наталья салаева
Проект «Писатель нашей малой Родины — Тамара Григорьевна Долбунова»
▼ Скачать + Заказать документы
Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
МБОУ НШДС №13
Протокол № 1
«31» января 2024 г.
Утверждаю:
Директор МБОУ НШДС №13
/ Морозова И. Г.
Приказ № 32/пр
«01» февраля 2024г.
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию:
«Писатель нашей малой родины- Тамара Григорьевна Долбунова»
Автор составитель:
Салаева Наталья Владимировна
воспитатель
первой квалификационной категории.
г. Байкальск 2024 г.
Наименование проекта Проект по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Писатель нашей малой родины – Тамара Григорьевна Долбунова»
Разработчик проекта Салаева Наталья Владимировна
Цель и задачи проекта Цель проекта: повышение интереса дошкольников к литературным произведениям писателей малой родины с помощью мультипликации.
Задачи:
- Изучить актуальную тему «Писатели нашего края»;
- Познакомиться с биографией писателя;
- Исследовать жизнь и творчество Тамары Григорьевны Долбуновой;
- Организовать литературную встречу с председателем литературного объединения Нелли Тихоновой;
- Создать и познакомить с новой методикой работы над мультфильмом по мотивам сказок Тамары Долбуновой.
Вид проекта Исследовательско -творческий.
Тип проекта Среднесрочный
Сроки и этапы реализации проекта Сроки реализации проекта: январь – апрель 2024г.
Подготовительный этап: январь – февраль 2024г.
Основной этап: февраль – март 2024г.
Заключительный: март – апрель 2024г.
Перечень основных мероприятий - Мониторинг по теме проекта (анкетирование родителей, беседы с детьми);
- «Круглый стол» с участием родителей, детей и всех кто задействован в проекте – с целью ознакомления идеей проекта;
- Создание условий для реализации проекта (поиск информации о поэтах, чтение сборников стихотворений, сказок, сбор информации по теме проекта, подбор картинок, составление дидактических игр и выбор литературы);
- Цикл бесед «Писатели нашего края»;
- Разработка познавательного занятия «Она - наша землячка, она - наша гордость!»;
- Составление презентации «Произведения Долбуновой»
- Организованная встреча с председателем литературного объединения «Прибой» Тихоновой Н. С. ;
- Создание и оформление мини – библиотеки «Литература Прибайкалья»;
- Участие в 4 научно – практической конференции детских исследовательских и проектных работ «Эврика!»;
- Презентация итогов проекта.
Участники проекта Педагоги, дети, родители группы, библиотекарь образовательного учреждения, музыкальный руководитель.
Социальные партнеры МКУ «Библиотека города Байкальска», литературное объединение «Прибой», комитет солдатских матерей.
Ожидаемые результаты Реализация проекта позволит:
1. Сформировать у детей представления о мини – библиотеке и ее назначении.
2. Развить организаторские и творческие способности.
3. Развить представление о художественной литературе; иметь способность к сопереживанию, чувство собственного достоинства, уважения к старшим, терпимость и доброжелательность.
4. Развить умение видеть красоту в природе, поступках, искусстве, воспитание художественного вкуса.
5. Научить владеть художественными навыками в области разных искусств: рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.
Продукт проекта Мини – библиотека «Литература Прибайкалья», мультфильм по мотивам сказки Долбуновой Т. Г. «Муся, Яся и Тася».
Актуальность проекта.
В настоящее время различные «гаджеты» и компьютер стали занимать все больше места в нашей повседневной жизни, следствием чего люди стали меньше читать. Ранее, взрослые, читая сами, прививали любовь к книгам у детей. В современное время необходимо помочь детям стать юными читателями, привить желание ходить в библиотеку, покупать и дарить книги, и научить дорожить книгой как истиной ценностью.
Данный проект начался с вопроса детей, во время чтения «Байкальской сказки» Т. Г. Долбуновой «Три Похома»:
- «Кто придумал такую сказку?» - спросили ребята.
Проблема
Сказочница с берегов Байкала - так называют писательницу из г. Байкальска. Сегодняшним молодым читателям мало что говорит имя Долбунова. А в свое время её произведения звучали актуально, свежо и вызывали широкие дискуссии. Кто-то может заметить, что иное время — иные песни. Но в нынешнее время дети недостаточно общаются с книгами. Следствием этого имеют бедный словарный запас. Именно книга учит выражать свои мысли, думать, анализировать события, поступки не только окружающих, но и свои собственные.
Новизна проекта.
Новизна проекта состоит в совмещении процесса исследования, эстетического познания с практикой создания мультипликации из зарисовок по мотивам сказок для мотивации чтения литературных произведений писателей малой родины.
Цель проекта: повышение интереса дошкольников к литературным произведениям писателей малой родины с помощью мультипликации.
Задачи:
- Изучить актуальную тему «Писатели нашего края»;
- Познакомиться с биографией писателя;
- Исследовать жизнь и творчество Тамары Григорьевны Долбуновой;
- Организовать литературную встречу с председателем литературного объединения Нелли Тихоновой;
- Создать и познакомить с новой методикой работы над мультфильмом по мотивам сказок Тамары Долбуновой.
Социальные партнеры реализации проекта.
Ключевые партнеры Содержание деятельности
МКУ «Библиотека города Байкальска»
Литературное объединение «Прибой»
Комитет солдатских матерей Тематические встречи;
Беседы;
Проведение познавательных тематических мероприятий;
Организация виртуальных выставок рисунков по теме проекта;
Совместные экскурсии в музей Прибайкалья;
Совместное участие в акциях.
Целевые группы проекта
Целевые группы Краткая характеристика
Дети 6 – 7 лет. В старшем дошкольном возрасте происходит общее развитие личности, в частности осуществляется интенсивное формирование интеллектуальных особенностей – переход от наглядных форм мышления к логическим, от практического мышления к творческому. Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов. Формируется устойчивая привычка задавать вопросы (Почему) и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Дети способны прогнозировать последствия своих действий. Благодаря увеличению объема памяти развитию произвольного внимания, уровень самостоятельности дошкольников повышается. Им доступны приемы классификации, причинно – следственные связи, выдвижение гипотез, самостоятельность выводов. Дети проявляют интерес к познавательной и исследовательской деятельности. В процессе усвоения нравственных норм формируется сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение.
Родители Заинтересованность в социальном развитии детей. Испытывают потребность в качественном дошкольном образовании без ущерба здоровья ребенка, в формировании самостоятельной, деятельной личности, соответствующей меняющимся запросам общества и социально – экономическим условиям. Готовы к сотрудничеству с педагогами по вопросам обучения и воспитания.
Педагоги Имеют глубокие всесторонние знания об окружающем. Активно внедряют достижения педагогической науки в практику. Создают условия для всестороннего развития и обучения детей, удовлетворяя его возможности и потребности, постоянно повышают свой профессиональный уровень.
Реализация проекта
Этапы проекта Сроки Задачи этапов проекта
I этап.
Подготовительный Январь – февраль 2024г. 1. Выявить уровень заинтересованности детей (беседа) и родителей (анкетирование) в реализации проекта «Писатели нашей малой родины».
2. Поиск информации о поэтах, чтение сборников стихотворений, сказок, рассматривание иллюстраций, подбор картинок, составление дидактических игр.
3. Подбор литературы в мини – библиотеку «Литература Прибайкалья».
4. Составление презентации о писателях нашей малой родины.
5. Разработка познавательного занятия «Она - наша землячка, она - наша гордость!».
6. Разработка перспективного плана работы по реализации проекта.
II этап.
Практический Февраль – март 2024г. 1. Способствовать вовлечению детей и родителей в творческую мастерскую по проекту.
2. Организовать с детьми совместную образовательную деятельность «Писатели нашей малой родины».
3. Организовать экскурсию в музей Прибайкалья.
4. Создание и оформление мини – библиотеки «Литература Прибайкалья».
5. Создание и оформление выставки рисунков по мотивам произведений Долбуновой Т. Г.
6. Разучивание загадок, сказок и стихотворений Тамары Григорьевны Долбуновой.
7. Создание и оформление дидактических игр на тему Прибайкалье.
III этап.
Заключительный. Март – апрель 2024г. 1. Осуществить мониторинг уровня познавательной активности детей (нравственно – патриотический аспект).
2. В чате группы ознакомить родителей с презентацией «Писатели нашей малой родины»;
3. Познакомить родителей, детей других групп с мини – библиотекой «Литература Прибайкалья».
4. Сделать видео обзор на дидактическую интерактивную игру «Прибайкалье».
5. Провести мероприятие по теме «Земля наш общий дом».
6. Провести литературную гостиную с председателем литературного объединения «Прибой».
7. Создать мультфильм по мотивам сказки Долбуновой Т. Г. «Мася, Яся и Тася».
8. Выступить с проектом на региональной научно практической конференции детских исследовательских и проектных работ «Эврика».
9. Создать методический архив по итогам проекта.
10. Презентовать результаты проекта родителям.
Механизм реализации проекта
Принципы, лежащие в основе проекта:
• учёта возрастных особенностей каждого дошкольника;
• познавательности (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе);
• интеграции различных видов детской деятельности (содержание образования, методы реализации, предметно развивающая среда);
• наглядность (иллюстративность, наличие художественных произведений, наличие фотографии автора и т. д.);
• личностно – ориентированного общения (предусматривает сотрудничество и взаимоуважение, партнерство) соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
• занимательности (изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремится к достижению результата);
• подвижность структуры занятий – экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации);
• безопасности: мини – библиотека не создает угрозу здоровья и безопасности дошкольника. Ребенок спокойно достает до любого уголка библиотеки;
• непрерывности: библиотека, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок;
• партнерства: библиотека является результатом сотрудничества социума, родителей и детей, благодаря чему реализуются права ребенка.
Формы и методы организации деятельности детей
В процессе реализации по созданию мини – библиотеки используются различные формы деятельности: традиционная, комбинированная, интегративная и практическая ООД, беседы, игры, праздники, конкурсы, викторины, экскурсии и др.
Методы организации деятельности детей:
1. словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т. д.);
2. наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, работа по образцу и др.);
3. практический (рисование, лепка персонажей, заучивание сказок, подбор произведений и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно – иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – старшие дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• исследовательский - самостоятельная поисково – практическая деятельность.
Основные направления деятельности
Данный проект разработан на четыре месяца обучения. Проект предполагает осуществление разнообразной детской деятельности со всеми детьми группы. Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми.
Для лучшего усвоения детьми материала, а также удобства педагога, в работу лучше всего проводить блоками по 3-5 занятий.
Первый блок – поисково – собирательский, который приобщает к художественной культуре, знакомит детей с авторами и писателями, различными произведениями и иллюстрациями; с понятием «мини – библиотека», формой работы – экскурсией и правилами поведения в общественных местах.
Второй блок – экскурсионный, где организуются экскурсии, целевые прогулки и встречи.
Третий блок – экспозиционный (оформление мини – библиотеки, выставок художественного творчества и представлений).
Календарный план мероприятий по реализации проекта
№ Мероприятия Содержание работы Дата Ответственные
I этап.
Подготовительный этап.
1. Анкетирование Выявление уровня заинтересованности детей и родителей в реализации проекта «Писатель нашей малой родины – Тамара Григорьевна Долбунова». Январь 2024г. Воспитатель
2. Мониторинг Анализ возможности участия целевых групп в реализации проекта. Январь 2024г. Воспитатель
3. Проведение «Круглого стола» Выяснение уровня знаний по данной тематике, ознакомление с идеей проекта. Январь 2024г. Воспитатель
4. Поисковая работа. Подбор литературы в мини – библиотеку, поиск информации о поэтах, чтение сборников стихотворений, сказок, рассматривание иллюстраций, подбор картинок, составление дидактических игр. Создание условий для реализации проекта. Январь – февраль 2024г. Воспитатель
II этап.
Практический
5. Организация цикла бесед по произведениям писателей нашей малой родины. Расширение, уточнение знаний детей о произведениях и писателях нашей малой родины. Февраль 2024г. Воспитатель
6. Организация экскурсий в музей Прибайкалья. Воспитание патриотических чувств, развитие познавательной активности. Февраль 2024г. Воспитатель
7. Создание мини – библиотеки «Литература Прибайкалья» Поддержание устойчивого интереса к проекту, к произведениям писателей нашей малой родины. Март 2024г. Воспитатель
8. Организация с детьми совместной образовательной деятельности по теме «Она - наша землячка, она - наша гордость!». Уточнение и расширение знаний о писателях малой родины, развитие умений и навыков в художественном творчестве детей. Март 2024г. Воспитатель, музыкальный руководитель.
Беседа «Мое Прибайкалье» Формировать у детей чувство патриотизма к своей Родине, уважение к людям, прославившим родную страну, родной город, любовь к родине, её культуре и истории своего народа; познакомить с писателями нашей Родины.
Мероприятие «Земля наш общий дом» Формировать у детей чувство патриотизма к своей Родине, Земле; формировать навыки осознанно - правильного отношения к природе; воспитывать экологическую культуру.
Рисование, лепка героев из произведений Тамары Григорьевны Долбуновой;
Заучивание стихотворения «Черемуха», загадок и «Байкальских сказок» по тематике проекта. Слушание произведения Долбуновой Т. Г. «Сининда», «Три похома» и др. Развитие творческих способностей, познавательного интереса.
9. Совместное детско – родительское творчество: рисование героев произведения Долбуновой Т. Г. «Муся, Яся и Тася» для монтажа мультфильма. Вовлечение родителей в проект. Март 2024г. Воспитатель.
10. Создать и оформить альбом с зарисовками Прибайкалье Поддержание устойчивого интереса к проекту. Март 2024г. Воспитатель, родители.
11. Организация выставки детского творчества по теме Прибайкалье. Развитее творческих способностей, познавательного интереса. Март 2024г. Воспитатель, родители.
12. Выпуск и презентация «Писатели нашей малой родины» Обобщение знаний детей о писателях, интересных фактов, работа с родителями. Март 2024г. Воспитатель, родители.
13. Организация самостоятельной ознакомительной экскурсии детьми старшего дошкольного возраста. Воспитание патриотических чувств, самостоятельности, развитие познавательных интересов. Март 2024г. Воспитатель, родители.
14. Выступить с проектом на региональной научно практической конференции детских исследовательских и проектных работ «Эврика». Воспитание патриотических чувств, самостоятельности, развитие познавательных интересов. Март 2024г. Воспитатель, родители.
III этап.
Рефлексивный.
15. Создание методического архива по теме проекта. Завершение работы над темой проекта. Апрель 2024г. Воспитатель, родители.
16. Мониторинг познавательного развития детей для всех участников образовательного процесса. Отследить динамику познавательной активности детей. Апрель 2024г. Воспитатель, родители.
17. Презентация результатов проекта родителям. Подведение итогов, рефлексия. Апрель 2024г. Воспитатель, родители.