Екатерина Буренкова
Проект для старшей группы «Озеро Байкал»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Озера Байкал»
для старшей группы
Тип проекта : исследовательский
Вид: Групповой
Состав участников: дети, родители, педагоги
Сроки проведения: Краткосрочный с 1 сентября 2017 по 1 октября 2017
Возраст детей 5-6 лет
Авторы: Воспитатели подготовительной группы Буренкова Е. А.,
Публикация «Проект для старшей группы „Озеро Байкал“» размещена в разделах
Цель проекта : Познакомить детей с уникальностью озера Байкал, и животным миром. Воспитывать у детей бережное, гуманное и созидательное отношение к природе нашего сибирского края.
Задачи проекта :
1. Знакомить детей старшего дошкольного возраста с многообразием животного и растительного мира озера Байкал; дать понятие о том, что большинство видов животных и растений эндемичны, т. е. больше в мире нигде не встречаются.
2. Принимать участие совместно с родителями воспитанников в природоохранных акциях, воспитывать желание сохранять накопленный опыт предшествующих поколений.
3. Формировать активную жизненную позицию детей дошкольного возраста по сохранению уникальной Байкальской экосистемы.
4. Воспитывать у детей бережное отношение к родной природе и ко всему живому.
Материально-технические ресурсы:
Художественная и научная литература по тему;
Иллюстрации, картины, фотографии, зарисовки;
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
Материалы для продуктивной деятельности (акварель, пластилин, цветная бумага и картон и т. д.)
Дидактические игры, настольно-печатные, словесные игры;
Атрибуты для подвижных игр;
Музыкальные произведения, музыкальный центр;
Картотеки пословиц, поговорок, загадок, считалок по теме;
Наборы для конструирования (строительный конструктор, палочки)
Перспективный план
С 1 сентября по 1 октября
Форма работы Программные задачи Развивающая среда Деятельность детей Работа с родителями
Самостоятельная Совместно с родителями
Беседа «Озеро Байкал» Познакомить детей с озером Байкал и его обитателями Создание альбома фотографий озера Рассматривание иллюстраций озера Байкал Беседы дома о озере Байкал Консультация в приемной «Озеро Байкал»
Создание коллажа «Озеро Байкал и его обитатели» Закрепление знаний детей о озере Байкал Создание коллажа.
Уголок познавательной литературы (энциклопедии, познавательная и художественная литература, легенды, сказки, карта России, глобус). Работа с коллажем в течение всего учебного года Пополнение коллажа Фоторепортаж озеро Байкал, в дополнение к коллажу
Выставка детского творчества «Мы любим Байкал» Продолжаем закреплять ценность озера Байкал в жизни человека. Развитие творческих способностей детей Выставка детского рисунка в приемной группы
Картотека стихов о озере Байкал Рассматривание работ друг друга.
Разучивание стихотворений «Озеро Байкал» Дети проводят для родителей экскурсию по своим рисункам Создание дома совместно с детьми книжек историй «Озеро Байкал»
Встреча с интересными людьми которые были на озере Байкал Расширение знаний детей о озере Байкал Создание папки «Озеро Байкал» Участие в беседы встреча с интересными детьми, рассказывание стихов о озере байкал. Участие во встрече с интересными людьми Участие во встрече с интересными людьми
Дидактическая игра «Обитатели озера Байкал» Развитие внимания, ориентировке в пространстве, творческой инициативы. Создание дидактической игры «Обитатели озера Байкал» Изготовление дидактической игры, обозначение правил игры. Совместная игра со сверстниками Закрепление знаний о обитателях озера Байкал Совместное изготовление игр про Озеро Байкал дома
Игра – путешествие «Погружение в озеро Байкал» Познакомить детей со шкалой глубин и со шкалой высот Создание шкалы глубин и шкалы высот.
Пиктограммы (мимическое отражение настроения) – формирование словаря, чувств. (Байкал грустный, грозный, приветливый и др.) Изготовление шкалы глубин и высот Подбор обитателей для шкалы высот и глубин Консультация «Нерпа – загадочный зверь Байкала».
Акция в защиту природы озеро Байкал Приобщение детей и родителей к поддержке чистоты на озере Байкал Плакаты, и макеты в поддержку озера Байкал Рассказать о акции в защиту природы озера Байкал Рассказать о акции в защиту природы озера Байкал Создание совместно с детьми плакатов и макетов в поддержку озера Байкал
Аппликация в нетрадиционной технике «Нерпенок нежится на льдине» Учимся работать в нетрадиционной технике аппликации со жатой бумагой Создание альбомов Флора и Фауна озера Байкал Беседа о обитателях озера Байкал, рассматривание альбомов Флора и Фауна озера Байкал. Просмотр видео фильмов «Подводный мир Байкала» Буклеты в приемной
«Жизнь озера Байкал»
Викторина «Знатоки Байкала» Закрепление полученных знаний на практике -Экологическая мини-лаборатория (стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная по составу земля, листья, ветки, мох, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).
Участие в Викторине «Знатоки Байкала»
Просмотр видеофильмов «Кругосветное путешествие Хрюши и его друзей», «Уникальные животные Байкала». Экскурсия в виртуальный музей «Серебристое богатство Байкала» Пополнение художественной и познавательной литературы.
Загадки о подводном мире, о животных, обитающих на берегу озера Байкал. Развитие логического мышления Картотека загадок
Картотека ребусов
Картотека опытов и экспериментов Пальчиковая гимнастика "Рыбка
спользование карт, составление планов – развитие мышления, образного восприятия (складывание разрезной карты Байкала, составление маршрута для путешествия по тайге). Проведение опытов : «Очистим воду Байкала», «Фильтруем грязную воду» Консультация «Озеро Байкал. Самые интересные факты»
Этюд "Море волнуется". Учимся ставить этюд под музыку Подбор музыкальных произведений и художественной литературы Слушание аудио записи «Шум моря», Музыкально-дидактическая игра «Кого встретил на своем пути омулек?» Чтение бурятских сказок дома детям Мастер – класс по изготовлению оригами «Нерпа»
Сюжетно – ролевая игра: «Зоомагазин» Продолжаем учится брать на себя роли выстраивать отношения в игре Изготовление атрибутов для с. р. игры Зоомагазин Решение проблемных ситуаций «Что будет, если вся вода на Земле станет грязной»; «Что ты можешь сделать, если увидишь пожар в тайге»; «Как ты объяснишь другу, что нельзя рвать цветы из Красной книги». Разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?»
Оформление выставки семейных поделок «Серебристое царство Байкала»
Занятие «Чудеса Озера Байкал» Познакомить с богатствами озера Байкал Д/игра «Озеро Байкал»
эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»
Целевые прогулки. Оформление родительского уголка: размещение консультаций Родительское собрание «Экологическое воспитание детей в семье»
Этапы проекта :
Подготовительный этап.
• Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями
• Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
• Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.
• Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
• Подбор песен, музыкальных композиций, связанных с тематикой проекта.
2. Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми:
• Образовательная деятельность: Ознакомление с окружающим миром «Путешествие по Байкалу», «Путешествие в подводное царство Байкала», Аппликация «Нерпа на льдине».
• Знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке", "У Лукоморья дуб зелёный", "Сказка о Царе Салтане", Русская народная сказка "По щучьему велению", П. П. Ершова «Конек-горбунок», Филиппинская сказка «Почему вода в море солёная», Г. Х. Андерсен «Русалочка».
• Разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок, словотворчество;
• Рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море».
• Прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды».
• Просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».
• Рассматривание книг, иллюстраций, открыток о Байкале (Расширять кругозор детей об обитателях Байкала, их жизни, среде обитания, особенностях внешнего вида).
• Беседа «Берегите природу» (обратить внимание детей на то, что природа нуждается в нашей заботе и внимании. Вызвать у детей желание беречь природу, помогать сохранять ее. В процессе беседы активизировать и обогащать речь детей).
• Познакомить детей с «Красной книгой». Беседа на тему «Рыбалка на Байкале. Охрана обитателей озера».
• Сюжетно – ролевая игра: «Зоомагазин», «Рыбаки»
• Этюд "Море волнуется".
• Слушание аудио записи «Шум моря», Музыкально-дидактическая игра «Кого встретил на своем пути омулек?»
Целевые прогулки.
• Разучивание стихов, песен о подводном мире и его обитателях.
• Пальчиковая гимнастика "Рыбка"
• Просмотр фильма: «Подводный мир Байкала»
• Вечер загадок «Угадай, кто это?»(рыбы Байкала)
Интегрированное мероприятие «В гости к подводным обитателям Байкала»
Мероприятия по работе с родителями:
• Организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок.
• Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок – игрушек совместно с детьми.
• Консультации для родителей на темы:
«Сохраним Байкал для потомков»
«Воспитание любви к природе»
«Экологическое воспитание детей в семье»
«Рыбы бывают разные»
Предполагаемый результат:
Дети узнают и называют существенные признаки рыб, знают их строение;
Появился интерес к изучению окружающего мира, родной природе;
Дети начали положительно и бережно относится к природе, замечать красоту и многообразие подводного мира.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Список литературы: 1. Выгонов В. В., Захарова И. В. Оригами для малышей. – М. : Издательский дом МСП, 2007. – 128 с. : ил.
2. Михайлова – Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО / Л. В. Михайлова – Свирская. – М. : Просвещение, 2015. - 95 с. : ил.
3. Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов / атв. -сост. Т. В. Гулидова. – Волгоград: Учитель. – 135 с.
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2015. – 128 с., ил.
5. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. -М. :МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2012.-160 с.
6. Карпухина Н. А. Программная разработка образовательных областей «Познание», «Социализация» в средней группе детского сада. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ-Воронеж: ООО «Учитель», 2013-280 с.
7. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. -М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012.-96 с., цв. вкл.
8. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. -М. : Мозаика-Синтез. 2009.-80 с.
9. Маленькая энциклопедия Сибирячка. Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск. Редакция журнала «Сибирячек» 2002г.
10. Г. И. Галазий «Байкал в вопросах и ответах»