Галина Орлова
Проект «Пальчики играют — речь развивают»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский»
Актуальность
Развитие познавательных способностей происходит в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, являются условием познания ребёнком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию всё новых и новых свойств предметов и отношений между ними». (Эльконин 1989). Важно отметить, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь дошкольников потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. С развитием мелкой моторики также тесно связано развитие речи. Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно. В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. В процессе индивидуальных собеседований и анкетирования было выявлено, что многие родители испытывают затруднения в развитии ребёнка. Многие родители осознают недостатки воспитания своих детей, но зачастую им не хватает элементарных знаний по педагогике, психологии, медицине, чтобы решить возникающие проблемы.
Публикация «Проект „Пальчики играют — речь развивают“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Анализируя эти и множество других вопросов, с которыми родители обращаются, можно прийти к выводу, что родителям нужна методическая помощь, начальные знания о психофизических особенностях малышей, о методах и приёмах взаимодействия с ними. Для решения данной проблемы возникла необходимость создания родительского клуба «Поиграй-ка» для привлечения родителей в образовательный процесс развития речи детей посредством развития мелкой моторики.
Цель проекта :
Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.
Задачи проекта :
1. Формировать речь детей через развитие мелкой моторики.
2. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
3. Пополнить развивающую предметно- пространственную среду, способствующую эффективному процессу развития моторики рук дошкольника.
4. Повысить компетентность родителей о значимости развития мелкой моторики.
Задачи для детей:
1. Развивать мелкую моторику пальцев рук детей.
2. Речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.
Задачи для родителей:
1. Учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
2. Создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие :
1. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
2. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Познавательное развитие :
1. Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности (на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике, и. т. д.).
2. Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями.
3. Знакомить детей с названием пальчиков.
4. Развивать умение различать правую и левую руку.
Речевое развитие :
1. Развивать : речь, мышление, память, внимание, творческое воображение.
2. Обогащать словарный запас.
Художественно-эстетическое развитие :
1. Развитие чувства ритма и музыкального слуха.
2. Формировать умение договаривать строки стихотворения.
3. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
Физическое развитие :
1. Развитие мелкой моторики.
2. Формировать умение согласовывать движение с речью.
3. Формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх.
Средства достижения поставленных задач:
1. Применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
2. Использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д. ;
3. Информационные листы для родителей;
4. Использование атрибутов к пальчиковой гимнастике.
Гипотеза:
Если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь ребёнка.
Проблема:
Неосведомлённость родителей в вопросах значимости развития мелкой моторики.
Причины:
1. Ограниченное время совместной деятельности детей и взрослых.
2. Загруженность родителей трудовыми буднями.
3. Родители не знают возрастные особенности детей.
4. Неумение родителей замотивировать и привлечь детей к совместной деятельности.
Механизм выполнения:
Реализация данного проекта направлена на работу с детьми, у которых плохо развита речь, а также может использоваться в работе с детьми, у которых нет нарушения речи.
Методы:
Словесные:
Пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика, чтение стихов, потешек, пение песен.
Наглядные:
Иллюстрации, плакаты, альбомы, энциклопедии, дидактические игры.
Приё мы:
Игровые:
Самомассаж, шнуровка, мозаика, пазлы, конструктор, игры с молнией, игры с бусинами, метание бумажных комочков.
Практические:
Шарики Су-Джок, физкультминутки, пальчиковые шаги.
Использование элементов изодеятельности в развитии мелкой моторики включает в себя: работу с сыпучим материалом, пластилинографию, аппликацию, работу с бумагой, работу со штампами, работу с тестом, нетрадиционному рисованию, выполнение поделок из различных материалов.
Взаимодействие родительского клуба «Поиграй – ка» :
Учитывая требования ФГОС – работа клуба построена на тесном взаимодействии с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
Введена новая форма работы с родителями – работа с компьютером. Создана в «Контакте» открытая группа «Поиграй-ка», (в домашних условиях родители могут познакомиться с играми по развитию речи, подготовленными воспитателями группы и поиграть с детьми дома, также в группе пишется домашнее задание.
Участники проекта :
Дети, родители, воспитатели.
Возраст детей:
2-3 года.
Продолжительность:
Три месяца (март, апрель, май).
Вид проекта :
Средней продолжительности, познавательно- творческий.
Ожидаемый результат:
1. Формируется речь детей через развитие мелкой моторики.
2. Развивается мелкая моторика пальцев, кистей рук.
3. Пополняется предметно- пространственная развивающая среда.
4. Повышается компетентность родителей о значимости развития мелкой моторики.
Содержание проекта :
1 этап подготовительный:
• Изучение методической литературы по данному вопросу.
• Изготовление пособий (картотек).
• Разработка дидактического материала для занятий по развитию мелкой моторики.
• Анкетирование родителей.
• Пополнение игротеки по данному разделу.
• Консультация для родителей.
• Родительское собрание «Пальчики играют-речь развивают».
2 этап основной:
Месяц и недели Мероприятия Ответственные Итоговая работа
Совместная работа воспитателей, родителей и детей
Март 26 – 29
Крупы, игры, мелкая моторика. 1. Родительское собрание «Игры, развивающие познавательную активность и речь детей».
2. Знакомство с крупами и игры с крупами.
3. Разучивание потешки «Киска-киска…».
4. Пальчиковая игра «Замок».
5. Массаж Су-джок. Воспитатели.
Фотоотчёт.
Консультация для родителей
«В игры с пальцами играем, речь ребёнка развиваем!»
Д/З Игры с крупой.
Апрель 01-05
Игры с крупами, массажи, лепка.
1. Сортировка фасоли.
2. Просеивание смешанных круп с использованием сита.
3. Наполнение сосуда крупами с использованием воронки и фасоли рукой.
4. Лепка «Одуванчик»путём размазывания (пластилинография).
5. Лепка (рыбка, мостик,).Коллективная работа.
6. Коллективная игра ко дню птиц. «Покормим птиц».
7. Массаж рук с помощью карандашей.
Воспитатели.
Фотоотчёт.
Наблюдение за птицами. Какие птицы прилетают, какие улетают? Принести картинки.
Д/З. Лепка по выбору родителей (птичка- по шаблону, путём размазывания или скатыванием).
Апрель 08-12
Игры с бумагой, свойства бумаги, аппликации. 1. Знакомство со свойствами бумаги (мнётся, рвётся, намокает, мягкая, впитывает воду).
2. Простая картинка аппликация с использованием салфеток (берёза).
3. Коллективная работа Аппликация «Цыплёнок» По шаблону отрывным способом.
4. Массаж грецкими орехами.
5. Игра с водой «Что под салфеткой?».
Воспитатели.
Фотоотчёт.
Памятка
«С детьми играть- ум, разум, душу развивать».
Д/З Выполнить аппликацию.
Апрель 15-19
Рисование. 1. Рисование пальчиками.
2. Рисование валиками. (Цветной коврик).
3. Рисование вилкой. (Листья у моркови).
4. Рисование штампами самодельными из картошки или купленными.
5. Массаж пальчиков.
6. Работа на мокром листе и посыпать крупной солью. Воспитатели.
Фотоотчёт.
Буклеты для родителей.
Д/З Нарисовать рисунок в любой технике.
Апрель 22-26
Работа с материалами. 1. Знакомство с тканями и мехами (зайчик-втулка с ватой).
2. Знакомство с природными материалами (засушенные листья, ракушки, песок). Поделки из ракушек, картинки с применением цветного песка.
3. Мастер-класс по валянию шерсти (Ашапатова).
4. Нитки. Игра с клубочками из ниток. Фотоотчёт.
Родители.
1. Пальчиковые игры.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Виды массажей.
4. Игры с песком.
5. Дыхатльная гимнастика.
6. Звуковая гимнастика.
Д/З Книжки малышки на различные темы. Вязаные. Пуговичные. Ленточные. Тесёмочные. Другие фантазии. Коллекция камней. Бусы различные.
Апрель- май
29-30. 1. Подготовка выставки работ.
2. Диагностика.
3. Отзывы родителей и пожелания.
4. Подготовка атрибутов для утренника.
5. Репетиции с детьми. Воспитатели.
Фотоотчёт.
Родители.
Подготовить благодарности родителям и детям.
3 этап заключительный:
• Проведение итоговой диагностики.
• Анализ результатов.
• Обсуждение результатов диагностики индивидуально с родителями.
• Отчёт о результативности проекта.
• Вовлечение детей и родителей в проектную деятельность 100%.
• Итоговый продукт: музыкальное развлечение совместно с родителями «Весёлый поезд».
4. Список литературы:
1. Амосова О. С. «Ознакомление с предметным миром». Воспитатель ДОУ №6,2009.
2. Афанасьева И. П. «Маленькими шагами в большой мир знаний» СПб,2005
3. Горюнова Г. М. «Развитие детей раннего возраста».М,2009.
4. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» № 1, 2, 3, 4. – М. : 2009.
5. Зайцева А. «Чудесный пластилин: лепим вместе с детьми», – М. : Эксмо, 2011.
6. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Как играть с ребенком». М,2001. 7. Михайлова З. А. План- программа педагогического процесса в детском саду. СПб., 2000.
8. Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010
9. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007
10. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста – М. : «Владос», 2004.
11. Интернет- ресурсы: https://idi-k-nam.ru
12. Аппликации из ладошек Светланы Новицкой. https://idi-k-nam.ru Развивающие занятия с детьми от 3 до 5 лет. Аппликация.