пластик удобно использовать : он лёгкий, не бьётся.
• Пластик – не природный материал, его создаёт человек.
ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ?
• Весь ли пластик одинаковый (виды пластика?
• Как и где делают пластмассовые игрушки?
• Зачем сортируют мусор?
• Что происходит с пластиковыми отходами, когда они попадают в специальный контейнер для раздельного сбора мусора?
• Что можем сделать мы из использованного пластика?
• Может ли пластик приносить вред человеку?
• Могут ли люди обойтись без пластика?
КАК УЗНАТЬ?
• Подумать.
• Спросить у взрослых.
• Найти информацию в Интернете.
• Найти информацию в книгах, энциклопедиях.
• Рассмотреть иллюстрации, фотоматериалы.
• Рассмотреть, обследовать различные виды пластика.
• Провести исследование.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
• Изучение литературы по теме проекта.
• Разработка плана реализации проекта.
• Составление конспектов запланированных мероприятий.
• Оснащение предметно-развивающей среды необходимым оборудованием (информационные и иллюстративные материалы, дидактические пособия и др.).
• Подбор и разработка интерактивных электронных средств обучения (презентации, видеоролики, игры на интерактивной доске)
• Приглашение родителей в проект, ознакомление с планом проекта.
• Определение состава микрогрупп, разработка тематических заданий для работы в микрогруппах.
Основной этап
Содержание нерегламентированной деятельности воспитанников:
• Цикл бесед: «Что такое пластик?», «Пластик в медицине», «Пластик и его виды»
• Решение проблемных вопросов: «Куда девать отходы из пластика?», «Если натуральные материалы полезнее, то зачем человек создаёт искусственные материалы?» и др.
• Опыты и эксперименты: «Мир пластмассы», "Натуральное и искусственное", «Спрячем пластик в земле! Что с ним произойдёт?», «Закапывание различного вида мусора и наблюдение за ним» с занесением результата в таблицу, «Виды пластмасс и их свойства», «Сравнение металла и пластмассы» и др.
• Наблюдения за площадкой для раздельного сбора мусора, работой мусоровоза, за работой дворника на участке.
• Игровая деятельность: дидактические игры «Что из чего?», "Сортируем мусор", «Угадай на ощупь», «Хорошо и плохо», «Поле ненужных вещей», «Скажи наоборот» и др. ; игра-викторина «Что? Где? Когда?»; подвижные игры с использованием нетрадиционного оборудования, изготовленного из пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов, игры с использованием интерактивной доски "Разложи правильно мусор", "Четвёртый лишний", разгадывание ребусов, интеллектуально-развлекательная игра «Что? Где? Когда?».
• Продуктивная деятельность «Чудесные превращения» :
- космические корабли, ракеты из втулок туалетной бумаги и пластиковых крышек,
- божьи коровки и улитки из пластиковых крышек и пластилина,
- создание снежных скульптур на прогулочном участке с использованием пластиковых крышечек и самодельных пульверизаторов с краской,
- коллективная художественная работа «Круговая абстракция» (рисование крышечками, красками и гуашью,
- рисунки с использованием крышечек как трафаретов для создания полноценного образа,
- создание плакатов, запрещающих и предупреждающих знаков, памяток для дома и подъезда «Сортируй мусор!», «Соблюдай чистоту!».
• Трудовая деятельность: «Чистый участок детского сада», «Мы за чистый город!», мытьё пластмассовых игрушек на участке и в группе.
• Просмотр обучающих мультфильмов "Свинка Пэппи сдаёт отходы в переработку", "Твой друг Бобби - Переработка мусора".
• Чтение энциклопедий, художественной литературы по теме проекта, экологических рассказов и сказок.
• Просмотр презентаций "Пластик вокруг нас", "Пластик в медицине", "За всё на земле мы в ответе".
Содержание специально организованной деятельности:
• Занятие по образовательной области «Ребёнок и общество» на тему «Пластик вокруг нас».
• Занятие по образовательной области «Ребёнок и природа» на тему «Мы – защитники природы».
• Занятие по образовательной области «Искусство/конструирование» на тему «Моя Ракета», «Летающая тарелка», «Космический корабль» (из пластиковых крышечек в объеме и на плоскости).
Содержание работы с родителями:
• Анкетирование родителей.
• Консультация для родителей: «Пластик : за и против»
• Участие в выставке совместного художественного творчества из пластика «Новинки из мусорной корзинки».
Заключительный этап
• Анализ проведённой работы в микрогруппах.
• Выставка художественного творчества из пластика «Новинки из мусорной корзинки».
• Дефиле костюмов из отходов полиэтилена и пластика «Арт-хлам».
• Презентация проекта на фестивале «Я – исследователь!»
Результаты проекта
Воспитанники:
• расширили свои представления о пластике как искусственном материале, о его свойствах и качествах, о его пользе и вреде для организма человека и окружающей среды;
• овладели некоторыми навыками вторичного использования пластиковой тары;
• понимают необходимость раздельного сбора мусора.
Родители:
• повысили уровень экологической культуры и информированности по проблеме обращения с отходами из пластика;
• укрепили детско-родительские отношения через совместную деятельность.
Педагоги:
• повысили профессиональную компетенцию через внедрение новых методов в работе с воспитанниками и их родителями.
Заключение
В ходе проекта гипотеза ребят подтвердилась. Юные исследователи убедились, что если из пластиковых отходов делать полезные вещи для дома, использовать их для творчества, то можно не только уменьшить количество мусора в природе, но и сэкономить семейный бюджет.
В процессе работы над проектом все его участники открыли для себя много нового и интересного о пластике, его видах, пользе и вреде для организма человека и окружающей среды, о способах утилизации пластика, а также о возможности вторичного использования пластиковой тары.
Наши воспитанники имеют сегодня представления о многообразии способов рационального использования отходов из пластика. Включение в проектную деятельность позволило детям дошкольного возраста по-новому взглянуть на те вещи, которые мы обычно выбрасываем в мусорное ведро. Сегодня они ищут оригинальные способы применения бывших в употреблении предметов из пластика. И находят! Из пластика получаются очень красивые цветы, пальмы, фигурки сказочных героев, карнавальные костюмы и даже вечерние платья. Такой творческий взгляд на мусор – маленький, но очень важный шаг на пути решения глобальной проблемы стремительного загрязнения планеты отходами, не разлагающимися веками.
На эффективность работы по реализации проекта положительно повлияло взаимодействие с семьями воспитанников. На наш взгляд, родители не только повысили уровень своей экологической культуры и информированности по проблеме обращения с отходами из пластика, но и укрепили детско-родительские отношения через совместную деятельность.
Практическая значимость проекта для использования
в образовательном процессе
Критерием нравственно-экономической воспитанности человека является его поведение, совокупность поступков, совершаемых в привычных или изменяющихся условиях. Чтобы успешно сформировать такие ценные качества, необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия, позволяющий поставить ребенка в позицию активного субъекта детской деятельности, в которой он сможет проявить свои умения, свое творчество, активность, личностные качества. Одним из таких способов является представленный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес детей, формирует творческий потенциал посредством внедрения интерактивных электронных средств обучения. Практические материалы по организации проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий позволили эффективно реализовать проект в триаде «ребёнок – педагог – родитель»