Оксана Кузнецова
Проект «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
Сроки проведения: 10.10.2016 – 25.10.2016 года.
Тип проекта : творческий, краткосрочный.
Вид проекта : семейный, групповой.
Участники проекта : дети средней группы «Солнышко», воспитатели, родители.
Возраст детей: 4-5 лет.
Публикация «Проект „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Цель проекта : Формировать у детей представления о перелетных птицах, среде их обитания. Сформировать чувство ответственности и бережное отношение к пернатым друзьям.
Задачи проекта :
• Образовательные: Расширить знания и представления детей о перелётных птицах, особенностях их жизни. Создать развивающую среду для формирования представлений об окружающей действительности и развития связной речи путём использования средств ИКТ, подбора познавательной энциклопедической литературы.
• Развивающие: Развивать познавательную активность, желание узнать новое, поделиться своими знаниями с другими воспитанниками.
• Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к живой природе. Активизировать совместную деятельность родителей и детей.
Актуальность проекта.
В наш современный век одной из главных проблем является «не воспитанность» человека в природе. Поэтому необходимо с раннего возраста воспитывать экологическую культуру и ответственность. Необходимо научить дошкольников бережно относиться к природе и любить ее.
Наш проект – прекрасный повод осуществить заданные цели и задачи. Работа над проектом имеет большое значение для формирования экологически-культурной личности. Мы взрослые должны помогать детям понять значимость природы в жизни человека, воспитывать у них любовь и уважение к природе.
Проблема и гипотеза. В процессе работы с детьми группы среднего дошкольного возраста, был выявлен недостаточный уровень сформированности знаний о перелётных птицах, особенностях их жизни.
Гипотеза: можно предположить что для повышения уровня знаний и представлений детей о перелетных птицах нужно использовать не только традиционные формы работы с детьми, но и современные подходы (самостоятельный поиск информации детей совместно с родителями, обмен информацией в группе между детьми)
Ожидаемые результаты:
• Расширение знаний детей о перелётных птицах, особенностях их жизни
• Формирование на этой основе нравственного и личностного отношения к окружающей действительности, бережного отношения к птицам;
• Развитие речевой компетентности детей дошкольного возраста;
• Раскрытие творческого потенциала семьи;
• Расширение коммуникативной сферы и практического совместного опыта ребёнка и родителей.
1 этап: Подготовительный. (10.10.2016 – 14.10.2016)
• Изучение познавательной и художественной литературы о птицах;
• Подборка блока дидактических игр о птицах;
• Подборка наглядного материала для занятий;
• Создание методической подборки, подготовка фото и видеоматериалов;
• Разработка цикла наблюдений за птицами.
• Создание развивающей среды в группе;
• Подбор рекомендаций для родителей по выполнению творческого домашнего задания;
2 этап: Реализация проекта. Работа с детьми. (13.10.2016 – 25.10.2016)
13.10.2016
- Рассмотрение иллюстраций «Перелетные птицы», прочесть название птиц, рассказать почему называются перелетными;
- Подвижная игра «Воробышки и автомобиль»;
- Консультация для родителей «Оформление альбома «Перелетные птицы».
14.10.2016
- Разучивание физкультминутки «Вороны»;
- Беседа о птицах (чем питаются, гнездование, среда обитания) ;
- Чтение сказки В. Осеевой «Сороки»;
- Пальчиковая игра «Птички»;
- Отгадывание загадок.
17.10.2016
- Ознакомление с миром природы «Описание птиц». Цель: Учить описывать птиц, составлять рассказ по картинкам;
- Дидактическая игра «Кто как кричит»;
- Подвижная игра «Гуси лебеди», «Перелет птиц»;
- Наблюдение за птицами. Цель: Учить находить различия во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передвижения.
18.10.2016
- Аппликация «Совенок». Цель: Учить составлять предмет из деталей, аккуратно вырезать части аппликации;
- Чтение басни Л. Толстого «Хотела галка пить»;
- Подвижная игра «Воробышки и кот»;
- Дидактическая игра «Улетает – не улетает»;
- Пальчиковая игра «Снегири».
19.10.2016
- Разучивание дыхательной гимнастики «Ворона»;
- Лепка «Птичка». Цель: Учить соблюдать пропорции при лепке, передавать характерные особенности внешнего вида птицы;
- Подвижная игра «Хромой журавль»;
- Дидактическая игра «Узнай по тени»;
- Отгадывание загадок;
- Чтение рассказа А. Фета «Снова птицы летят».
20.10.2016
- Разучивание дыхательной гимнастики «Аист»;
- Знакомство с песней «Совушка - сова»;
- Подвижная игра «Скворечники»;
- Дидактическая игра «Разрезные картинки»;
- Пальчиковая игра «Перелетные птицы»;
- Просмотр презентации «Перелетные птицы» .
21.10.2016
- Рисование «Красивая птичка». Цель: развивать творческие способности, учить передавать соотношение частей тела по величине;
- Подвижная игра «Огородник и воробей»;
- Знакомство с песней «Летел кулик»;
- Наблюдение за сорокой. Цель: формировать представления о внешнем виде сороки, ее характерных признаках, повадках;
24.10.2016
- Чтение стихотворения А. Барто «Кто как кричит»;
- Пластинография «Снегирь на ветке рябины». Цель: учить детей отделять пластилин маленькими частями, аккуратно наносить на картинку не размазывая его;
- Подвижная игра «Перелет птиц»;
- Просмотр фильма о птицах;
- Просмотр альбомов изготовленных родителями совместно с детьми.
25.10.2016
- Коллективная работа «Птицы улетают вы дальние края». Цель: Учить детей задумывать содержание работы, вспомнить необходимые способы изображения. Воспитывать стремление доводить задуманное до конца. Учить анализировать и оценивать совместную работу;
- Просмотр презентаций сделанных родителями совместно с детьми;
- Подведение итогов.
3 этап. Заключительный (25.10.2016)
- Выставка рисунков и аппликаций;
- Выставка детских работ;
- Представление результатов совместного творчества детей и родителей.
Выводы. В ходе реализации проекта у детей возник интерес к поиску новой информации, желание делиться полученными знаниями; расширились знания и представления об особенностях жизни перелетных птиц; увеличился словарный запас по данной теме; пополнилась картотека игр, картинок с информацией о птицах. В процессе работы у детей возникло желание создавать условия для птиц (постройка скворечников, подкармливание птиц). Таким образом, выдвинутая гипотеза получила свое подтверждение в процессе работы.
Литература:
1. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 240 с.
2. О. И. Крупенчук Научите меня говорить правильно. Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб: Издательский дом ЛИТЕРА, 2005. – 208 с.
3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. М. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (средняя группа)/ Авт. -сост. З. А. Ефанова. – Волгоград: Учитель, 2013 – 307 с.
4. Н. Сладков Азбука леса: рассказы, сказки, миниатюры. - Смоленск: Р
5. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.
6. Воспитание и обучение детей в средней группе детского сада / под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.
7. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.
8. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду в средней группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2014.
9. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.
.
Приложение 1
Подвижные игры
«Перелетные птицы»
Ход игры: Дети – птицы находятся на лесенке или лавочки. После слов воспитателя «солнышко светит, пора в дорогу», дети слезают с лесенки или лавочки и бегают по площадке, размахивая руками – крыльями. После слов воспитателя «ветер (дождь)» - дети снова влезают на лесенку или лавочку.
«Огородник и воробей»
Ход игры: Выбирается огородник и воробей. Остальные участники, взявшись за руки, образуют круг. На середину круга кладут фрукты или овощи – это «огород». В стороне чертят кружок – это «гнездо». Хоровод медленно движется по кругу со словами:
Воробей маленький,
Серенький, удаленький,
По двору шныряет,
Крошки собирает;
В огороде ночует,
Фрукты, овощи ворует.
Воробей бежит в круг, берет один предмет и старается унести его в «гнездо». Огородник сторожит его за кругом и, как только воробей выбегает из круга, начинает его ловить. Пойманный воробей меняется ролями с одним из участников.
«Воробышки и кот»
Ход игры: На земле нарисованы круги — «гнездышки». Дети — «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.
Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, потом — кто-нибудь из детей.
«Воробышки и автомобили»
Ход игры: Дети — «воробушки», сидят в своих «гнездышках» (на скамейке). Воспитатель изображает «автомобиль». Как только воспитатель произнесет: «Полетели воробушки на дорожку», дети поднимаются со скамейки и начинают бегать по площадке. По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите воробушки в свои гнездышки!» — «автомобиль» выезжает из «гаража», а дети должны вернуться в «гнезда» (сесть на скамейку). «Автомобиль» возвращается в «гараж».
«Хромой журавль»
Ход игры: Все играющие делятся на две команды. На площадке на расстоянии 3-5 м проводятся две параллельные линии длиной до 5-6 м. Каждая команда становится за своей чертой. Все игроки поднимают одну ногу назад, согнув ее в колене и обхватив рукой (правую ногу нужно захватить правой рукой, левую – левой).
По сигналу обе группы скачут навстречу друг другу, стараясь свободной рукой и туловищем толкнуть противника, чтобы он встал на обе ноги. Игрок, коснувшийся пола второй ногой, выбывает из игры. Игроки начинают двигаться навстречу друг другу по сигналу. В случае усталости разрешается быстро сменить ногу, но нельзя стоять на двух ногах. Проигравшей считается команда, у которой окажется большее количество сбитых игроков.
«Гуси - лебеди»
Ход игры: Перед игрой на одном конце поля надо наметить «дом», где живет хозяйка со своими гусями. Это место отделите от поля чертой, проведенной на земле. Затем шагах в двадцати пяти от дома, то есть чуть дальше середины поля, на его краю под воображаемой «горой» обозначьте «логовище», где будет сидеть волк. А дальше, шагах в десяти от логовища и до конца поля, будет пастбище для гусей. Его, очевидно, можно не очерчивать, а просто положить по краям поля по камню или воткнуть по палке. Часть поля за ними и будет пастбищем.
Все поле между домом и пастбищем должно быть ровным, чтобы по нему можно было бегать без опаски. Впрочем, можете сделать и проще: отшагать сколько надо, обозначив тремя любыми предметами дом, логово и пастбище, и сразу же играть.
Теперь приступим к самой игре.
Для начала посчитаемся и выберем главных действующих лиц — волка и хозяйку. Если для игры вас соберется больше десяти человек, то для экономии времени пусть первый вышедший будет волком, а второй — хозяйкой (или хозяином) гусей. Все, кто остался, и будут «гуси-лебеди».
Хозяйка ведет гусей в дом, а волк отправляется «под гору» в свое логовище и сидит там до поры до времени.
Дальше начинаются разговоры.
Хозяйка спрашивает:
— Гуси, гуси?
Гуси дружно отвечают:
— Га-га-га.
— Есть хотите?
Вот тут уже гуси переходят на человеческий язык и начинают говорить:
— Да-да-да!
— Ну, летите… —
разрешает хозяйка и, помахивая хворостинкой, гонит гусей в поле.
Гуси, махая крыльями, радостно бегут мимо волка на пастбище. А хозяйка возвращается домой.
Гуси разбредаются по пастбищу и пасутся некоторое время, покрикивая, переговариваясь между собою : «Га-га? Га-га-га?» — и с опаской поглядывая на сидящего в логове волка.
Спустя примерно минуту хозяйка кличет их:
— Гуси-лебеди, домой!
Гуси останавливаются и отвечают:
— Мы боимся!
— Почему?
— Серый волк под горой!
— Что он делает?
— Гусей щиплет.
— Каких?
— Сереньких да беленьких.
Тут хозяйка начинает сердиться на боязливых гусей и строго приказывает:
— Гуси-лебеди, домой!
Делать нечего, и гуси, растопырив крылья, летят к дому. Но и волк, заслышав хозяйкины слова, тотчас же выскакивает из логова и бросается наперехват — ловить гусей.
Обычно больше одного гуся ему схватить не удается, а остальные благополучно прибегают домой.
«Скворечники»
Ход игры: Число игроков, принимающих участие в игре, должно быть нечетным. В разных местах игровой площадки чертятся кружки диаметром 50—60 см по числу пар играющих. Это «домики-скворечники». В каждом таком «скворечнике» размещается по два «скворца-ребенка». Один «скворец» без домика и пары находится в центре игровой площадки.
По сигналу воспитателя «скворцы» вылетают из своих домиков и разбегаются («летают») по игровой площадке. Они бегают, прыгают, машут руками-«крыльями». Вместе со всеми играет одинокий «скворец».
По повторному сигналу воспитателя: «Скворцы прилетели.» дети спешат вернуться в любой свободный домик-«скворечник», чтобы занять его в паре.
Опоздавший «скворец» остается без пары и без дома, а поэтому ждет начала игры, которая повторяется несколько раз. По окончании игры воспитатель подводит итоги, хвалит детей.
Пальчиковые игры
«Птички»
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель.
(загибают по одному пальчику на обеих руках)
Эта птичка – злой орлан.
(машут сложенными накрест ладонями)
Птички, птички, по домам.
(машут обеими руками, как крыльями)
«Снегири»
Раз, два, три! Раз, два, три!
Прилетели снегири ("снегири бегают).
Грудки показали ("снегири" выпячивают грудь).
Ягод поклевали ("снегири изображают, что клюют ягоды).
Прыгали во веткам ("снегири" прыгают).
«Перелетные птицы»
Тили-тели, тили-тели -
С юга птицы прилетели!
Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.
Прилетел к нам скворушка -
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж -
Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с
мизинца левой руки.
Все вернулись, прилетели,
Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.
Песни звонкие запели!
Указательным и большим пальцами делают клюв –
«птицы поют».
Физкультминутка
Вот под елочкой зеленой
(встали)
Скачут весело вороны
(прыгаем)
Кар – кар – кар
(громко; хлопки над головой в ладоши)
Целый день они кричали,
(повороты туловища влево - вправо)
Спать ребятам не давали:
(наклоны туловища влево - вправо)
Кар – ка р – кар!
(громко; хлопки над головой в ладоши)
Только к ночи умолкают,
(машут руками, как крыльями)
И все вместе засыпают,
(садятся на корточки, руки под щечку - засыпают)
Кар – ка р – кар!
(тихо; хлопки над головой в ладоши)
ЗАГАДКИ
1. Красногрудый, чернокрылый,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
2. Чёрный проворный,
Кричит «крак»
Червякам враг. (Грач) (родня вороне. Весь чёрный, только основание клюва беловатое. Первым прилетает весной.)
3. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка.) (Перелётные, кормятся в воздухе, ловят насекомых. Хвост – вилочка.)
4. Верещунья белобока,
А зовут её … (Сорока.) (Зимует в наших краях, вся чёрная, длинный хвост. Единственная птица, которая узнаёт себя в зеркале.)
5. Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует, коноплю ворует. (Воробей.) (Живёт около жилья человека. Питается пищевыми отходами.)
6. На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его … (Скворец.) (Прилетают весной. Скворцы – птицы – пародисты. Копируют голоса других птиц. Полезная птица, уничтожает большое количество насекомых.)
7. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей.) (Невидимка. Неярок, осторожен. Прилетает одним из последних из тёплых стран. Красиво поёт.)
8. Важно по земле шагает,
Клювом почву протыкает,
Вредных — съест, он молодец!
А зовут его…скворец.
9. Ноги – длинны, длинен нос,
Что он на обед принёс?
Змей, улиток, лягушат
Для любимых (аистят)
10. По весне то там, то тут
Песню весело поют:
«Ах, качи, качи, качи,
Прилетели к нам …грачи»
11. Иногда зовут — касатка,
Брюшко бело,
Гладко-гладко. (ласточка)
12. Спрятавшись среди ветвей,
Поёт славно…соловей
13. Нет, не дремлет на окошке —
Называют птицу «кошкой».
Почему так называют?
Отвечай, друг, поскорей,
Отвечай и не робей.
Эта птица (когда страшно)
Издаёт тяжёлый звук.
Будто кошка где-то рядом
Начала скандалить вдруг. (иволга)
14. Перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (грач)
15. Эту птицу всякий знает,
На лету она хватает
Мух, кузнечиков, сверчков,
Бабочек, стрекоз, жучков. (ласточка)
16. Перелётная крякушка ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (утка)
17. С вырезом глубокий хвост,
Небольшой у птицы рост.
Мы «касаткой» называем,
А весною наблюдаем. (ласточка)