Оксана Саксонова
Проект «Ознакомление дошкольников с профессией дизайнера одежды» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В проекте раскрывается опыт работы по формированию познавательной активности, ценностного художественно-эстетического восприятия окружающего мира дошкольников через ознакомление с профессией дизайнера одежды с использованием краеведческого принципа.
Ключевые слова: художественно-эстетическое восприятие; декоративно-прикладное искусство; интеграция; познавательная активность.
Тип проекта - познавательно-творческий
Возраст детей - 6-7лет
Участники проекта. Дети, воспитатели, родители.
Длительность проекта- краткосрочный (2 недели)
Актуальность.
Социальная среда на современном этапе развивается очень стремительно и поэтому, в системе дошкольного образования встала необходимость ознакомления детей не только с традиционными профессиями, но и современными, которые органично включаются в образовательный процесс. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Ознакомление дошкольников с профессиями помогает формировать интерес к труду, проявлять ценностное отношение к результатам труда. Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности…».
Как показывает практика, современные дошкольники имеют слабые знания о современных профессиях и низкий словарный запас по данной теме. Для ознакомления дошкольников с творческими профессиями мы решили использовать проектный метод, который обеспечит интегративный подход в работе с детьми. Работа над проектом поможет овладеть знаниями о профессии дизайнера одежды, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно находить информацию о предметах или явлениях. Мы воспитываем у дошкольников художественно-эстетическое восприятие через наблюдения за природой, ознакомление с произведениями искусства, а данный проект поможет увидеть детям красоту в одежде, раскрыть ее роль во внешнем виде человека и воспитать такие личностные качества как: аккуратность, бережливость.
В начале работы мы определили целеполагание и сформулировали задачи.
I ЭТАП. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
Цель:
- формирование представлений детей о творческих профессиях, в том числе модельера-дизайнера одежды, интереса к коллективной, игровой, познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- Развитие познавательной активности детей.
- развитие эстетического восприятия мира, художественного творчества взрослых и детей посредством ознакомления с творческим трудом взрослых;
- стимулировать детей к проявлению воображения, фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
- расширение представлений детей о профессии модельера-дизайнера одежды;
- побуждать детей к поисково-исследовательской деятельности при ознакомлении с тканью и её свойствами;
- воспитывать у детей интерес, эстетическое отношение к окружающей действительности;
- Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к результатам труда.
Планируемые результаты проекта:
- формирование умений и навыков работы с различным материалом (природным, бросовым)
- расширение и систематизация знаний детей о работе модельера – дизайнера одежды;
- развитие творческого воображения, чувство цвета и стиля.
2 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Работу мы начали с создания условий для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс для дошкольников стал увлекательной деятельностью. Создание условий обеспечивает обогащение детей знаниями об окружающем: о предметах, явлениях, событиях; о взаимоотношениях людей в процессе трудовой деятельности. Правильно созданная предметно-развивающая среда позволила:
- активизировать познавательную активность воспитанников;
- выявить интересы и способности воспитанников;
Среда в группе была пополнена дидактическими играми, атрибутами к сюжетно-ролевым играм, материалами для изобразительной и исследовательской деятельности. В ходе подготовительного этапа была проделана следующая работа:
1. Подобрана методическая литература.
2. Подобран иллюстративный и наглядно-дидактический материал.
3. Разработаны конспекты мероприятий согласно плану проекта.
4. Разработан перспективный план реализации проекта.
3 ЭТАП. ПРАКТИЧЕСКИЙ.
При проведении образовательной деятельности с воспитанниками мы старались использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. В работе над проектом использовали традиционные и нетрадиционные формы работы. Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические, сюжетно-ролевые игры. Самой интересной формой по ознакомлению с трудом взрослых являются экскурсии. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на их отношение к людям труд, позволяет более подробно узнать о той или иной профессии. Современные информационно –коммуникативные технологии позволяют дошкольникам совершать виртуальные экскурсии, полученные детьми знания они используют в организации сюжетно-ролевой игры.
Работа над проектом проходила через пять образовательных областей.
Речевое развитие.
Отгадывание загадок, чтение стихов про одежду и профессии.
Чтение художественной литературы:
В. Маяковского «Кем быть?»; К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла». Александрова «Сарафанчик». С. Михалков «А что у вас?». Братья Гримм «Храбрый портняжка»; С. Маршак «Вот какой рассеянный»; Н. Носов «Живая шляпа», «Заплатка». В. Д. Берестов «Картинки в лужах».
Познавательное развитие.
Беседы: «Почему осенью люди меняют одежду?»,
«Обувь и головные уборы»,
«Из чего делают одежду?»
ООД социальный мир «Модельер – дизайнер современной одежды»
ООД викторина «Все профессии нужны, все профессии важны»
Просмотр видеофильма «Профессия модельера – дизайнера одежды»,
«Модные показы»
мультфильма «Кем быть?»
презентации «Из прошлого одежды»
Опыты с тканью: знакомим со свойствами ткани: не рвётся, намокает, мнётся.
«Определи на ощупь», «Свойства кожи и ткани».
Художественно-эстетическое развитие.
ООД по рисованию «Хохломские напевы»
ООД по рисованию «Кем ты хочешь быть?»
Коллективная аппликация «Мы дизайнеры»
Рассматривание журналов с модной одеждой,
Создание альбома «Одежда от прошлого до настоящего», «Национальные костюмы народов мира»,
Создание коллекции тканей.
Творческое задание «Нарисуй платье для куклы»; «Укрась одежду хохломским узором».
Дидактические игры «Профессии», «Женские и мужские профессии», «Что нужно для того чтобы…» игра-лото, «Подбери одежду по сезону»
Социально- коммуникативное развитие.
Экскурсия с детьми подготовительной группы:
- на швейную фабрику,
- в магазин одежды
- экскурсия в пределах детского сада «Работа кастелянши»
- проведение дня родительских профессий
Сюжетно-ролевая игра «Бутик модной одежды» «Ателье» Творческие игры «Собираемся на бал», «Модницы», «Модное агентство», «Фото сессия с лучшими моделями»
Настольные игры «Одень куклу по сезону», «Ателье», «Я дизайнер», «Профессии», «Одежда»
Физическое развитие.
Пальчиковая гимнастика «Одежда»
Физкультминутки «Профессии»
Динамическая пауза с элементами зрительной гимнастики.
Родители воспитанников являются нашими активными союзниками и помощниками в реализации поставленных задач. Для родителей были проведены консультации «Как знакомить детей с трудом взрослых», «Пример взрослых в выборе профессии», «Знакомство детей с трудом взрослых в детском саду». Свою фантазию, творчество, проявили родители при оформлении выставки детско-родительских работ «Я- модельер дизайнер», «Кем быть?».
4 ЭТАП. В ходе презентации проекта, которая прошла в виде развлечения «Модное дефиле» дети отгадывали загадки о профессиях, играли в игры и демонстрировали разные виды одежды (спортивная, деловая, праздничная) в соответствии с созданным образом.
Диапазон деятельности.
1. Создана коллекция тканей.
2. Разработаны конспекты организованной образовательной деятельности с детьми.
3. Изготовлена дидактическая игра «Ателье».
4. Приобретены и изготовлены атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Дом моды».
5. Создан лэпбук по теме «Дом моды».
Выводы.
Ознакомление дошкольников с профессией –дизайнера одежды помогло сформировать художественно- эстетическое восприятие окружающего мира, способствовало развитию творческой активности и интереса к изобразительной деятельности. При создании своих авторских моделей дети использовали часто нетрадиционные материалы, украшали свои изделия хохломскими узорами, тем самым проявляя свою индивидуальность.
Использованная литература:
1. Алябьева Е. Поиграем в профессии. Кн. 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет. М. : Сфера, 2014.
2. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. М., 2004.
3. Дорожин Ю. Искусство – детям: Первые уроки дизайна. М. : Мозаика-Синтез, 2013.