Марина Довгаленко
Проект «Ознакомление с родным поселком как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 37 п. Сельцо»
Проект
«Ознакомление с родным поселком как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
(Мой поселок Сельцо)
Воспитатель : Довгаленко М. А.
п. Сельцо
2023г
Содержание проекта :
1. Общие положения (название проекта).
Публикация «Проект „Ознакомление с родным поселком как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мое село, мой поселок
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2024
2. Актуальность выбранной темы.
3. Цели и задачи проекта.
4. Участники проекта. Сроки реализации проекта.
5. Обеспечение проектной деятельности.
6. Этапы проведения и реализации проекта.
7. Предполагаемые результаты (гипотеза).
8. Достигнутые результаты.
9. Библиографический список изучаемой литературы.
10. Приложение.
Общие положения
Актуальность данного проекта состоит в том, что в настоящее время в силу последних перемен всё более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным поселком возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально - практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, продуктивную деятельность.
Поэтому с детьми проводился целый ряд мероприятий:
- поисковая деятельность детей совместно с родителями,
- сюжетно-ролевые и дидактические игры по ознакомлению с родным поселком,
- интервьюирование детей,
-составление творческих рассказов, вместе с родителями сочинительство сказок, стихов о родном поселке,
- занятия по художественно-продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование)
-экскурсии в дом культуры, школьный музей Боевой Славы, школу Искусств, сельскую библиотеку, на животноводческий комплекс совхоза «Агротехника»
- целевые прогулки по поселку.
Воспитание чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решается в ДОУ, но результаты наблюдений за детьми и их родителями показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнения её новым содержанием. Поэтому возникла необходимость новой формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с историей, культурой поселка Сельцо.
На мой взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта : «Ознакомление с родным поселком, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Цель проекта :
- Формирование у старших дошкольников основ патриотизма.
Задачи проекта :
- Приобщать дошкольников к истории и культуре родного поселка, знакомить с местными достопримечательностями.
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного поселка, традициях.
- Развивать у детей познавательные процессы и мыслительные операции посредством занятий, игр и упражнений, осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного поселка.
- Воспитывать у детей чувство патриотизма и любви, привязанности к своей малой Родине.
-Воспитывать бережное отношение к поселку, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе; чувство гордости за своих земляков.
Вид проекта : Познавательный, групповой
Участники проекта : Дети 6-7 лет (подготовительная группа, родители, воспитатели.
Сроки реализации проекта : Краткосрочный (4 недели)
Обеспечение проектной деятельности :
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
1. подбор исторической литературы,
2. подбор интернет - материалов,
3. сбор воспоминаний старожилов поселка,
4. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки,
5. подготовка разного вида бросового материала
6. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
7. дидактические игры,
8. выставки книг, рисунков, поделок, альбомов.
Стратегия осуществления проектной деятельности :
Данный проект был апробирован в рамках МКДОУ №37 п. Сельцо с детьми старшего дошкольного возраста :
• в специально организованной деятельности;
• в совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей);
• в самостоятельной детской деятельности;
• в совместной деятельности детей и родителей.
.
Этапы проведения и реализации проекта :
I. Информационно-накопительный
• Изучение интереса детей для определения целей проекта.
• Сбор и анализ литературы, интернет-информации для взрослых и детей.
II. Организационно-практический
• Проведение познавательных занятий на темы :
“Мой поселок – прошлое и настоящее»,
«Моя Родина – Сельцо!» «Природа моего поселка», «Выдающиеся люди Сельцо»
• Оформление альбомов: “Достопримечательности п. Сельцо»,
«Мое Сельцо», «Поселок Сельцо», «Предприятие ЗАО «Агротехника»,
«Географическое местоположение поселка Сельцо»
*Словотворчество с родителями «Сочини рассказ о Сельцо»
• Оформление дидактических игр по краеведению:
«Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего поселка», «Поселок будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя деревня, вот мой дом родной»
• Выставка «Поселок, в котором я живу» (совместно с родителями)
• Лепка «Жители моего поселка»
• Экскурсии и фото-экскурсии по поселку.
• Разучивание стихов о родном поселке.
• Оформление коллажа «Мой поселок»
• Конструирование макета посёлка.
III. Завершающий
• Занятие “Я горжусь, что живу в поселке Сельцо!”
• Выставка продуктов детской деятельности.
• Оценка этапов реализации проекта детьми.
IV. Контрольно-рефлексивный
• Подведение итогов.
• Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Необходимые условия реализации проекта :
• интерес детей и родителей;
• методические разработки,
• интеграция со специалистами детского сада, Дома культуры, ЗАО «Агротехника"
Предполагаемый результат:
1. Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
3. Освоение доступных знаний об истории родного поселка.
4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному поселку, но если в ходе реализации проекта, дети приобретут знания об истории поселка, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто жил и прославил Сельцо, начнут проявлять интерес к событиям поселковой жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Достигнутые результаты:
Я считаю, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, делает познавательный процесс интересным и мотивационным.
Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться, как творческой личности.
• рост познавательной активности детей,
• повышение активности родителей в жизни и делах группы.
Хочется верить, что проводимая работа будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно – нравственными ценностями, гражданско – патриотическими чувствами, уважающего культурное, историческое прошлое и настоящее России.
Библиографический список изучаемой литературы:
1. Е. С. Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
2. И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
3. Л. Н. Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
4. Т. И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
5. М. Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
6. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
7. И. В. Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
8. З. А. Ершова, Н. А. Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…» Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М. : ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
9. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2004. - 156 с.
10. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
11. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
12. Материалы Интернет.
Приложение
Перечень дидактических игр
по ознакомлению детей с родным поселком.
1. «Где что находится». Учить ориентироваться по карте - схеме поселка, закреплять знания об инфраструктуре поселка. Карта – схема поселка, указка, фотоматериалы видов поселка.
2. «Найти отличия». Учить сравнивать о характерные особенности старого и современного поселка, развивать о мышления и речь. Закреплять знания о родном поселке, воспитывать интерес к его настоящему и прошлому. Фотографии или иллюстрации, изображения улиц и людей старого и современного поселка.
3. «Знатоки». Закреплять знания детей о достопримечательностях поселка, обогащать словарный запас детей. Фотографии видов поселка, главных достопримечательностей.
4. «Собери из частей целое». Учить из частей составлять целое, (из фрагментов – вид поселка). Разрезные картинки.
5. «Как зовут тебя деревце». Учить сравнивать и называть характерные особенности разных видов деревьев, растущих в поселке. Развивать память, речевую активность. Пазлы с изображением разных видов деревьев, листьев, плодов, семян.
6. «Экскурсии по поселку». Закреплять у детей навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов. Фотовыставка (ребенок – гид)
7. «Логическая цепочка» мир профессий и организаций. Учить детей думать, отгадывать загадки о профессиях, называть характер работы, учебное заведение, организация, в которой эта профессия нужна. Загадки – карты (врач – больница, поликлиника).
8. «Птицы нашего поселка». Закреплять представления детей о птицах нашего поселка, уметь отличать их по характерным признакам, образу жизни.
12. «Интервью». Учить детей составлять небольшой связной рассказ по теме: «Мой поселок». Воспитывать уверенность к себе, любовь к родному поселку, желание поделиться своими впечатлениями с другими. Микрофон корреспондентской газеты.
13. «Поселок будущего» Учить детей фантазировать, придумывать собственные названия улиц, уметь объяснять, почему именно так названа улица.
14. «Так бывает или нет» Учить находить и исправлять ошибки в описании родного поселка, развивать логическое мышление, воображение. Карточки с составленными рассказами о поселке, его объектах.
15. «Загадки о поселке» Формировать речевые навыки. Загадки об основных объектах поселка.
16. «Прекрасный веер» Закрепить представления «Защитники Отечества». Формировать словарь нравственных черт Защитников Отечества: смелость, отвага, бдительность, решительность, честность. Сказки, былины легендарных героев, земляков – героев Великой Отечественной Войны.
Перспективный план работы по ознакомлению с родным поселком
для детей подготовительной группы
Дата Тема Связь с другими видами деятельности
1 неделя «Мой поселок Сельцо» *Познание «Моя малая Родина»
*Изготовление альбомов совместно с родителями
«Мое Сельцо»
*«Географическое местоположение поселка Сельцо»
*Презентация «Река Тигода»
*«Откуда пошло название поселка?»
*Составление рассказов «Поселок, в котором я живу»
*Рисование «Сельцо», «Ночной поселок»
* Аппликация: Коллаж «Поселок, в котором я живу»
*Организация фотовыставки «Мы и наш поселок»
*Сбор старых фотографий поселка
*Интервьюирование старожилов поселка
* Изготовление альбома «Природа моего края»,
*Прослушивание песен о Любани, чтение стихов.
2 неделя Инфраструктура поселка.
*Изготовление альбома совместно с родителями
«Достопримечательности Сельцо»
(знакомство с основными объектами инфраструктуры поселка)
*Экскурсия по поселку
*Экскурсия в Дом Культуры
* Экскурсия в Школу Искусств
* Дидактическая игра «Путешествие по поселку»
*Конструирование «Макет Сельцо»
*Лепка «Жители моего поселка»
* Рисование «Дом, в котором я живу»,
«Мои впечатления от экскурсии в школу Искусств»
*Знакомство с флагом, гербом г. Любань.
Фоторепортаж с экскурсий.
3 неделя ЗАО «Агротехника» *Изготовление альбома совместно с родителями
*«Предприятие ЗАО «Агротехника»
Экскурсия на животноводческий комплекс
ЗАО «Агротехника»
*Беседа о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем поселке.
*Знакомство с разрушенными объектами поселка (баня, прачечная, котельная, пожарная служба, овощехранилище)
Лепка «Телята с нашей фермы»
Рисование «Коровушки», «Пожарная служба».
*Оформление стенда «Поселок, в котором я живу»
Фоторепортаж с фермы.
4 неделя Боевая слава поселка * Встреча с Масаловой Т. В. «Дети войны»
* Экскурсия в школьный Музей Боевой Славы.
*Рисование «Дорога жизни»
*Экскурсия в краеведческий уголок МКДОУ№37.
ДИАГНОСТИКА
Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном поселке
у детей 6 -7 лет
Задание 1. «Родной поселок»
Цель: Определить уровень знаний о родном поселке (знать название своего поселка, домашнего адреса, называть достопримечательности поселка)
Предварительная работа: Беседы, занятия, экскурсии
Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема поселка, фотографии с достопримечательностями поселка, фишки.
Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать объект и обозначить фишкой на карте его местонахождение.
Оценка результатов.
Высокий уровень (З балла)
Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Задание 2 «Символика родного города» Любань
Цель: Формировать характерные знания детей о флаге, гербе родного города.
Материалы: Герб и флаг города Любани.
Методы: беседа
Ход проведения: Беседы и рассматривание герба и флага города Любани.
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла).
Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику герба г. Юрги. Проявляет интерес.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется назвать значение цветов, используемых в флаге. Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.
Задание 3 «История народной культуры и традиций»
Цель: Формировать знания детей о культуре и традициях русского народа.
Предварительная работа: Беседы, занятия
Условия: Краеведческий уголок в МКДОУ № 37 «Русская изба», музей Боевой Славы СОШ.
Д / игра «Предметы русского быта»
Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта, назвать их, рассказать для чего их использовали. Рассмотреть экспозицию в краеведческом уголке.
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.
Задание 4. «Историко-географический и природный компоненты родного поселка»
Цель: Формировать знания детей о природных богатствах нашего поселка; об историко-географическом расположении родного поселка.
Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Д/игра «Обитатели реки Тигода»
Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении поселка, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем поселке? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки?
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень : (2 балла)
Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.
Задание 5 «Личностное отношение к родному поселку»
Цель: Определить отношения к родному поселку. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в поселке?
- Что интересного о родном поселке ты запомнил, посещая музеи?
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла) Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.
Средний уровень (2 балла) Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (1 балл) Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Уровни сформированности знаний о родном поселке
Фамилия
Имя
ребёнка Контрольные задания
Родной
город Символика
родного
города История
народной
культуры и
традиций Историко-
географический
и природный
компоненты
родного края Личностное
отношение к родному городу
у детей 6 -7 лет
Высокий уровень (13-15 баллов)
Знает название поселка, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, основные объекты инфраструктуры родного поселка;
знает и узнает флаг, герб города Любань, может объяснить символику герба г. Любань; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.
Средний уровень (8-12 баллов)
Знает название поселка, свой домашний адрес; флаг, герб города Любани; затрудняется назвать достопримечательности поселка (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (5-7 баллов)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, не знает названия поселка, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.