Вера Ивановна
Проект «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Наша планета Земля очень щедра и богата.
Горы, леса и поля-дом наш родимый, ребята.
Солнышко рано встает, лучиком день зажигает.
Весело птица поет, песенкой день начинает.
Чтобы воспитать дошкольников в духе бережного, ответственного отношения к природе, необходимо с раннего возраста целенаправленно развивать в детях ответственность за состояние природы в целом. Именно в это время в ребенке закладываются позитивные чувства по отношению к природе, ему открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, детьми впервые осознается роль природы в жизни человека. Переживаются нравственно-эстетические чувства, побуждающие их заботиться обо всем, что нас окружает. Природа, с ее необычным разнообразием явлений, животных, птиц и растений, при непосредственном общении с ней, пробуждает в ребенке яркие впечатления, настраивающие на сохранение, заботу, защиту.
Публикация «Проект „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Проекты
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Познание предметов, явлений природы, понимание связи между ними, гармоничное сосуществование с природой и психологическая готовность беречь природные ценности везде, всегда, ответственное отношение к природному окружению-это основа экологического образования и воспитания.
Наш проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы-развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста при ознакомлении с темой «Перелетные птицы».
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия заложить основы экологической грамотности детей через воспитание любви к птицам и бережного отношения к ним.
Предметом деятельности является процесс по изучению жизни перелетных птиц, их внешнего вида и приспособленности к условиям среды, об их пользе для человека.
• Актуальность создания проекта
Мы решили реализовать проект по данной теме, т. к. у наших воспитанников недостаточный уровень знаний по теме «Перелетные птицы», недостаточно сформировано понятие о перелетных птицах, некомпетентные знания у родителей по вопросу формирования у детей экологически-целостной личности, т. е личности, сопряженной с окружающем миром живой природы.
Именно поэтому актуально становиться разработка проекта «Перелетные птицы». Воспитание современного ребенка и его познавательных способностей-приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях, поскольку нужны личности творческие, увлекающиеся, самостоятельно думающие, любящие природу.
• Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Стратегическая цель:
создание благоприятных условий экологической культуры детей, любви и бережного отношения к природе.
Тактические цели:
— создать условия для развития творчества, воображения;
— сформировать элементарные представления о жизни перелетных птиц, роли человека в их жизни;
— организовать процесс отражения знаний, полученных опытным путем, в различных видах деятельности; способствовать формированию у дошкольников желаний и способностей к самостоятельному поиску информации, развивать чувство ответственности за порученное дело.
Задачи:
— способствовать развитию экологической культуры детей;
— сформировать у детей представление о жизни перелетных птиц, их поведении;
— воспитывать любовь к птицам, правильное поведение по отношению к ним.
• Ожидаемые результаты:
— Развиты исследовательские качества у детей;
— Воспитана любовь к природе;
— Сформированы представления у детей о жизни перелетных птиц, их поведении;
— Воспитана любовь к перелетным птицам.
• Продукт
— Развита исследовательско - практическая деятельность у детей, создан проект «Перелетные птицы»;
— Повышен уровень экологической культуры детей и их родителей;
— Воспитана любовь к перелетным птицам;
— Расширены знания детей о жизни перелетных птиц.
Аннотация проекта
Настоящей работой мы хотели обратить внимание на проблему формирования осознанно-правильного отношения к природе, в частности, к перелетным птицам, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.
Проект «Перелетные птицы» формирует у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе и имеющих типичное строение, приспособленное к определенным климатическим условиям. Мы развивали интерес к жизни перелетных птиц.
В соответствии с ФГТ проект опирается на научные принципы ее построения:
принцип развивающего образования, цель которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
единство воспитательных. Развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
— построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
— принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования. Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает :
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— признание неограниченных возможностей развития личности потенциала каждого ребенка;
— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализации воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития. Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом сточки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе.
Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладение детьми определенным объектом информации, знаний, сколько формирование у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью-любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
• Пути решения проекта
— обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираетесь создать;
— учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
— разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей ДОУ;
— оценить риски реализации проекта
• Этапы реализации проекта программы (творческий краткосрочный).
Реализация проекта рассчитана на две недели: с 08.04.2013 по 22.04.2013
Этапы. Цели. Сроки
1 этап — Подготовительно-ориентированный
— сформированы проблемные вопросы вместе с детьми (Почему птицы называются перелетными? Для чего нужен грачу толстый клюв? Почему так скромно окрашен жаворонок? Для чего птицы строят гнезда? Как помогает форма тела быстро летать ласточке? Почему мы должны охранять и заботиться о птицах)
(апрель; ответственные воспитатели)
— подбор художественной литературы (природоведческие энциклопедии, познавательная литература, занимательное природоведение);
— подбор дидактических и подвижных игр ( дидактические игры: «Кто где живет?», «Откуда птица прилетела?», «Чей клюв?» и т. д. ; подвижные игры: «Совушка», «Лягушки и цапли», «Зайди в свой домик», «Пчелки и ласточки»
(март, апрель; ответственные-воспитатели)
— работа с родителями (помощь в оформлении альбома о перелетных птицах; составление сборника стихов о перелетных птицах; оформление папки-передвижки)
(март, апрель; ответственные: воспитатели и родители)
2 этап — Практический
— поиск дополнительной информации про птиц (просмотр и чтение литературы, рассматривание изображения птиц, прогулки, экскурсии) экспериментально-исследовательская деятельность во время прогулок;
— наблюдения за внешними признаками птиц (отличительные особенности) на прогулках на участке, экскурсиях, целевых прогулках;
— оформление альбома «Перелетные птицы»;
— заучивание стихов, поговорок, примет о перелетных птицах.
3 этап — Обобщающее результативный
— итоговое мероприятие, НОД на тему «Перелетные птицы»;
— оформлен альбом «Перелетные птицы»;
— конкурс «Читаем стихи о птицах».
В результате проведенной работы дошкольники поняли и осознали значение птиц для природы, для человека. Детям было интересно узнавать о жизни птиц, появилось желание заботиться о пернатых и охранять их.
• Ресурсное обеспечение программы.
Нормативно-правовые ресурсы
— Закон РФ «Об образовании»;
— Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» от 05.07.2001;
— Устав ДОУ;
— СанПиНы 2.4.1.2660-10;
— Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено);
— Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 №309-Ф3;
— Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
• Риски
— низкое познавательное развитие детей;
— низкая заинтересованность родителей;
— могут быть упущены отдельные направления проекта из-за большого объема материала.
• Пути преодоления рисков
— для повышения познавательного интереса детей и родителей провести в группе родительское собрание по разъяснению запланированных задач, привлечь родителей к активному участию в проекте;
— распределить среди родителей ответственных за выполнение отдельных направлений проекта.
• Выводы
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающихся проблемами детства.
Встречи с природой помогут детям формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволяет не только дать новые знания детям о перелетных птицах, но и дает толчок для развития основ целостной, «экологической» картины окружающего мира.
Литература
С. В. Машкова, Г. И. Суздалева, Л. П. Магомедова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе»
С. И. Николаева «Комплексные занятия по экологии»
Л. Бурмистрова и В. Мороз «Расскажите детям»
И. Белоусов «Весенняя гостья»
П. Т. Волжина «Где чей дом»
Русская народная сказка «Кукушка»
И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром»
М. Пришвин «Гостья»
Л. Б. Фесюкова, О. О. Григорьева «Времена года»
Н. Н. Малофеева «Энциклопедия дошкольника»