Наталья Павлова
Проект «От зерна до каравая»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «От зерна до каравая»
ВИД ПРОЕКТА : информационно-исследовательский.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : краткосрочный (2 недели).
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : Дети старшей группы, воспитатели и родители.
АКТУАЛЬНОСТЬ: Меняются времена, меняется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. Хлеб в нашей стране- это символ благополучия и достатка. Хлеб является результатом кропотливого труда множества людей. «Хлеб – всему голова» - не пустые слова, а народная мудрость. Наш народ хлебосолен. Дорогих гостей мы встречаем хлебом-солью, иногда даже не задумываясь о самом слове и значении слова «хлеб». Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства, прививать эту любовь и в семье, и в детском саду, и в школе. Для того чтобы воспитать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлеборобов и пекарей, гордость за нашу Родину и патриотизм – нужно проводить беседы о хлебе, читать соответствующую художественную литературу, знакомить с профессиями, с культурными обычаями традициями нашего народа. Без уважения к родной земле, к истории и культуре своего Отечества невозможно воспитать полноценно развитую личность.
Публикация «Проект „От зерна до каравая“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
ПРОБЛЕМА: Низкий уровень знаний детей о ценности хлеба о его роли в жизни человека, о труде людей выращивающих хлеб. Многие дети относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски). Как же научить детей бережно относиться к хлебу, уважать труд людей выращивающих хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.
ГИПОТЕЗА: Получение хлеба – это результат труда разных профессий. Если дети будут знать, сколько труда затрачено для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будут бережнее относится к нему.
ЦЕЛЬ: Воспитание духовно-нравственных и культурных ценностей у детей через уважительное отношение к Родине, своему народу, народным традициям, формирование у них представлений о ценности хлеба, общественной значимости труда хлеборобов и пекарей.
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА :
Создать развивающую среду, подобрать необходимый материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- сформировать у детей представления о ценности хлеба;
- получить знания о том как выращивается хлеб;
- воспитать бережное отношение к хлебу;
- воспитать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей участвующих в производстве хлеба.
ЗАДАЧИ:
обучающие:
- научить обобщать и систематизировать знания детей о хлебе (процесс выращивания, сбор урожая, процесс обработки зерна и получения муки, выпечка хлебных продуктов, расширить представления о разнообразии хлебобулочных изделий;
- научить анализировать и делать выводы;
- научить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;
развивающие:
- обогатить словарный запас у детей;
- развить творчество и фантазию, воображение, мышление, интерес и любознательность, внимательность и наблюдательность.
воспитательные:
- воспитать бережное и уважительное отношение к хлебу, к труду хлеборобов и пекарей;
- воспитать национальную гордость за мастерство народа, интерес к народной культуре, пополнить знания детей о русских традициях, связанных с выращиванием хлеба на Руси;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Ход РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
КОММУНИКАЦИЯ:
- расширение и обогащение словарного запаса (прилагательные, обозначающие качества хлеба, однокоренные слова);
- рассматривание иллюстраций с изображением сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба, иллюстраций с изображением хлебобулочных изделий, ржи, пшеницы, беседы по ним;
- рассматривание и обсуждение репродукций картин русских художников: И. Шишкин. «Рожь», А. Венецианов «На пашне», Ерышева «Хлебное поле»;
Беседы:
- «Как хлеб на стол пришел»;
- «Какой бывает хлеб»;
- «Как испечь хлеб дома»;
- «Хлеб – всему голова».
Пальчиковые игры:
- «Откуда хлеб пришел?»;
- «На блины»;
- «Тесто».
Проговаривание скороговорок о хлебе:
- Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку;
- Хорош пирожок- внутри творожок;
- Саша любит сушки, Соня – ватрушки;
- Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:
- Будет хлеб, будет и обед;
- Без соли невкусно, а без хлеба несытно;
- Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош;
- Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь;
- Хлеб- Батюшка, Вода – Матушка;
Приметы о хлебе:
- Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу;
- Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Чтение художественной литературы о хлебе:
- русские народные сказки «Колобок», «Колосок», «Крылатый, мохнатый да масляный»;
- М. Пришвин «Лисичкин хлеб»;
- Дж. Родари «Какого цвета ремесла»;
- В. Дацкевич «От зерна до каравая»;
- К. Чуковский «Чудо – дерево»;
- Я. Аким «Хлеб»;
- И. Токмакова «Что такое хлеб»;
- К Паустовский «Теплый хлеб»;
- заучивание стихотворения С. Погореловский «Вот он – хлебушек душистый».
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ» :
Игровая деятельность:
- сюжетно- ролевые игры: «Пекарня», «Булочная», «Кулинария» :
- кукольный театр по сказке «Колобок» :
- русская народная хороводная игра «Каравай»;
-дидактические игры: «Что сначала, что потом?», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий», «Назови профессии», «Угадай на вкус?», «Кто что делает?».
- подвижные русские народные игры: «Горелки», «Салки», «Гуси – лебеди», «У медведя во бору», «Прятки», «Жмурки»;
«Художественное творчество» :
- лепка разнообразных хлебобулочных изделий из соленого теста;
- рисование «Колосья в вазе», «Пшеничное поле»;
- аппликация «Хлебный колос»;
Опытно – экспериментальная деятельность:
- эксперименты с землей;
- опыты по выращиванию семян (пшеницы);
- превращение зерна в муку (кофемолка).
«Познание» :
- рассматривание иллюстраций: пшеница, рожь;
- «путь зерна до каравая» (процесс выращивания, обрабатывания, сбора, сортировки, хранения зерновых культур);
- транспорт (трактор, культиватор, комбайн, сеялка);
- хлебобулочные изделия;
- дегустация хлебных продуктов;
- обсуждение разнообразия форм хлебобулочных изделий.
«Труд» :
- беседа о труде хлеборобов и пекарей, о результатах труда людей этих и других сельскохозяйственных профессий (пахарь, мукомол, хлебороб, тракторист, агроном, сеятель, пекарь и др.); беседа о ценностном отношении и уважении к этому труду и его результатам;
- знакомство с последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями в ходе обсуждения произведений художественной литературы.
«Здоровье» :
- беседа с детьми о пользе и питательной ценности хлеба в питании человека.
«Взаимодействие с родителями» :
- посещение родителями с детьми хлебного магазина (рассматривание ассортимента, названий);
- предложить детям вместе с родителями найти и выучить пословицы и поговорки о хлебе;
- подготовить с родителями «рецепты бабушек и мам» (хлеба, хлебобулочных изделий, пирогов).
ИТОГ ПРОЕКТА :
- выставка рисунков и поделок на тему: «От зерна до каравая»;
- кулинарная книга: «Рецепты бабушек и мам»;
- викторина для детей на тему: «Хлеб – всему голова»;
- плакат на тему: «Вот он – хлебушек душистый!».
ВЫВОД:
В ходе проектной деятельности по заданной теме, дети усвоили большой объем материала о русских традициях, обычаях, связанных с выращиванием хлеба на Руси, узнали о процессах обработки зерна и выпечки разнообразных хлебобулочных изделий, о ценности хлеба для русского народа, его роли для каждого человека. В ходе освоения темы проекта у детей появилось стремление к выполнению оригинальных творческих работ из соленого теста. В уважительном отношении к труду, дети перестали крошить хлеб во время еды, баловаться, играть с ним. Они теперь знают цену хлеба и сколько труда было вложено даже в самый маленький кусочек. Дети узнали откуда пришел хлеб, какое значение имеет в жизни человека. Через чтение художественной литературы воспитывали бережное и уважительное отношение к хлебу.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. А. «Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников». Методические рекомендации к частям 1 и 2 для воспитателей. М. Баласс, 1999г.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. Мозайка – синтез. 2008г.
3. Голицина Н. С. «Экологическое воспитание дошкольников» М. Мозайка – синтез. 2008 г.
4. Николаева С. Н. «Любовь к природе воспитываем с детства» М. Мозайка – синтез. 2002 г.