Екатерина Орехова
Проект «Пернатые обитатели нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы проекта : воспитатели Никонова Елена Николаевна, Орехова Екатерина Сергеевна.
Паспорт проекта
Тема проекта : «Пернатые обитатели нашего края»
Тип проекта : информационно-творческий
Участники проекта : дети средней группы (4-5 лет, родители, педагоги
Срок реализации: февраль-март
Проблема: недостаточные представления детей о птицах нашего края, дети среднего дошкольного возраста знают мало названий птиц, обитающих на территории нашего края.
Публикация «Проект „Пернатые обитатели нашего края“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Актуальность. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить бережно относиться к окружающему миру.
Данный проект предназначен для детей средней группы ДОУ. Работа над проектом направлена на систематизирование и расширение представлений у детей о птицах нашего края; на развитие речи, обогащение словаря и расширение кругозора; на воспитание экологической грамотности и интереса к живой природе. Проект объединит воспитателей, родителей и детей в общей творческой работе.
Цель: Расширение представления детей о птицах Вологодской области; развитие сенсорных навыков, познавательного интереса, речи. Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Систематизировать и расширять представления у детей о птицах Вологодской области.
2. Развивать познавательные и творческие способности детей, стимулировать речевое творчество детей.
3. Формировать элементарные экологические представления.
4. Воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе.
Предполагаемый результат:
- знание детьми птиц Вологодской области, узнавание и называние,
- понимание необходимости, что нужно беречь живую природу,
- развитие познавательных и творческих способностей детей,
- обучение умению осуществлять поисково–исследовательскую деятельность,
- повышение речевой активности.
Этапы проекта
1. Подготовительный этап
- планируем совместную деятельность;
- определяем цели;
- распределяем обязанности;
- изучаем литературу.
2. Основной этап.
Работа с детьми:
1. Рисование «Птицы нашего края».
2. Лепка «Синички прилетели на кормушку».
3. Аппликация+оригами «Воробышки прилетели, зернышек поели» (коллективная работа).
4. Д/и «Пирамида «Птицы», «Где чей дом», «Отдели зимующих от перелетных птиц», «Домашние птицы и птицы, живущие в природе», «Бывает - не бывает», «Что было бы, если бы из леса исчезли…», «Я знаю», «Прилетели птицы», «Звери, птицы, рыбы», «Угадай птицу по описанию». Разрезные картинки «Сложи птицу», «Один-много». Комплекс дидактических игр «Птицы Вологодского края».
5. С/р игра «Птичий двор».
6. Беседы «Что ты знаешь о птицах Вологодской области», «Пользу или вред приносят птицы», «Как заботиться о зимующих птицах» .
7. Заучивание стихов и отгадывание загадок о птицах.
8. Чтение художественной литературы: Т. Петухова «Отважный капитан», «Динь – дон», «Забияки», «В прятки». Н. Рубцов «Ворона», «Воробей», «Ласточка», «Журавли» (отрывок). А. Яшин «Покормите птиц зимой», И. Северянин «В парке плакала девочка», А. Новикова «Я пернатым помогаю». В. Бианки «Зимующие птицы», «Подкормка и охрана зимующих птиц». Г. Скребицкий «Сорока», «Галка», «Воробей». Г. Ладонщиков «Наши друзья», С. Покровский «Синицы, дятел и его свита». Л. Целуйко «Анюта и птички».
9. Пальчиковая гимнастика «Кормушка», «Сорока - белобока», «Ищет птичка…», «Десять птичек», «Птички в гнездышке», «Прилетайте, птички».
10. Рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий с птицами в книгах и журналах (книги В. Чаплиной «Птицы в нашем лесу», Г. Глухова «Птичьи хлопоты», журналы «Свирелька»).
11. Наблюдения: за голубями, воробьями, синицами, воронами, сороками; рассматривание птичьих следов на снегу.
12. Подвижные игры: «Попрыгунчики воробушки», «Воробушки и кот», «Вороны», «Совушка», «Зимующие и перелетные птицы».
13. Сочинение загадок о птицах.
Работа с родителями:
1. Консультации «Формирование у дошкольников бережного отношения к природе», «Воспитание у детей любви к природе».
2. Рассмотреть вместе с детьми птиц на прогулке, на картинках, иллюстрациях.
3. Просмотр мультфильмов о птицах: «Это что за птица?» (по сказке В. Сутеева, «Чужой голос», «Кукушка и скворец», «Сорока-ворона», «Высокая горка».
4. Беседы с детьми: «Почему птицам трудно зимовать?», «Кто и как помогает птицам зимой?».
5. Выучить с детьми стихи: А. Яшин «Покормите птиц зимой», Н. Рубцов «Воробей», «Ворона», Т. Петухова «Динь – дон», «Отважный капитан».
3. Заключительный этап.
Презентация результатов деятельности участников проекта
1. Организация выставок детского творчества по теме: «Пернатые обитатели нашего края».
2. Презентация альбома со стихами и фотографиями «Птицы нашего города».
3. Проведение акции «Покормите птиц зимой».
4. Презентация альбома с загадками и детскими рисунками «Птицы Вологодской области».
Используемые ресурсы:
1. А. Новикова. Стихи мои – моя душа, Череповец, Издательский дом Череповец, 2005
2. А. Яшин. Журавли, - М, Малыш, 1983
3. В. Астафьев. Стрижонок Скрип, - М, издательство Малыш, 1979
4. В. Белов. Рассказы о всякой живности. Н. Рубцов. Первый снег. Стихи. Иллюстрированное издание, - М, Прогресс-Плеяда, 2005
5. Вера Чаплина. Птицы в нашем лесу, - М, Малыш, 1984
6. Вологодские поэты – детям. Стихи, - Череповец, Издательский дом Принт, 2011
7. В. И. Армеева, И. А. Армеева. Доброе слово. Книга по литературному краеведению, - М, Технологическая школа бизнеса, 2001
8. Геннадий Глухов. Птичьи хлопоты. Ростов-на-Дону, Полиграфическая фабрика Малыш, 1990
9. И. Северянин. Стихотворения. Поэмы, - Архангельск, Северо-Западное книжное издательство, 1988
10. Л. Целуйко. Анюта и птички (Серия «Экологический проект», Рыбинск, ООО «Принтер», 2007
11. С любовью к природе. Под редакцией И. Д. Зверева, - М., Педагогика, 1983
12. Т. Л. Петухова. Лохматый подарок, - Вологда, Полиграф – книга, 2007