Пышненко Виктория Петровна
Консультация «Красота в нашей жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту.
Красота – это глубокое человеческое. Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе, – не было бы нашего сознания – не было бы и красоты. "Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его" (В. И. Ленин).
Публикация «Консультация „Красота в нашей жизни“» размещена в разделах
Красота – это радость нашей жизни. Человек стал человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый розлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетанием марева над горизонтом, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в миллиардах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника –увидеть и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись, и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волн и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее.
Эти слова мы повторяем в те счастливые минуты, когда перед детьми открываем новый оттенок красоты окружающего мира, пробуждения в них радость, волнение, изумление. О серебряных колокольчиках песни жаворонка говорим мы в горячий летний день, когда, отдыхая в тени дубравы после прогулки шли, после работы, дети всматриваются в дрожащий комочек жизни.
Слава о прекрасном доходит лишь тогда, когда ребенок сердцем чувствует красоту. Созерцание и слушание, переживание увиденного и услышанного – это первое окошко в мир красоты.
Необходимо водить детей к истокам красоты. Дети учатся видеть, вслушиваться в музыку окружающего мира, понимать его, любоваться им.
Красота – один из ручейков, питающих доброту, сердечность, любовь. Изумление кустом шиповника, на котором пылают красные ягоды и оранжевые листья, маленьким кленом и стройной яблонькой с несколькими желтыми листочками, кустом помидоров, обожженными первым ночным дыханием заморозка – все это пробуждает в детских сердцах ласковое, доброжелательное, заботливое отношение к живому и красивому. Ребенок сочувствует растениям, готовящимся к зиме. Они становятся для него живыми существами, которым будет холодно под пронизывающими ветрами. Ребенку хочется защитить растение от холода. Когда мы прикрываем на зиму розы и виноград, дети ласково, бережно пригибают каждую веточку к земле, чтобы не сломать и не повредить. Зимой дети с тревогой говорят о молодых деревьях: "Не холодно ли им?" И когда мы собираем снег, чтобы накопить больше влаги для деревьев, то это труд для детей сердечная забота о красоте, а не просто выполнение обязанностей.
Нельзя не видеть большой воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, чувствовал, переживал, постигал как великую тайну пробуждения жизни в природе. Первые весенние цветы и раскрывающиеся почки, первые нежные стрелочки травы, первая бабочка, первое кваканье лягушки, первая ласточка, первый гром, первая весенняя капель воробья – все это нужно раскрывать перед детьми как красоту вечной жизни. И чем глубже они одухотворяются этой красотой, тем сильнее стремятся творить прекрасное. Настоящий праздник для детей – цветение сада, и В. А. Сухомлинский показывал детям эту красоту цветущего сада.
Рано утром он приводил детей в сад, и они любовались белыми, розовыми, фиолетовыми, оранжевыми волнами, как бы плывущими по саду, слушали пчелиную арфу.
Нельзя долго спать в эти дни, надо просыпаться на заре, – учил он детей, – проспишь красоту! И дети поднимались до восхода солнца, чтобы не пропустить тех минут, когда первые лучи озаряют цветы, обильно покрытые каплями росы. Это – изумительная игра красок, и оттенков, и если ребенок, затаив дыхание, любуется этой красотой, он не будет черствым, равнодушным, бессердечным человеком. Духовное богатство, постигнутое благодаря созерцанию красоты, мы развиваем и обогащаем в труде, направленном в создании радости для людей.
Творения красоты имеет особенно большое значение в младшем возрасте. Труд маленьких детей – это, прежде всего, создание, материальных ценностей, воплощающих красоту. Одухотворение, воодушевление для этого труда требует мудрого, яркого, убедительного слова воспитателя. Слово - первая искра, зажигающая факел, освещающий мир прекрасного.